Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру во 2 классе
Тема урока: «Деревья леса»
Тип урока: урок первичного освоения новых знаний.
Цели: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, берёзы и сосны для человека
Ход урока:
Этап урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |
I.Организационный момент | 2 мин | 1. Проверка готовности к уроку.Встали ровна, подтянулись и друг другу улыбнулись. Проверьте готовы ли вы начать урок, все ли у вас на месте. Присаживайтесь ребята. | Ученики слушают. | |
II.Актуализация знаний | Вспомнить этажи леса и отличие деревьев от других растений. На столах лежат карточки (и у каждой группы комплект на парте): ромашка, ясень, брусника, шиповник, клевер, тысячелистник, дуб, пихта, орешник. | -Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения? - Объясните, на какие группы разделили? Почему? - Чем деревья отличаются от других растений? | Ученики, работая в группе, распределяют карточки с растениями по группам. Покажите знак готовности Ответы учеников. Ответы учеников. | |
III.Формулирование темы урока | Отгадывание загадок. Слайд 2,3,4 Слайд 5,6 | Отгадайте загадки. Читаю загадки: 1)Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. 2)Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. 3)Её всегда в лесу найдёшь- Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. - Что общего у слов-отгадок? -Как вы думаете, какова будет тема урока? Вывешивает тему урока. | Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются на слайдах после того как дети произнесут отгадку Ответы учащихся: это деревья, они образуют верхний этаж леса). Ответы детей (деревья леса) | |
IV. Изучение нового материала (проект- ная деятельность) | Опора с правилами сотрудничества в группе. Работа учеников в группах по заданию. Слайд 7(Действия в группе) Работа в группах по проектам. 1 группа Дуб Задача: составить информационный проект о дубе. План работы Прочитать текст учебника «Дуб» стр. 45- 46. Какими словами говорят про дуб? Что означает дубовая ветвь? Кого награждают венком из дубовых листьев? Почему дуб-долгожитель? Плоды дуба. Оформите проект (раскрасьте листья и плоды). 2 группа Берёза Задача: составить информационный проект о берёзе. План работы 1.Прочитать текст учебника «Берёза» с.46-47. 2.Какими ласковыми словами называют берёзу? 3.Почему в народе о берёзе говорят «Спасительница»? 4.Чем полезен берёзовый сок? 5. Оформите проект. 6. Представьте проект. 3 группа Сосна Задача: составить информационный проект о сосне. План работы 1.Прочитать текст учебника «Сосна» с.47. 2.Какое дерево сосна? 3.На что похожи листья сосны и как их называют? 4.Какой воздух в сосновом лесу? 5. Чем полезен отвар хвои? 6. Оформить проект. 7. Представить проект. 4 группа Как человек использует деревья леса? Задача: узнать об использовании деревьев человеком. План работы 1.Рассмотрите в учебнике рисунок-схему на с.48-49. 2. Что человек делает из клёна? 3. Что человек делает из ивы? 4. Что человек делает из пихты? 5. Что человек делает из дуба? 6. Заполнить таблицу. 7. Представить проект. Представление результатов своей работы Повторение ранее изученного материала Слайд 8 | - Тему урока будем изучать в группах. Вспомним правила делового сотрудничества в группе: уважать мнение другого; не обижать и не обижаться; быть внимательным; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга. Учитель напоминает план действий в группе. 1.Обсуждение задания. 2.Выполнение задания. 3.Оформление задания. 4.Формулирование выводов 5.Представление результатов работы (проекта) Группы получают задание. Вы сегодня на уроке открытия новых знаний будите выступать в роли учителей. Вам необходимо подготовиться к объяснению материала. Нужно будет выбрать одного из учеников, чтобы объяснить материал всем присутствующим. Разрешается пользоваться учебником, толковым словарём, можно использовать гербарий. На подготовку задания вам даётся 12минут. Следуйте плану работы. Физминутка Итак, давайте с Вами послушаем объяснение нового материала по теме сегодняшнего урока «Деревья леса» Назовите растение? К какой группе оно относится? | Учащиеся говорят правила сотрудничества в группе. Работа в группах. Распределение ролей в группах. Дети работают в группах, учитель следит, за тем как дети вовлечены в работу, какие роли они выполняют. Дети представляют результаты своей работы в виде созданного проекта. Ребята остальные задают вопросы по представленной теме. Дополняют - если у них имеются сведения по представленному проекту (выступают группы: представляют проект, показывают гербарий этого растения, если в группе был словарь зачитывают значение данного растения) Дети называют группу представленного растения | П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции Р: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу |
