Урок Окружающего мира 4 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру для 4 класса: Петр I
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.17 КБ |
![]() | 35.5 КБ |
![]() | 13.69 КБ |
![]() | 10.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 51. ПЕТР ВЕЛИКИЙ
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербурга; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Пет- ра I, его реформах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/576855/ |
Оборудование | Экран , компьютер; фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга; схема «Реформы Петра I»; историческая карта |
Основные | Петр Великий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читает стихотворение: И снова урок истории – В минуты сжатые века… О, сколько крови, слез и горя Впитала книжная строка! – Время катится вперед, Новый век опять грядет. Царь совсем уже другой: Худ, высок, на вид простой, Он и гвоздь умеет вбить, Строить корабли и пушки лить. - Перед вами портрет Петра Великого ( слайд 1). — Подумайте, знакомо ли вам это имя? — Что мы уже знаем о Петре Первом? — А что вы хотели бы узнать? (или: Что можно было бы узнать о человеке, которого (это могут быть такие вопросы:Где родился и вырос ПЁТР? Долго ли жил? Была ли у него своя семья?Чем прославился?Как закончилась его жизнь? | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение | Работа в группах | Рассказ по слайду: Что в это же время происходило в России? Давайте посмотрим на карту. В то время границы России проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям доступа у страны не было. У страны не было морских границ, поэтому она была бедной и отсталой. России нужны были морские границы. Для чего? Это торговые пути, культурные связи с другими государствами. (Слайд 2) Работа в группах. Более подробно вы узнаете о Петре 1, поработав в группах. 1 группа: Вопрос: Кто такой Петр I (детство, характер, увлечения) с.94 в учебнике. (Слайд 3,4). 2 группа: Вопрос: Какой город на Неве построил Петр 1 и зачем? с.98 в учебнике. ( Слайд 5) (5 минут на подготовку, у каждой группы на столе план ответа: Приложение 1) Рассказ о Петре I - за ответы групп – кусочки пазла. Вопрос: Какие преобразования произошли в России при Петре 1?с.95-96 в учебнике. (Слайд 6,7). Почему же Петра считают реформатором? Вместе с учащимися составляет схему: На доске –составляют схему –реформы Петра Великого из готовых наборов(Приложение 2).- за верную схему – кусочек пазла | Внимательно слушают. Читают текст, отвечают Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение собеседника. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Вклю- чение V. Итоги урока. Рефлексия Д/З: | Фронталь- ный опрос- игра Закрепление изученного Обобщаю- щая беседа Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок Коммента- рии учителя | – А сейчас давайте сыграем в игру “Веришь – не веришь”. 1.Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью,1сентября? (Именно Петр 1 в 1700 году ввел новый календарь, по которому год начинался 1 января.) За верный ответ- кусочек пазла. Работа в тетради: 1 группа: 2 группа: За правильно выполненное задание- кусочек пазла. Проводит беседу по вопросам: – Какое прозвище получил Петр I в истории России? – Во сколько лет был провозглашен Петр царем? – Какое любимое увлечение было у Петра? – Как назывался его полк? – Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? – Назовите главные черты характера Петра I. – Какие реформы провел Петр I? – Когда был заложен город на Неве? – Назовите главную улицу Санкт-Петербурга. – Почему город имеет такое необычное название? – Какие черты характера Петра Великого вам больше всего понравились. Почему? – Какие из них вам бы хотелось развить в себе? Для чего? - Что для этого нужно делать? – Какова значимость данной информации лично для каждого из вас? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Составляем пазлы их собранных кусочков- на одном Фотография Петра Великого, на втором на фоне Петербурга – надпись Молодцы!. Учебник, с. 94–100. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». | Отвечают Выполняют Отвечают на вопросы Читают вывод в учебнике (с. 100). Отвечают Задают уточняющие вопросы | Фронтальная. Индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы, выполненные задания Устные ответы. |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о Петре I
– Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.
Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.
Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.
Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.
Схема
Предварительный просмотр:
20. Петр I. Выход к морю
Сегодня мы поговорим о личности Петра I, о его роли в судьбе России. К началу ХIV века в Западной Европе начались большие перемены. Начали создаваться современные государства, развивались города, Европа обогатилась новыми знаниями, развивалась наука и техника. Мореплаватели открыли новый материк Америку, доказали шарообразность Земли. Но все это происходило в Западной Европе. |
Что в это же время происходило в России? Давайте посмотрим на карту. В то время границы России проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям доступа у страны не было. У страны не было морских границ, поэтому она была бедной и отсталой. России нужны были морские границы. Для чего? Это торговые пути, культурные связи с другими государствами. |
В те времена государем России был Петр I – младший сын царя Алексея Михайловича. В 17 лет он стал во главе России. Петр I был талантливым военачальником, организатором. Современники так описывают Петра: “Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку”. Именно Пётр I осознал, что Россия Отрезанная от моря, она всё более отставала от стран Западной Европы и ее нужно было изменить…. Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку невиданной прежде формы. Это был ботик – маленький кораблик, который может под парусами ходить против ветра. Пётр так увлёкся кораблевождением, что с тех пор мечта о море стала чуть ли не главной в его жизни. Петр I поставил перед собой задачу – выход к Балтийскому морю. Не раз думал царь о прибалтийских землях: на этих землях и зима была теплее, и к крупным городам эти земли были ближе…. Однако к берегам Балтийского моря в то время было не подступиться. Правила этими землями Швеция. Армия Швеции считалась тогда самой сильной в Европе… |
Вскоре после возвращения из первого путешествия за границу, Пётр обратился к Швеции с просьбой продать их земли при Финском заливе, которые раньше принадлежали русским. Швеция отказала Петру в этом. Тогда Пётр заключил союз с Данией, Саксонией и Польшей, а в 1700 г. подписал перемирие с Турцией и объявил войну Швеции. В 1700 г. началась Северная война, продолжавшаяся до 1721 г. Швеция тогда была сильнейшим государством Европы, а армия Швеции считалась непобедимой. Результаты этой войны сказались очень быстро: с конца 1701 г. русская армия стала по частям бить шведскую армию. … В 1702 г. Петр штурмом овладел Орешком. … Переименовал крепость Орешек в Шлиссельбург и дал знать всем, что он держит ключ от выхода в Балтийское море. Так была решена задача, стоявшая перед Россией. Россия добилась выхода в открытое море…. В 1703 году на одном из островов в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, призванной охранять вход в устье реки. Вокруг крепости стал расти красивейший город – Петербург. |
Предварительный просмотр:
Иван IV | Мудрый |
Иван IV | Мудрый |
Приложение 1.
Группа 1. : Вопрос: Кто такой Петр I ( детство, характер, увлечения)
с.94 в учебнике.
План ответа группы 1.
Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царем?
Самое любимое увлечение Петра?
Почему Петр не был похож на других царей?
Какой у него был характер?
Что он умел?
Группа 2: Вопрос: Какой город на Неве построил Петр 1 и зачем?
с.98 в учебнике
План ответа группы 2.
Когда был заложен новый город?
С чего началось строительство города?
Как строили город?
Когда город стал столицей России?
Предварительный просмотр:
Новый календарь
Первая печатная газета
Создание народного ополчения
Первый музей
Первая публичная библиотека
Издание первой печатной книги
Появился морской флот
Новые города
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-130418-1360959426.jpg)
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-396107-1391259967.jpg)
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-396588-1672935263.jpg)
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-153492-1354415232.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...