Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"
методическая разработка (3 класс) по теме

Смирнова Светлана Николаевна

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа

 157420 Костромская область, Межевской район,

село Георгиевское, улица Октябрьская, 60

Методическая разработка по воспитательной работе

Исследовательский проект

«Дети Великой Отечественной войны»

Смирнова Светлана Николаевна

Место работы: МКОУ Межевская

средняя общеобразовательная школа

Межевского муниципального района

Костромской области,

Должность: учитель

с. Георгиевское

2013 год

Пояснительная записка

  1. Автор проекта: Смирнова Светлана Николаевна
  2. Полное название образовательного учреждения – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области
  3. Занимаемая должность – учитель начальных классов
  4. Название конкурсной разработки - Методическая разработка исследовательского  проекта по воспитательной работе «Дети Великой Отечественной войны».
  5. Данный проект актуален для решения такой проблемы, как воспитание нравственно-патриотической личности, развитие толерантности, творческих способностей, развитие коммуникативных навыков, воспитание уважительного и равноправного взаимодействия с партнерами, что очень важно формировать еще в младшем школьном возрасте.

Материалы исследовательского проекта предоставлены в школьный музей, районный краеведческий музей, районную библиотеку, опубликованы в районной газете «Новая жизнь».

6. Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

- Книга «Дети Великой Отечественной войны»

- презентация  «Дети Великой Отечественной войны»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Нельзя быть патриотом,

не чувствуя личной связи с Родиной,

не зная, как любили,

берегли и защищали ее  наши предки,

наши отцы и деды.

Данный проект актуален для решения такой проблемы, как воспитание нравственно-патриотической личности, развитие толерантности, творческих способностей, что очень важно формировать еще в младшем школьном возрасте.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому я сочла необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи и своих односельчан.

Проблема

Кто не знает о тяготах войны,

тот никогда не оценит

 в какое замечательное время он живёт.

Почему нужно помнить о Великой Отечественной войне?

В каждом поселке, селе есть свои герои, «сыны» Родины, которые прославили нашу страну.  Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени. Что мы знаем о том как жилось  детям Межевского района в военное и послевоенное время? Как война повлияла на их судьбы?

Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но мы, жители земли Межевской, должны навеки  запечатлеть их в нашей памяти и передать потомкам.

Гипотеза: 

Жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.

Цель и задачи проекта

 Цель: 

  • Создание условий, способствующих нравственно – патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России;
  • Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • Обеспечение условий для развития у детей творческих способностей, развития стремления к самостоятельному получению знаний, умению синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
  • Создание условий повышения самооценки учащихся;
  • Развитие у детей способности к созданию определенного продукта, умения презентовать свой творческий труд;
  • Содействие развитию коммуникативных навыков, воспитанию уважительного и равноправного взаимодействия с партнерами;
  • Содействие развитию тесного взаимодействия школы, окружающего социума и семьи направленного на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка.

Задачи:

  • Изучить литературу, рассказывающую о событиях Великой Отечественной войны в нашем крае;
  • Проанализировать источники для выявления статистических данных о населении  Межевского района в годы войны;
  • Записать воспоминания земляков о Великой Отечественной войне, которые в то время были детьми;
  • Расширить знания об истории Межевского края в годы Великой Отечественной войны, в том числе о детском доме в д. Заводское и детях, которые жили в нем в послевоенное время посредством интервью и др. источников.
  • Систематизировать полученные данные.

Характеристика проекта

Тип проекта: творческо-исследовательский

По содержанию: детское творчество, исследования детей

По составу участников: детско-взрослый

Методы исследования:

- Изучение литературы о военных действиях в нашем крае;

- Работа с архивом администрации Межевского района, краеведческого музея, районной библиотеки;

- Сбор воспоминаний очевидцев войны детского возраста.

Характеристика источниковой базы:

-литература, описывающая события военных лет в нашем крае;

-записи бесед воспоминаний детей войны:

  • Белозёровой (Смирновой) Алевтиной Алексеевной (1935 г/р),
  • Громовой Людмилой Васильевной (1938 г/р),
  • Львовой (Николаевой) Алевтиной Николаевной (1942 г/р),
  • Плюсниной (Кузнецовой) Екатериной Васильевной (1930 г/р),
  • Чаршидалиди Килией Григорьевной (1928 г/р).
  • Киселёва Петра Михайловича (19  г/р)
  • Крутикова Александра Ивановича
  • Соколовой (Омельчук) Елизаветы Николаевны
  • Крутикова (Думкина) Антонина Геннадьевна (1939 г/р)

Форма работы – метод учебных проектов.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные  связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с первых дней их школьной жизни. Особенностью многих детей в классе является огромное желание работать индивидуально, когда ребенок не взаимодействует с одноклассниками. Речевое развитие у таких детей значительно отстает, недостаточен для успешного обучения активный словарь.

Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, поэтому была необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной деятельности каждого ребенка. Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Основные формы реализации проекта: экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, оформление книги, консультации для родителей.

Этапы, механизмы и сроки реализации проекта

Продолжительность проекта: 5 недель.

Сроки реализации проекта: февраль – март

Режим работы: внеклассная работа

План проекта

Этап/сроки

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Погружение в проект/

первая неделя

Сообщает тему проекта «Дети Великой Отечественной войны».

Знакомит:

- со смыслом проекта, мотивирует учащихся.

Формулирует:

- проблемный вопрос проекта;

 цель и задачи.

Выдвижение гипотезы: 

Жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.

- личностное присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

-принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

 

Организация деятельности/

первая неделя

 

Организует деятельность, предлагает:

- организовывать группы, определить командира группы;

-распределить задачи в группах;

-спланировать деятельность по решению задач;

-идеи, высказывает предложения;

наблюдает, советует,  косвенно руководит деятельностью учащихся;

-консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»

-деление  на группы:

1 группа – статисты -  подготовка информации о истории нашего села в военные и послевоенные годы

2 группа – корреспонденты – сбор информации о детях военного и послевоенного времени;

3 группа – корреспонденты – сбор информации о детском доме и его обитателях в военное и послевоенное время;

4 группа – редакторы – обработка собранной информации, работа с архивными документами, фотоматериалами.

-распределение ролей в группе;

-планирование работы;

-выбор формы и способа обработки полученных данных, презентации результатов;

-написание письма-обращения к детям Великой Отечественной войны (Приложение 2)

-разработка Контрольного листа-опросника (Приложение 3)

Осуществление деятельности/

вторая – четвёртая неделя

 

Не участвует, но:

-консультирует учащихся по необходимости;

-ненавязчиво контролирует;

-даёт новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

-репетирует с учащимися представление результатов.

Работают активно и самостоятельно:

-каждый в соответствии со своей задачей и сообща;

-консультируются по необходимости;

-«добывают» недостаточные знания;

-оформляют проект;

-подготавливают защиту результатов.

Корреспонденты беседуют с бабушками и дедушками, жителями села, выясняют подробности их жизни в годы войны. Высказывают своё мнение по данному вопросу. Редакторы оформляют в статьи собранный материал. Статисты собирают и обрабатывают информацию об истории родного края в годы войны.

Презентация/

Пятая неделя

 

Принимает отчет:

-обобщает и резюмирует полученные результаты;

-подводит итоги обучения;

Оценивает умения:

-общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Акцентировать внимание на воспитательном моменте:

-умение работать в группе на общий результат и др.

Представляют результаты своей  деятельности

Демонстрируют:

-понимание проблемы, цели и задачи;

-умение планировать и осуществлять работу;

-дают взаимооценки деятельности и её результативности;

- выступают в роли создателей проекта.

1. Проведение внеклассного мероприятия в форме круглого стола

2. Презентация Книги памяти «Дети Великой Отечественной войны» (Приложение 4)

Для направления деятельности учеников разработаны памятки начинающего исследователя (Приложение 1).

Определив задачи, учащиеся обсуждают ход работы, этапы её выполнения. Варианты проекта сопровождаются рисунками, краткими описаниями, схемами. Каждая группа обсуждает информацию по теме, выбирает базовый вариант. Учитель помогает составить план действий.

Группы работают по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?»

Ресурсное обеспечение проекта 

Взаимодействие с социумом

Методическое обеспечение:

  1. Великая Отечественная война. Энциклопедия. Глав. Редактор М.М.Козлов. М.: «Советская энциклопедия». 1985 г.
  2. CD. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. vSCHOOL/.ru
  3. Час Мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. Ред. Р.Е.Данкова. – М.: Оникс. 2007 г.
  4. «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8»
  5. http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm - дети в период ВОВ
  6. http://www.sergiev-posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
  7. Материал из Википедии
  8. http://netvoyne.ru/pioneryi/alesha-kuznetsov.html 
  9.  http://www.mad-love.ru/ussr.php?grp=10&item=918 
  10.  http://www.vest-news.ru/show_article.php?aid=7673&PHPSESSID=fcb8fa0456c 
  11.  http://vasuc.na.by/geroi%20vov/4.html 
  12.  http://vasuc.na.by/geroi%20vov/6.html 
  13.  http://netvoyne.ru/pioneryi/kirya-baev.html 
  14. 1 2 http://netvoyne.ru/pioneryi/albert-kupsha-marks-krotov-kolya-ryizhov.html 
  15.  http://www.mad-love.ru/ussr.php?grp=10&item=917 

18.http://fonddvov.narod.ru/deti_vov_glazami_vnukov_pobedi/

19.http://www.schoolexpert.ru/public?id=131 – проектная деятельность в начальной школе

20. teacherjournal.ru/attachments/149_П... – проектная деятельность в начальной школе.

