Технологическая карта урока по теме "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « В царстве грибов»
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок
Цель: создание условий для первичного понимания обучающимися понятия «царство грибов», его основных признаков.
Планируемые результаты
Предметные результаты | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- называет признаки живой природы; - распределяет объекты живой природы на группы; - определяет отличительные признаки ранее изученных царств; - определяет принадлежность грибов к царству живой природы; - называет признаки открытого царства; - имеет представление о строении гриба; - приводит примеры представителей царства грибов; - определяет значение грибов в природе; - знает правила сбора грибов | - определяет и формулирует цель на уроке в совместной деятельности, - сохраняет цель и учебные задачи на протяжении деятельности; - высказывает свое мнение на основе работы с материалом; - вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществляет самоконтроль. | - умеет применять вновь открытые способы действия в новых ситуациях; - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной информации; - строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - проводит анализ предложенного содержания с целью исключения лишнего; - осуществляет классификацию объектов по определенному признаку. | - взаимодействует в парах, группах; - высказывает оценочные суждения, рассуждает, доказывает свою позицию; - действует в соответствии с коммуникативной ситуацией; - корректирует действия участников коллективной творческой деятельности. | - понимает необходимость бережного отношения к природе; - знает основные правила сбора грибов; - проявляет интерес к совместной деятельности. |
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности обучающих ся | Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
Психологический настрой. | Включить обучающихся в деятельность за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений. | Фронтальная | Создает эмоциональный настрой на урок. | Выполняют предложенное учителем упражнение. | Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей совместной деятельности | Наблюдение |
Актуализация знаний | Создать условия для определения уровня присвоения ранее полученных знаний | Групповая | Создает условия для работы в группах. | Взаимодействуют в группах, выделяют объекты живой и неживой природы, классифицируют предметные картинки по определённым признакам, выделяют отличительные признаки изученных царств | Классификация объектов живой природы по изученным царствам, обозначение основных признаков царств | Заполнение листов самооценки № 1 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сформулировать тему урока, определить цели-результаты | Фронтальная | Организует совместную деятельность для определения темы урока, постановки целей-результатов. | Определяют тему совместной деятельности на уроке, цели-результаты. | Обозначены цели-результаты деятельности на урок | Определены цели-результаты в листах самооценки |
Первичное усвоение новых знаний. | Организовать деятельность детей для присвоения новых знаний. | Групповая | Предлагает выполнить задания, ответив на вопросы карточки (строение гриба; способ питания грибов; питательные вещества, необходимые для роста и развития грибов; условия, необходимые для роста) | Выполняют предложенное задание, взаимодействуют в группах, оценивают работы групп, высказывают свое мнение на основе работы с материалом, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Делают вывод о принадлежности грибов к отдельному царству, имеющие определённые признаки. | Заполнение листов оценки деятельности групп |
Физми- нутка | Снять физическое и психическое напряжение | Фронтальная | Предлагает обучающимся выполнить упражнения для снятия напряжения. | Повторяют упражнения по образцу. | Переключение учебной деятельности на физическую и эмоциональную. | Наблюдение |
Применение знаний в новой ситуации | Применять знания в новой ситуации | Групповая | Погружает детей в деловую игру «Идеальный ранжир» | Определяют основные правила сбора грибов, соотносят результаты собственной деятельности с мнением группы и образцом. Оценивают работу группы в целом. Высказывают оценочные суждения. | Названы основные правила сбора грибов | Заполнение листов оценки результатов игры. |
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия) | Создать условия для осуществления самооценки своих действий и уровня присвоения предметных умений | Индивидуальная групповая | Предлагает провести оценить уровень присвоения умений в листах самооценки | Работают с оценочными листами, оценивают результаты своей деятельности. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, определяют границы знания-незнания | Заполнение листов самооценки, рефлексивных листов групповой работы |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информировать о содержании домашней работы | Фронтальная | Инструктирует о выполнении домашнего задания на материале учебника, внося коррективы в предложения детей | Знакомятся с заданием, планируют свою деятельность. | Принимают учебную задачу. | Ответы детей, фиксация в дневнике |
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим и тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
- До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
- Актуализация знаний
- Поднимите руку, кто готов трудиться?
Звучит запись.
