Окружающий мир 2 класс "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Кладнева Наталья Геннадиевна

Цели: дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы; познакомить со строением грибов; расширить знания учащихся о грибах, познакомить с видами грибов, правилами сбора и их использование; развивать устную речь, словарный запас учащихся, воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, прививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2.docx28.11 КБ
Файл tsarstvo_gribov.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2-ом классе по теме: "Царство грибов."

Цели: дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы; познакомить со строением грибов; расширить знания учащихся о грибах, познакомить с видами грибов, правилами сбора и их использование; развивать устную речь, словарный запас учащихся, воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, прививать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация "Грибы", карточки с инструкциями, экологические задачи, картинки с различными разновидностями грибов, памятка сбора грибов, шапочки с грибами, домашние заготовки из грибов.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

                                        Прозвенел звонок.

                                        Начинается урок.

Слушаем запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.

-Что необходимо для успешной работы?(Хорошее настроение)

2.Повторение.

-Назовите царства живой природы. Приведите примеры.  Слайд 1 "Царства живой природы".(Бактерии, животные, растения, грибы)

3. Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя.

-Лес... Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь... Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый  лесной воздух.

б) Постановка темы, цели урока.

-Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

                                Под сосною у дорожки

                                Кто стоит среди травы?

                                Ножка есть, но нет сапожка,

                                Шляпка есть - нет головы.

                                                        (ГРИБ) Слайд 2.

-Сегодня на уроке мы с вами отправляемся за грибами. Что вы хотите узнать о грибах? (Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов?)

-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в царство грибов.

в) Словарная работа (Работа по карточкам) Слайд 3.

        Грибы - основная группа живых организмов, обладающих признаками как растений, так и животных. Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.

        Подземная часть гриба называется грибница. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.

        Плодовое тело - это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.

-Прочитайте текст и найдите значение данных слов.(на слайде слова: грибы, микология, грибница, плодовое тело).

г)Рассказ учителя о грибах.

        Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы - настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.

        В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

        Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Слайд "Строение гриба" или по учебнику.

- Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?

- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.

        Плодовое тело - это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

        Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. (Слайд "Разнообразие форм грибов"). Среди них есть и, так называемые, "ослиные уши", и , уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловые формы, и грибы - трутовики, которые облюбовали себе "вид на жительство" на деревьях.

        Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров(например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг). Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

        Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. (Слайд "Трубчатые").

-Вы узнали? Этот гриб называют царём грибов. Это боровик. А если потрогать эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна. Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые. (Слайд "Пластинчатые")

4. Знакомство с различными видами грибов.

(Дети выступают с сообщениями в костюмах грибов)

1) БОРОВИК. Лев-царь зверей, орёл-царь птиц, а белый гриб-боровик-царь гриб. Ножка у него толстая, светлая, плотная. Шляпка бархатная, всех оттенков коричневого цвета. Этот гриб такой солидный, пузатенький, тяжеленький, сразу видно барин!

2) ЛИСИЧКИ. Дружной стайкой держатся и лисички. Где одна- там и другая. Лисичку легко отличить от других грибов: края шляпки круто завёрнуты кверху и все - в мелкую складочку. Раньше её форму сравнивали с граммофонной трубой. Но где сейчас найдёшь граммофонную трубу? Разве что в кино или музее? Лисички почти никогда не бывают червивыми.

3) СЫРОЕЖКА. Сыроежки бывают жёлтого, зелёного, розового и коричневого цвета. Чаще всего эти грибы встречаются во влажных смешанных лесах и по окраинам зарастающих болот.

4) ПОДБЕРЁЗОВИК. Похож на белый, только стройнее и выше, особенно когда молодой. Ножка у него серовато-белая, иногда синеватая. Шляпка у малышей светло-коричневая с возрастом темнеет. Быстрее всех из грибов растёт - по 4-5 см в сутки.

5) МАСЛЯТА. "Масляна головушка, щелкова бородушка..."- помните, есть такая песенка про петушка? А ещё масляной головушкой можно назвать гриб-маслёнок. Ножка у него не такая высокая, как у подберёзовика, сам он будто прижат к земле. Шляпка- от тёмно - до светло-коричневой, и главное - покрыта эта шляпа маслянистой плёнкой, к которой прилипают еловые иголки и прочий лесной мусор.

