Масштаб и его виды
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Разработка урока окружающего мира 4 класс, УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_na_temu_masshtab_-_gruzdeva_e._a.pptx | 1.19 МБ |
masshtab.docx | 152.64 КБ |
pril1.doc | 27.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_masshtab_i_ego_ispolzovnaie.docx | 102.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масштаб - это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже.
1:10 000 1:100 1:1000 Объясните, что показывают числа. Зачем происходит уменьшение? Кому это может понадобиться?
«Ни одной науке не обходились так дорого знания, как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью». Г.Я.Седов (1877 – 1914 г.)
А может ли происходить увеличение предмета? 100 000:1 100:1 10 000:1 Когда и где это используют?
На стр. 38 учебника прочитаем , как в Древней Руси велось строительство . На стр. 39 учебника прочитаем, какими мерами длины пользовались многие народы.
Выполним чертеж классной доски, соблюдая масштаб. Заменим метр сантиметром. Какой масштаб будем использовать? Итак, длина доски равна - 2 м, а ширина -1 м.
Длина и ширина в ваших тетрадях чему будет равняться? Во сколько раз мы уменьшали размеры?
Мы выполнили чертеж классной доски, используя масштаб в 1 см 1 м
Составим алгоритм выполнения чертежа в масштабе
1. Измерить длину и ширину предмета. 2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб. 3. Начертить предмет.
Виды масштаба именованный числовой линейный
Определите вид масштаба: 1 см 1 м 1:100
Каким масштабом мы подписали свой чертеж (в 1 см 1 м )? А теперь запишите числовой масштаб.
1: 100 - числовой масштаб ( участвуют только числа).
Линейный масштаб- в одной мерке 1 метр ( изображается в виде прямой линии с делениями)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА .
Выполним задания в группах, используя знания о масштабе и его видах, алгоритм построения чертежа в масштабе.
Задание. Заполните таблицу
Задание. Между двумя объектами А и Б 8 м. Используя масштаб в 1см 1м начертите расстояние между двумя объектами.
С помощью масштаба можно узнать размеры предмета и расстояние между объектами . Кому это может понадобиться?
Заповеди путешественника. Примечай ориентиры Умей ориентироваться по сторонам горизонта Умей ориентироваться по компасу Умей пользоваться масштабом.
Подведение итогов. Чтоб весь мир изображать, Мы должны масштаб узнать Ты линейкой измеряй, На бумаге уменьшай. Цифровой, именованный, линейный - Виды масштабов запомнить, сумей ты. Чертеж начертить не составит труда, Если с масштабом ты дружен всегда!
Какие слова этого стихотворения могут рассказать о теме урока ? Дом. задание- сочинить ребус или загадку про масштаб, начертить чертеж учебника математики в масштабе 1:6
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Урок курса "Окружающий мир" в 4-м классе по теме "Масштаб и его использование"
- Груздева Елизавета Анатольевна, учитель начальных классов
Цели:
Создать условия для:
- формирования у учащихся знаний по теме "Масштаб и его использование";
- развития познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- воспитания потребности самореализации в деятельности;
Оборудование: учебник "Окружающий мир" для 4 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях. Автор О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008 г.; рабочая тетрадь (часть 1). Автор О. Т. Поглазова. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006 г; карточки с изображениями лиц.
Ход урока
Организация начала занятия.
Подготовка к усвоению новых знаний.
- У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький. Смогу я это сделать? Как? (уменьшить размеры).
- Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы.
- Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.
Этап усвоения новых знаний.
- Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)
- Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
Масштаб - это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане (на доску помещается табличка, на которой записано правило).
- Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?
- Зачем происходит уменьшение?
- А может ли происходить увеличение предмета?
- Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром. Итак, длина доски равна - 4 м, а ширина - 1 м. В ваших тетрадях чему будет равняться длина, ширина? Во сколько раз мы уменьшили размеры? Выполняем чертёж.
- Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.
- Ещё раз объясним друг другу, как используем новое для нас понятие. Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: "1. Измерить длину и ширину предмета").
- Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры). А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз) Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: "2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб").
- И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: "3. Начертить предмет").
- У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.
- А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.
- К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 - записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?
(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?
- И ещё одна запись - линейный масштаб. Название его произошло от слова "линия", он изображается в виде прямой линии с делениями. Это мерки, которыми измеряется объект. Наша доска измеряется так - в одной мерке 1 метр.
Первичная поверка понимания.
- Сейчас я хочу предложить вам задание, в котором вы должны определить вид масштаба. Чтобы правильно определить и доказать свою мысль вы прочитаете статью в учебнике на странице 17.
Итак, внимание на доску, здесь представлены различные виды масштабов (Приложение).
- К какому виду мы отнесём первую запись? Вторую? Следующую?
- Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому переверните страничку и выполните самостоятельно задание под номером 1.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. Отлично, молодцы, а теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки. В чём была твоя ошибка? Как её можно исправить? Дома вы ещё раз внимательно прочитаете статью учебника и больше не допустите ошибок.
Физкультминутка.
- Скажите, ребята, а для определения масштаба нужна внимательность. Такую игру для развития внимания я подготовила для вас. Называется игра "Колечко". Вытяните правую руку вперёд и коснитесь большим пальцем мизинца, затем - безымянного пальца, затем коснёмся среднего пальца и, наконец, указательного пальца. Сначала выполняем движения в медленном темпе, затем увеличиваем темп. Такие же "колечки" выполняются левой рукой, затем обеими руками сразу.
Этап закрепления знаний.
- Надеюсь, что наша игра поможет вам в выполнении заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.
- Ребята, у которых их имя на табличке написано синим цветом, группа № 1, получают задание на карточке "Прочитайте статью, выделите диаметр Земли. Выберите свой масштаб и уменьшите размеры нашей планеты. Выполните чертёж Земли на листке, соблюдая свой масштаб, подпишите его". Все вычисления выполняем на карточках, можете использовать обратную сторону листа.
- Следующими задание получают ребята, у которых имя написано чёрным цветом, группа № 2. Найдите названия двух городов Называевск и Тюкалинск, измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный на листке, найдите расстояние между городами. Измерения и вычисления выполняем на карточках.
- Те, у которых имя подписано красным цветом, группа № 3, выполняют задание № 2 на странице 18 вместе со мной. Задание - Начерти план учебника по окружающему миру в масштабе 1:6. Итак, мы с вами возьмём учебник, чтобы измерить более точно, я предлагаю вам обложки учебника "Окружающий мир". Прежде, чем начать работу, необходимо продумать, как мы будем действовать. Каков будет наш первый шаг? Используйте алгоритм, записанный нами. Каков будет наш первый шаг? (Измерим длину и ширину учебника, его длина - 24 см, а ширина - 18 см).
- Что будем делать дальше? Нам нужно найти масштаб? Что такое масштаб? Во сколько раз мы должны уменьшить размеры обложки? (в шесть). Уменьшите, что у вас получилось? (длина - 4 см, ширина - 3 см)
- Чем мы завершим работу? (начертим прямоугольник с вычисленными сторонами). Отлично справились с работой, показали свою внимательность и знания все ребята группы.
- А теперь обратимся к ребятам группы № 1.(К доске вызываются два ученика, которые показывают свои чертежи и объявляют масштабы). У ребят этой группы я соберу карточки и поставлю оценки за работу.
- Посмотрев на работу группы № 1, можно сделать вывод, что, используя масштаб, можно изобразить не только прямоугольные, но и круглые предметы. Какие ещё предметы можно будет начертить, используя масштаб, вы ответите на следующем уроке. Вы выполните задание № 4, прочитайте его. ("Изобрази план твоей комнаты, масштаб выбери сам").
- Что такое план? (вид сверху) Как будет выглядеть ваша комната? Не забудьте, подписать масштаб при выполнении работы. Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 18 № 4.