21.А.И.Крутиков «Обездоленные». – Абакан: Издательство Хакасского ГУ им. Н.Ф.Катанова, 2008 г. – 128с.

22. Газета «Новая жизнь» 27 апреля 1993 г.

23. Газета «Новая жизнь» 20 июля 2004 г.

Материально-технические ресурсы:

1.     Подбор наглядного материала (фотографии).

2.     Подготовка изобразительного материала.

3.     Создание условий для проведения открытого мероприятия (оформление кабинета).

4.    Ноутбук, проектор, сканер, фотоаппарат, магнитофон.

Ожидаемые результаты и критерии оценки результативности проекта

Самооценивание и рефлексия помогут дать ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения. Используются в проекте устно, в ходе встреч.

Обратная связь от сверстников.

Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников. Используется в проекте в обсуждениях и для заключительного представления.

Критерии оценивания:

-отмечается срок сдачи работы, аккуратность и грамотность выполнения, творческий подход.

 Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне, расширены знания о жителях Межевского района в военные и послевоенные годы.
  2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
  3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
  4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при оформлении Книги памяти.
  5. Сформировано уважительное отношение к детям войны; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др).
  6. Сформировано умение организовывать командную работу.

Продукт проектной деятельности

- создание Книги памяти  «Дети Великой Отечественной войны».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие является завершающим этапом исследовательского проекта «Дети Великой Отечественной войны». Учащиеся  подведут итоги своей поисковой деятельности, результатом которой явился выпуск книги  «Дети Великой Отечественной войны».

Оформление: ноутбук, проектор для сопровождения выступления учащихся фотоматериалами, выставка детских рисунков о войне.

Присутствуют:

Учащиеся 3 класса, администрация школы, журналист районной газеты, представители районной и школьной библиотеки, почётные гости (дети войны), родители учащихся.

Перед началом праздника, пока гости собираются в зал, звучит музыка довоенных и военных лет. На протяжении всего праздника компьютерная поддержка: фотоматериалы приглашённых участников Великой Отечественной войны.

I Организационной момент

Дети рассаживаются за 4 стола по группам.  

В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.  

 1 группа – статисты -  подготовка информации о истории нашего села в военные и послевоенные годы

2 группа – корреспонденты – сбор информации о детях военного и послевоенного времени;

3 группа – корреспонденты – сбор информации о детском доме и его обитателях в военное и послевоенное время;

4 группа – редакторы – обработка собранной информации, работа с архивными документами, фотоматериалами.

II. Вступление

(Слайд 1, 2)

Учитель: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы проводим круглый стол, посвящённый детям Великой Отечественной войны. Над проектом мы работали 5 недель. Пришло время подвести итоги нашего исследования. Каждая группа будет презентовать одну из страниц нашего общего проекта. Прошу гостей принять участие в обсуждении вопросов, дополнять выступающих или поправлять, если это необходимо.

Ведущий 1 (Слайд 3)

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Ведущий 2  (Слайд 4)

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

(Роберт Рождественский)

Ведущий 1

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Ведущий 2

Сейчас мы  живём в такое время, когда можно беззаботно поваляться в постели и есть то, что хочется, можно провести время как захочешь, а ведь не так давно, 65-70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас - то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...

     Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать  и заменять своих отцов везде.

III.  Межевской район в годы войны (Слайд 5)

I группа

1 ученица:

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.

2 ученица:

(Слайд 6)

В ходе работы над проектом наша группа работала над архивными данными в нашем музее. Нам удалось узнать следующее:

22 июня 1941 года в райцентре Георгиевском был проведён митинг, на котором присутствовало более 1000 человек. В первые дни войны в райвоенкомат было подано более 250 заявлений. В годы войны в районе шла подготовка истребительных батальонов, автоматчиков.

За годы войны из района было мобилизовано5500 человек – 21 % (30000  населения) общие потери составили2994 человека – 51 % - погибли в 1941-1942 гг.

В боях смертью храбрых пали более 340 человек на Ленинградском, Калининском и Смоленских фронтах. В битвах за Москву погибло 40 человек, за Сталинград – 30 человек. Всего погибло 78 офицеров.

370 женщин ушло на фронт из Межевского района. 6 из них отдали свою жизнь за Родину.

Пропали без вести 550 человек.

8 воинов из Межевского района погибли в немецком плену.

634 человек демобилизовано по ранению и болезни.

5 человек получили звание Героя Советского Союза, в том числе 1 человек полный кавалер Ордена Славы.

3 ученица:

Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда. Так как наш район в основном сельскохозяйственный, необходимо было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был:

«Всё для фронта. Всё для победы!» 

