Урок по окружающему миру "Как предсказать погоду?"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Сандракова Наталья Сергеевна

Урок по окружающему миру  "Как предсказать погоду?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Поронайск

Сценарий занятия по окружающему миру

во 2 классе «Как предсказать погоду?

        Выполнила:

учитель начальных классов

Сандракова Н.С.

        

Цели: 

  • познакомить с различными цифровыми приборами для измерения температуры, влажности, скорости ветра
  • научить измерять и записывать температуру  воздуха, влажность, скорость ветра;
  • дать общее представление о погоде

УУД

Личностные:

  • применять правила делового сотрудничества;
  • считаться с мнением другого человека;
  • проявление терпения и доброжелательности,  доверие к участнику деятельности.

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

  • создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «погода», для решения учебной задачи используют лабораторное оборудование, данные опытов
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу
  • использовать в общении правило вежливости
  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать четыре составляющие погоды.

Предметные:

  • собрать свои наблюдения за погодой
  • провести измерения с помощью цифровых датчиков
  • построить температурные кривые.

Объект изучения: температура, облачность, ветер, осадки-важные составляющие погоды.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, цифровая лаборатория «Архимед», документ-камера, репродукции

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Давайте поприветствуем друг друга, посмотрим всё ли мы приготовили, всё ли в порядке. Тихонечко садимся.

- Когда-то всемирно известный учёный Альберт Эйнштейн сказал: «Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится тот, кто этого не знает. Он-то и делает открытие».

Пусть и для нас с вами не будет ничего невозможного. Вперёд за открытиями!

Сейчас посмотрите на смайлики и выберите то настроение, которое возьмёте с собой на урок. Положите на середину стола, чтобы помнить, с каким настроением мы отправляемся делать открытия. Сегодня мы будем учиться исследовать особенности погоды с помощью лабораторного оборудования   и попробуем предсказать погоду.

  1. Актуализация полученных знаний.

Сейчас давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.

Интерактивная  доска

 Задания:

Подчеркните одной чертой – предметы природы, двумя – 
явления природы, волнистой линией – то, что к природе не относится:
солнце, собака, дерево, цветок, листопад, книга,  человек, снег, ветер, карандаш.

Закончи предложения:
Почва, горы, осадки, воздух, облака – это …  природа
Рыбы, растения, птицы, насекомые, звери – это … природа.

Проверка правильности задания.

  1. Усвоение новых знаний

  1. Мотивация

Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)

(Вывешивается картинка осени)

Закройте глаза и послушайте звуки осени в отрывке из произведения П.И. Чайковского «Осень».

(Прослушивание фонограммы)

Понравилось вам? А какие ещё времена года вы знаете? (Вывешиваются картинки). Назовите мне признаки весны, зимы и лета.

  1. Постановка проблемы

Ребята, всякий раз выходя на улицу, мы не знаем, как нам одеваться

А как узнать?

- А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?

- О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке? Что бы вы хотели узнать?

Что такое погода?

От чего она зависит?

Почему погода постоянно меняется?

Откуда знают о погоде на завтра?

Зачем о погоде надо знать заранее?

- Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы

3) Объяснение нового материала

Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?

Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду.

Запись слов на интерактивной доске (одним учеником)

Проверка задания (другие ученики выполняла его  в парах на листках)

Что такое погода?

- В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»

- Какое слово оказалось непонятным? ( Вывешивается слово Атмосфера)

- Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой.

Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время.

Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами.

- Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

Опытно-исследовательская работа (С помощью цифровой лаборатории «Архимед»)

Опыт 1. (работа в группах)

Измерение температуры

- Для этого нам нужен максимально-минимальный термометр, застёжка велькро.

(Инструктаж детей, как обращаться с термометром и как избежать ошибок измерения)

- Прибор нужно прикрепить к окну так, чтобы шкала была обращена к стеклу. Следует заметить, что устанавливать прибор надо в месте, которое всегда остаётся в тени

Затем, не снимая термометр с окна прочесть температуру и записать

- Почему нам важны эти измерения?

- В период летней погоды максимальная температура более показательна для описания погода, а весной запись минимальной температуры помогает определить: был ли заморозок ночью или нет.

   От чего ещё зависит погода?

- Мы живём на самом дне воздушного океана.

 Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр.

Человет это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. (Вывешивается слово Ветер) При высоком давлении потоки воздуха стремятся занять место, где давление ниже. Струя воздуха стремится от высокого давления к низкому. Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.

Какие вы знаете ветры?