V.Применение знаний на практике (этап закрепления) | Игра «Да-нет» Слайд 9,10 (самопроверка) | -Сейчас мы проверим, как вы изучили тему «Деревья леса». Вопросы игры «Да-нет» 1.Деревья делятся на хвойные и лиственные? 2.Дуб-долгожитель? 3.Плоды дуба – шишки? 4.Берёза помогает восстановить сгоревший лес? 5.Сосна-лиственное дерево? 6. В сосновом лесу воздух чистый? 7. Из клёна делают красивую и дорогую мебель? 8.Из пихты делают лыжи? Проверьте себя. Выставите отметки. Критерии: 5-нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3 ошибки. -Кто не допустил ни одной ошибки? -Кто допустил 1 ошибку?2?3? | Один учащийся группы записывает ответ на листочке предварительно обсудив ответ в группе (круг или треугольник) Учащиеся проверяют себя по слайду и выставляют отметку. Ученики поднимают руку. | П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала Р: оценивать весомость суждений Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность |
VI. Итог урока | Вопросы по теме урока | - Над какой темой работали? -На какие группы делятся деревья? - Приведите примеры хвойных деревьев. -Приведите примеры лиственных деревьев. | Ответы учащихся. | П: обобщать знания К: выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания |
VII. Рефлексия учебной деятельности | У детей на столах листики разного цвета. | - Если на уроке у вас всё получилось, то выберите зелёный листик. -Если у вас возникали затруднения, то выберите жёлтый листик. -Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите оранжевый листик. | Дети выбирают листики и прикрепляют к дереву на доске. | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности |
VIII. Домашнее задание |
| -Составить «паспорт» дерева. А как это сделать вы узнаете на стр. 50 |
| Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания |
Этап урока.
Содержание этапа.
1.
Организационный момент.
Цель: подготовить детей к мыслительной деятельности, создать психологическую обстановку.
Метод: словесный.
- Ребята, поприветствуем, молча наших гостей! Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
- Все расселись по местам, тишина и тут и там, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
- Урок окружающего мира.
-Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать
- Какими нам нужно быть для этого? (умными, наблюдательными, активными, внимательными)
2.
Актуализация знаний.
Цели: вспомнить о том, какие деревья видели дети во время экскурсии,
Их отличительные особенности.
Метод: словесный,
наглядный (презентация).
- Посмотрите на экран!
Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан.
Плещутся в этом зелёном океане белоствольные берёзы, тёмные ельники, светлые сосновые боры. Этот океан - замечательное богатство, которым наделена наша страна. А называется он - лес.
- Чем является лес для человека? (местом отдыха, прогулок, сбора грибов и ягод, вдохновения, аптекой)
Николай Иванович Сладков говорил: «В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту. А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам. А можно и так ходить - ни зачем. И тогда – только тогда! - откроется тебе настоящая красота леса. Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять».
- Заглянем в лес, что мы увидим, что услышим?
( видеофрагмент)
- Можно ли сказать , что «Лес – это дом?» Докажите.
(В лесу живут звери и птицы, растения, грибы).
- Лес можно сравнить с многоэтажным домом? Почему?
(Верхний ярус – деревья, средний ярус – кустарники, нижний – травянистые растения.)
Расселим растения по этажам
травы
кустарники
деревья
ландыш
шиповник
дуб
подорожник
калина
берёза
лиственница
сосна
Проверяем! У кого были ошибки? Кто не смог справиться?