6) ОПЯТА. Жёлто-коричневой шапкой покрывают опята старый пень или ствол дерева. Один опёнок? Такого не бывает! Опят всегда много - целая семейка. Ножки тоненькие, длинненькие, шапки аккуратненькие, кругленькие. Цветом грибочки с осенней листвой сливаются, глаз радуют, в корзину просятся.

7) МУХОМОР. Наш друг Мухомор - гриб честный. Он своей предупреждает: "Не ешь меня!" не вздумай пинать мухомор ногой! Это тебе мухомор ни к чему - а в лесу он очень даже нужен. Лоси им, например, лечатся от своих лосиных насморков. Красными мухоморами в давние времена лечили ревматизм, даже туберкулёз. Настойку из сушёных мухоморов употребляли при болях в мышцах и позвоночнике.

8)БЛЕДНАЯ ПОГАНКА. Самый ядовитый гриб! Съешь даже маленький кусочек бледной поганки - прощайся с белым светом. Ножка у поганки тоненькая, под шляпой - колечко из лохмотьев кожицы. Бледная поганка действительно бледная. Некоторые считают, что если грибы отваришь, а воду слить, то яд уйдёт. Нечего подобного.

9)ДОЖДЕВИК. Многие его считают несъедобным - уж очень он не похож на обычный гриб, с ножкой и шляпкой. Лежит себе в траве что-то, похожее на птичье яичко. А иногда вымахивает размером с электрическую лампочку или даже с футбольный мяч. Молодой дождевик внутри плотный, белый - его можно поджарить и съесть! А внутренность старого гриба - это мелкая тёмная пыль - споры. Наступишь на такой гриб - споры разлетятся облачком в разные стороны.

10) БИЯКИ-ПРИТВОРЯКИ. Есть в лесу ядовитые грибы, которые могут притворяться съедобными: это, например, ложные лисички. Различить их может только опытный грибник. Запомни главную заповедь собирателя: не уверен - не собирай!

- На какие две группы можно разделить грибы?

        Грибы можно разделить ещё на две группы. Это съедобные и несъедобные, и даже ядовитые грибы.

(Слайд "Съедобные")   - А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка. Но грибы на ней появятся только когда мы отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки, появляются фотографии грибов). Какие это грибы? Съедобные.

                        Я в красной шапочке расту

                        Среди корней осиновых.

                        Меня увидишь за версту -

                        Зовусь я ...         (подосиновик)

        Не спорю, не белый

        Я, братцы, попроще...

        Расту я обычно

        В берёзовой роще.     (подберёзовик)

                        И над старою сосною,

                        Где склонился пень-старик,

                        Окружен своей семьёю,

                        Первый найден...    (боровик)

        Нет грибов дружней, чем эти -

        Знают взрослые и дети.

        На пеньках растём в лесу,

        Как веснушки на носу.      (опята)

                        Очень дружные сестрички

                        Ходят в рыженьких беретах.

                        Осень в лес приносят летом

                        Золотистые ....       (лисички)

(Слайд "Ядовитые") - А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались? (После отгадывания загадок и появления фотографий дети делают вывод, что это ядовитые грибы.)

                Через землю всю прошёл,

                Шапку красную нашел.

                Шапку красную надел

                И в лесочке там поспел.(Мухомор)

        Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ.

        Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные, и человек. Для сорок, лосей это лекарство.

-Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.

(Слайд "Что где растет") Многие грибы очень "дружат" с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая "дружба" выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.

5. Решение экологических задач.

(Класс делится на 3 группы и обсуждает экологическую задачу).

Задача №1. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?

Задача №2. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.- Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. - Ведь они нужны лесу, животным! - Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова. Кто из мальчиков прав?

Задача №3.  Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.

-Ты зачем набрал мухоморов? - удивлённо спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

6. Творческая работа в группах.

