Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Дрынина Наталья Александровна
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

средняя общеобразовательная школа

«Димитриевская»

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения  

Протокол № ________

от «___» __________ 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская»

_______________/Н.А. Дрынина/

«____» __________2017 г.

«Утверждено»

Директор АНО СОШ «Димитриевская»

________________/ иер. А. Лаврухин/

Приказ от «___»_________2017 г.№___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Окружающий мир»

1 класс

Базовый уровень

Программа А.А. Плешакова

Учитель:

Дрынина

Наталья Александровна

высшая квалификационная категория

г. Москва 2017 г.

Пояснительная записка

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.  

Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на—66 ч (33 учебные недели).

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Знать:

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  • Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1  класс, М.: Просвещение, 2011
  • Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2011
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений:  М.: Просвещение, 2010
  • Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас»  (авт. А. А.  Плешаков, М.: Просвещение, 2010
  • Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга  для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Информационно-коммуникативные средства

           Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)

РАЗВЁРНУТОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»

п/п

Дата

Тема урока

(Страницы учебника, рабочей тетради)

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС  НОО)

Понятия

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (1 час)

1

Вводный урок. Задавайте вопросы!

Уч. стр. 3-8 (1часть)

Р. т. стр. 3 (1часть)

Что мы хотим узнать об

окружающем мире?

Как задавать вопросы?

Как мы будем находить ответы на свои вопросы?

Окружающий мир,  учебник,

рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба». Постоянные персонажи учебника — Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

Учащиеся познакомятся с новым предметом, учебником, тетрадью;

научатся пользоваться условными обозначениями учебника;

задавать вопросы об окружающем мире.

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в учебнике, находить в нём нужную информацию.

Ставить вопросы, используя слова-помощники: Что? Кто? Как? Откуда? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем?;

обращаться за помощью к учителю.

Мотивация учебной деятельности.

Что и кто? (20 часов)

2

(1)

Что такое Родина?

Уч. стр. 10

Р. т. стр. 4

Что узнаем и чему мы научимся, изучая раздел

«Что и кто?»

С чего начинается Родина?

Россия,

Родина, столица, Москва, Кремль.

Государствен-ные символы: флаг, герб, гимн.

Президент.

Значение Родины для человека.

Учащиеся научатся работать с картинной картой России;

расширят представления о родной стране и своём городе;

научатся различать государственную символику РФ;

сравнивать и описывать герб и флаг России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Участвовать в диалоге, формулировать собственное мнение.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

3

(2)

Что мы знаем о народах России?

Уч. стр. 12-13

Р. т. стр. 5-6

Какие народы живут в России?

Народ, национальность

Различия представителей разных народов.

Связь народов России в единую семью.

Национальный костюм.

Религии.

Роль религии в жизни народов России.

Учащиеся научатся различать некоторые народы России по национальным костюмам;

Сравнивать лица представителей разных национальностей;

Называть основные религии народов России.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т.д.).

Оформлять свою мысль в устной речи.

Ценностное отношение к Родине;

осознание своей этнической принадлежности.

4

(3)

Что мы знаем о Москве?

Уч. стр. 14-15

Р. т. стр. 7

Что такое столица?

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достоприме-чательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и  т. д.

Жизнь москвичей — наших сверстников

Учащиеся научатся узнавать достопримечательности столицы;

рассказывать по иллюстрациям в учебнике о жизни москвичей – своих сверстников.

Учиться работать по предложенному плану учителя.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе.

5

(4)

Проект:

«Моя малая Родина»

Уч. стр. 16-17

Р. т. стр. 8-9

Что такое малая Родина?

Как работать над проектом?

Малая Родина.

Московская область.

Город Долгопрудный

Проектная деятельность.

Учащиеся узнают о проектной деятельности;

подготовятся к выполнению проекта (познакомятся с материалами учебника, распределят задания, обсудят способы и сроки работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

С помощью взрослых

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал.

Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ.

Формирование уважительного отношения к своей Родине.

6

(5)

Что у нас над головой?

Уч. стр. 18-19

Р. т. стр. 10

Экскурсия:

«Наблюдаем за небом»

Что у нас над головой?

Что можно увидеть на небе днём, а что ночью?