-Рассмотрите условные обозначения ветра. (на интерактивной доске)

Опыт 2. Измерение ветра.  (работа в группах)

- Без ветра холод переносится легче, а когда летом жара, без ветра труднее дышать. Для измерения нам понадобятся:  картушка компаса со стрелкой, зеркало для наблюдения облаков, флюгер, тренога, компас и анемометр (с

1. Определить направление ветра по делению компаса, соответствующему стороне, откуда он дует.  Для этого надо определить направление на север с помощью компаса и положить карту.

2. Потом зеркало помещаем в центр карты. Красная стрелка выступает из-под зеркала и острие этой стрелки показывает, куда перемещаются облака.

Опыт 3. Измерение силы ветра

Исследование проводится с помощью флюгера и картушки компаса.

Для этого флюгер прикрепляется к карте и устанавливается на треноге. Проволочная дуга флюгера показывает направление, откуда дует ветер.

Вывод: в результате исследования силы ветра флюгером оказались довольно грубыми, потому что лопасть флюгера перемещается то вверх, то вниз, поэтому без анемометра обойтись было нельзя.

Физминутка «Тучки»

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

- Большая часть планеты Земля покрыта водой.

- Назовите водоёмы.

Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. (вывешивается слово Осадки)

- Какие виды осадков вы знаете? Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.

- Вот так их обозначают схематично (на интерактивной доске)

Опыт 4. Оценка количества облаков (работа в группах).

Нужно вообразить, что облака собраны вместе на небе, и оценить, какая часть неба (в процентах) окажется закрытой (оценки учащихся могут не совпадать, поэтому после повторного наблюдения, надо прийти к общему мнению).

Опыт 5.  Исследование  осадков с помощью дождемера.

Уровень воды измеряется в миллиметрах, то есть результаты записывались в миллиметрах.

Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. (Вывешивается слово Облачность) Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.

3) Работа с учебником.

- А вот какая бывает облачность, вы прочитаете по учебнику. Страница 33.

- Какая бывает облачность?

Рассмотрите условные знаки, обозначающие облачность.

Есть в природе ещё такое явление, как гроза. Она очень опасна. Правила поведения при грозе.

 Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит?

Вывод: Погода – это совокупность температуры, скорости ветра, влажности и атмосферных осадков в определённый период времени на определённой местности. Зависит от температуры, ветра, влажности, осадков.

Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.

На метеорологической станции работают метеорологи.

- Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.

- А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?

В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием.

Народные приметы, которые тоже иногда помогают предсказывать погоду.

  1. Закрепление новых знаний

Практическая работа

  1. Сейчас мы, как синоптики будем предсказывать погоду, используя полученные нами умения и знания.

А-задание.  Попробуете записать с помощью условных знаков словесный прогноз погоды. ( Температура воздуха пять градусов тепла, пасмурно, дует ветер, идёт дождь).

Б-задание. Расшифруйте, записанный знаками прогноз погоды  ( добавлены знаки, о которых не шла речь на уроке  – 10 градусов ).

  1. Из результатов полученных во время наших опытов составить пиктограммы и температурные кривые.
  2. Допиши народные приметы (проверка с помощью документ-камеры

с проектированием на интерактивную доску)

Если дым костра поднимается столбом –                                   к ветру.

     Если он стелется по земле –                                               быть ненастью.

-  Перестали птички петь в лесу –                                          быть ненастью.

- Комары вьются кучей –                                                       к хорошей погоде.

  Но если они пищат и жалят                                             будет дождливо                            
 Облака идут низко –                                                            будет стужа.

  1. Рефлексия

Викторина

1. Неизвестно, где живет, Налетит - деревья гнет, Засвистит - по речке дрожь, Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
2. Ее узнать поможет нам термометр. (Температура.)
3. Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза.)
4. От количества облаков на небе зависит... (облачность).
5. Снег, дождь, град - это... (осадки).
6. Небо чистое, солнечно. Мы говорим:... (ясно).
7. Наука о погоде. (Метеорология.)
8. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют... (погодой).

6. Итог урока

      Оцените свои достижения на уроке.
      (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

        Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то возьмите солнышко, подойдите к доске и прикрепите его. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то возьмите тучку и тоже прикрепите ее к доске.

Проверьте, все ли учебные задачи урока мы выполнили.

7. Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 33—35.
2. В течение недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике.
3. Составить сборник народных примет своего края о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.
Дополнительный материал
Опыт «Измерение количества дождя»
Дождемер - это специальный инструмент для измерения количества выпавшего дождя. Чтобы его сделать, срежьте верхушку пластиковой бутылки и вставьте ее горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой поверхности бутылки прикрепите линейку - она и будет вашим измерительным прибором. На открытом месте сделайте ямку в почве и поставьте туда дождемер так, чтобы его верхняя часть возвышалась над землей. Выясните, какое количество дождя выпадает за день или за неделю в той местности, где вы живете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....