3.
Постановка учебной задачи.
Цель: проблемная ситуация, дать установку на работу, которую дети будут выполнять на уроке.
Метод: словесный, наглядный (презентация),
практический.
- Мы заглянем на самый верхний этаж леса. Как вы уже догадались, там живут – … деревья.
Итак, тема нашего урока - Деревья леса
- Что мы знаем о деревьях? (хвойные, лиственные, имеют один главный жёсткий стебель. Как называется лес, в котором растут лиственные деревья? (лиственный) Хвойные?(хвойный) А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)
Ребята, скажите, а все ли мы знаем о деревьях?
- А что вы хотите узнать о них?
- Какую цель мы поставим перед собой?
(Узнать и рассказать о жизни деревьев и их значении для человека).
4.
Изучение нового материала.
Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые растут в лесу, узнать, какова роль деревьев в жизни человека, развивать мышление, умение работать в парах, развивать эстетический вкус.
Методы: проектная деятельность, словесный, наглядный, практический.
Поработаем в исследовательских группах. Что значит исследовать? (заглянем в словарик – осмотреть для выяснения, изучения чего- нибудь).
- Значит нужно – осмотреть, выяснить, изучить.
- Результат исследования - паспорт дерева.
- Паспорт есть у каждого взрослого человека в нашей стране.
- Что мы можем узнать, открыв паспорт: Ф.И.О., год рождения, место прописки, фотографию.
- А, что вы будете записывать в паспорт дерева, прочитайте:
1. Название растения
2. Адрес его проживания
3.Характеристика:
- какой ствол у дерева
- форма листьев, плодов, семян
4. Особые приметы
Как мы будем проводить исследование?
Помогут нам учебник, дополнительная литература, толковый словарик, гербарий.
Оформить и представить нужно на листе бумаги.
Если готовы, группа даёт сигнал. (Руки вверх)
- Приглашаю руководителей исследовательских групп.
- Паспорт, какого дерева вы будете составлять, отгадайте
( руководители групп)
1. Разбежались на опушке в белых платьицах подружки.
2.Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но в отличие от ёлки, опадают те иголки.
3. У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. Если я на опушке, ветви – только на макушке.
4. Я из крошки – бочки вылез, корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и бело – ничего, что плод мой мелок.
5.
Физминутка.
Цели: снять физическое напряжение, создать эмоциональный настрой,
развивать внимание.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Дети встали на носочки
И присели, как грибочки.
Встали – сели, встали – сели
И на место тихо сели.
(Слайды 9,10)
6.
Продолжение изучения нового материала.
Цели: расширение кругозора
- Представляем свою работу.
- Какие вопросы появились?
-Молодцы, хорошо потрудились.
Как точно определить возраст дерева?
Кто знает, как это сделать? На спиле дерева можно увидеть годичные кольца. Каждое кольцо образуется за 1 год. Сколько колец – столько лет дереву.
Все деревья, о которых вы рассказывали, растут в нашем крае.
Чему вы удивились?
Попробую и я вас удивить!
Минутка для любознательных
На нашей планете много удивительных деревьев.
Долгожители среди деревьев.
А есть ли сырное, конфетное, хлебное дерево. Узнайте и расскажите к следующему уроку. Где вы это можете узнать?
7.
Итог урока. Рефлексия.
Цель: формировать умение оценивать собственную деятельность и деятельность других детей на уроке.
Метод: словесный.
Проведём самопроверку и самооценку того, как мы работали!
Какую цель мы перед собой ставили? Справились?
Что мы для этого провели? Чем пользовались?
Оцените свою работу.
1. Быстро, правильно и самостоятельно.
2. Правильно, но медленно.
3. Правильно, но с помощью других.
4. Возникали трудности, было много ошибок.
Кого бы вы хотели поблагодарить за работу в группе? Почему?
Будь здоров, зелёный лес
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради,
Ты нам дал зелёный лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зелёный лес.
- Всем нам доброго здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...