Древний мир – рождение первых цивилизаций
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок проводится в 4 классе по программе «Школа 2100». На уроке дети учатся отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учатся находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safina_r.n._drevniy_mir_-_rozhdenie_pervyh_tsivilizatsiy.pdf | 1.78 МБ |
safina_r.n._drevniy_mir-_rozhdenie_pervyh_tsivilizatsiy.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Автор: Сафина Рузалия Наильевна ,
МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале , Пуровского района, ЯНАО
Анотация
Данный урок проводится в 4 классе по программе «Школа 2100». На уроке дети учатся отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учатся находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.
Статья отнесена к номинации: Диалогические проблемные уроки.
Анотация
Данный урок проводится в 4 классе по программе «Школа 2100». На уроке дети учатся отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учатся находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.
Урок окружающего мира
Тип урока: введение нового знания
Технология: проблемно - диалогическая
Класс 4
Тема: Древний мир – рождение первых цивилизаций
Продолжительность урока: 45 минут
Цели:
Предметные
- научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.
Метапредметные
- формировать у детей находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.
Задачи:
Предметные
Образовательные:
- по линии объяснять мир- научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории на примере Древнего мира;
- по линии определять свое отношение к миру – научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современных цивилизаций.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы: мышление логическое, ассоциативное, критическое, внимание, память;
- развивать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету.
Метапредметные
Познавательные:
- ставить, формулировать проблемы;
- искать и выделять учащимися нужную информацию для решения стоящих перед ними проблем;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- выдвигать гипотезы;
- самостоятельно искать способ решения проблем поискового характера( открывать новые знания).
Коммуникативные
- уметь слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь достаточно полно выражать свои мысли в устной речи.
Личностные
- проявлять любознательность при получении новых знаний;
- проявлять интерес к изучению истории, как науки;
- проявлять чувства взаимовыручки, взаимоуважения.
Регулятивные
- определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»;
- соотносить свои действия и результат с эталоном;
- корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;
- оценивать – осознавать качество и уровень усвоения нового знания.
Учебно – методическое обеспечение:
1.А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова и др., учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть «Человек и человечество» УМК «Школа2100»
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Авторский медиапродукт: Слайдовая презентация (среда Power Point)
Оборудование: учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38, мультимедийный проектор, экран для проектора, компьютерная презентация.
Содержание слайда.
№ слайда | Содержание слайда. | Структурные элементы урока |
1 | Название урока . | Организационный момент. |
2 | Временной промежуток эпохи Древнегомира. | Сообщение темы урока. |
3 | Тема урока. | Сообщение темы урока . |
4 | Набор предметов( песочные часы, календарь, алфавит, цифры). | Постановка проблемы. |
5 | Таблица «Знаем, не знаем». | Целеполагание. |
6 | План рассказа «Переход отпервобытного мира к цивилизации». | Поиск решения проблемы. |
7 | Карта. | Поиск решения проблемы. |
8 | Таблица «Знаем, не знаем». | Вывод №1 Поиск решения проблемы. |
9 | Карта . | Поиск решения проблемы. |
10 | Архитектура Древних цивилизаций. | Поиск решения проблемы. |
11 | Одежда Древних цивилизаций. | Поиск решения проблемы. |
12 | Письменность Древних цивилизаций. | Поиск решения проблемы. |
13 | Второе определение слова«цивилизация». | Открытие нового знания. |
14 | Таблица «Знаем, не знаем». | Поиск решения проблемы. |
15 | Достижения Древних цивилизаций. | Открытие нового знания. |
16 | Технические Достижения Древних цивилизаций. | Открытие нового знания. |
17 | Таблица «Знаем, не знаем». | Поиск решения проблемы, вывод . |
18 | Олимпийские игры в Древней Греции. | Открытие нового знания. |
19 | Восстание Спартака. | Открытие нового знания. |
20 | Самостоятельная работа. | Закрепление. |
21 | Домашнее задание. |
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.
- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?
Дети: В первобытном мире.
Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?
- Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?
Слайд 2
Дети: В эпоху Древнего мира.
Учитель: Какая это по счету эпоха?
Дети: Вторая.
Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?
Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)
Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" ( записывается на доску).
Слайд 3
3. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, посмотрите на эти предметы.
Слайд 4
- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?
Дети: Да, постоянно.
Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?
Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.
(записывается на доску)
Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?
Дети : Кто из нас прав?
Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли этими вещами пользоваться? Или что-нибудь изобрести?
Дети: Да, могли.
Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?
Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
( записывается на доску)
4. Актуализация знаний, версии детей.
Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?
Дети: Чтобы рассчитывать своё время в течении дня, года. Чтобы читать, писать и считать.
Учитель: Что такое Древний мир?
Дети: Вторая эпоха всемирной истории.
Учитель: Могли ли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?
Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности. Этих предметов в первобытном обществе не было.
Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?
Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?
Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем , что -нибудь об эпохе Древнего мира?
Дети: Нет.
Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?
Слайд 5
- Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"
Знаем | Не знаем |
Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры. Древний мир - вторая эпоха всемирной истории. | Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? |
5. Поиск решения. Открытие нового знания.
