КТП Окружающий мир 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (68 ч)
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Форма организа-ции образов. процесса | Планируемые результаты | Материально-техническое оснащение | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 четверть – 16 ч | |||||||||
Как устроен мир (6 ч) | |||||||||
1 | 05.09 | Природа. «Что нас окружает?» | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей; -работать паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Экскурсия | Обучающийся научится: - определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; - осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; - различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; - определять место человека в окружающем мире; - обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей. Обучающийся получит возможность научиться: -использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - планировать, контролиро- вать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем Познавательные УУД: - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; - использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и вести диалог; - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); - поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом. | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Плешаков А.А. Окружающий мир.3кл, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3кл, рисунки с предметами живой природы, листы наблюдений. | |
2 | 07.09 | Человек. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, мультфильм «Маугли», | ||||
3 | 12.09 | Проект «Богатства, отданные людям». | В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект; -оценивать результаты работы - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Проект | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентации | ||||
4 | 14.09 | Общество. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -определять место человека в мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,физическая карта России, энциклопедия для детей(Страны.Народы) | ||||
5 | 19.09 | Что такое экология. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, иллюстрации для составления экологических связей. | ||||
6 | 21.09 | Природа в опасности! Проверочная работа по теме «Как устроен мир». | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках; -выполнять тестовые задания учебника | Учебное занятие + контроль знаний | Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, фильм «Засорение океанов», КИМы | ||||
Эта удивительная природа (19 ч) | |||||||||
7 | 26.09 | Тела, вещества, частицы. | -Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества; - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; - наблюдать опыт с растворением вещества; -высказывать предположения объясняющие результат опыта; -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + моделиро -вание | Обучающийся научится: -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; - различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; - классифицировать тела и вещества; - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; - описывать вещество по плану; - исследовать с помощью опытов свойства воздуха; - проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; - исследовать свойства воды с помощью опытов - различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды разными способами; - изображать с помощью модели источники загрязнения воды;
- характеризовать процессы образования и разрушения почвы; - исследовать состав почвы с помощью опытов; - моделировать связи почвы и растений;
- классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя; - обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимость бережного отношения к растениям; - выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; - объяснять, как распространяются плоды и семена, как из семян развиваются растения; - моделировать процесс развития растения;
- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы; | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; - соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; - овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Познавательные УУД: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; - использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; - овладеет начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; - использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; - анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; - сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); - осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; | - развитие самостоятельнос-ти и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, кукла, стакан, ложка, чашка, вода, сахар, воздушный шар, пластилин. | |
8 | 28.09 | Разнообра- зие веществ. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; - работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, соль, сахар, лимонная кислота, уксус, картофель, груши, яблоки,хлеб. | ||||
9 | 03.10 | Воздух и его охрана. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; - высказывать предположения; -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, стеклянные стаканы, колба, трубка с пробкой, штатив, спиртовка, стеклянный колпак, два стекла прямоугольной формы, спичечный коробок, водный термомерт, апельсин. | ||||
10 | 05.10 | Вода. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды; - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, стаканы с водой, соль, сахар, чайные ложки, стеклянные воронки, бумага для фильтра, колба с трубкой, лёд, спиртовка, цветные полоски бумаги. | ||||
11 | 10.10 | Превраще- ния и круговорот воды | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара; формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; - работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – путешест - вие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, штатив, тарелка со льдом, стакан с водой, спиртовка, фильм «Круговорот воды в природе», мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук. | ||||
12 | 12.10 | Берегите воду! | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать опыт фильтрация воды; -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные в тексте; -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам; -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, обсуждать способы экономного использования воды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное заняти е | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук. Фильм «Как спасти воду», схема «Круговорот воды в природе» | ||||
13 | 17.10 | Как разрушаются камни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; - наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении; -работать со взрослыми: приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, фотографии разрушения горных пород. | ||||
14 | 19.10 | Что такое почва. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы; -высказывать предположения о плодородии почвы; - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента; -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения; - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет. | ||||
15 | 24.10 | Разнообра-зие растений. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -знакомиться с группами растений по материалам учебника; - работать в группе: классифицировать растения, предлагать задания другим, , определять растения с помощью «Атласа-определителя», осуществлять взаимопроверку; - приводить примеры разнообразия растений; - используя книгу «Зелёные страницы», готовить сообщение о растениях любой группы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель «От земли до неба». | ||||
16 | 26.10 | Солнце, растения и мы с вами. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; - моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах по схеме; - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; - доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,схемы дыхания и питания растений. | ||||
