Урок по окружающему миру 4 класс. " Россия вступает в 20 век".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Материал урока по окружающему миру предназначен для обучающихся 4 класса. Цель: сформировать представления обучающихся о важнейших событиях в России в начале XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologichcheskaya_karta_uroka._rossiya_vstupaet_v_20_vek.doc | 69.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_._rossiya_vstupaet_v_20_vek.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока: 14.04.15г.
Класс: 4.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Россия вступает в XX век».
Цель: сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.
Формируемые УУД: познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Планируемые результаты УУД. |
1 этап. Мотивация Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления. | Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме стихотворения. | Настраивать детей на работу. Организовать фронтальную работу по решению задач. Создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие. Работа с картинками (индивидуальная), выбрать и соотнести флаг и герб Российской империи (начало 20 века) и Российской Федерации (начало 21 века) (у каждого 4 изображения) | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь самоорганизовываться. (Регулятивные УУД). Регламент: 1 мин. |
2 этап. Актуализация знаний. Цель – повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания. | Ответить на вопросы Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу | Слайд 1. Игра «Да – нет» В 1861 г. Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков и могли самостоятельно вести свои дела. Рабочие окраины выглядели так же, как и центральная часть города. В центре городов появились здания банков, магазинов, музеев и театров. Во второй половине XIX века Россия развивалась медленными темпами. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Умение применить прошлые знания на практике. (Познавательные УУД) Регламент: 2 мин. |
3 этап. Первичный опыт включения нового знания. Цель – выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. С помощью учителя ставят цель урока. Под руководством учителя формулируют тему урока. Работают с информацией, представленной в форме портрета Николая II. | Организует выявление места затруднения. Организует во внешней речи причины затруднения. Организует постановку цели урока и темы урока. Организует работу с портретом Николая II. | Слайд 2. Портрет Николая II. - Что вы знаете об этом человеке? Что вы можете рассказать о нем, глядя на портрет? Просмотр презентации Россия вступает в XX век. Последний русский император. Слайд 3. Николай II, последний российский государь, вступил на престол в конце XIX века (в 1894 г). В его царствование в государстве произошли важные события, которые привели к переменам в дальнейшем развитии страны. В феврале 1913 года торжественно отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство. Слайд 4. Царь видел свой долг в том, чтобы править по заветам своих предков и передать царский трон своему сыну и наследнику Алексею. Слайд 5. Многие в Росси считали неразумными те основы, на которых строилась жизнь государства. Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек, от воли которого зависит решение важнейших государственных вопросов. В это время появились различные политические партии – группы людей, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества. Слайд 6. Каждая партия предлагала свой способ действия. Иногда случалось так, что между членами одной партии возникали разногласия. Одна из таких партий раскололась на две части. Большинство членов партии были сторонниками Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Так возникла партия большевиков. Она призывала к революции – решительным действиям с целью глубоких изменений в государстве и обществе. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь осознанно определять собственные затруднения (Личностные УУД). Регламент: 3 мин. |
4 этап. Исследование и построение проекта. Цель – зафиксировать новое знание; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Получают задания для группы. Работа в группах. Работать с информацией. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Слайд 7. В 1914 году началась Первая мировая война 1917 год Октябрьская революция. Гражданская война | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ( Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, адекватно реагировать на мнение одноклассников. (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану; уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД). Регламент: 1 мин. |