(Слайд 7)

Колхозники занимались сельским хозяйством и животноводством (выращивали крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей).

Так, например, 1 ноября 1941 года колхоз им Дмитрова Суховского сельсовета полностью выполнил все государственные обязательства и план развития животноводства, сдав 1200 литров молока, 37 овчин и 16 кг. шерсти, 40 пар тёплых чулков.

 4 ученик:         

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие школьники собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.

Всё было подчинено войне – и учёба, и труд. Школьники  помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами и особенно уделяли внимание тем, у кого погибли семьи, либо были в оккупации на занятой врагом территории.

1 ученица:  

Дети войны, вы детства не знали.

 Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.

 В страхе вы жили. Не все выживали.

 Горечь-полынь и сейчас на губах.

 Дети войны, как же вы голодали…

 Как же хотелось собрать горсть зерна.

 На зрелых полях колосья играли,

 Их поджигали, топтали…Война…

 Чёрные дни от пожаров и гари-

 Детским сердцам непонятны они.

 Зачем и куда тогда вы бежали,

 Всё покидая, в те горькие дни.

 Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!

 Сколько же лет разделяло людей?

 Дети войны, как и прежде, крепитесь!

 Больше вам добрых и радостных дней!

                                     Светлана Сирена.

IV. Война глазами детей (Слайд 8)

II группа

1 ученица:  Наша группа занималась сбором информации о детях военной и послевоенной поры. Работая над проектом, мы разыскали жителей села, которые в военное и послевоенное время были ещё детьми, организовали с ними встречи. Истории, которые мы услышали, помогли  нам понять, как тяжело жилось детям в то время.

2 ученик:       Мы встретились с Белозёровой (Смирновой) Алевтиной Алексеевной (1935 г/р), Громовой Людмилой Васильевной (1938 г/р), Львовой (Николаевой) Алевтиной Николаевной (1942 г/р), Плюсниной (Кузнецовой) Екатериной Васильевной (1930 г/р), Чаршидалиди Килией Григорьевной (1928 г/р).

Представляем вам результаты наших исследований.

Коровкина (Соколова) Вера Ивановна (Слайд 9)

Дата рождения: 6 сентября 1929 год

Место рождения: д. Губино, Межевского района

Место проживания в военные и послевоенные годы :  д. Губино

Мать : Соколова Ульяна Гавриловна (1892 г)

Во время войны работала в колхозе, выполняла всю крестьянскую работу. Во время войны в избе Ульяны Гавриловны жил катальщик валенок. Вместе они для фронта скатали 20 пар мужских валенок, за что ей была объявлена благодарность.

Отец: Соколов Иван Арсеньевич (1883 г) всю войну работал конюхом. В армию не взяли по возрасту и болезни.

В 1941 году мне шёл двенадцатый год.

Про войну мы узнали из сельсовета; там было большое радио-тарелка. Вся деревня сразу затаилась, затихла.  Потом стали сразу приходить повестки молодым мужчинам: то одному, то другому. Их увозили на лошадях в Георгий, а кто и пешком добирался с котомочкой.

Деревня наша была большая (90 домов). Народу было много, потому что в 12 семьях было по 8 детей, а у остальных по 4-5 ребятишек. Колхоз был большой. Имелось много скота, много земли. Пахали и сеяли всё вручную. Колхоз «Путь Крестьянина» был справным, всем находилась работа, даже нам – подросткам.

Меня в 6 лет (1935 год) подали водиться к чужим людям. За это потом мне дали 2 метра ткани на платье. Мама сшила платье и я пошла в школу учиться.

Книги, которые нам выдавали, мы очень берегли. Писали на старых книгах, а уж потом переписывали в тетрадь. Керосину не было. Сидели за уроками по вечерам с лучиной (это полено высушенное и наколотое на тонкие длинные щепки). В школу ходили кто в чём, одежда была старенькая, залатанная, но учительница всегда строго следила, чтобы мы ходили во всём чистом. Лапти мне обувала мама, самим нам было не обуться. (Слайд 10)

В школе было печное отопление. Дрова привозили колхозники, а потом истопник топил печь.

Потом школа сгорела…

В войну было очень трудно, играть было некогда. Но всё равно, помню, что играли в дощечки, строили избушки. Из глины стряпали пироги, из травки чего-нибудь варили. По летам ходили босиком.

 Когда война началась, всех мальчишек и девчонок 8 класса забрали на лесозаготовки: трудная, неподъёмная казалась работа, но выстояли. Давали пайку хлеба: пока идём до барака – съедим, а потом ходим почти голодные, на одних щах.

Всё, что выращивали в колхозе: зерно, мясо, молоко, шерсть, яйца, масло - отправляли на фронт.

Все с нетерпением ждали победу. Председатель был строгий, но если семье было уж вовсе плохо – помогал. В деревне с голоду в войну никто не умер.