2 четверть – 16 ч | |||||||||
17 | Размноже-ние и развитие растений | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; - наблюдать в природе как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, фильм «Развитие растения из семени», пророщенные семена фасоли, коллекция «Плоды и семена». | |||||
18 | Охрана растений. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - обсуждать материал книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека на природе; - оформлять памятку «Берегите растения»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – конферен- ция | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации с изображениями растений, таблица «Развитие растения из се мени», презентация «Растения Красной книги». | |||||
19 | Разнообра-зие живот- ных. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; - классифицировать животных из списка, приводить примеры животных разных групп; - с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, относить к определённой группе; - обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; - работать с электронным приложением, терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | - классифицировать животных, определять их с помощью атласа-определителя;
-характеризовать животных по типу питания и приводить примеры; - моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов; - объяснять, как размножаются и развиваются разные животные; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - изображать процесс развития животных с помощью моделей; - приводить примеры растений и животных из Красной книги России; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; -характеризовать строение шляпочных грибов; - различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их;
- характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители; - строить модель круговорота веществ. Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде. | Коммуникативные УУД: - активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - слушать собеседника и вести диалог; - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определять общую цель и пути её достижения; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); - поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); - готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему. | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображениями животных, фильм «Кто такие моллюски» | |||
20 | Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы нашего края». | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать животных по типу питания и приводить примеры; -классифицировать животных по типу питания; - анализировать схемы цепей питания; - характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель и этапы проекта; - распределять обязанности; - совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, делать фотографии, зарисовки; - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | Учебное занятие + проект | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентации, карточки для построения цепей питания, книга «Зелёные страницы»А.А. Плешаков. | |||||
21 | Размноже-ние и развитие животных. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; - обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + самостоя-тельная работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, фильм «Кто как в лесу живёт?», презентация с изображениями гнёзд разных птиц, мультфильм «Рикки-Тикки-Тави », книга «Зелёные страницы»А.А. Плешаков. | |||||
22 | Охрана животных. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах; -характеризовать факторы отрицатель- ного воздействия человека на животный мир, обсуждать меры по охране животных; - с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России и готовить о них сообщения; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - создать книжку-малышку «Береги животных»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – конферен-ция | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображениями животных, карта России, толковый словарь, М. Пришвин «Кладовая солнца», знаки «Правила поведения в природе». | |||||
23 | В царстве грибов. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать строение шляпочных грибов; - с помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы; - обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», - моделировать различие грибов-двойников; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунки грибов, схема строения гриба. | |||||
24 | Великий круговорот жизни. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, - моделировать круговорот веществ; - рассказывать о круговороте веществ на Земле; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунки грибов и корзинки, схема строения гриба, мультфильм «Король Лев». | |||||
25 | Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа». | - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Контроль знаний | Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, КИМы. | |||||
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||||||||
26 | Организм человека. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; -характеризовать системы органов; -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; - анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем и чужом теле; - практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: -характеризовать системы органов; - анализировать схемы расположения органов тела человека, показывать расположение внутренних органов на своем и чужом теле;
- характеризовать органы чувств человека; - беречь органы чувств; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; - характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; -раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - моделировать строение пищеварительной системы; - характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; -характеризовать строение дыхательной и кровеносной систем и их роль в организме; - моделировать строение дыхательной и кровеносной систем; -характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания, составлять памятку;
-формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать; - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; - использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Обучающийся получит возможность научиться: - пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; - соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; - овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Познавательные УУД: - использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладеет начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; - использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; - анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; - осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно го смысла учения; | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, плакаты «Строение тела», «Пищеварите-льная система», «Кровеносная система», «Нервная система». | ||
27 | Органы чувств. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучать тему и готовить рассказ по плану; - распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; - формулировать правила гигиены органов чувств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, фильм «Сенсорные системы». | |||||
28 | Надежная защита организма | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - практическая работа: изучить свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждении кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес -кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, фильм «Кожа», лупы, чистые стёклышки. | |||||
29 | Опора тела и движение | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; -раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + самостоя-тельная работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблица «Скелет человека», модель скелета. | |||||