Что такое Солнце?

Как найти на небе созвездие Большая Медведица?

Небо и  облака. Дневное и ночное небо.

Солнце и его форма.

Луна.

Звёзды и созвездия.

Созвездие Большой Медведицы.

Учащиеся научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо;

наблюдать за созвездиями, Луной, погодой;

находить на небе Большую Медведицу;

моделировать форму Солнца.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Ставить и формулировать проблемы при помощи учителя (побуждающий и подводящий диалоги).

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования.

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности.

7

(6)

Что у нас под ногами?

Уч. стр. 20-21

Р. т. стр. 10-11

Практическая работа:

«Определяем камни»

Что можно найти под ногами во время прогулки?

Чем отличаются друг от друга разные камни?

Как распознавать природные объекты?

Камни как природные объекты.

Разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры).

Гранит, кремень, известняк.

Лупа.

Атлас –определитель.

Значение камней в жизни людей.

Учащиеся научатся группировать объекты неживой природы по разным признакам;

определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа – определителя;

различать кремень, гранит, известняк;

работать с лупой.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном: алгоритм определения вида камня.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.

Работать в паре:

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

8

(7)

Что общего у разных растений?

Уч. стр. 22-23

Р. т. стр. 12-13

Практическая работа:

«Изучаем части растений»

Из каких частей состоят растения?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя).

Соцветия разных растений.

Роль растений в природе и жизни людей.

Учащиеся научатся различать части растений;

познакомятся с ролью растений в природе и жизни людей;

поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям;

усвоят, что у разных растений есть общие части.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него: описание растения.

Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию.

Мотивация  учебной деятельности, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

9

(8)

Что растёт на подоконнике?

Уч. стр. 24-25

Р. т. стр. 13-14

Практическая работа:

«Определяем комнатные растения»

Что растёт на подоконнике в нашем классе?

Комнатные растения.

Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины.

Почва, горшок, поддон.

Роль комнатных растений в жизни людей.

Учащиеся научатся узнавать комнатные растения по рисункам с помощью атласа-определителя;

наблюдать за комнатными растениями.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку.

Работать в группе,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формирование интереса к учению.

10

(9)

Что растёт на клумбе?

Уч. стр. 26-27

Р. т. стр. 15-16

Практическая работа:

«Определяем растения клумбы»

Что растёт на клумбе в парке?

Клумба, цветник.

Декоративные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью.

Роль декоративных растений в жизни людей.

Учащиеся узнают, какие растения называются декоративными.

В ходе практической работы с атласом-определителем учащиеся научатся определять растения цветника.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Ценностное отношение к природному миру.

11

(10)

Что это за листья?

Уч. стр. 28-29

Р. т. стр. 16-18

Экскурсия:

«Деревья возле школы»

Практическая работа:

«Определяем деревья по листьям»

Чем различаются  листья разных пород деревьев?

Деревья возле школы.

Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски.

Осеннее явление природы - листопад.

Учащиеся научатся определять наиболее распространённые породы деревьев по листьям;

сравнивать и группировать листья по различным признакам.

В ходе практической работы с атласом-определителем учащиеся научатся описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

В ходе наблюдений в природе учащиеся смогут сделать вывод об осенних изменениях окраски листьев на деревьях.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него: распознавания породы дерева по листьям.

Выделение и формулирование познавательной цели.

Задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной деятельности.

12

(11)

Что такое хвоинки?

Уч. стр. 30-31

Р. т. стр. 19-21

Практическая работа:

«Определяем хвойные растения»

Какие деревья называются лиственными а какие – хвойными?

Лиственные и хвойные деревья.

Ель и сосна — хвойные деревья.

Лист, черешок, листовая пластинка.

Хвоинки — видоизменённые листья.

Шишки.

Роль деревьев в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся

различать лиственные и хвойные деревья;

распознавать и сравнивать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

описывать дерево по плану.

Применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели.

Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.

Ценностное отношение к природному миру.

13

(12)

Кто такие насекомые?

Уч. стр. 32-33

Р. т. стр. 22-23

Каких животных называют насекомыми?

Насекомые как группа животных.

Строение тела бабочки.

Главный признак насекомых — шесть ног.

