Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Какой бывает вода?"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект разработан к уроку окружающего мира  в 1 классе по программе "Школа 21 века". На уроке дети знакомятся с некоторыми свойствами воды и тремя её состояниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА?

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с естественнонаучным понятием состояния воды, определения опытным путем перехода воды из одного состояния в другое, некоторых свойств воды; формирование умений вести наблюдения за особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и делать выводы по результатам наблюдений; способствовать развитию речи, памяти, мышления, интереса к предмету; воспитывать у учащихся бережное отношение к воде.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать естественнонаучное понятие состояния воды, определять опытным путем переход воды из одного состояния в другое, свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – составлять план и последовательность действий.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – знакомиться с естественнонаучным понятием: «состояние воды»; определять свойства воды опытным путем.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: самоопределение – демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: 

у учителя: материал  для  проведения  опытов  (см. учебник, с. 88–89); таблички для схемы; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; для исследования агрегатных состояний воды: штатив, спиртовка, чашечка для воды, лёд, стеклышко, щипцы для стекла, спички;

у учащихся: учебник, рабочая тетрадь; стакан с водой, салфетка, подложка для оборудования к опытам.   


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Я надеюсь, что этот урок принесёт нам и радость общения друг с другом, и новые открытия. Желаю всем успеха и удачи!

Настрой на работу.

1 мин

2

Актуализация знаний учащихся.

Интерактивный

СД «Мир природы». Познавательные материалы по окружающему миру.

Загадки о состояниях воды.

Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы расцветают.
Мне очень жаль людей,
Которых на свете ну ничто не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире?

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадки.

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? Что это? (Дождь.)

На дворе переполох: с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. Что это? (Град.)

Рыбам в зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. Что это? (Лёд)

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали;

А пошли искать их днём –

Ищем, ищем, не найдём. Что это? (Роса)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.  Что это? (Туман)

Серебристой бахромой

На ветвях сидит зимой,

А весною на весу

Превращается в росу. Что это? (Иней)

(На доске прикрепить слова-отгадки и открыть.)

 

- Почему все эти слова здесь собрались вместе? Как вы думаете, что их объединяет?

- Мы услышали столько предположений! Но чтобы понять, близки ли они к истине, я предлагаю всем нам стать участниками небольшого эксперимента. Вы готовы экспериментировать?

Выделяют существенную информацию из текста загадки.

Выдвигают гипотезы.

Слушают собеседника. Контролируют правильность ответов.

Отгадывают загадки. Выдвигают предположения о теме урока.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

4 -5 мин

3

Открытие учащимися новых знаний.

 

Презентация

Слайд № 2

Слайды № 3, 4

Слайды № 5, 6, 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

1. Опытно-экспериментальная работа.

- Чтобы проверить ваши предположения, проведём несложные опыты.

Опыт № 1. 

Протрём классную доску мокрой тряпкой. Остался мокрый след.

- Как вы думаете, что произойдёт с этим следом очень скоро? (Предположения детей.)

- Чтобы проверить правильность ваших предположений, нам придётся намного подождать.

Опыт № 2.

- Я предлагаю в это время внимательно посмотреть на стакан. Что в нём? (Вода.)

- Давайте нальем воду на любую поверхность, или на блюдо.

- Что происходит с водой? (Растекается.)

- Да, она растекается в разные стороны. Почему? (Она жидкая.)

- В этом случае можно сказать, что вода находится в жидком состоянии.

- Сейчас мои помощницы раздадут вам кое-что. Что это? (Лёд.)

- Возьмите кусочек льда в руки. Что вы видите?  (Лёд тает, превращаясь в воду.) Значит, лёд - это что? (Вода.)

- Опустите оставшиеся льдинки в стакан с водой. Утонули льдинки? (Нет.)

- Как вы думаете, что произойдёт с ними дальше? (Они растают и станут водой.)

- В каком состоянии была вода, когда вам раздали льдинки? (В твёрдом.)

- В какое состояние она перешла? (В жидкое.) Что помогло нам увидеть переход воды из твёрдого состояния в жидкое? (Тепло наших рук.)

- Так что же необходимо для перехода воды из твёрдого состояния в жидкое? (Тепло.)

- Как вы думаете, возможен ли обратный переход этой воды из жидкого состояния в твёрдое? При каком условии это возможно? (При наличии холода.)

- А можно ли летом получить лёд? Как?

2.  Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Шагаем на месте.

Наклонились и умылись.

Наклоны вперед, руки на поясе.

Раз, два, три, четыре,

Хлопаем в ладоши.

Вот как славно освежились.

Встряхиваем руками.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Круги двумя руками вперед.

Одной, другой – это кроль.

Круги руками вперед поочередно.

Все, как один, плывем как дельфин.

Прыжки на месте.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Шагаем на месте.

3. Продолжение опытно-экспериментальной работы.

- Пора продолжить наши наблюдения за водой.

Опыт № 3.

- Давайте нальём в чашечку немного воды.

- Поместим чашечку с водой над горелкой и понаблюдаем, что произойдёт.

- Как вы думаете, что мы сейчас увидим?  (Предположения детей.)

Вода закипает.

- Что вы видите? (Появился пар.)

- Откуда же он взялся, ведь в чашечке была вода?  (Вода из жидкого состояния перешла в газообразное.)

- Кипение – это быстрое испарение. А пар – это газообразное состояние воды.

