Урок окружающего мира в 4 классе"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по окружающему миру ОС "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevniy_mir-_rozhdenie_pervyh_civilizaciy.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе (ОС «Школа 2100»).
Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций».
Цели урока: Линия 1. Овладение картиной мира:
― научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира;
― учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.
Линия2. Чувственно – эмоциональное отношение к миру:
― учить объяснять, почему нельзя согласиться с представлением о добре и зле, которые господствовали во времена Древнего мира.
Оборудование:
― песочные часы;
― календарь с названием месяцев;
― буквы алфавита;
― цифры;
― учебник с.53 – 59;
― рабочая тетрадь с.36 – 40.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы: какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
III. Версии детей, актуализация знаний.
IV. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний).
1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.
2. Мораль Древнего мира.
V. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
VI. Итог урока. Домашнее задание.
Конспект урока.
I. Организационный момент.
― Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.
― Скажите, а где мы побывали на прошлых уроках? В первобытном мире.
― Что интересного узнали об этой эпохе?
― Откройте учебники на с. 46, посмотрите на «Реку времени». В какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? В эпоху Древнего мира.
― Тема нашего урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.
― Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?
― А вам интересно узнать, что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?
II. Постановка проблемы.
Ученикам предлагается набор предметов:
песочные часы, календарь (хорошо видны 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.
― Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? Да, постоянно.
― Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?
Все современные; все древние; некоторые древние, а некоторые современные.
Все предположения ключевыми словами выписаны на доску.
― У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос? Кто из нас прав?
― Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему урока).
Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
Проблема появляется на доске. К ней постоянно обращаемся по ходу урока и на последнем этапе.
III. Версии детей, актуализация знаний.
― Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?
― А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем что-нибудь об эпохе Древнего мира? Нет
― Давайте занесем наши ответы в таблицу.
Использование приема «Знаем – не знаем».
Знаем | Не знаем |
― Вспомним, что мы знаем.
― Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? Чтобы рассчитывать свое время в течение дня, года; чтобы читать, писать и считать.
Знаем | Не знаем |
Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. | |
― Что такое древний мир? Вторая эпоха всемирной истории (лента времени с. 46)
Знаем | Не знаем |
Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. | |
Древний мир – вторая эпоха всемирной истории. |
― Кто может определить временной промежуток эпохи Древнего мира? 3 тысячелетие до новой эры – V век новой эры. (Появляется на доске)
― Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе? Нет, так как алфавит, например, нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.
Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, то учитель сам может им подсказать, что этих предметов в первобытном обществе не было.
― Чир нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?
― Каких знаний нам не хватает? Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.
― Да, мы не знаем чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира и какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира.
Знаем | Не знаем |
Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. | Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира? |
Древний мир – вторая эпоха всемирной истории. | Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? |
IV. Поиск решения проблемы (Открытие нового знания).
1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.
― Ответим на первый вопрос: чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира?
― Обратите внимание н название темы: «Древний мир – рождение первых цивилизаций». Что интересного заметили в названии темы? Все ли слова понятны?
― Вы сможете дать определение слову «цивилизация»?
― Трудно, тогда давайте разбираться вместе.
― Откройте учебники. Посмотрите на рисунок на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация? Более высокая ступень развития общества. Люди живут в городах, возникают государства, появляется письменность.
Если ученики не ответят, использовать подводящий диалог.
― Где жили люди первобытного общества и цивилизации? В первобытном обществе люди жили в поселках, а в цивилизации – в городах.
― Кто управлял людьми? В первобытном мире – рода и племена, а в цивилизации – государство.
― Как передавались сообщения, знания? В первобытном мире сказаниями, а в цивилизации – при помощи письменности.
― Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. Появляются города, государство, письменность.
― В форме чего изображена розовая линия? В форме ступеньки.
― Попробуйте дать определение, закончив фразу. Цивилизация – это более высокая ступень развития человечества.
― Как проверить ваше предположение? Прочитать текст учебника.
― Прочитаем вслух на с. 53 второй абзац.
Чтение фрагмента «Новая ступень в развитии общества» до слов «… люди изобрели письменность».
― Так что же такое цивилизация? Новая, более высокая ступень развития человечества.
― Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? В эту эпоху появились первые цивилизации: города, государство, письменность.
В колонку «Не знаем» под вопросом «Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира? вывешивается «Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества».
Знаем | Не знаем |
Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. | Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира? |
«Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества». | |
Древний мир – вторая эпоха всемирной истории. | Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? |
― Рассмотрите карту на с. 54 – 55.
― Что обозначено на карте широкой розовой линией? Граница цивилизованного мира.
― Что находится за пределами этой границы? То, что осталось, – мир первобытных племен.
― Какой мир был обширнее – мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? Мир первобытных племен обширнее.
― Где возникают древние цивилизации, в каком полушарии? В восточном.
― В каких частях света? Африка, Европа, Азия.
― Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации? Теплый, жаркий.
― Какой вывод мы можем сделать? Два мира одновременно существовали на планете.
― Итак: два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями.
― У слова «цивилизация» есть еще одно значение – так называют страну со своей особой культурой.
― Рассмотрите карту на с. 54 – 55.
― Что отмечено разными цветами на карте? Разные древние цивилизации.
― Какие цивилизации расположились в Европе? Древний Рим, Древняя Греция (Эллада)
― Назовите цивилизации Древнего Востока. Древний Египет, Междуречье (Западная и Средняя Азия), Древняя Индия, Древний Китай.
― Где именно размещалась древняя цивилизация? Обратите внимание, по берегам каких морей или каких великих рек?
― Итак, цивилизации Древней Европы разместилась по берегам Средиземного мира, а цивилизации Древнего Востока по берегам рек: Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе и Янцзы.
― Рассмотрите теперь картинки, которые размещены вокруг карты и подписи рядом с ними.
― Что вы увидели? Храм Парфенон, Колизей в Риме, Египетские пирамиды, Великая Китайская стена, Ворота богини Иштар в Вавилоне, Буддийская ступа – священный холм в Индии.
― Сравните памятники архитектуры, похожи они между собой? Почему? Нет, не похожи, у всех разные, так как разные страны, разная культура.
― Значит, в каждой из этих стран – цивилизаций была своя, не похожая на другие, культура.
Изображения Парфенона, Колизея и других памятников Древнего мира.
― Сравните одежду жителей разных древних цивилизаций. Что можете сказать об одежде? Одежда тоже разная, не похожая на другие.
― Как вы думаете, а письменность одинаковая или разная? В каждой стране своя письменность.
― Мы с вами сравнили архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так какому выводу можно прийти? У каждой цивилизации была своя особая культура.
― Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию.
― Закончите фразу: цивилизации – это разные …… (страны) со своей особой ….. (культурой).
― Проверим наше предположение по учебнику, с. 53, третий абзац.
― Мы были правы? Да
В колонке «Не знаем» под вопросом «Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира?» появляется «Цивилизация – общество со своей особой культурой».
Знаем | Не знаем |
Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. | Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира? |
«Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества». | |
«Цивилизация – общество со своей особой культурой». | |
Древний мир – вторая эпоха всемирной истории. | Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? |
Физпауза.
― Я предлагаю вам проверить себя. В конверте лежат фразы из определений нового понятия. Расположите их в нужную колонку своей таблицы. Приготовьте таблички и клей.
Приложение
Люди создают государства. |
Страна, население которой взошло на ступень цивилизации. |
Вторая после первобытного общества ступень развития человечества. |
Люди начинают строить города. |
Сложилось общество со своей особой культурой. |
Люди изобретают письменность(системы письма). |
В итоге у учеников получается:
Цивилизация 1. | Цивилизация 2. |
Вторая после первобытного общества ступень развития человечества. | Страна, население которой взошло на ступень цивилизации. |
Люди начинают строить города. | Сложилось общество со своей особой культурой. |
Люди создают государства. | |
Люди изобретают письменность(системы письма). |
Проверка по образцу с доски.
― На какой вопрос колонки «Не знаем» мы еще не нашли ответа? Какие из этих предметов ( песочные часы, буквы, цифры) могли появиться в эпоху Древнего мира?
― Ответ мы сможем найти на с. 56. Рассмотрите иллюстрацию «Изобретения цивилизаций Древнего мира».
― Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?
Дополнения учителя.
Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.
Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд. Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.
Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, … , 9.
Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.
Древняя Греция – Эллада. В ее приморских торговых городах появился алфавит их гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.
Древний Рим. Язык римлян – латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и другие. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)
― Какой же вы можете дать ответ на наш вопрос: какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? В эпоху Древнего мира появились буквы и цифры ( с появлением письменности).
― Но в эпоху Древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с. 57.
― Что вы можете сказать? В эпоху Древнего мира появляются железный топор, дисковое колесо, колесо со спицами, парусно-гребные корабли.
―Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния? Колесницы, парусно-гребные корабли.
― Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнивать орудия труда, то в Древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.
― Таким образом, технические достижения в Древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.
― Вернемся к таблице. Ответили мы на второй вопрос? Да.