Весной, когда только появлялись растения, мы шли в поле и рвали песты, головки клевера и ели. Ещё ели кислицу: сами наедимся и домой принесём. Очень трудно это вспоминать, ещё трудней было выстоять в то тяжёлое время, но мы всё пережили.

Война закончилась в посевную: все были в поле. (Слайд 11) Слышим: бьет колокол (это когда что-нибудь неладно или на обед звонили в этот колокол посреди деревни). Вдруг крики: «война закончилась!» мы заревели, лошадей распрягли  и кто как смог – домой! Радости не было конца! Председатель объявил этот день выходным и  сделал праздник: всем купили угощенья и даже 3 литра красного вин. Уж теперь я понимаю, что было это не случайно: столько крови прилито ради жизни!

Белозёрова (Смирнова) Алевтина Алексеевна  (Слайд 12)

Дата рождения 19 июня 1935 года

д. Гавреньево Галичского района

Как началась война, я не помню. Самое яркое воспоминание 1941 года – это рождения брата (1 августа). А потом помню, как забирали папу на войну. Все почему-то  плакали. Мама сидела на скамье с маленьким братиком на руках и тоже плакала. Все прощались.

Очень хорошо помню день, когда нам объявили, что война закончилась. В то время я училась в 1 классе. Радио и газет не было. Приехал нарочный из сельсовета. Всех учеников и работников школы вывели на улицу, построили на линейку и нарочный объявил, что война закончилась. Нашему ликованию не было конца! Когда я пришла домой, то первым делом нарисовала плакат, где крупными буквами вывела:

«9 мая – День победы над Германией». (Слайд 13)

Этот плакат я повесила над окном, чтобы, когда придут все домой, то могли сразу прочитать.

47-ой год был самым тяжёлым, самым голодным. Собирали лебеду, щавель, крапиву, мох. Мама смешивала это с картошкой, очень часто гнилой и перемороженной и пекла лепёшечки. Спасала от голода кормилица корова.

(Слайд 14)

Мы, ребятишки, постоянно в чем-то помогали взрослым. Летом пололи лен, собирали ягоды, грибы, работали в поле. Осенью становилось сложнее, начинался учебный год. В школу ходили за 2 километра. Писали карандашами, вместо чернил использовали сажу.

 После уроков вся ребятня уходила в поле на работу. У каждого был свой план, который непременно надо было выполнить. Теребили лён, собирали картошку, колоски, горох и др. полевые работы.

Помню, как привезли детей-блокадников. Какие они были худые и слабые! Их расселили в детский дом, который находился неподалёку. Потом я очень сдружилась с Лёлей Филипповой, бывшей блокадницей, мы даже сидели с ней за одной партой.

Чаршидалиди Килия Григорьевна  (Слайд 15)

Дата рождения 24 марта 1928 год

Место рождения: Сухумия

О победе узнала от людей на улице. Начала работать с 13 лет (1941 г.)

Выращивали табак. Носили юбки, куртки, сшитые из плащ-палаток. На ногах носили пасталы. Пастала – это кожа от коровы. Мама шила из неё нам тапочки.

Помню, как ели  макуху. Макуха – это отходы от семечек.

Наше село было занято немцами. Мы видели очень много смертей. Немцы расстреливали наших пацанов и скидывали трупы в речку, а мы с ребятами их вытаскивали, чтобы захоронить. До сих пор, закрываю глаза и вижу, как  на колючей проволоке висит человеческая кожа. Нам было очень страшно!

Плюснина (Кузнецова) Екатерина Васильевна (Слайд 16)

Дата рождения : 09 января 1930 года

Место рождения : деревня Павловское

Мать – Кузнецова Мария Яковлевна (1884 г)

Отец – Кузнецов Василий Иванович (1883 г.)

Детей в семье было шестеро. В школу ходили в лаптях, сумки были портяные. Когда было сыро, то ходили в сапогах. Есть было нечего. Мама пекла хлеб с куколем. Пекли траники.

Львова (Николаева) Алевтина Николаевна (Слайд 17)

Дата рождения: 1 апреля 1942 года

Место рождения: д. Починок,  Ивановская область

Мать – Николаева Мария Ивановна (1918 г.)

Отец – Матвеев Николай

Когда закончилась война, мне было всего 3 года. Игрушек никаких не было, только после войны купила мне мама куклу. Мама работала на сплаве леса, а со мной водился дядя. Ему на тот период было 14 лет.  Помню, посадит меня на берегу реки Волги, а сам играет с ребятами. Когда проходил пароход, то меня водой заплескивало.

   Продукты давали по карточкам. Дадут кусочек сахара, на всю ребятню не хватит, вот и приходилось маме прятать сладость в доме за иконы, а когда накопится немного, то по случаю выдавала всем пайку.