- Так при каком условии жидкая вода становится газообразной? (При наличии тепла.)

- А что произойдёт, если мы подержим над паром небольшое прозрачное стёклышко?  (Предположения детей.)

- Давайте проверим, правильно ли мы предполагаем.

- Что вы видите? (Стекло запотело.) Почему? Что произошло? (Предположения детей.)

- Подержим стёклышко ещё немного.

- Что вы теперь заметили? (На стекле появились капельки воды.)

- Каким же образом на стекле появилась вода, ведь мы все видели, что та вода, что была в чашечке, превращалась в пар? (Пар прикоснулся к холодному стеклу и превратился снова в воду.)

Верно, вода из газообразного состояния уже перешла в жидкое, т.к. мы видим её капельки, а пар - невидимый.

- Что же необходимо, чтобы пар превратился в воду? (Холод.)

- Ребята, так откуда по утрам, на листиках растений появляются капельки росы?  (Высказывания детей.)

- Водяной пар всегда есть в воздухе. Ночью он охлаждается и превращается в капельки воды – росинки, т.е. вода газообразная превращается в воду жидкую. (Схема выпадения росы.)

- Солнышко пригрело, и вода исчезла. Произошло ещё одно чудесное превращение воды. Вода жидкая испарилась, т.е. превратилась в невидимый пар. Что же понадобилось для этого превращения? (Солнечное тепло.) (Схема испарения росы.)

- А сейчас давайте вернёмся к нашему первому наблюдению. Внимательно посмотрите на доску. Что вы видите?  (Мокрое пятно исчезло.)

- Почему пятно исчезло?

- Куда же делась та вода, которая делала доску мокрой? (Вода жидкая превратилась в воду газообразную – в пар, который остался в нашей классной комнате, и он невидим.) (Схема испарения.)

4.  Физкультминутка

Вы слыхали о воде?

Лёгкий наклон вперёд, руки разводят в стороны.

Говорят она везде!

Руками изображают вертикальный круг.

В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Руками перед собой изображают сначала маленькую ёмкость, затем побольше, огромную.

Как сосулька, замерзает

В лес туманом заползает.

Показывают руками вниз

и смотрят.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!

Имитируют действия.

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

- Ребята, способна ли вода нас удивлять?

- Чем удивительна вода? (Может быть в трёх состояниях.)

5. Работа с учебником.

- Откройте, пожалуйста,  учебник на с. 88 и рассмотрите схему.

- Назовите, какие картинки изображают жидкое состояние воды? (Роса.)

- Какие картинки изображают газообразное состояние воды?  (Пар, туман.)

- Какие картинки изображают твёрдое состояние воды? (Град, снег, лёд, иней.)

- Как же вода переходит из одного состояния в другое? (ответы детей).

Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твёрдое, т.е. замерзает, превращаясь в лёд.

Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется, превращаясь в пар.

6.

- Так какой же бывает вода в природе?

Вывод: вода в природе бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град, снег, иней – твёрдое состояние. Роса, дождь – жидкое.

- Как вы полагаете, сейчас мы готовы ответить на вопрос: Почему все эти слова-отгадки собрались вместе? Что их объединяет? (Всё это разные состояния одного вещества – воды.)

Дети выдвигают гипотезы, наблюдают.

Выдвигают гипотезы

Проверка выдвинутых гипотез (опытным путём).

Делают выводы.

Просмотр слайда презентации

Выполняют физкультминутку                    

17 мин

2мин

2 мин

 3 мин

Первичное закрепление

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

  1. Речевая разминка.

 - А сейчас откройте, пожалуйста,  тетради на стр. 36.

Авторы тетради предлагают нам поиграть.  Я буду зачитывать вопросы, а вы будете давать дружные хоровые ответы, используя слова «да» или «нет». Будьте внимательны.

1) Лёд – это вода? (Да.)

2) Роса – это вода? (Да.)

3) Если из тучи идёт вода, то это дождь? (Нет. Снег, град, дождь.)

4) Если вода замёрзнет, то это лёд? (Нет. Снег, иней, лёд.)

5) Если на деревьях иней, то это вода? (Да.)

2. Самостоятельная работа.

- А сейчас посмотрим, насколько внимателен был каждый из вас на уроке.

Вам предстоит самостоятельно справиться вот с таким заданием:

- Найдите в этой схеме картинки, изображающие воду в жидком состоянии, и обведите их зелёным карандашом.

- Картинки, изображающие воду в газообразном состоянии, обведите красным карандашом.

- Картинки, изображающие воду в твёрдом состоянии, обведите синим карандашом.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Речевая разминка

Работают над схематическими рисунками «Три состояния воды».

Просмотр слайда

презентации  

 2 мин

2 мин

6 

Рефлексия

Слайд № 14

Наш урок оканчивается. Вспомните, какие мысли, чувства, настроения вызвал у вас этот урок? Если вам было скучно, трудно приклейте в верхнем левом уголке тетради тучку. Если вам было интересно, и урок понравился, приклейте в уголке тетради солнышко.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 1 классе  системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»...

конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему Луна бывает разной?"

УМК "Школа России" Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.   На данном уроке применяется деятельностны...

Конспект урока окружающего мира "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Какая бывает промышленность»Цели урока:·        познакомить с понятием «промышленность» и отраслями промышленности.План...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Какая бывает промышленность.Цели урока: познакомить детей с отраслями промышленности; показать связь развития экономики и экологии.Планируемые результаты:·...