В колонке «Не знаем» под вопросом «Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?» появляется «Календарь, часы, буквы, цифры – предметы эпохи Древнего мира».
Знаем | Не знаем |
Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. | Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира? |
«Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества». | |
«Цивилизация – общество со своей особой культурой». | |
Древний мир – вторая эпоха всемирной истории. | Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? |
«Календарь, часы, буквы, цифры – предметы эпохи Древнего мира». |
― Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.
― Прочитаем фрагмент в учебнике по вариантам: 1 вариант – с. 56 второй абзац;
2 вариант – с. 56 третий абзац.
― Какими событиями прославилась Древняя Греция? Олимпийскими играми.
Аудиоэнциклопедия. Стадион. Олимпийские игры.
― А в современном мире проводятся олимпийские игры?
― Кто знает, где и когда будут проходить очередные зимние олимпийские игры? В России, в Городе Сочи, в 2014 году.
― Что произошло в Древнем Риме? Восстание рабов под предводительством Спартака.
Аудиоэнциклопедия. Восстание Спартака.
― Все вы, наверное, слышали название спортивной команды «Спартак»? Теперь вы знаете, откуда пришло это название.
2. Мораль Древнего мира.
― На прошлом уроке мы узнали о морали людей первобытного мира. Как вы думаете, изменилась ли мораль людей Древнего мира?
― Проверим ваши предположения.
Чтение фрагмента на с. 58 до слов «… это умение разговаривать»
― Прочитаем по цепочке рассказ о древних греках Поликлете и Леониде на с. 58.
― Хорошо ли они поступают с нашей, современной, точки зрения?
― Можем ли мы с ними согласиться?
― Почему у нас с ними разное представление о добре и зле? У нас разная мораль.
Чтение фрагмента на с. 58 со слов «На экране Компьютера появилось…»
― Прочитайте рассказ о гладиаторских боях в Древнем мире.
― Хорошо ли они поступают с нашей, современной, точки зрения?
― Можем ли мы с ними согласиться?
― Почему у нас с ними разное представление о добре и зле? У нас разная мораль.
― Проверим нашу догадку о различии древней и современной морали – прочтем финал текста.
― Настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры.
V. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
― Давайте применим наши знания, полученные на уроке, решив кроссворд.
― Задание 2 в тетради на с. 38
Проверка кроссворда по эталону.
― Давайте вернемся к основному вопросу урока.
― Что мы хотели сегодня выяснить? Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
― Задание 1 на с. 36 поможет нам полно ответить на этот вопрос.
― Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Эпоха Древнего мира оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры. Но мораль Древнего мира отличалась от современной.
VI. Итоги урока.
― Мы нашли ответы на главный вопрос урока?
― Что интересного узнали?
― Оцените свою работу. Что вам показалось трудным, непонятным, самым интересным на уроке?
― В Древнем мире победителей награждали лавровым венком. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, возьмите себе изображение лаврового венка.
― Давайте спланируем работу на следующий урок. Сделайте свой выбор: ещё один урок посвятим изучению эпохи Древнего мира или познакомимся с новой вехой в истории.
Домашнее задание.
― Выполните одно из заданий в тетради на с.8 – 41;
Ответьте на любые 2 вопроса в учебнике на с. 59.
Если ученики выбрали продолжить изучение эпохи Древнего мира:
максимальный уровень – задание 1 с. 36 – 37; программный уровень – задание 5 с. 40 – 41; подготовить сообщения об архитектурных памятниках.
― В заключении урока я хочу прочитать слова писателя Рудольфа Фердинандовича Итса, доктора исторических наук:
« В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю».
«Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шёл впереди».
― Благодарю за работу.
Приложение
Цивилизация 1 | Цивилизация 2 |
Вторая после первобытного общества ступень развития человечества. | Страна, население которой взошло на ступень цивилизации. |
Люди начинают строить города. | Люди создают государства. |
Люди изобретают письменность(системы письма). | Сложилось общество со своей особой культурой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древний мир - рождение первых цивилизаций
На уроке дети знакомятся с достижениями эпохи Древнего мира, учатся отличать его от других эпох....
"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Урок по окружающему миру 4 класс."Школа 2100"...
Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"
Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"...
Урок окружающего мира "Древний мир-рождение первых цивилизаций" 4 класс (ОС "Школа 2100")
Технологическая карта урока и презентация помогут качественно и интересно провести данный урок в 4 классе....
"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Д...
Открытый урок в 4 классе «Древний мир – рождение первых цивилизаций» по окружающему миру (ОС "Школа 2100")
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций" (ОС "Школа 2100")...
Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций".Цели: 1) научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учить находить в современной ж...