Урок окружающего мира по теме "Родники" в 3 кл
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
В материале представлена технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Планета знаний" в 3 классе по теме "Родники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodniki_3_kl.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
Учитель, Угарова Анна Николаевна,высшая квалификационная категория
Школа
Должность: учитель начальных классов
УМК «Планета знаний»
Предметная область: Окружающий мир (автор: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов )
Класс:3 класс
Тема: «Родники»
Тип урока: урок – исследование, урок « открытия» нового знания (технология деятельностного метода обучения)
Цели урока:
- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) у учащихся 3 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Родники»;
- развивать способности наблюдательности, умению анализировать и делать выводы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: установить связь между объектом исследования и явлением природы по образованию родника; узнать понятия «родник», «источник», родниковая и минеральная вода; сравнивать результаты опытной деятельности, научиться анализировать, обобщать и делать выводы.
Личностные: проявить устойчивый интерес к исследовательской деятельности; применять на практике открытые новые знания о родниковой и минеральной воде; чувствовать причастность своей деятельности в соблюдении правил бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планируют свои действия для выхода из затруднений; прогнозируют результаты своей деятельности на уроке.
Познавательные: проведение практической опытной деятельности, осуществление анализа проведенной работы с обоснованием выводов; проводят сравнение с эталонным образцом; устанавливают причинно- следственные связи опытной деятельности и явлений в природе; обобщают результаты, делают выводы о практическом применении полученных знаний.
Коммуникативные: понимают и обсуждают содержание услышанных и прочитанных текстов; слушают и понимают других , высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе, сотрудничают со сверстниками и с учителем при прохождении всех этапов урока.
Оборудование, материалы: рабочая тетрадь к учебнику (авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов) 3 класс, таблицей для заполнения результатов практической деятельности;презентация «Родник Рябинки», Схема – эталон «Образование родника, разноцветные круги «Светофор»для рефлексии.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1 | Цель: создать мотивацию к учебной деятельности путём обращения к внутреннему состоянию каждого ребёнка; подвести ребенка к выбору активности или пассивности на уроке в пользу активности. | Создает доброжелательную эмоциональную атмосферу. .
| Осуществляют самооценку готовности к уроку. Вступают в диалог с учителем и сверстниками при ответах на вопросы. | - самоопределение, установление эмоционального контакта (личностные УУД); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД). |
Проверка домашнего задания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Цель: создать условия для развития личностного успеха; проверить усвоенный материал учащимися при необходимости внести коррективы. | Какой большой раздел мы изучаем уже 5 урок? - Мы движемся ко 2 станции | Соревнуются в демонстрации своих знаний в действии. --Вода,воздух,горные породы и почва. - Вода в природе Осуществляют оценку усвоенного материала. | - актуализация знаний (личностные УУД); - соотнесение усвоенных знаний, внесение коррективов (регулятивные УУД). |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | ||||
3 | Цель: актуализировать знания; мотивировать к пробному самостоятельному действию и выполнению обоснования своих действий; организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; Постановка цели урока. | Опираясь на известное учащимся побуждает актуализировать знания о родниках. – Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода. Человек на 80% состоит из воды Очень многие из вас в перемену бегут к столовую пить воду.А зачем?А почему нельзя пить воду из крана? А у кого дома есть фильтры? Как вы думаете , а в природе есть чистая ,фильтрованная вода? Что такое родник. А почему она чистая интересно? Попробуем узнать. Итак тема нашего урока-родники. -Как образуются? -Какие бывают? -Родники в нашем Павловском районе. При помощи фронтальной работы учит сформулировать проблемную ситуацию. | -Утолить жажду. -Вода в кране может иметь примеси, болезнетворные микробы. А в фонтанчике она очищенная, обеззараженная через фильтр. Дома пропускаем через фильтр. В родниках. Вода течет из земли. Формулируют цель и прогнозируют свою деятельность на уроке. Актуализируют и проводят анализ своих знаний о родниках. Формулируют проблемную ситуации. Проводят пробное действие работая с понятием родника. Применяя творческую деятельность формулируют цель и прогнозируют свою деятельность на уроке. Обосновывают выбор вопросов, на который не знают, либо сомневаются в ответе. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (познавательные УУД); - выполнение пробного учебного действия , фиксирование затруднения в пробном действии (регулятивные УУД); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, ролевое художественное слово (коммуникативные УУД). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Проблемное объяснение нового знания | ||||
4 | Цель: добыть новое знание и зафиксировать новое знание; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Для того, чтобы ответить на 1 вопрос проведем опыт .Организует составление совместного плана действий, предлагает алгоритм действий У Вас на столе…..(работа в группах по заданию «Опыт» из учебника с.34). Организует исследовательскую деятельность (заполнение таблиц наблюдений, выделение главного, формулировка выводов проделанной работы). Организует коллективное обсуждение проделанной работы -Что мы наблюдаем?. Какая вода стекает?(чистая) Такие же явления наблюдаем в природе. Откроем учебник с.34.Обратите внимание на схему. Кто хочет прокомментировать?.