Разнообразие и красота насекомых.

Роль насекомых в природе.

Учащиеся научатся

узнавать насекомых среди других животных;

называть основной признак насекомых;

сравнивать части тела различных насекомых.

В ходе практической работы с атласом-определителем учащиеся научатся приводить примеры насекомых.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранно-го поведения.

14

(13)

Кто такие рыбы?

Уч. стр. 34-35

Р. т. стр. 24

Каких животных называют рыбами?

Рыбы — водные животные, тело которых

(у большинства) покрыто чешуёй.

Строение тела рыбы.

Разнообразие и красота рыб.

Среда обитания.

Морские и речные рыбы.

Учащиеся научатся

узнавать рыб среди других животных;

называть части тела и основной признак рыб;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги.

В ходе практической работы с атласом-определителем учащиеся научатся приводить примеры речных и морских рыб;

описывать рыбу по плану..

Применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие рыб от других видов животных.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

15

(14)

Кто такие птицы?

Уч. стр. 36-37

Р. т. стр. 25-26

Практическая работа:

«Исследуем перья птиц»

Каких животных называют птицами?

Птицы как одна из групп животных.

Перья — главный признак птиц.

Строение тела птицы.

Строение пера птицы.

Перелётные птицы, нелетающие птицы.

Учащиеся научатся называть части тела птицы и основной признак птиц;

узнавать птиц среди других животных;

приводить примеры птиц.

В ходе практической работы с атласом-определителем учащиеся научатся узнавать птиц по рисунку;

описывать птицу по плану.

Учащиеся получат возможность исследовать строение пера птицы.

Прогнозировать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания птицы.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание птицы по готовому плану.

Ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного поведения.

16

(15)

Кто такие звери?

«Странички для любознательных» Что такое зоопарк?

Уч. стр. 38-41

Р. т. стр. 27-28

Практическая работа:

«Исследуем шерсть зверей»

Каково многообра-зие зверей? Каковы их важнейшие признаки? Для чего нужен зоопарк?

Внешнее строение и разнообразие зверей.

Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком.

Связь строения тела зверя с его образом жизни

Учащиеся научатся называть основные признаки зверей, приводить признаки зверей, узнавать зверей с помощью атласа-определителя.

Усвоят, что зоопарк - это музей живой природы.

Прогнозировать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания животного.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по готовому плану.

Ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного поведения.

17

(16)

Что окружает нас дома?

Уч. стр. 42-43

Р. т. стр. 29-30

Каковы правила безопасного пребывания дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода.

Группировка предметов по их назначению

Учащиеся научатся группировать предметы обихода по их назначению;

осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную: составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации.

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

18

(17)

Что умеет компьютер?

Уч. стр. 44-45

Р. т. стр. 31

Экскурсия в кабинет информатики.

Как компьютер помогает человеку?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями.

Роль компьютера в современной жизни.

Правила безопасного обращения с ним

Учащиеся научатся сравнивать стационарные компьютер и ноутбук;

характеризовать назначение частей компьютера;

моделировать устройство компьютера соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе;

установка на здоровый образ жизни;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

19

(18)

Что вокруг нас может быть опасным?

Уч. стр. 46-47

Р. т. стр. 32

Как правильно вести себя дома и на улице, чтобы ты был в безопасности?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом.

Элементарные правила дорожного движения

Учащиеся научатся выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода и соблюдать осторожность при обращении с ними;

характеризовать опасность бытовых предметов;

моделировать устройство светофора.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

20

(19)

На что похожа наша планета?

Уч. стр. 48-49

Р. т. стр. 33

Что вы знаете о нашей планете?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси.

Глобус — модель Земли

Учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли;

объяснять особенности движения Земли.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Эстетические потребности, ценности и чувства;

уважительное отношение к иному мнению;

принятие образа «хорошего ученика».

21

(20)

Обобщение пройденного

по разделу

«Что и кто?»

Презентация проекта

«Моя малая Родина»

Уч. стр. 50-54

Р. т. стр. 34

Что узнали, чему научились?