Громова Людмила Васильевна (Слайд 18) 

Дата рождения: 14 сентября 1938 года

Место рождения: г. Киев УССР

Место проживания в годы войны: д. Новинское

Военные годы я плохо помню, а вот 1946-48 гг. помню отлично, т.к. мы, то есть такие же дети как я, участвовали вместе со взрослыми в колхозной жизни. В основном в колхозе работали одни женщины, мужчин было мало, одни старики. А те, что пришли с войны, тоже плохие работники были. У кого руки не было, у кого ноги, кто вообще больной весь.

Посильный труд возлагался на нас. Начинали с весны. Как только поспевала земля, возили навоз. Взрослые нам нагружали телеги, а мы маленькими скобчиками в поле сгребали его  в маленькие кучки.

Итак, посевная закончилась. Теперь после уроков мы спешили в поле, чтобы боронить. (Слайд 19) Сначала боронила поля на быках. Это самое яркое воспоминание! Ставили нас по2-3 человека на борону: один сзади, другой с боку, третий за вожжи. А быки, есть быки! Проедем до конца поля, затащат они нас в лес, лягут, и мы их не стронем с места, хоть убей! Когда-то услышат наш рёв в деревне! Или на наше счастье проездом по дороге какой-нибудь мужчина поможет нам. Женщин быки не признавали.

После боронки, заставляли полоть зерновые, лён, корнеплоды (свёклу, репу, турнепс). (Слайд 20) Один раз посеяли гречу целое поле. Красота была неописуемая. Всё поле бледно-розовое. Зерно выросло крупное, но…  не вызрело. Так и скосили гречу скоту.

Когда наступал сенокос, мы тоже были в центре событий: ворочали, подгребали, а кто постарше и на стогу стояли.

По вечерам собирались всей гурьбой. Играли в лапту, прыгали через верёвочку и много ещё чего. Зимой на санках катались, лепили снеговиков. В конце деревни стоял старый сарай. Его зимой снегом заваливало, так мы на санках и катались с сарая под горку к реке. Далеко несло!

Наступала осень. Самой последней уборкой оставалась копка картошки. (Слайд 21)  И почему-то осталось в памяти, что распахивали картошку вместе со снегом. Картошку собирали со слезами на глазах - руки очень мёрзли.

Ещё много сеяли гороху. Зимой перебирали горох. Выдадут 10 кг., а когда переберём, то опять взвесят, чтоб было 10 кг. Мы всегда были полуголодные, как утерпеть и не съесть горошку. За это получали подзатыльника.

Самая распространенная пища – картошка во всех видах. Мама сварит, очистит и целыми на сковородку, а сверху помажет сметанкой или растительным маслом и в печку. Это было очень вкусно! Ели лепёшки из куколя, из головок клевера. Все очистки картофельные сушили, мололи и тоже пекли лепёшки. Как только сходил снег, ходили на ржаное поле, собирали песты лукошками, затем на реку ходили за кислицей. Там росла богатая толстая кислица. Сами ели и домой приносили похлёбку варить

V. Обездоленные (Слайд 22)

III группа

1 ученица:  Наша группа собирала информацию о детском доме в деревне Заводское.

В ходе работы, мы узнали о его воспитанниках, о том, как тяжело им жилось в военные и послевоенные годы. Познакомились с одним из воспитанников, узнали о его сложной судьбе. Изучили архивные данные, которые предоставил нам музей, познакомились с автобиографической книгой Александра Крутикова «Обездоленные», в которой повествуется о детях Заводского детского дома, о жителях Межевского района в довоенное, военное и послевоенное время.

2 ученик:     Из воспоминаний Соколовой (Омельчук) Елизаветы Николаевны – первого директора Заводского детского дома, газета «Новая жизнь» от 20 июня 2004 года

В нашем небогатом районе обездоленных детей оказалось немало, поэтому в райисполкоме решили открыть на колхозном бюджете детский дом. Организовать его работу в школе деревни Заводское  поручили мне. Дом было намечено открыть 4 августа 1944 года. В начале у нас проживало 70 детишек, которых я собрала со всего района.  

Пасли скот, на быках боронили поля, вывозили навоз, пахали даже на коровах, во время сенокоса заготовляли корм, в том числе и для армейских лошадей, убирали урожай до последнего зёрнышка. Дети испытывали и голод, и холод,  и непосильный труд,  и потерю родных.

3 ученик:   Из материалов краеведческого музея. Воспоминания Крутиковой Антонины Геннадьевны от 8 апреля 1997 года  

Крутикова (Думкина) Антонина Геннадьевна (Слайд 23)

Бывшая воспитанница Заводского детского дома

Дата рождения: 15 октября 1939 год

Нас у мамы (отец погиб на войне в 1942 г.) было пятеро детей. Мы жили материально очень бедно и в школу отдать нас она не могла. Тогда приехали работники РОНО  и нас с сестрой Валентиной (двойняшка) забрали и увезли в детский дом (это было в 1948 году).