30 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительной системы; - характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе перева- ривания; -составлять меню здорового питания; - работать с терминологичес- ким словариком; - готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + проект | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблица «Пищеварительная система», этикетки от различных продуктов. | |||||
31 | Дыхание и кровообращение. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; - характеризовать строение дыхательной и кровеносной систем и их роль в организме; - моделировать строение дыхательной и кровеносной систем; - обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы; - практическая работа в группе: измерять пульс и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; - работа со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система». | |||||
32 | Умей предупреж-дать болезни | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания, составлять памятку; - работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; регулярно проводить закаливание своего организма; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, подборка сюжетов с Олимпийских игр – разные виды спорта, плакат «Органы дыхания». | |||||
3 четверть – 20 ч | |||||||||
33 | Здоровый образ жизни. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, прецентация с изображениями шиповника, облепихи, чёрной смородины, моркови, тыквы, коробки от витаминов. | |||||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Контроль знаний | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, цветные карандаши, КИМы | |||||
35 | Презентация проектов «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | проект | мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук | |||||
Наша безопасность (7 ч) | |||||||||
36 | Огонь, вода и газ. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры; - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги; - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги; - наизусть называть номера телефонов экстренных служб; - соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; - различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - правильно вести себя в потенциально опасных местах; - правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными;
- соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; | Коммуникативные УУД: - активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - слушать собеседника и вести диалог; - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определять общую цель и пути её достижения; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); - поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); - готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему | - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, два телефона, карточки с номерами 01 и 04. | ||
37 | Чтобы путь был счаст- ливым. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; - работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; -обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; - выполнять тесты по теме; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + ролевая игра | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, модели светофоров, дорожных знаков, рисунок велосипеда. | |||||
38 | Дорожные знаки. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах; - анализировать разные типы знаков, обсуждать как они помогают пешеходам; - выполнять тесты по теме; -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + экскурсия | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, дорожные знаки, картонные заготовки для изготовления дорожных знаков, цветная бумага, ножницы, клей. | |||||
39 | Проект «Кто нас защищает». | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать военнослужащих, сотрудников полиции, пожарных, служащих МЧС; - оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | проект | мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук | |||||
40 | Опасные места. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – путешест -вие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, мультфильм «Крокодил Гена», «Ну, погоди!» | |||||
41 | Природа и наша безопасность | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах; - обсуждать рассказ «Опасные двойни- ки» из книги «Зеленые страницы»; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + творческая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с изображениями кошек и собак, ядовитых растений, змей, атлас-определитель «От земли до неба», книга «Зелёные страницы» | |||||
42 | Экологическая безопас ность. Проверочная работа по теме «Наша безопасность». | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Учебное занятие + контроль знаний | Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, КИМы | |||||
Чему учит экономика (12 ч) | |||||||||
43 | Для чего нужна экономика. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги, приводить примеры; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес -кая работа | Обучающийся научится: - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги, приводить примеры;
- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; - различать важнейшие полезные ископаемые; - характеризовать особенности добычи полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; - различать и классифицировать культурные растения; - классифицировать домашних с/х животных; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
- различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязь между ними;
- собирать информацию об экономике своего края; - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; - понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; - объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; -понимать, как ведётся хозяйство семьи; - характеризовать вредное воздействие отраслей экономики на окружающую среду. Обучающийся получит возможность научиться: - обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; - соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; Познавательные УУД: - использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; - использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; - анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; - осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и вести диалог; - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - определять общую цель и пути её достижения; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); - готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему. | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно го смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунки с изображениями ножниц, машины, стиральной машины, пылесоса, кастрюли, букета цветов. | ||
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь труда разных профессий; - работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунок мельницы, карточки с терминами. | |||||
45 | Полезные ископаемые. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя и готовить сообщение о нем; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изученные полезные ископаемые; - характеризо- вать особенности добычи полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - работать со взрослыми: выяснить какие полезные ископаемые добывают в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,образцы из коллекции полезных ископаемых, презентации по темам «Глина», «Известняк» | |||||
46 | Растение-водство | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о дикорасту- щих и культурных растениях, получен- ные в 1-2 классах; - практическая работа в паре: исследовать выданное с/х растение и описывать его по плану; - различать и классифицировать культурные растения; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практиче-ская работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, атлас-определитель «От земли до неба». | |||||
