Технологическая карта урока по теме "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « В царстве грибов»
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок
Цель: создание условий для первичного понимания обучающимися понятия «царство грибов», его основных признаков.
Планируемые результаты
Предметные результаты | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- называет признаки живой природы; - распределяет объекты живой природы на группы; - определяет отличительные признаки ранее изученных царств; - определяет принадлежность грибов к царству живой природы; - называет признаки открытого царства; - имеет представление о строении гриба; - приводит примеры представителей царства грибов; - определяет значение грибов в природе; - знает правила сбора грибов | - определяет и формулирует цель на уроке в совместной деятельности, - сохраняет цель и учебные задачи на протяжении деятельности; - высказывает свое мнение на основе работы с материалом; - вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществляет самоконтроль. | - умеет применять вновь открытые способы действия в новых ситуациях; - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной информации; - строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - проводит анализ предложенного содержания с целью исключения лишнего; - осуществляет классификацию объектов по определенному признаку. | - взаимодействует в парах, группах; - высказывает оценочные суждения, рассуждает, доказывает свою позицию; - действует в соответствии с коммуникативной ситуацией; - корректирует действия участников коллективной творческой деятельности. | - понимает необходимость бережного отношения к природе; - знает основные правила сбора грибов; - проявляет интерес к совместной деятельности. |
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности обучающих ся | Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
Психологический настрой. | Включить обучающихся в деятельность за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений. | Фронтальная | Создает эмоциональный настрой на урок. | Выполняют предложенное учителем упражнение. | Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей совместной деятельности | Наблюдение |
Актуализация знаний | Создать условия для определения уровня присвоения ранее полученных знаний | Групповая | Создает условия для работы в группах. | Взаимодействуют в группах, выделяют объекты живой и неживой природы, классифицируют предметные картинки по определённым признакам, выделяют отличительные признаки изученных царств | Классификация объектов живой природы по изученным царствам, обозначение основных признаков царств | Заполнение листов самооценки № 1 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сформулировать тему урока, определить цели-результаты | Фронтальная | Организует совместную деятельность для определения темы урока, постановки целей-результатов. | Определяют тему совместной деятельности на уроке, цели-результаты. | Обозначены цели-результаты деятельности на урок | Определены цели-результаты в листах самооценки |
Первичное усвоение новых знаний. | Организовать деятельность детей для присвоения новых знаний. | Групповая | Предлагает выполнить задания, ответив на вопросы карточки (строение гриба; способ питания грибов; питательные вещества, необходимые для роста и развития грибов; условия, необходимые для роста) | Выполняют предложенное задание, взаимодействуют в группах, оценивают работы групп, высказывают свое мнение на основе работы с материалом, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Делают вывод о принадлежности грибов к отдельному царству, имеющие определённые признаки. | Заполнение листов оценки деятельности групп |
Физми- нутка | Снять физическое и психическое напряжение | Фронтальная | Предлагает обучающимся выполнить упражнения для снятия напряжения. | Повторяют упражнения по образцу. | Переключение учебной деятельности на физическую и эмоциональную. | Наблюдение |
Применение знаний в новой ситуации | Применять знания в новой ситуации | Групповая | Погружает детей в деловую игру «Идеальный ранжир» | Определяют основные правила сбора грибов, соотносят результаты собственной деятельности с мнением группы и образцом. Оценивают работу группы в целом. Высказывают оценочные суждения. | Названы основные правила сбора грибов | Заполнение листов оценки результатов игры. |
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия) | Создать условия для осуществления самооценки своих действий и уровня присвоения предметных умений | Индивидуальная групповая | Предлагает провести оценить уровень присвоения умений в листах самооценки | Работают с оценочными листами, оценивают результаты своей деятельности. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, определяют границы знания-незнания | Заполнение листов самооценки, рефлексивных листов групповой работы |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информировать о содержании домашней работы | Фронтальная | Инструктирует о выполнении домашнего задания на материале учебника, внося коррективы в предложения детей | Знакомятся с заданием, планируют свою деятельность. | Принимают учебную задачу. | Ответы детей, фиксация в дневнике |
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим и тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
- До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
- Актуализация знаний
- Поднимите руку, кто готов трудиться?
Звучит запись.