5 этап. Реализация проекта. Цель: реализовать проект; сделать выводы по группам. | Работать с информацией, представленной в форме рассказа, рисунков. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Предложить учащимся побыть в роли журналистов и подготовить материал на первую полосу газеты по выбранной теме. 1 – редакция газеты «Вести» расскажет нам о Первой мировой войне. 2- газета «Искра» ее издавала партия большевиков, поделиться событиями революции 1917 г. 3- журналисты газеты «Правда» поделятся с читателями информацией о Гражданской войне. 4 – у нас будет группа ребят, которые взглянут на эти события глазами людей 21 века и подготовят презентацию. 4-презентация учащихся. Физкультминутка: Вот мы на зарядке – (Хлопки в ладоши) Раз, два, три! (Прыжки на месте.) У нас все в порядке– (Хлопки в ладоши) Раз, два, три! (Ходьба на месте) Все вокруг стараются, (Хлопки в ладоши) Спортом занимаются! (Прыжки на месте) | Уметь работать по плану, уметь проговаривать последовательность действий. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, адекватно реагировать на мнение одноклассников. (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания , находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД). Регламент: 20 мин. |
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Цель: организовать усвоение учениками нового материала с помощью защиты проекта. | Защита проекта по группам. | Организация работы. | Умело предоставить полученную информацию. | Уметь проговаривать последовательность действий. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать других. (Коммуникативные УУД). Регламент: 8 мин. |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону, самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Коллективная работа, аргументируют. | Формулирует задание, подводит к самостоятельному объяснению своего выбора. | Викторина: 1.Что отмечалось в феврале 1913г. (300 лет царской династии Романовых) 2.Кто был последним русским государем (Николай II.) 3.Почему люди стали выступать против царя? (Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек). | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Личностные УУД). Регламент: 2 мин. |
8 этап. Подведение итогов урока. Цель: обобщить полученные знания. | Коллективная работа, аргументируют. | Формулирует задание, подводит к самостоятельному объяснению своего выбора. | - Что нового узнали на уроке? Вывод. События начала XX века – это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Личностные УУД). Регламент: 1 мин. |
9 этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель: Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. | - Проект, какой группы вам больше всего понравился? Прикрепить стикер (голубь мира) на понравившейся проект. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). Регламент: 1 мин. |
Домашнее задание:
- Прочитать текст на с. 127 – 133 учебника.
- Выполнить задания 3, 5 на с. 46-47 рабочей тетради
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Александрович Романов был последним русским царём. Царствовал Николай II 23 года. При нём, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие династии (царского рода) Романовых.
1 августа 1914 года началась первая мировая война. Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским, и город стал Петроградом.
Как назывался город? С 1703 г. до 1914 г. – Санкт –Петербург С 1914 г. до 1924 г. – Петроград С 1924 г. до 1991 г. – Ленинград С 1991 г. – Санкт - Петербург
Февральская революция
Гражданская война Самая страшная из войн – гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны.
300 лет со дня избрания Романовых на царство Спустя 4 года Николай II Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек Группа единомышленников, которые выдвигали свои программы
Партия раскалывалась на части Большинство членов партии были сторонниками В.И.Ленина В 1914 году В неё были вовлечены многие государства Страдания, беды, разрушения и разорение
Русская армия оказалась без снарядов, винтовок, сапог. Деревня осталась без работников. Зимой не хватало топлива Люди во всех бедах винили генералов, министров и самого царя Перебои с продажей хлеба, рабочие вышли на улицы, на сторону народа перешли войска, император был вынужден отречься от престола
К Временному правительству В них входили депутаты от рабочих , крестьян и солдат 25 октября 1917 г Между красными и белыми Сторонники большевиков – красные, их противники – белые
По вертикали: 1. 2.Это впервые появилось в России при Петре I . 3.Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? 4.Кто стал продолжателем дел Петра I ? 5.Кем работал молодой Пётр во время путешествия по Европе? 6.Где родился М.В. Ломоносов? 7. По горизонтали: 1.Какая страна напала на Россию в 1812 году? 2.Чем стала Россия при Петре Великом? 3.Какой город появился при Петре I ? 4.Что происходило в Москве, когда туда вошли французы в 1812 году? 5.Как называлась первая русская печатная книга? 6.Что было построено в Москве в честь победы над Наполеоном? 7.Кто напал на Россию в 17 веке? 8.Кто был избран на престол в 1613 году?
Ответы к кроссворду По вертикали: Пётр I Библиотека Александр II Екатерина Плотник Холмогоры Ломоносов
По горизонтали: Франция Империя Екатеринбург Пожары Апостол Храм Поляки Романов
Россия вступает в XX век События Правление Николая II (в феврале 1913 г отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство) Первая мировая война (1914г) Февральская революция (1917г) Октябрьская революция (1917г) Гражданская война (1917г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс
Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Россия вступает в ХХ век»
Дата: 07.04.2020...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...