47 | Животно-водство. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; - классифицировать домашних с/х животных; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать со взрослы ми: интервьюировать работников животноводства; работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация «Домашние животные», | |||||
48 | Какая бывает промышлен-ность. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать отрасли промышлен- ности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - работать со взрослыми: выяснить, какие отрасли промышленности есть в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, зеркало, вещи из алюминия, золота, серебра, железа, градусник. | |||||
49 | Проект «Экономика родного края» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего края; - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Проект | мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, | |||||
50 | Что такое деньги. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравни- вать монеты России по внешнему виду, описывать их; работать с терминологи- ческим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес -кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, образцы бумажных и металлических денег России и других стран, пара обуви, кусок ткани, чай, соль, рисунки товаров различных отраслей, карточки с названиями различных отраслей. | |||||
51 | Государст-венный бюджет. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из гос. бюджета; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы». | |||||
52 | Семейный бюджет. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; моделировать семейный бюджет; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практичес-кая работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, карточки с понятиями «бюджет», «доход», «расход». | |||||
4 четверть – 16 ч | |||||||||
53 | Экономика и экология. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах; - характеризовать вредное воздействие отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; моделировать экологические прогнозы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, физическая карта России. | |||||
54 | Проверочная работа по теме «Чему учит экономика» | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Контроль знаний | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, цветные карандаши, КИМы. | |||||
Путешествие по городам и странам (14 ч) | |||||||||
55 | Золотое кольцо России. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии, сувениры; - выполнять задания из электронного приложения; - готовить сообщение о любом городе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – путешест-вие | Обучающийся научится: - находить на карте города Золотого кольца, приводить примеры достопримечательностей этих городов; - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки); - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения и презентовать их с демонстрацией экспонатов; - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы; Обучающийся получит возможность научиться: - рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника). | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; - соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; Познавательные УУД: - использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; - использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; - анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; - осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и вести диалог; - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - определять общую цель и пути её достижения; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); - готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему. | - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с видами достопримечательностей городов, карта путешествия, карточки с названиями городов. | ||
56 | Золотое кольцо России. | ||||||||
57 | Золотое кольцо России. | ||||||||
58 | Стандартизированная работа | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; | диагностика | Диагностические материалы | |||||
59 | Анализ стандартизированной работы. Проект «Музей путешествий» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), составлять этикетки; - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения и презентовать их с демонстрацией экспонатов | проект | мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, фотографии, открытки, значки | |||||
60 | Наши ближайшие соседи. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; выполнять задания из электронного приложения; Готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + самостоя-тельная работа | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, физическая карта России, презентация с видами достопримечательностей зарубежных стран. | |||||
61 | На севере Европы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: изучать материал, подготовить сообщения (по одной стране) с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности стран; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; - работать со взрослыми: выяснить в магазинах, какие товары поступают из стран севера Европы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок- конферен-ция | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с достопримечательностями, политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Малыш и Карлсон» | |||||
62 | Что такое Бенилюкс. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: изучить материал о странах Бенилюкса (каждая группа по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте; составлять вопросы к викторине по теме; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают к нам из Бельгии, Голландии, Люксембурга; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок- конферен-ция | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с изображения-ми достопри мечательностей, политичес кая карта Евро пы, карточки с названиями стран, их сто лиц и флагов | |||||
63 | В центре Европы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: изучить материал, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают к нам из Германии, Австрии, Швейцарии; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображениями достопримечательностей и немецких автомобилей, политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Бременские музыканты». | |||||
64 | По Франции и Великобритании (Франция). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте; описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Франции; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить в магазине, какие товары поступают к нам из Франции; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – путешест-вие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопримечательностей, репродукция картины Леонардо до Винчи «Джоконда», мультфильм «Красная Шапочка». | |||||
65 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить в магазине, какие товары поступают к нам из Великобритании; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопримечательностей, | ||||||
66 | На юге Европы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на карте; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; составлять вопросы для викторины; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить в магазине, какие товары поступают к нам из Греции и Италии; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – путешест-вие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопримечательностей, фрагменты Олимпийских игр, мультфильм «Чиполлино» | |||||
67 | По знамени-тым местам мира. | - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовит сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Урок – путешест-вие | Учебник, рабочая тетрадь, тесты, мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопри мечательностей мира, политическая карта мира. | |||||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать выступления учащихся; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Проект | мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, презентации | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...