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Учащиеся научатся выступать с подготовленными сообщениями (презентация проектов «Моя малая Родина») и иллюстрировать их.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Формирование уважительного отношения к своей Родине. Формирование адекватной оценки своих достижений

Как, откуда и куда? (12 ч)

22

(1)

Как живёт семья?

Проект:

«Моя семья»

Уч. стр. 56-59

Р. т. стр. 35-37

Что такое семья?

Знакомство с целями и задачами раздела.

Семья — это самые близкие люди.

Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи.

Жизнь семьи.

Учащиеся научатся называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. Подготовятся к выполнению проекта «Моя семья»: познакомятся с материалами учебника, распределят заданий, обсудят способы и сроки выполнения работы

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Формирование уважительного отношения к своей семье;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

23

(2)

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Уч. стр. 60-61

Р. т. стр. 38-40

Практическая работа:

«Выполняем опыты с водой»

Как сделать, чтобы Злючка-Грязючка не поселилась в реке и не попала в наш дом?

.

Значение воды в доме.

Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвраще-ния загрязнения природных вод.

Опасность использования загрязнённой воды.

Очистка загрязнённой воды

Учащиеся научатся прослеживать путь воды;

осознают необходимость использования чистой воды, ее экономии, опасность употребления загрязненной воды.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Осознание ответственности человека за общее благополучие; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

24

(3)

Откуда в наш дом приходит электричество?

Уч. стр. 62-63

Р. т. стр. 40-41

Практическая работа:

«Собираем электрическую цепь»

Как нам помогает электри-чество?

Значение электро-приборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электро-приборов.

Способы выработки электричества и доставки его потребителям.

Правила безопасности при использовании электричества и электро-приборов.

Современные энергосберега-ющие бытовые приборы

Учащиеся научатся соблюдать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

25

(4)

Как путешествует письмо?

Уч. стр. 64-65

Р. т. стр. 42-43

Экскурсия на почту.

Как поделиться информа-цией с другом, живущим в другом городе, другой стране?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонден-ции.

Значение почтовой связи для общества.

Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Учащиеся научатся различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки).

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

эстетические потребности, ценности и чувства.

26

(5)

Куда текут реки?

Уч. стр. 66-67

Р. т. стр. 43-45

Практическая работа:

«Готовим «морскую» воду»

Как отличить реку от моря?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Учащиеся научатся сравнивать реку и море;

прослеживать путь воды из реки в море;

различать пресную и морскую воду.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Осознание ответственности человека за общее благополучие;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения.

27

(6)

Откуда берутся снег и лёд?

Уч. стр. 68-69

Р. т. стр. 45-47

Практическая работа:

«Выполняем опыты со снегом и льдом»

Что такое снег и лёд?

Снег и лёд.

Исследование свойств снега и льда

Учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы;

наблюдать за формой снежинок.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Мотивация  учебной деятельности;

принятие образа «хорошего ученика».

28

(7)

Как живут растения?

Уч. стр. 70-71

Р. т. стр. 48-49

Практическая работа:

«Учимся ухаживать за комнатными растениями»

Каковы необходимые условия для жизни растений?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения.

Условия, необходимые для жизни растений.

Уход за комнатными растениями

Учащиеся научатся приемам ухода за комнатными растениями.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе;

мотивация  учебной деятельности.

29

(8)

Как живут животные?

Уч. стр. 72-73

Р. т. стр. 50-51

Практическая работа:

«Учимся ухаживать за животными живого уголка»

Каковы необходимые условия для жизни животных?

Животные как живые организмы.

Представление о жизненном цикле животных.

Условия, необходимые для жизни животных.

Уход за животными живого уголка

Учащиеся научатся наблюдать за жизнью животных и рассказывать о своих наблюдениях.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

принятие образа «хорошего ученика».

30

(9)

Как зимой помочь птицам?

«Странички для любознательных» Откуда берутся изюм, шоколад и мед?

Уч. стр. 74-77

Р. т. стр. 52-54

Практическая работа:

«Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц»

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах.

Устройство кормушек и виды корма.

Правила подкормки птиц

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц. Учащиеся познакомятся с производством хорошо известных им сладостей, узнают их природное происхождение

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Осознание ответственности человека за общее благополучие;

принятие образа «хорошего ученика».

