Применение ИКТ различного масштаба на уроках в начальной школе
статья по теме

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ различного масштаба на уроках в начальной школе.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование  - для всех и новое качество образования – каждому.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

 Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
  • создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
  • использование готовых программных продуктов;
  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание тестовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде.

Использование различных обучающих программ

Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях.

Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы».

Он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

 Использование ресурсов Интернет

Интернет:

  • Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • Дает возможности для профессионального роста;
  • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

  Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....

выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Доклад по теме:"Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе"

Учитель делится опытом работы с коллегами и выступает с докладом "Применение  педагогических современных технологий на уроках в начальной школе" на школьном методическом объединении учителей нача...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе.

Содержание:1.     Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.2.     Определение и виды ИКТ.3....