- А теперь обратимся к группе № 2. (Вызывается один из учеников, который называет расстояние между городами, свой масштаб.) Поверим правильность выполненного задания, у кого из ребят этой группы получился другой ответ?
Этап обобщения и систематизации знаний.
- Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)
И не даром, ребята, вы изучаете заповеди путешественника. Давайте, вспомним, какие вы уже рассмотрели:
- примечай ориентиры, чтобы вернуться домой;
- умей ориентироваться по сторонам горизонта;
- умей ориентироваться по компасу;
Какую заповедь мы добавим сегодня? - умей пользоваться масштабом. А как им пользоваться?
Этап подведения итогов.
- Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением
Чтоб весь мир изображать,
Мы должны масштаб узнать
Ты линейкой измеряй,
На бумаге уменьшай.
Цифровой, именованный, линейный -
Виды масштабов запомнить, сумей ты.
План начертить не составит труда,
Если с масштабом ты дружен всегда!
- Это стихотворение, напечатанное на карточке, лежит у вас на парте. Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения подчеркните слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям. Почему эти слова?
- Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку про масштаб, сделайте это.
Рефлексия
- Спасибо за урок. Мне было легко и приятно работать с вами. Я бы хотела узнать, а как вам работалось со мной, с каким настроением вы пойдёте на следующий урок. У вас на партах лежат изображения личиков. На одной карточке человечек улыбается, на другой его настроение не изменилось, осталось прежним. Представьте, что это ваше личико. Поднимите карточку с вашим настроением. Такое же настроение останется и у меня.
Предварительный просмотр:
Приложение
Определи вид масштаба
1:400 000 В 1 см 400 км 400 0 400 800 км
Определи вид масштаба
1:400 000 В 1 см 400 км 400 0 400 800 км
Определи вид масштаба
1:400 000 В 1 см 400 км 400 0 400 800 км
Определи вид масштаба
1:400 000 В 1 см 400 км 400 0 400 800 км
Определи вид масштаба
1:400 000 В 1 см 400 км 400 0 400 800 км
Определи вид масштаба
1:400 000 В 1 см 400 км 400 0 400 800 км
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Окружающий мир, 4 класс | ||||
УМК, автор программы | «Гармония», О.Т. Поглазова | ||||
Учитель | Груздева Елизавета Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №168 | ||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | №9: «Масштаб и его использование» | ||||
Цель урока | формирование способности учащихся к новому способу действия в процессе их знакомства с понятием «масштаб» и его видами | ||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||
сформировать знания учащихся о способах изображения предметов (рисунок, разрез, чертёж, план), представление о масштабе и его использовании, познакомить учащихся со старинными мерами длины; | развивать воображение, наглядно-образное мышление; продолжить развитие умений: - готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ; - ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения; -выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств | воспитывать аккуратность и тщательность в работе | |||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |||
Сформированность основных понятий урока: Масштаб, масштабирование, численный, именованный, линейный масштабы. Умение чертить план предмета в масштабе. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения (ЛУУД). Умение готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ (РУУД). Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения (ПУУД, КУУД). Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств (ПУУД). | ||||
Методическое обоснование урока | Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ). Кроме того, в качестве вспомогательного приёма на этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления учащихся – синквейн. | ||||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | ||