- Ребята, а что это за звуки? ( Звуки природы)
На доску вывешивается : (составляется кластер)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Назовите основные признаки живой природы? (Дышит, питается, растет, приносит потомство и умирает).
- Обратите внимание на предметные картинки, которые лежат у вас на столах.
- Какое задание вы бы предложили с ними выполнить? (классифицировать на группы)
- Выполните данное задание.
- На какие группы вы их распределили? (Растения и животные, насекомые, грибы)
- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных, царство насекомых).
- Заполните в наш кластер:
- Соотнесите основные признаки групп с названием царств (работа в группах) :
Ученики, работая в группе, должны соотнести основные признаки с названиями царств и приклеить в таблицу. Признаки разрезаны на карточках.
Царство растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
- Царство животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
- Царство насекомых:
1. Тело разделено на голову, грудь и брюшко
2. Три пары конечностей
3. Две пары крыльев
4. Развитие с превращением и без превращения
- У вас на столах есть оценочные листы №1.
- Оцените свою работу и сдайте мне листы.
- Какие умения на данном этапе работы мы отработали? (Называю основные признаки царств: животных, растений, насекомых; классифицирую объекты живой природы по царствам).
3. Создание проблемной ситуации.
- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?
- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.
- Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?
- О чем пойдет речь на уроке? ( Грибах)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Что сегодня мы должны узнать на уроке?
- определить принадлежность грибов к определенному царству;
- назвать признаки открытого царства;
- называть строение гриба;
- назвать представителей грибов;
- определить роль грибов в природе.
4. Открытие нового знания. Исследование в малых группах:
- Для проведения исследования предлагаю поработать в группах.
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку «Помощник ответа»
Физминутка.
5. Представление результатов работы групп. Предварительно оценивают работу своей группы (у других групп карточки с правильным ответом)
1 группа
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План – ответ.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)
2)
3)
2 группа
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
3 группа
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы.
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
4 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Выступление групп, остальные ребята выступают в роли экспертов, оценивая работу сначала в своей группе, затем выслушав остальных, дают оценку по шкале.
- Молодцы! Все справились с работой! ( Карты оценивания вывешиваются на доску. Определятся группа, которая получила высшие оценки).
Вывод:
- Подведём итог. Итак, что мы узнали о царстве грибов?
На слайде:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
Первичное закрепление: Грибы отдельное царство, имеющее свои признаки.
6. Деление грибов на съедобные и ядовитые.
- Ребята, послушайте загадки и отгадайте их.
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горшки…
- Скажите, какой гриб мы положим в корзинку?
- Почему?
- Какие грибы бывают? (Съедобные и ядовитые)
- Назовите представителей съедобных и несъедобных грибов.
- После этого слайд с изображением ядовитых и съедобных грибов (роль грибов)
8.Составление правил сбора грибов ( «За грибами»)
- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?
- Сейчас мы с вами проведём игру « За грибами»
- Ваши группы отправляются за грибами. Собрав целую корзину, вы решили их перебрать.
- Перед вами правила, по которым можно отобрать грибы без вреда для здоровья.
- проранжируйте правила (1 – самое важное, 2 - …, 9 – не важное)
Правила сбора грибов:
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Собирай грибы в солнечную погоду.
- Собирай грибы в перчатках.
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Не бери старые грибы – в них яд.
- Собирай грибы только там, где нет травы.
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Собирай грибы утром.
- Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
1. Сам на карточке (2 мин)
2. Работа в группах (2 мин)
3. Подсчитываем совпадения (2 мин)
На экране: Правила сбора грибов (идеальный ранжир)
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Не бери старые грибы – в них яд.
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
- Собирай грибы в солнечную погоду.
- Собирай грибы утром.
- Собирай грибы в перчатках.
- Собирай грибы только там, где нет травы.
Итог:
0 – 2 – Вам нужно повторить правила грибников
3 – 4 – В вашей корзинке попалось пара ядовитых грибов, будьте внимательнее.
5 – Поздравляю, вы отличный грибник!!!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для животных)
9. Обобщение.
Диагностика качества усвоения темы (ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 2)
- СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ
Дополните предложения:
Я научился …
На уроке мне было …
Я узнал …
11 .Домашнее задание :
- Выполнить творческое задание по учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...