| Обсуждают плана действий, с помощью учителя согласовывают алгоритм. Называют средства. В группах выполняет составленный план действий проведение опытов). Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает. Высказывают свои версии, построение логических действий для добывания доказательств). Оформляют результаты практической деятельности. Устанавливают причинно-следственные связи, обосновывая свои доказательства. | - определение цели и учебной задачи (регулятивные УУД); - познавательная инициатива (регулятивные УУД); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, практические опыты, анализ, синтез (познавательные УУД); - осознание ответственности за общее дело (личностные УУД); - учёт разных мнений, координирование разных позиций, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им (коммуникативные УУД). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Физминутка | ||||
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой. | ||||
5 | Цели: организовать выполнение уч-ся самостоятельной работы на закрепление нового знания; организовать проверку по эталону; организовать выявление и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение самостоятельной работы С.34-35 Работа по группам. 1.Почему вода чистая? 2.Почему вода в роднике холодная? 3.Какие бывают родники. Чья группа готова,поднимите руку | Выполняют задание в мини-группах. Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется. Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. Пресная ключевая вода и источник минеральной воды. | - умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи (коммуникативные УУД); - обоснование выбора, доказательства, анализировать, делать выводы, находить пути решения проблемной ситуации (познавательные УУД); - контроль, коррекция, оценка, саморегуляция в затруднении (регулятивные УУД). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Включение нового способа действия в систему знаний и повторений | ||||
6 | Цели: организовать повторение знаний об образовании родника, свойствах родниковой воды, применить полученные знания о родниках в работе с пословицами | Организует фиксирование нового содержания; повторение изученного материала. А возле Лаптево есть родники? Кто знает название Ребята подготовили сообщения. -А как местные жители используют эту воду?(Как питьевую) -А почему? | Соотносят свои знания. Проверяют себя. Есть. Рябинки. И мы там были, воду пили. Подготовленные дети читают. 1. Родник не имеет точного названия, местные жители называют его Рябинки, так как он находится в месте, где когда-то рос рябиновый лес, в настоящее время уже не существующий. 2. Родник располагается рядом с деревней Лаптево, к юго-западу от неё Родник вытекает с вершины небольшого холма 3. Источник бьет из-под земли довольно мощной струей, которая попадает в желоб, затем вода стекает вниз по холму, у подножия которого тоже имеется металлический желобок для удобного забора воды 4.Температура воды в роднике составляет 4 градуса, Вода в роднике прозрачная, не имеет вкуса и запаха. Осадка при хранении воды в течение нескольких дней не образуется. 5. В 50-е годы прошлого века ключик, бьющий из-под земли, был почти незаметен. Позже жители д. Лаптево обустроили родник и стали приходить сюда за водой. 6. Возле родника растет верба, вдоль ручья, образованного источником – осока. У склона холма, с которого стекает ручеек, в низине, находится небольшое болотце с камышовой растительностью Выше родника растет березовый лес. | - прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (регулятивные УУД); - умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные УУД); - использование критериев для обоснования своего суждения (коммуникативные УУД). |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | ||||
7 | Цели: подвести итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников; зафиксировать новое содержание урока; оценить личный вклад в совместную учебную деятельность; | Организует фиксирование нового содержания. А что такое родник? Какие родственные слова можете назвать? Начало ручья,реки. Назовите близкие по значению слова. Мне хочется обратить ваше внимание на слова Паустовского. Возвращаемся к нашим вопросам. -Как образуются? -Какие бывают? -Родники в нашем Павловском районе. Организует рефлексию. На доске березка.Если весь урок было интересно и трудились-зеленый листик. Если не всегда был внимательным-желтый. Если было скучно или трудно-коричневый. Организует самооценку учебной деятельности. | Родник,родной,род.Родина-место,где ты родился.А родник начало… Источник,ключ. -Вода проникает в почву, проходит через слой земли и песка. Доходит до глины, стекает по уклону и находит выход на поверхность. -Клюевой водой и минеральной. -Ближайший родник-Рябинки. Оценивают результат своего участия в работе класса. По схеме рассказывают, что узнали, чему научились, чему могу научиться, что расскажут родным, что узнали нового, что приобрели, что получилось, что знаем, что смогли... | Волевая саморегуляция (регулятивные УУД); Моральный выбор (личностные УУД). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Понравилось-улыбайка, не понравилось-грустим. | Оценивают свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...