-Настала время "Экологической службы". Экологи - это люди, которые охраняют природу. Что охранят природу нужно знать правила. Вам нужно оформить плакаты по правилам сбора грибов в лесу.

- Проверим ваши работы.

- Как правильно собирать надо грибы? У вас на партах памятка грибника, обоснуйте каждый пункт.

                Правила сбора грибов.

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)
  • Не знаешь гриб - не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядовитый гриб.)
  • Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)

- Если мы все будем строго соблюдать эти правила, то в наших лесах всегда будет много разных грибов, здоровых деревьев и сытых животных.

7.Это интересно. (Слайд №7).

        Грибы бывают разные. Одни со шляпками - это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи - на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, варенье, овощах - тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины - тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях - тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб(чага) - это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

-А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов?

-Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

8. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие по царству грибов.

-Проверим ваши знания по теме. На партах у каждого лежит тест. Отметьте знаком "+" высказывание, с которым вы согласны. Тест.

        1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

        2. Ядовитые грибы надо уничтожать.

        3. В лесу нужны только съедобные грибы.

        4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

Учитель: Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему? (В природе нет ничего лишнего!)

9. Домашнее задание.

-Чем понравился урок? Что запомнилось?

(Самооценка учащихся по карточкам)

Оцени свою работу!

Если согласен, поставь +.

Если не согласен, поставь -.

                Выставление оценок.

Д/З    1. Прочитать статьи в учебнике на стр.

        2. Найти интересные сведения о грибах или найти загадки и нарисовать отгадки.

ТЕСТ (2 вариант)

1. К названиям растений подберите подходящее понятия:

укроп                                        природа

огурец                                        живая природа

                                                дерево

груша                                        кустарник

                                                травянистое растение

свёкла                                        овощи

                                                фрукты

малина                                        плоды

                                                корнеплоды

2.Что не относится к растениям?

        1) деревья

        2) река

        3) травы

        4) кустарники

3. Что образуется на месте цветка у растения?

        1) плод

        2) ствол

        3) лист

        4) корень

4.Найди среди хвойных растений лишнее.

        1) сосна

        2) можжевельник

        3) орешник

        4) ель

5. Как называются листья хвойных растений?

        1) иголки

        2) хвоинки

        3) пластинки

        4) травинки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Царство живой природы Бактерии Животные Растения Грибы

Слайд 4

Тема урока: Царство грибов.

Слайд 5

Словарная работа: Грибы - основная группа живых организмов, обладающих признаками как растений, так и животных. Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология. Подземная часть гриба называется грибница . Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство. Плодовое тело - это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.

Слайд 9

Съедобные грибы

Слайд 10

ОПЯТА ЛИСИЧКИ

Слайд 12

ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ МУХОМОРЫ

Слайд 13

ЛОЖНЫЕ ОПЯТА

Слайд 15

Экологическая служба Никогда не пробуй гриб на вкус! Не знаешь гриб – не бери его! Не собирай грибы у дорог и предприятий! Не собирай старые, перезрелые грибы! Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой! Срезай грибы ножиком!

Слайд 16

ТЕСТ 1. Ядовитые грибы лесу не нужны. 2. Ядовитые грибы надо уничтожать. 3. В лесу нужны только съедобные грибы. 4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

Слайд 17

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир "Царство грибов" 3 класс. Презентация

презентация по теме "ЦАРСТВО ГРИБОВ"...

Окружающий мир "Царство грибов" 3 класс

Окружающий мир. Тема: "Царство грибов" 3 класс УМК "Школа России"...

Презентация по окружающему миру "Съедобные грибы"

Презентация предназначена для уроков окружающего мира.  Полезная информация о съедобных грибах и их видах....

Презентация к уроку окружающего мира. Тема "Грибы".

Материал урока по окружающему миру, где используется нетрадиционный способ преобразования сказки, чтобы занятие стало интересным и познавательным....

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Открытый урок окружающего мира "Царство грибов" 3 класс

В материале представлен план урока изучения новой темы "Царство грибов" по окружающему миру, а так же схема строения гриба и наглядный материал грибов - двойников....