Директором была Мария Николаевна Кудрявцева. Были мы в этом детском доме по 1951 год. Очень много хороших воспитателей было: Голубцова Любовь Ивановна, Самоукова Антонина Николаевна, Звонов Борис Николаевич, его жена медсестра, Хлупин Борис Иванович, Звонова Валентина Ивановна, Зоя Николаевна Таланина и многие другие.

Они много уделяли внимания трудовому обучению: был приусадебный участок, собирали в колхозе колоски, пололи грядки, садили сад (яблони, акации, вишни). А так же для детского дома собирали ягоды и грибы.

Детский дом расформировали в 1952 году, а нас с сестрой направили в Бунегский детский дом. Домой я вернулась лишь в 1955 году.

Киселёв Пётр Михайлович (Слайд 24)

Дата рождения: 1935 год

Место рождения: г. Москва

Место проживания во время войны: г. Шарья, бродяжничал, д. Заводское (детский дом)

В начале войны наша семья эвакуировалась в

г. Шарью. В 1946 году, гуляя по берегу р. Ветлуги, увидел на другом берегу костры, которые манили к себе своими отблесками. Я сел на плот и поплыл на другой берег. Там были цыгане. Они спросили, где моя мама, а я, боясь, что меня прогонят, сказал, что её нет. Так я и остался с ними. А маме люди сказали, что видели, как я поплыл на плоту. Потом предположили, что я утонул. И мама стала считать, что в живых меня больше нет. А тем временем я уже ушёл и от цыган и стал бродяжничать, а лет мне в ту пору было 7. Переходил из деревни в деревню: где покормят, где обогреют. (Слайд 25) Так я блуждал целый год - голодный, немытый.  Помню, сниму свою фуфайчонку и по снегу тащу, а на снегу дорожка из вшей остаётся. Очень тяжело было. И вернуться бы к маме, да где её теперь сыщешь?

Так я и дошёл до деревни Суховское. Одна женщина меня приютила, дала работу – свой хлеб приходилось обрабатывать. Никто просто так кормить не станет, самим нечего есть. Помню, пас я телят летом. Как жара настанет, налетит овод, видимо-невидимо. Мои телята от такой напасти все по лесочку разбегутся. Реви, не реви, а телят собирать надо! Очень хлопотно было.

Потом эта женщина отправила меня в детский дом, где я и воспитывался до 1952 года. В детском доме тоже нелегко было. Учились, помогали взрослым, запасали ягоды, грибы, лекарственные растения (валерьяну).

Одеваться было не во что, так взрослые нам из простыней нашили рубах, покрасили их синькой, так и ходили. Детдомовских ребят издалёка было видно!

Кто постарше, да посильнее зимой отправляли на заготовку дров.

Река Межа была нашим спасением. Она нас кормила и зимой и летом.

Прохлада воды освежала знойным летом. Любили сидеть на камне, который торчал

из воды на середине реки. Старики говорили, что он величиною с дом. Он и сейчас незримо охраняет те места.  (Слайд 26)

Несмотря на тяжкие испытания, которые легли на мой неокрепшие плечи, судьба приготовила мне подарок, о котором я уже и мечтать не мог.  Я всегда помнил, что где-то в Москве есть мой дом. Службу в армии я проходил в Москве. (Слайд 27) Детские воспоминания не давали мне покоя. Я бродил по Москве и так неожиданно оказался у очень знакомых мест. Спросил у прохожего, не проживают ли здесь поблизости Киселёвы. Прохожий подтвердил мои догадки и помог найти дом. Так я вновь обрёл свою семью. Невероятно, но это случилось!

Крутиков Александр Иванович  (Слайд 28)

Автор повести «Обездоленные» 2008 год (Повесть написана на основе реальных событий о воспитанниках детского дома в д. Заводское, о жителях Межевского района в довоенное, военное и послевоенное время).

Место рождения: д. Крутое

Место проживание в годы войны: д. Крутое, д. Заводское детский дом.

В деревне мужчин не осталось. Более ста человек было призвано на фронт.

Ночами в деревне было тревожно. (Слайд 29) Огней не зажигали. Да и нечего было зажигать. Керосина для ламп не было. Щипали длинную лучину из берёзовых поленьев. Лучинку закладывали в металлический трезубец, подставляли корытце с водой для угольков, поджигали лучину и – освещение готово.  Спичек тоже не было. Поэтому по очереди с соседями  держали в загнётках печек тлеющие угольки всю ночь. А рано утром соседи приходили к этому хранилищу огня и в горшочках уносили угольки на растопку.

Мы  уже смутно помнили довоенное детство. Теперь уже и не подозревали, что может быть иная жизнь. Казалось, что так и должно было быть. Обездоленными не чувствовали себя в силу детского непонимания.