1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.
Учитель: Обратите внимание на название темы: «Древний мир- рождение первых цивилизаций». Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
Дети: В эту эпоху появились первые цивилизации.
Учитель: Посмотрите на рисунок на с. 53.
Слайд 6
Учитель: - Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.
Цивилизация Первобытное общество
Беседа:
Учитель: Где жили первобытные люди?
Дети: В пещерах
Учитель:Удобно ли было так жить?
Дети: Нет.
Учитель: Почему? Что стали люди строить?
Дети: Дома.
Учитель:- Мог ли один человек построить себе дом?
Дети: Нет
Учитель: Что делали люди?
Дети: Они объединялись, трудились совместно.
Учитель: Как называлось место, где было несколько жилищ?
Дети:Поселок
Учитель: Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом.
Учитель: Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе?
Дети: Роды.
Учитель: Почему?
Дети: Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду
Учитель: А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались?
Дети: Племя.
Учитель: Кто управлял всеми делами племени?
Дети: Совет старейшин.
Учитель: Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались?
Дети: По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас.
Учитель: Это и есть начало развития культуры человеческого общества.
Учитель: Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда?
Дети: Нет
Учитель: Почему?
Учитель: Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.
Учитель: Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города).
В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.
Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство.
Учитель: А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации?
Дети: Письменность.
Учитель: Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания?
Дети: Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая. Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.
Учитель: Так появились и первые цивилизации.
Как вы думаете, что такое цивилизация?
Дети: Это более высокая ступень развития общества.
Учитель: Рассмотрите карту на с. 54-55.
Слайд 7
Что обозначено на карте широкой розовой линией?
Дети: Граница цивилизованного мира.
Учитель: Что находится за пределами этой границы?
Дети: Мир первобытных людей.
Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?
Дети: Мир первобытных племен обширнее.
Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?
Дети: Два мира одновременно существовало на планете.
Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем
Слайд 8
Цивилизация - новая ступень развития человечества. |
Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?
- Вновь обратимся к карте с.54-55
Слайд 9
Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?
Дети: Древние цивилизации.
Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?
Дети: Древний Рим, Древняя Греция.
Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?
Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.
Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?
Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.
Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.
Учитель: Сейчас работу проведем индивидуально. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать в тетради: название цивилизации -памятник архитектуры, которым она прославилась.
( ответы детей)
Слайд 10
Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?
Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.
Учитель: Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?
Слайд 11
Дети: одежда тоже разная.
Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?
Слайд 12
Дети: В каждой стране своя письменность.
Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.
Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.
Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.
Слайд 13
Цивилизации - это разные___________со своей особой ____________
Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.
- Мы были правы? (Да)
-В колонку " Не знаем" записываем второе определение.
Слайд 14
Цивилизации- разные страны со своей особой культурой) |
Физминутка.
Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?
Дети: Какие из представленных предметов ( солнечные или песочные часы, календарь, буквы, цифры) появились в эпоху древнего мира?
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и предположить свой вариант ответа на этот вопрос.
(ответы групп)
Учитель: Давайте проверим ваши предположения. Посмотрите на иллюстрации на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"
- Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?( учитель дополняет:
Слайд 15
Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь , в котором обычный год состоит из 365 дней.
Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.
Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.
Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.
Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.
Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).
Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.
- Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.
Слайд 16
- Что вы можете сказать?
Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.
Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?
Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.
Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.
- Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.
Учитель: Вернемся к нашей таблице.
Слайд 17
Ответили мы на второй вопрос?
Дети: Да
Учитель: Значит, под вопросом пишем
Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира. |
Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.
Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.
- Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.
- Какими событиями прославилась Древняя Греция?
Слайд 18
Дети: Олимпийскими играми.
Учитель: Что произошло в Древнем Риме?
Слайд 19
Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака.
6. Применение знаний.
Слайд 20
Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.
- Заполните кроссворд самостоятельно.
- Проверим
Следующее задание №1 с.36.
- Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.
7. Итог урока.
Учитель: - Вернемся к главному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
( работа в группах, ответы детей)
Какой вывод мы можем сделать?
Эпоха Древнего мира оставила нам множества достижений, изобретений, памятников архитектуры.
8. Домашнее задание.
Слайд 21
Выполнить задания №3, №4 в рабочей тетради к теме11. Изобразить на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Древнего мира.
Литература:
1.Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова, Методические рекомендации для учителя- М: ООО Баласс, 2008
2. В.И. Калашников, С.А. Лаврова, Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса Света»,- М: Белый город,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Урок по окружающему миру ОС "Школа 2100"....
Древний мир - рождение первых цивилизаций
На уроке дети знакомятся с достижениями эпохи Древнего мира, учатся отличать его от других эпох....
"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Урок по окружающему миру 4 класс."Школа 2100"...
Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"
Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"...
Урок окружающего мира "Древний мир-рождение первых цивилизаций" 4 класс (ОС "Школа 2100")
Технологическая карта урока и презентация помогут качественно и интересно провести данный урок в 4 классе....
"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Д...
Открытый урок в 4 классе «Древний мир – рождение первых цивилизаций» по окружающему миру (ОС "Школа 2100")
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций" (ОС "Школа 2100")...