31

(10)

Откуда берётся и куда девается мусор?

Уч. стр. 78-79

Р. т. стр. 54-55

Практическая работа:

«Учимся сортировать мусор»

Как сделать так, чтобы меньше было мусора?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

Учащиеся научатся сортировать мусор из разного материала;

осознают необходимость соблюдения чистоты.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

32

(11)

Откуда в снежках грязь?

Уч. стр. 80-81

Р. т. стр. 56-57

Практическая работа:

«Исследуем снежки и снеговую воду»

Как сделать Землю чище?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

Распростране-ние загрязнений в окружающей среде

Учащиеся усвоят, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

33

(12)

Обобщение пройденного

по разделу

«Как, откуда и куда?» 

Презентация проекта

«Моя семья»

Уч. стр. 82-87

Р. т. стр. 58

Что узнали, чему научились?

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Учащиеся научатся выступать с подготовленными сообщениями (презентация проектов «Моя семья») и иллюстрировать их.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

мотивация  учебной деятельности.

Где и когда? (11ч)

34

(1)

Когда учиться интересно?

Уч. стр. 4-5 (2 часть)

Р. т. стр. 3 (2 часть)

Интересно ли вам учиться?

Знакомство с целями и задачами раздела.

Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

Обращение к учителю.

Учащиеся познакомятся с целями и задачами раздела;

систематизируют и расширят представления об учебной работе, о жизни класса и школы;

научатся осознавать себя частью коллектива.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

мотивация  учебной деятельности.

35

(2)

Проект: «Мой класс и моя школа»

Уч. стр. 6-7

Р. т. стр. 4-5

Какой он, наш класс?

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Учащиеся обсудят тему проекта, подготовятся к выполнению проекта.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

устойчивое следование в поведении социальным нормам.

36

(3)

Когда придёт суббота?

Уч. стр. 8-9

Р. т. стр. 6-7

Откуда и куда бежит время?

Время и его течение.

Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

Учащиеся научатся различать прошлое, настоящее и будущее;

называть дни недели в определенном порядке.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни.

37

(4)

Когда наступит лето?

Уч. стр. 10-11

Р. т. стр. 9-10

Как определить, какое сейчас время года?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев.

Зависимость природных явлений от смены времён года

Учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности;

характеризовать явления природы в разные времена года.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе;

принятие образа «хорошего ученика».

38

(5)

Где живут белые медведи?

Уч. стр. 12-13

Р. т. стр. 11-12

Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида.

Животный мир холодных районов

Учащиеся научатся показывать на глобусе и называть холодные районы Земли;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения.

39

(6)

Где живут слоны?

Уч. стр. 14-15

Р. т. стр. 12-13

Практическая работа:

«Учимся работать с глобусом»

Как отличить саванну и тропический лес от холодных районов Земли?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес.

Животный мир жарких районов

Учащиеся научатся показывать на глобусе и называть экватор и жаркие районы Земли;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения.

40

(7)

Где зимуют птицы?

«Странички для любознательных»

Когда жили динозавры?

Уч. стр. 16-19

Р. т. стр. 14-15

Куда птицы исчезают зимой? Когда жили динозавры?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц.

Исследование учёными маршрутов перелёта птиц.

Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Учащиеся научатся приводить примеры перелетных и оседлых птиц;

поймут, что птицы зимуют по-разному.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру;

самостоятель-ность и личная ответствен-ность за свои поступки.

41

(8)

Когда появилась одежда?

Уч. стр. 20-21

Р. т. стр. 15-16

Для чего люди придумали одежду?

История появления одежды и развития моды.

Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

Учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды;

отличать национальную одежду своего народа;

подбирать подходящую одежду для конкретного случая.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

42

(9)

Когда изобрели велосипед?

Уч. стр. 22-23

Р. т. стр. 17-18

Как устроен велосипед?

История появления и усовершен-ствования велосипеда.

Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный).

Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

Учащиеся научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;

поймут роль велосипеда в нашей жизни, необходимость соблюдения правил безопасной езды на велосипеде.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению.

43

(10)

Когда мы станем взрослыми?

Уч. стр. 24-25

Р. т. стр. 18-19

Каким бы вы хотели видеть окружающий мир в будущем? Как нам нужно себя вести, чтобы он таким стал?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее.

