"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Беркунова Алёна Ивановна

Урок по окружающему миру 4 класс."Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Урок окружающего мира в 4 «Д» классе

по теме:

"Древний мир – рождение первых цивилизаций"

                                                    Подготовила:

                                                                                учитель начальных классов

1 квалификационной категории

                                                                               Беркунова Елена Ивановна

                                             

2012 – 2013 учебный год

"Древний мир – рождение первых цивилизаций". Урок по окружающему миру (4-й класс)

Беркунова Елена Ивановна, учитель начальных классов

Цель:

•По линии  объяснять мир" - научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории- на примере Древнего мира. Это умение можно развивать через:◦хронологические рамки( 3 тыс.до н.э. и 4 век н.э.);

◦изменение в уровне техники;

◦устройство общества.

•По линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

Оборудование: часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Садитесь.

 2. Сообщение темы урока.

 Учитель: Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире.

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

- Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Дети: В эпоху Древнего мира.

Учитель: Какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)

Учитель:

 Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" ( записывается на доску)

3. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я принесла на урок.

- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.

Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?

Дети: Кто из нас прав?

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

Учитель: А вам хотелось бы узнать что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

Дети: Да.

Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?( записывается на доску)

 

4. Актуализация знаний.

Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Дети: Для того чтобы узнавать время, читать , считать и т.п.

Учитель: Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Дети: Вторая эпоха всемирной истории.

Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем , что -нибудь об эпохе Древнего мира?

Дети: Нет.

Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

- Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"

Знаем

Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры.

Древний мир - вторая эпоха всемирной истории.

Не знаем

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?

 

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

- Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?

- Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?

- Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

-Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации."

- Глядя на этот рисунок-схему, назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?

Дети: Появляются города, государство, письменность.

Учитель: В форме чего изображена розовая линия?

Дети: В форме ступеньки.

Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это новая ступень в развитии общества.(на доску)

- давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.

- Так что же такое цивилизация?

Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества.

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55.

- Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем

Цивилизация - новая ступень развития человечества.

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение, чтобы его узнать мы    

- вновь обратимся к карте.с.54-55

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети: Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: - Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?

Дети: одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию.

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

- Мы были правы? (Да)

-В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Цивилизации – это общество со своей  особой культурой. (на доску)

Физминутка.

Учитель: давайте сейчас поиграем в игру " Лото"( работа в паре)

- Перед вами листок он разделен на две колонки. Есть конверт, в которых содержатся фразы из двух определений нового понятия " Цивилизация". Ваша задача правильно разложить эти определения в нужную колонку. Приступаем к работе. Проверим

 

Цивилизация 1

1. Вторая после первобытного общества ступень развития человечества.

2. Люди научились строить города.

3. Люди создают государство.

4. Люди изобретают письменность.

Цивилизация 2

1.Сложилось общество со своей особой культурой.

2.Каждая страна имеет свои государственные порядки.

3. у каждой страны особая форма письма.

 

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?

Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?

 Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"

- Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?( учитель дополняет:

Древний Египет.

Египтяне первыми создали календарь , в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье.

Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия.

Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.

Древний Китай. 

Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция - Эллада.

 В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим.

Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

- Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.

- Что вы можете сказать?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

- Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице. (знаем – не знаем)

Ответили мы на второй вопрос?

Дети: Да

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира. ( на доску)

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.

- Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.

- Какими событиями прославилась Древняя Греция?

 Дети: Олимпийскими играми.

Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России будут проходить зимние олимпийские игры?

Дети: В Сочи 2014г.

Учитель: Что произошло в Древнем Риме?

Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака.

Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы знаете откуда пришло это название.

- Вернемся к главному вопросу.

6. Применение знаний.

Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.

- Заполните кроссворд самостоятельно.

- Проверим

Следующее задание №1 с.36.

- Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.

 

7. Итог урока.

Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?

Что интересного вы узнали на уроке?

Учитель: В заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"

8. Домашнее задание

Р.т. с.38-39, №3,4

- Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древний мир - рождение первых цивилизаций

На уроке дети знакомятся с достижениями эпохи Древнего мира, учатся отличать его от других эпох....

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"...

Урок окружающего мира "Древний мир-рождение первых цивилизаций" 4 класс (ОС "Школа 2100")

Технологическая карта урока и презентация помогут качественно и интересно провести данный урок в 4 классе....

"Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Д...

Открытый урок в 4 классе «Древний мир – рождение первых цивилизаций» по окружающему миру (ОС "Школа 2100")

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций" (ОС "Школа 2100")...