В 1944 году пошёл в первый класс. Вместо ручки подошла камышинка, в которую вставили перо. Чернил не было. Выручила соседка - дала большую свёклину. Потрепанный задачник купили у тёти Кати Павловой за 30 яичек. День 1 сентября выдался пасмурным и ветреным. Бабушка выдала мне большущие мамины валенки с галошами, повесила на плечо холщовую сумку с букварём и задачником и отправила в школу. А поскольку в больших валенках было переступать неловко, то Витька и Тайка сопровождали меня, поддерживая с двух сторон.

Потом учиться сало интереснее. Бабушка раздобыла где-то настоящую сумку с двумя карманами. Из Георгиевского с базара привезла 3 цветных карандаша. (Слайд 30) Тайке – красный, Витьке – синий, а мне достался жёлтый. Ах, какой это был прекрасный карандаш!

(Слайд 31) В школе увидел первое кино: «Разгром немцев под Москвой». Взрослые и дети смотрели как заворожённые на экран, забыв о горечах военного существования на грани выживания.

Когда бабушке исполнилось 82 года, нас с сестрой забрали в детский дом.

Помню, что всегда хотелось есть. Зимние вечера проводили около печки. На дверки печки налепляли картофельные очистки, добытые на кухне. Поджаристые, со вспученной бугристой корочкой, они были очень вкусными. В один из таких вечеров маленькая Леночка Румянцева грелась у печки с открытой дверцей. Вдруг платьице вспыхнуло. Борис Николаевич Звонов был дежурным воспитателем. Он накрыл её шинелью, отправил в больницу в Георгиевское. Но ожог был слишком обширный. Леночка умерла.

Мы много трудились в колхозе, пасли табуны, работали в поле, работали на прополке, собирали грибы, ягоды. Работали на заготовке дров.

Ученица: Работая над проектом, мы поняли, что жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом. Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Им будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их жизнью в те далёкие суровые годы, будем рассказывать о них другим.

VI. Презентация книги «Дети Великой Отечественной войны» (Слайд 32)

IV группа

1 ученик: Сегодня мы представляем вашему вниманию книгу «Дети Великой Отечественной войны». В неё вошли воспоминания очевидцев войны детского возраста, которые вы сегодня смогли услышать в ходе данного мероприятия. Они в очередной раз подтверждают, что людям пришлось пережить тяжелые условия жизни и неимоверные трудности.

 Война научила выживать, находить выход из безвыходной ситуации и работать. Только совместный  труд, забота друг о друге помогли людям выстоять в столь тяжёлое время.

2 ученик: Конечно, мы смогли отразить в нашей книге лишь небольшую крупинку воспоминаний о большой войне, которая лишила рассказчиков детства и отравила жизнь горькими воспоминаниями. (Слайд 33) 

3 ученица: Мы хотим на память подарить вам эти книги. Знайте, что мы, современные дети чтим историю нашей страны, чтим её героев.

Учитель:

(Слайд 34) Скоро наступит самый светлый праздник - День Победы. Да не прервётся наша память... Потому что живы ещё участники, защитники, очевидцы дней минувшей войны. Низкий Вам поклон и почести Вам, несломленным страшной войной!

Наш круглый стол, я считаю, прошёл очень плодотворно. Все были готовы к общению, смогли поделиться своими знаниями.  

Кроме того, мы ещё раз подтвердили старшему поколению, что история нашего края, история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не безразличны нашей молодёжи.

До новых встреч!

Музыка звучит. Учитель благодарит детей за проделанную работу, благодарит гостей и родителей за внимание и оказанную помощь.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская творческая работа по истории Великой Отечественной войны. «Из вечной памяти военных лет. Летчик – истребитель С.С. Дядьков.»

Скромное величие человека… Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро- монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбил...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»

Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...

Исследовательская работа "Мой прадедушка - герой Великой Отечественной войны"

Представленная работа знакомит с участником Великой Отечественной войны Галлямовым Абулгасимом Газимовичем. Она показывает, что Галлямов А.Г. прошёл достойный, боевой путь. Он был награждён медалями «...

Исследовательский проект «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»

Цель исследования: -- узнать о жизненном пути своих родственников  -  участников  Великой Отечественно войны 1941 – 1945 годов.§ как  воевали,§чем были награждены, §как сложил...

Методическая разработка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий смотра художественной самодеятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г....

Методическая разработка Утренник «Брянский фольклор в годы Великой Отечественной войны»

Цель: воспитывать гордость за свое Отечество, любовь к русскому народу, интерес к его культуре, языку, традициям и обычаям, историческому и литературному наследию.Задачи:способствовать формированию чу...

Методическая разработка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «По страницам военного альбома»

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну, единения с людьми в борьбе за мир....