Насекомые и птицы летом и осенью.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Тема: «Насекомые и птицы летом и осенью».
Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.
Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.
Цели урока:
1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.
2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.
3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.
4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.
5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_i_ptitsy_letom_osenyu.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Насекомые и птицы летом и осенью».
Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.
Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.
Цели урока:
1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.
2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.
3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.
4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.
5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.
Жизнь насекомых летом.
Выясним, кого мы относим к насекомым (тело делится на голову, грудь и брюшко, 6 ног, у некоторых есть крылья, у всех усики, маленького размера)
А паук – это насекомое? (нет, так как у него тело делится на 2 части, 8ног, нет усиков и крыльев)
Кто летом наблюдал насекомых?
Много ли их летом?
Каких вы видели?
С чем связано большое количество летом? (много цветущих растений)
Основная забота летом - питаться и размножаться.
Чем питаются насекомые?
Все насекомые откладывают большое количество яиц?
Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?
Назовите известных вам насекомых (бабочки, муравьи, гусеницы, кузнечики, мухи, комары, стрекозы, жуки).
- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а…
Понятие: «Насекомые» — самые мелкие животные, ползают, бегают, летают.
Чем питаются насекомые? Нектаром и пыльцой цветов растений. Хищные насекомые — муравьи, стрекозы, златоглазки — питаются другими насекомыми. Рассказ о них.
Летом Солнце стоит высоко, поэтому тепло, много цветов (нектара
и пыльцы), поэтому много насекомых.
Вывод: Летом тепло, много цветов, дающих пищу насекомым, самым маленьким животным. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, а есть хищные насекомые.
Физкультминутка: «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Жизнь птиц летом.
Вопросы. Назовите известных вам птиц. Каких птиц вы любите и за что?
Смысл птичьей песни: обозначение территории (граница на грани слышимости) , привлечение подруги (друга).
Пение птиц украшает нашу жизнь и природу.
Чем питаются птицы? (Растительноядные, насекомоядные - соловей:
всеядные — утка, гусь, воробей).
Многие птицы улетают от нас? Почему? (мало корма)
Перелетные птицы – птицы, которые меняют свое местожительство. Какие
Как готовятся к отлету? (усиленно питаются, многие собираются в стаи)
А каких птиц мы видим зимой? Почему они не улетают?
Птицы, которые остаются, постоянно живут в данной местности – оседлые.
Это – голуби, галки, воробьи, сороки, тетерев, лесные совы, ястреба - тетеревятники.
Зимующие:
1.Оседлые
2.Кочующие (прикочевали в данную местность на зимовку)
Вывод : птицы питаются разной пищей, насекомоядные птицы приносят большую пользу, поедая насекомых. Хищные насекомые также полезны.
Изменения в жизни насекомых и птиц осенью.
Беседа: положение Солнца осенью (по сравнению с летом).
Как изменяется погода — похолодание.
Как изменилась жизнь цветов (стало меньше). Повлияло ли это на жизнь насекомых. Почему? Повлияют ли эти изменения на жизнь птиц осенью — как и почему?
Дополнительно о трудностях и загадках птичьих перелетов
Как летят птицы?
- цепочкой (вороны)
- стаей (ласточки, трясогузки, грачи)
- клином (гуси, журавли)
- по – одиночке (удод)
Рассказ о браконьерах : Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему. Браконьерство – страшное зло, потому что превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок
Итог-вывод : осенью Солнце стоит ниже, поэтому наступает похолодание. Меньше плодов, ягод, цветов, насекомых — пищи для птиц, и многие птицы от бескормицы улетают в теплые страны к теплу и корму. Улетают и некоторые насекомые.С наступлением холодов исчезают цветы, исчезает пища (нектар, пыльца). Часть насекомых прячется в норы, в трещины коры. Некоторые откладывают яички, из которых под корой вырастают личинки. Весной из личинки образуется насекомое.
Часть птиц остается зимовать — это в основном всеядные птицы (почему?). Рассказ о них (дети и учитель).
Вывод :остающиеся зимовать насекомые прячутся в укрытия от холодов. Зимующие птицы питаются разной пищей и жмутся к жилью человека, где можно подкормиться.
Игра «4 лишний».
Ребята, а вот еще одно задание.
:Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний воробей, потому что он не относится к насекомым.
Лишняя гусеница, потому что она не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя божья коровка, потому что она не кусается, а остальные насекомые кусаются.
Лишний муравей, потому что остальные насекомые относятся к жукам.
Закрепление материала по задачам урока.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
окружающий мир "Насекомые и птицы весной"
Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, то это не могло не повлиять на изменения в жизни насекомых и птиц. Сразу, как только растает снег, в солнечную погоду ...
Урок окружающего мира 1 класс УМК Планета знаний "Насекомые, рыбы, птицы, звери"
Данный урок был проведен на межрегиональном семинаре педагогов-психологов и заместителей директоров по начальному образованию « Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе»...
Все ли птицы летают?
Работая над проектом "Тайны пернатых", мы решили узнать, все ли птицы летают и почему некоторые из представителей пернатых утратили способность к полёту. Просмотрев данну презентац...
Тест "Насекомые и птицы весной"
Занимательный материал для уроков окружающего мира по теме "Насекомые и птицы весной" 1 класс...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, рыбы, птицы, звери, из отличия.Птицы,их отличия"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе (УМК "Школа России") предназначается для учителей начальных классов, работающим по ФГОС НОО....
Конспект урока ознакомления с окружающим миром "Насекомые, рыбы,птицы,звери", 1класс, вариант 1.3
Конспект урока ознакомления с окружающим миром «Насекомые, рыбы, птицы, звери», 1 класс , вариант 1.3 Цель: в процессе ознакомления обучающихся с приз...