Учебник – с. 40-42; Рабочая тетрадь – с. 15-16, задания 32-37. | Предлагаются учащимся для дополнительного домашнего задания: Профессии: справочник профессий (http://prof.biografguru.ru/) | мультимедийная доска |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Организует беседу с учащимися: - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Что мы учились составлять? Создание проблемной ситуации (ситуация затруднения) - Сегодня я предлагаю вам стать не учениками, а деловыми людьми, которые обращаются в фирму по ремонту помещений. Вам нужно сделать ремонт в классной комнате. И мастер просит вас составить план кабинета, чтобы посчитать, сколько ему нужно будет приобрести материала для работы. Составим план классной комнаты, как мы её видим. | Отвечают на вопросы учителя (как можно изображать предметы) (план) |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | - Выполните данное задание в тетради. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы? — Итак, взяли в руки линейки и карандаши и попробовали начертить план класса (учитель намеренно не указывает, какой размер должен занимать план или сколько места в тетрадях можно использовать). Вычерчиваем план на доске. Побуждающий от проблемной ситуации диалог: - Что получилось у вас при выполнении задания? - Что не получилось и почему? - Можно по такому плану выполнить работу, т.е. высчитать точное количество строительных материалов? - Почему? - Как вы думаете, чего нам не хватает, чтобы план соответствовал действительности? - Давайте попробуем замерить хотя бы одну парту (просит одного ученика с помощью рулетки сделать замер парты). Учитель вычерчивает чертеж парты на интерактивной доске: | (линейка, карандаш) Дети работают в тетрадях Отвечают на вопросы учителя: (изобразили все предметы находящиеся в классе.) (у всех получился план разного размера, предметы разной величины) (наверное, нет) (нет точных размеров класса, размера стен, высоты и пр.) (нужно точно замерить классную комнату) Один ученик выполняет замер парты и диктует учителю размеры. |
3. Выявление места и причины затруднения. | На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. | - А если предмет (замеренная нами парта) по размеру больше листа бумаги и мы не можем его поместить на лист, как быть? Учитель читает стихотворение в учебнике на с. 40. - Какую проблему решали ребята, изображая окружающий мир? - Если это сделать на глазок, как мы с вами, будет ли это план, который поможет мастеру? - Как вы думаете, почему у нас получились не очень точные рисунки класса? Мы же тоже уменьшали наш класс при составлении плана! | Смотрят слайд-шоу. (Чтобы изобразить большие предметы на листе бумаги, надо уменьшить их действительные размеры.) (Нет. Это будет рисунок. Это может исказить вид предметов или расстояние между ними.Это не поможет мастеру точно выполнить расчет материалов) Это произошло потому, что мы уменьшали размеры в разное количество раз (или мы не знали во сколько раз надо уменьшать), мы даже (первоначально) не измеряли предметы. Это неправильно. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | - Как вы думаете, чтобы помочь мастеру сделать точный план класса, что нам необходимо сделать? (целеполагание) - Давайте вместе с вами определим тему нашего урока. Давайте уточним название нашего урока по учебнику – с.40. тема урока «Масштаб». Именно масштаб поможет нам правильно построить план предмета, размеры которого не помещаются на тетрадном листе. - Что вам необходимо узнать по теме нашего урока? Учитель фиксирует вопросы учащихся на доске. - А теперь давайте вернемся к нашему заданию. Мы уже с вами замерили парту. Как её правильно перенести на план нашего класса? Как быть? - По данным размерам уже можно изобразить план стола в тетради. - В этом случае мы применили масштаб. - Записать его можно так: 1 см – 10 см - Это значит, что 1 см на плане соответствует 10 см в действительности. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены (увеличены) настоящие расстояния на чертеже, называют масштабом. | - Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать. Высказывают свои версии темы урока: - Как уменьшать? Как правильно составлять план? и др. Что такое масштаб? Какой бывает? Где используется? и др. версии Уменьшим размеры стола в 10 раз.Получим: длина стола 12 см, ширина 5 см.) |