Ответствен-ность человека за состояние окружающего мира

Учащиеся научатся по фотографиям в учебнике определять профессии людей;

рассказывать о различных профессиях;

обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

осознают зависимость развитие окружающего мира от поступков людей.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие.

44

(11)

Обобщение пройденного

по разделу

«Где и когда?» Презентация проекта

«Мой класс и моя школа»

Уч. стр. 26-30

Р. т. стр. 20

Что узнали, чему научились?

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Учащиеся научатся выступать с подготовленными сообщениями (презентация проектов «Мой класс и моя школа») и иллюстрировать их.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Почему и зачем? (22 ч)

45

(1)

Почему Солнце светит днём,

а звёзды ночью?

Уч. стр. 32-33

Р. т. стр. 21-22

Почему днём на небе не видно звёзд? Почему они становятся видны ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела.

Солнце — ближайшая к Земле звезда.

Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд.

Созвездие Льва

Учащиеся научатся находить на небе созвездие Льва.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

мотивация  учебной деятельности.

46

(2)

Почему Луна бывает разной?

Уч. стр. 34-35

Р. т. стр. 22-23

Как люди изучают луну?

Луна — спутник Земли, её особенности.

Изменение внешнего вида Луны и его причины.

Способы изучения Луны

Учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем;

сформулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

целостный, социально-ориентирован-ный взгляд на мир.

47

(3)

Почему идёт дождь и дует ветер?

Уч. стр. 36-37

Р. т. стр. 23-24

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра.

Их значение для человека, растений и животных

Учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра;

различать виды дождя.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Уважительное отношение к иному мнению;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

48

(4)

Почему звенит звонок?

Уч. стр. 38-39

Р. т. стр. 25-26

Практическая работа:

«Изучаем возникновение звуков»

Откуда берётся звук?

Разнообразие звуков в окружающем мире.

Причина возникновения и способ распростране-ния звуков. Необходимость беречь уши

Учащиеся осознают необходимость бережного отношения к органу слуха.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Эстетические потребности, ценности и чувства;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

49

(5)

Почему радуга разноцветная?

Уч. стр. 40-41

Р. т. стр. 26-27

Как возникает радуга?

Радуга — украшение окружающего мира.

Цвета радуги.

Причины возникновения радуги

Учащиеся научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности с помощью мнемонического приема.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения.

50

(6)

Почему мы любим кошек и собак?

Уч. стр. 42-43

Р. т. стр. 27

Практическая работа:

«Учимся ухаживать за кошкой и собакой»

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Взаимоотно-шения человека и его домашних питомцев (кошек и собак).

Предметы ухода за домашними животными.

Особенности ухода за кошкой и собакой

Учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану;

рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Осознание ответственности человека за общее благополучие;

устойчивое следование в поведении социальным нормам.

51

(7)

Проект:

«Мои домашние питомцы»

Уч. стр. 44-45

Р. т. стр. 28-29

Какие животные живут у нас дома?

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Учащиеся научатся составлять рассказ о своем питомце;

обсудят тему проекта, подготовятся к выполнению проекта.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

устойчивое следование в поведении социальным нормам.

52

(8)

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Уч. стр. 46-47

Р. т. стр. 30-33

Как сохранить приятные воспомина-ния о прогулке по цветущему лугу?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека.

Правила поведения на лугу

Учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя;

формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

53

(9)

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

«Странички для любознательных»

Почему их так назвали?

Уч. стр. 48-51

Р. т. стр. 34

Как услышать лесные голоса?

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Необходимость соблюдения тишины в лесу

Учащиеся научатся узнавать голоса лесных жителей;

формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран-ного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

54

(10)

Зачем мы спим ночью?

Уч. стр. 52-53

Р. т. стр. 35

Как правильно готовиться ко сну? Все ли люди спят ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну.

Как спят животные.

Работа человека в ночную смену

Учащиеся осознают необходимость соблюдения определенных правил подготовки ко сну.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Здоровьесбере-гающее поведение, установка на здоровый образ жизни.