- Ребята, а что это за звуки? ( Звуки природы)
На доску вывешивается : (составляется кластер)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Назовите основные признаки живой природы? (Дышит, питается, растет, приносит потомство и умирает).
- Обратите внимание на предметные картинки, которые лежат у вас на столах.
- Какое задание вы бы предложили с ними выполнить? (классифицировать на группы)
- Выполните данное задание.
- На какие группы вы их распределили? (Растения и животные, насекомые, грибы)
- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных, царство насекомых).
- Заполните в наш кластер:
- Соотнесите основные признаки групп с названием царств (работа в группах) :
Ученики, работая в группе, должны соотнести основные признаки с названиями царств и приклеить в таблицу. Признаки разрезаны на карточках.
Царство растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
- Царство животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
- Царство насекомых:
1. Тело разделено на голову, грудь и брюшко
2. Три пары конечностей
3. Две пары крыльев
4. Развитие с превращением и без превращения
- У вас на столах есть оценочные листы №1.
- Оцените свою работу и сдайте мне листы.
- Какие умения на данном этапе работы мы отработали? (Называю основные признаки царств: животных, растений, насекомых; классифицирую объекты живой природы по царствам).
3. Создание проблемной ситуации.
- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?
- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.
- Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?
- О чем пойдет речь на уроке? ( Грибах)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Что сегодня мы должны узнать на уроке?
- определить принадлежность грибов к определенному царству;
- назвать признаки открытого царства;
- называть строение гриба;
- назвать представителей грибов;
- определить роль грибов в природе.
4. Открытие нового знания. Исследование в малых группах:
- Для проведения исследования предлагаю поработать в группах.
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку «Помощник ответа»
Физминутка.
5. Представление результатов работы групп. Предварительно оценивают работу своей группы (у других групп карточки с правильным ответом)
1 группа
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План – ответ.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)
2)
3)
2 группа
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
3 группа
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы.
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
4 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Выступление групп, остальные ребята выступают в роли экспертов, оценивая работу сначала в своей группе, затем выслушав остальных, дают оценку по шкале.
- Молодцы! Все справились с работой! ( Карты оценивания вывешиваются на доску. Определятся группа, которая получила высшие оценки).
Вывод:
- Подведём итог. Итак, что мы узнали о царстве грибов?
На слайде:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
Первичное закрепление: Грибы отдельное царство, имеющее свои признаки.
6. Деление грибов на съедобные и ядовитые.
- Ребята, послушайте загадки и отгадайте их.
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горшки…
- Скажите, какой гриб мы положим в корзинку?
- Почему?
- Какие грибы бывают? (Съедобные и ядовитые)
- Назовите представителей съедобных и несъедобных грибов.
- После этого слайд с изображением ядовитых и съедобных грибов (роль грибов)
8.Составление правил сбора грибов ( «За грибами»)
- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?
- Сейчас мы с вами проведём игру « За грибами»
- Ваши группы отправляются за грибами. Собрав целую корзину, вы решили их перебрать.
- Перед вами правила, по которым можно отобрать грибы без вреда для здоровья.
- проранжируйте правила (1 – самое важное, 2 - …, 9 – не важное)
Правила сбора грибов:
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Собирай грибы в солнечную погоду.
- Собирай грибы в перчатках.
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Не бери старые грибы – в них яд.
- Собирай грибы только там, где нет травы.
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Собирай грибы утром.
- Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
1. Сам на карточке (2 мин)
2. Работа в группах (2 мин)
3. Подсчитываем совпадения (2 мин)
На экране: Правила сбора грибов (идеальный ранжир)
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Не бери старые грибы – в них яд.
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
- Собирай грибы в солнечную погоду.
- Собирай грибы утром.
- Собирай грибы в перчатках.
- Собирай грибы только там, где нет травы.
Итог:
0 – 2 – Вам нужно повторить правила грибников
3 – 4 – В вашей корзинке попалось пара ядовитых грибов, будьте внимательнее.
5 – Поздравляю, вы отличный грибник!!!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для животных)
9. Обобщение.
Диагностика качества усвоения темы (ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 2)
- СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ
Дополните предложения:
Я научился …
На уроке мне было …
Я узнал …
11 .Домашнее задание :
- Выполнить творческое задание по учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...