5. Реализация построенного проекта. | На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Задание. Составить план классной комнаты: 1 группа: план боковой стены (учитель помогает сделать замер высоты стены) 2 группа: план доски 3 группа: план стола учителя 4 группа: план стеллажа 5 группа: план гардеробной 6 группа: план стула Учитель обсуждает план действий с учениками. 1) Измеряем: Длину и ширину предмета. Вывешивается табличка 2) Обсуждаем, во сколько раз будем уменьшать все действительные размеры (то есть выбираем масштаб)Уменьшим размеры предмета 10 раз. Вывешивается табличка 3)Изображаем предмет Вывешивается табличка | Распределяются по группам. Записывают схему действий в тетрадях. Каждая группа получает рулетку, листы измерений и критерии оценивания выполненных заданий (точность и достоверность сделанного плана, слаженность работы группы, быстрота выполненной работы, общее время выполнения 5 мин.) |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Учитель выполняет роль консультанта. Подводит итоги работы групп. | Ученики в группах пробуют воспроизвести алгоритм составления плана. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | — А может ли происходить увеличение предмета? - Какой алгоритм действий будет в этом случае? Учитель обсуждает план действий с учениками. 1) Измеряем:Длину и ширину предмета. Вывешивается табличка 2) Обсуждаем, во сколько раз будем увеличивать все действительные размеры (то есть выбираем масштаб. Вы можете сами выбрать масштаб и указать его) Вывешивается табличка 3)Изображаем предмет Вывешивается табличка А теперь индивидуально в тетрадях выполните задание (план шестеренки наручных часов). Учитель предлагает рисунок шестеренки на слайде, и говорит, что реальный размер данной детали совпадает с размером 1 клеточки в тетради: Организует обсуждение выполненных заданий с комментированием выполненных действий: - Почему ты так сделал? Почему ты выбрал именно такой масштаб? | - Наверное да, когда предмет слишком мал. - Измерить предмет, затем увеличить его, затем нарисовать Индивидуально выполняют задание, сверяясь с эталоном Участвуют в обсуждении |
8. Включение в систему знаний и повторение. | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | – Что необходимо сделать, чтобы начертить план? – Когда пользуются масштабом? – На планах и картах используются разные варианты записи масштаба, какие? (именованный, линейный, численный.) Демонстрация на интерактивной доске – Определите виды масштабов (рабочая тетрадь, с. 15, № 31). - Как вы думаете, всегда ли пользовались современными мерами длины? – Подпишите название старинных мер длины (рабочая тетрадь, с. 15, № 35). – Какие приспособления и инструменты изобрел человек для измерения длин и расстояний? | (Измерить расстояния, уменьшить их в определенное количество раз). (Чтобы составить план, карту, увеличивают для изображения бактерии в тысячи раз) Работают в рабочих тетрадях (Далее учащиеся читают дополнительный текст о старинных мерах длины на с. 42 учебника.) Это двойной шаг, ступня, локоть. (Линейка, циркуль, рулетка, спидометр.) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Создание синквейна Напоминает правила составления синквейнов (это уже не новый вид деятельности для учащихся) Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока (запись на доске, сделанная вначале урока с вопросами учащихся). На все ли вопросы вы получили ответы? | Работая в парах составляют синквейн: Масштаб Линейный, именованный Измерил, уменьшил, составил. Окружающий мир на листе оставил. Размах. Масштаб Линейный, численный Измерять, уменьшать, изображать Масштаб нужен всем картам. Дробь Выполняют задания на рефлексию:
«Смайлик» |
10. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 15, № 34(план книги), с. 16, № 36); учебник (с. 40–41). По желанию учащихся (дополнительное задание, уровень «Выпускник получит возможность научиться»): Подготовить сообщение, мультимедийную презентацию на тему «Профессии, для которых важен масштаб» | Записывают информацию о домашнем задании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зображення земної поверхні на плані, карті. Масштаб.
Конспект уроку природознавства у 4 класі...
Применение ИКТ различного масштаба на уроках в начальной школе
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла нео...
Проверочная работа по теме "Масштаб"
Проверочная работа по теме "Масштаб" для учащихся 3 класса авторы учебника И. Аргинская и др....
Технологическая карта урока "Масштаб и его использование" 4 класс УМК "Гармония"
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...
Урок по математике 4 класс программа "Начальная школа 21 век" тема "План и масштаб"
Урок представляет собой теоретическое знакомство с понятиями "масштаб и план" , а также практического закрепления этих понятий. Наглядно видны результаты....
Презентация по математике "План и масштаб"
Презентация к уроку математики в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"....
Урок-практикум "План и масштаб"
Технологическая карта урока по математике "План и масштаб"...