Урок окружающего мира. 4 класс, УМК НИШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Петрачкова Ольга Николаевна

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_petr_1.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

«Царь Петр Великий – первый император России»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I .

Задачи:

1)активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

2)воспитывать бережное отношение к историческому прошлому, чувство патриотизма и гордости за свою Родину,

3)формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории;

4)воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.

5)организовать деятельность обучающихся по формированию универсальных учебных действий.

Планируемые результаты урока:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные: Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные: Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные: Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

Дидактические материалы:

  • Презентация «Петр Великий»
  • Карточки с заданиями  для учащихся.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Все ли у вас готово к уроку, посмотрите.

Эмоциональный настрой. На улице весна, нам в окна светит солнышко, улыбнитесь новому дню. Друг другу, гостям, мне. У нас с вами все сегодня получится. Сегодня мы будем работать по группам. Вспомните правила работы в группе.

2. Актуализация знаний.

Учитель.

У нас урок окружающего мира.

Но сегодня он немножко необычный. На каждом уроке мы узнаем что-то новое. И сегодня я предлагаю вам отправиться за новыми знаниями на фрегате.  Кто может сказать что такое фрегат? А где мы можем уточнить значение слова? В толковом словаре.

Фрегат – это военный парусный трехмачтовый корабль. Какой это вид транспорта? Какие еще виды водного транспорта вы знаете?

Но чтобы отправиться в путешествие, надо приобрести билеты, правильно ответив на вопросы по пройденному ранее материалу.

1. Правнук Дмитрия Донского освободил русскую землю от ордынской зависимости в 1480 году.

2. Куликовская битва произошла в 1612 году.

3.  Христианство на Руси было принято в 882 году.

4.  Сильное государство Золотую Орду создал Батый.

5. При Дмитрии Донском Кремль был белокаменным.

- Поменяйтесь листочками в парах и проверьте работу товарища.

Ответы:

  1. +
  2. +

 

             

Критерии оценивания теста:

4-5 заданий – каюта повышенной комфортности

3-2 заданий – каюта

1 и менее задания – каюта

Купите своему соседу билет соответствующего цвета.

Поднимите билеты, кто едет с повышенным комфортом? Молодцы, вы хорошо знаете пройденный материал.

   3. Изучение нового материала.

 30 мая 1672 года в тёмном небе над Москвой звездочёты увидели, как засияла большая новая звезда. В эту ночь царю Алексею Михайловичу и жене его Наталье Кирилловне Нарышкиной Бог послал маленького сыночка.

- Хотелось бы вам узнать имя этого царевича? Вы его знаете. Этот царь создал первый музей в России «Кунскткамеру». … Это Петр 1. (Слайд 2)

Предположите, какой будет тема нашего урока?

Царь Петр Великий – первый император России.

Найдите здесь ключевые слова (Великий,  Император)

  • Создание проблемной ситуации.

Вы можете сказать, почему Петра назвали Великим? Императором? Ни одного царя ранее не называли Великим.

  • Сформулируйте цель урока.

Выяснить, почему Петра 1 назвали Великим, императором?

  • План урока.


1. Детство Петра.

2. Деятельность Петра.

3. Жизнь России при Петре.

  • Открытие детьми « нового знания»

Царевич Пётр был живым ребёнком. Он очень любил шумные игры, с удовольствием катался на обшитых кожей деревянных лошадках на колёсиках. Что ни день, приставленные к нему мамки и няньки поднимали переполох ,когда царевич вдруг исчезал из виду и непонятно куда исчезал. А он был мастер прятаться, и найти его оказывалось совсем не просто. Специально для маленького Петра были изготовлены игрушечные пушечки, луки со стрелами и красивые сабельки, подходившие ему по росту и по силам. Как всякого мальчика из царской семьи его приучали к оружию, к езде верхом.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, его начали обучать грамоте. Пётр быстро освоил азбуку,

Деятельность Петра I.

Учитель.

- В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр, наша страна переживала переломный момент своей истории, она была отсталой страной. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Она не имела выхода к морям - ни к Чёрному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю с Англией, Голландией, Германией, Францией. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы её рубежи.

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, поднять её до европейского уровня, строить заводы и фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. "Я в учении нуждаюсь и в учителях", - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился и заставлял учиться других. Поэтому при Петре I произошли большие изменения, о которых вы нам расскажете.

Работа по группам.

Каждая группа получает листок с заданием и выполняет его.

 1 группа – учебник с. 36-41.

1.Из-за чего Россия воевала со Швецией?

2. Когда произошло самое крупное сражение русской армии со шведами?

3. Какой город стал новой столицей при Петре?

2 группа, 3 группа – работа с текстом.

(Какие изменения произошли в России при Петре 1)

Текст 2 группы

В 1697-1698 годах для изучения кораблестроения и других наук Пётр I под именем Петра Михайлова инкогнито поехал в Голландию учиться кораблестроению.В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. За умения, несвойственные знатным людям, Петра I прозвали царём-работником. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. Место постройки и ремонта судов называется словом ВЕРФЬ.

20 октября 1699 года создан Флот России. Пётр I стал отцом российского флота. За короткий срок Россия обзавелась первоклассными военными судами, оснащёнными десятками орудий.

Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. Он получил название Андреевский. И в настоящее время остаётся знаменем военно-морского флота.

После первых побед в Северной войне государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую назвал "Санкт-Петербургом", что означает "Святого Петра крепость". Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя - Святого апостола Петра.

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания - 16 мая 1703 года - считается днём рождения города.

Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы. Перекрёстный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью Кронштадтом.

На строительство города простые люди шли как на смерть. Места были болотистые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми.

Любил Пётр свой город. Нещадно наказывал Пётр Великий тех, кто не соблюдал чистоту и порядок в городе. Извозчиков за неосторожную езду в первый раз пороли кнутом, а во второй раз ссылали на каторжные работы. Такое же наказание ждало и тех, кто свозил и выбрасывал в Неву мусор.

Шло время. Город рос, становился красивее и богаче.

-Однако Пётр не ограничился этими изменениями. За его время правления было проведено много реформ. В результате Петра называли ещё и царём-реформатором. РЕФОРМА - преобразование, изменение в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний.(на доску вывешивает новое слово РЕФОРМА)

г) Реформа календаря.(Плюснин Руслан)

В допетровские времена Новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который, естественно не приветствовался христианской церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление Нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Пётр издал указ 19 декабря, согласно которому Новый год начинался с 1 января, а летоисчисление велось не по старому - от "СОТВОРЕНИЯ МИРА", а по-европейски - от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так 7208 год стал годом 1700-м.

Царь повелел праздновать переход на новое летоисчисление 7 дней, распахнув двери перед гостями, зажигать ночную праздничную "иллюминацию" из костров прямо на улицах, украсить дома плошками с горящим маслом, поставить на дворах еловые, сосновые или можжевеловые деревья, а бедным обывателям повесить на свои ворота ветви. Так к нам в жилище пожаловала красавица ёлка:

                                                       Текст  3 группы

На Урале появились крупные заводы. В Туле был основан первый в России оружейный завод, а в Москве появились канатная, шляпная, суконная МАНУФАКТУРЫ. Это предприятия, основанные на ручном труде. Работали на этих предприятиях крепостные крестьяне. Труд их был очень тяжёлым и подневольным.

Реформа образования.

При Петре открылись навигационные, артиллерийские, инженерные школы. В крупных городах появились "цифирные" школы, в которых обучали математике. Эти школы стали основой распространения образования в России. Царь издал указ, запрещающий молодому человеку жениться, пока у него не будет свидетельства об окончании школы. Стране требовались специалисты, хорошо знающие своё дело. Слово "учиться" стало очень популярным. Пётр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Пётр I в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 году ему было присвоено звание почётного члена французской Академии наук. Задумал Пётр создать и Российскую академию. В 1724 году он подписал указ о её основании.

Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Петра I. Она называлась "Ведомости". Каждый номер "Ведомостей" выходил через 23 дня, иногда реже (всё зависело от прихода иностранной почты).

Первая российская газета была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда она состояла из нескольких листков. В ней излагались "грамотки", пересказ иностранных газет, привезённых из разных городов Европы. Кроме того, в "Ведомостях" печатались и русские известия. Первый номер газеты правил сам Пётр I. Потом эта газета стала называться "Санкт-Петербургские ведомости".

При Петре I появился первый российский музей - Кунсткамера (в переводе с немецкого языка - "собрание диковинок"). Её экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царём во время заграничного путешествия. Это и коллекция минералов, раковин, заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых, а также уникальная анатомическая коллекция. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением.

 Введение европейского стиля в одежде

Во время своих поездок по Европе Пётр I посещал балы, где блистали дамы и кавалеры в непривычных для него одеждах. Пётр приказал носить европейское платье, брить бороды и устраивать балы. Долго не могли привыкнуть к этому новшеству люди. Особенно женщины. Прежде даже летом они носили широкую, "трёхслойную" одежду: нижнюю рубашку, "красную сорочку" (сейчас платье), верхнее платье из толстой ткани. Шею и плечи закрывали воротники. Теперь эту одежду нужно было менять на новую: платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам. Иногда царь сам обрезал рукава и полы длинных боярских кафтанов. Пётр считал, что эта старинная одежда мешает в работе. Но особенно горевали они по бородам, которые царь велел брить. Для недовольных новым порядком был введён специальный налог: хочешь носить бороду - плати большие деньги. Тогда же вошёл в моду и парик. При всём своём неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Физкультминутка.

Закрепление по вопросам. (дети задают вопросы друг другу )

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель.

- Пришло время ответить на вопрос, который был задан в начале урока. Почему Петра I прозвали Великим царём? Императором?

- Как ещё можно назвать Петра I? (Пётр Великий, Отец Отечества, Император Всероссийский, царь-работник, царь-реформатор.)

Фрегат . Прикрепите стикеры оранжевого цвеа , если вам осталось  что-то непонятно, зеленые – если  все было понятно.

Посмотрим результат.

Рефлексия эмоциональная (Смайлики)

VII. Домашнее задание. 

Урок окружающего мира

4 класс

Тип урока - открытие нового знания

«Царь Петр Великий – первый император России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...