Программа по внеурочной деятельности по окружающему миру "Мир вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по окружающему миру "Мир вокруг нас" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_vokrug_nas.odt | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице. Человек не может представить свою жизнь без своего родного края, без природы. Очень важно научить ребенка понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками, воспитать в нем чувство хозяина, неравнодушное отношение к окружающему миру. Для подрастающего поколения особенно важно иметь сформированное экологическое мышление на уровне устойчивого поведения. Только экологически мыслящая личность, сознающая свои права и ответственность по отношению к природе, способна жить в гармонии с окружающим миром и успешно в нем социализироваться.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для младших школьников. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена младшим школьникам, призвана помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе).
Основные направления курса – экология, изучение родного края.
Программа клуба внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 4 года обучения.
Преподавание клуба «Мир вокруг нас» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность клуба «Мир вокруг нас» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа клуба призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района,
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
Программа экологической клуба должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически - деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление работы клуба включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: устные журналы, экологические игры, игры-путешествия на экологическую тему.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы клуба осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках клуба и рассчитана на младших школьников.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
- смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
- смогут применять свои знания на уроках и в жизни.
Девиз: «Малая родина: изучаем, исследуем, охраняем!»
Календарно-тематическое планирование работы
клуба «Мир глазами ребёнка» 3 класс
Тема занятия | Дата по плану | Дата урока по факту | Коррек тировка | |
1 | Как мы познаём мир? | 08.09.17 | ||
2 | Мир живой и неживой природы. | 15.09.17 | ||
3 | Природные объекты и предметы, созданные человеком. | 22.09.17 | ||
4 | Растительный мир нашего края. | 29.09.17 | ||
5 | Животный мир нашего края. | 06.10.17 | ||
6 | Полезные ископаемые моего края. | 13.10.17 | ||
7 | Предсказание погоды и его значение в жизни человека. | 20.10.17 | ||
8 | Зелёный мир на подоконнике. Практикум «Посади и вырасти свой цветок». | 27.10.17 | ||
9 | Фотовыставка «Зелёный подоконник». | 10.11.17 | ||
10 | Путешествие вокруг света. | 17.11.17 | ||
11 | Разнообразие растений нашей планеты. | 24.11.17 | ||
12 | Разнообразие животных нашей планеты. | 01.12.17 | ||
13 | Экскурсия. «Зима – покой природы». Сезонные изменения в природе. | 08.12.17 | ||
14 | «Моя синичка в надёжных руках». Конкурс кормушек для зимующих птиц. | 15.12.17 | ||
15 | Вода и жизнь. Значение воды для живых организмов. | 22.12.17 | ||
16 | Путешествие за капелькой воды. Вода в моем доме и в природе. | 29.12.17 | ||
17 | Домашние питомцы в моей семье. Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 19.01.18 | ||
18 | Человек – часть природы. | 26.01.18 | ||
19 | Организм человека. | 02.02.18 | ||
20 | Здоровый образ жизни. | 09.02.18 | ||
21 | Природа и наша безопасность. | 16.02.18 | ||
22 | Все профессии важны! | 02.03.18 | ||
23 | Маленький огород на подоконнике. Посадка семян для рассады. | 09.03.18 | ||
24 | Экскурсия «Весна – пробуждение природы» с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 16.03.18 | ||
25 | Природа глазами художников. Конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!». | 23.03.18 | ||
26 | Чудеса и тайны природы. Необычные растения и животные планеты. | 06.04.18 | ||
27 | Удивительные явления природы. | 13.04.18 | ||
28 | Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад». | 20.04.18 | ||
29 | Родной край – часть большой страны. | 27.04.18 | ||
30 | Достопримечательности нашего края. | 04.05.18 | ||
31 | Люди, прославившие мой край. | 11.05.18 | ||
32 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 18.05.18 | ||
33-34 | Резервное занятие | 25.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"
В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг нас"
Рабочая программа кружка «Я и мир вокруг нас» составлена на 2016 – 2017 учебный год.Цель: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Геометрия вокруг нас" . 1 класс
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг" (срок реализации 2 года)
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...
- Мне нравится (1)