55

(11)

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Уч. стр. 54-55

Р. т. стр. 36-38

Чем полезны овощи и фрукты?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

Витамины.

Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Учащиеся научатся различать овощи и фрукты;

сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

мыть овощи и фрукты перед едой.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

56

(12)

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Уч. стр. 56-57

Р. т. стр. 38-39

Практическая работа:

«Учимся правильно мыть руки и чистить зубы»

Как оставаться здоровым?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения.

Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Учащиеся осознают необходимость чистки зубов и мытья рук;

Научатся отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Здоровьесбере-гающее поведение, установка на здоровый образ жизни.

57

(13)

Зачем нам телефон и телевизор?

Уч. стр. 58-59

Р. т. стр. 39-40

Что такое средства связи и массовой информации?

Почта, телеграф, телефон — средства связи.

Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

Учащиеся научатся различать средства связи и средства массовой информации;

объяснять назначение радиоприемника, телефона, телевизора, газет и журналов.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Целостный, социально-ориентирован-ный взгляд на мир;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

58

(14)

Зачем нужны автомобили?

Уч. стр. 60-61

Р. т. стр. 41

Как автомобиль помогает людям?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение.

Знакомство с устройством автомобиля.

Электромобиль — автомобиль будущего

Учащиеся научатся объяснять назначение автомобилей.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

мотивация учебной деятельности.

59

(15)

Зачем нужны поезда?

Уч. стр. 62-63

Р. т. стр. 42-43

Для чего нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт.

Виды поездов в зависимости от назначения.

Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодо-рожного транспорта

Учащиеся научатся объяснять назначение поездов;

рассказывать об устройстве железной дороги.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Целостный, социально-ориентирован-ный взгляд на мир;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

60

(16)

Зачем строят корабли?

Уч. стр. 64-65

Р. т. стр. 44-45

Почему корабль не тонет?

Корабли (суда) — водный транспорт.

Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследова-тельские суда, военные корабли).

Устройство корабля

Учащиеся научатся объяснять назначение судов.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Целостный, социально-ориентирован-ный взгляд на мир;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

61

(17)

Зачем строят самолёты?

Уч. стр. 66-67

Р. т. стр. 46

Зачем нужны самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт.

Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные).

Устройство самолёта

Учащиеся научатся объяснять назначение самолетов.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Целостный, социально-ориентирован-ный взгляд на мир;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

62

(18)

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Уч. стр. 68-69

Р. т. стр. 47

Какие правила безопасности нужно соблюдать в транспорте?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Учащиеся научатся  соблюдать правила безопасного поведения в автомобиле, в поезде и на железной дороге.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на уровне критериев успешности учебной деятельности.

63

(19)

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Уч. стр. 70-71

Р. т. стр. 48-49

Какие правила безопасности нужно соблюдать в транспорте?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.

Спасательные средства на корабле и в самолёте

Учащиеся научатся соблюдать правила безопасного поведения на водном и воздушном транспорте.

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на уровне критериев успешности учебной деятельности.

64

(20)

Зачем люди осваивают  космос?

Уч. стр. 72-73

Р. т. стр. 50-51

Зачем космонавты летают в космос? Зачем в космос запускают спутники?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года.

Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Учащиеся научатся рассказывать об освоении человеком космического пространства;

моделировать экипировку космонавта.

Работать по предложенному учителем плану.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

65

(21)

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Уч. стр. 74-75

Р. т. стр. 52-53

Почему нужно бережно относиться к окружаю-щему миру, к Земле?

Первоначальное представление об экологии.

Взаимосвязи между человеком и природой.

День Земли

Учащиеся осознают ценность природы, ее взаимосвязь с человеком;

научатся оценивать свои поступки по отношению к природе.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам  приро-доохранного, нерасточитель-ного, здоровье-сберегающего поведения;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

66

(22)

Обобщение пройденного

по разделу

«Почему и зачем?» Презентация проекта

«Мои домашние питомцы»

Уч. стр. 76-83

Р. т. стр. 54

Что узнали, чему научились? Как мы находили ответы на свои вопросы?

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Учащиеся научатся выступать с подготовленными сообщениями (презентация проектов «Мои домашние питомцы») и иллюстрировать их.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе;

принятие образа «хорошего ученика»;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....