Урок окружающего мира в 4 классе. Тема. Екатерина Великая.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира в 4 классе.
Тема. Екатерина Великая. УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема. Екатерина Великая.
Цели: сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II.
Формируемые УУД: познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять внимание, желание больше узнать.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы всё понятно стало
Потрудились мы немало.
- Актуализация знаний.
- Раздать индивидуальные задания на карточках:
КАРТОЧКА 1
- В каком году родился М.В.Ломоносов?
- Как называлось судно, на котором юный Михайло Ломоносов отправлялся со своим отцом на рыбные промыслы?
- Какие качества характера позволили М. Ломоносову пройти с честью все испытания?
КАРТОЧКА 2
- Сколько было лет М. Ломоносову, когда он стал постигать грамоту?
- Какая книга позволила М. Ломоносову стать лучшим чтецом на своей родине?
- В чём были трудности учёбы М. В. Ломоносова в Москве?
КАРТОЧКА 3
- В какой семье родился Михайло Ломоносов?
- Что открыли в 1755 году по предложению М. В. Ломоносова?
- В каких областях прославился М.В.Ломоносов?
- Сообщение учащихся. (3 – 4 учащихся).
- Самоопределение к деятельности.
Преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города, новая столица – Санкт-Петербург.
Ребята, а как вы думаете, кто явился продолжателем дел Петра Великого? Вот это нам предстоит сегодня узнать. И поможет нам кроссворд.
1. у | ч | е | н | ы | й | |||||||||||
2.д | ь | я | ч | о | к | |||||||||||
3.а | к | а | д | е | м | и | я | |||||||||
4. П | е | т | е | р | б | у | р | г | ||||||||
5. м | е | д | а | л | ь | |||||||||||
6.Х | о | л | м | о | г | о | р | ы | ||||||||
7.г | р | а | м | м | а | т | и | к | а | |||||||
8.у | н | и | в | е | р | с | и | т | е | т | ||||||
9.ч | а | й | к | а |
- Кем односельчане считали М. В. Ломоносова?
- Кто был первым учителем Ломоносова?
- Куда удалось поступить, назвавшим себя сыном холмогорского дворянина?
- В какой город был отправлен Ломоносов в 1735 году, как один из лучших учеников?
- Что присуждается российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
- Неподалеку, от какого города родился М.В.Ломоносов?
- Первая учебная нецерковная книга Ломоносова?
- Какое заведение, носящее имя Ломоносова было открыто в 1755 году?
- Как односельчане прозвали судно Ломоносова за отличные мореходные качества?
- Какое слово получилось выделенных клетках? (Екатерина)
- Что вы уже знаете о ней?
- Задачи и цели урока?
- Сформулируйте тему урока.
- Открытие нового знания.
- Работа по учебнику (с.105).
- Рассмотрите портрет императрицы. Что вы можете о ней сказать?
- Проверьте себя прочитав текст учебника.
Слово учителя.
После Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, её окрестили по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и нарекли невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг посвящала самообразованию. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.
Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения.
В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты.
После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?».
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
- Ребята, сейчас вы разделитесь на группы и выполните задание. Я предлагаю вам три темы, по которым вы подготовите короткое сообщение по материалам учебника (с.106 - 110) и представите его классу:
- «Путешествие в Петербург»;
- «Дворяне и крепостные крестьяне»;
- «Знаменитые военачальники» ВКЛЮЧИТЬ СМАРТ
- Включение нового знания в систему знаний.
- Я предлагаю вам посмотреть презентацию, после которой вы выполните задание №1 и №2 в тетради на с.37, 38.
- Подведение итогов урока.
- Прослушав ваши выступления и просмотрев презентацию какой можно сделать вывод?
ВЫВОД Под управлением императрицы Екатерины Второй Россия стала ещё более сильным государством, чем прежде, утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.
- Рефлексия.
- КИМы – ТЕСТ №49 с.64.
- СМАРТ – задание 1, 2
- Оцените свою работу на уроке, выставление оценок.
- Домашнее задание.
На «5» - подготовить рассказ о А.В.Суворове или Ф.Ф.Ушакове.
На «4» - пересказ текста учебника.
На «3» - «Проверь себя», ответы на вопросы на с.110-111.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА 1
- В каком году родился М.В.Ломоносов?
- Как называлось судно, на котором юный Михайло Ломоносов отправлялся со своим отцом на рыбные промыслы?
- Какие качества характера позволили М. Ломоносову пройти с честью все испытания?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 2
- Сколько было лет М. Ломоносову, когда он стал постигать грамоту?
- Какая книга позволила М. Ломоносову стать лучшим чтецом на своей родине?
- В чём были трудности учёбы М. В. Ломоносова в Москве?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 3
- В какой семье родился Михайло Ломоносов?
- Что открыли в 1755 году по предложению М. В. Ломоносова?
- В каких областях прославился М.В.Ломоносов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Зачем летают в космос»
УМК "Школа России"...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс «Петр I Великий. »
Урок открытия новых знаний....
Презентация по окружающему миру 3 класс тема "Екатерина Великая"
Окружающий мир УМК "Школа 21 века" 3 класс.Тема "Екатерина Великая"...
Презентация по окружающему миру 3 класс тема "Екатерина Великая"
Презентация по окружающему миру УМК "Школа 21 века" .Тема презентации " Екатерина II Великая"...
План-карта урока по окружающему миру, 4 класс Тема: "ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ"
ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; определения границ знания и «незнания»; способствова...
Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы....