Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, рыбы, птицы, звери, из отличия.Птицы,их отличия"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе (УМК "Школа России") предназначается для учителей начальных классов, работающим по ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_ih_otlichiya._1_klass.docx | 158.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Кочурина Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 42
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок – практикум
Дата проведения: октябрь
Технологическая карта изучения темы
«Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Птицы, их отличия»
Тема | «Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Птицы, их отличия» |
Цели | - познакомить с основными признаками птиц; - учить исследовать объекты природы (строение тела, строение пера птиц); - закрепить умение отличать птиц от других групп животных; - развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - формировать мотивацию к учебной и творческой деятельности; - воспитывать бережное отношение к природе |
Основные понятия | птицы, перья, клюв, пернатые |
Межпредметные связи | русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Плешаков А.А. Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1/А. А. Плешаков- 4-е изд. М. «Просвещение», 2015.- 175 с.: ил. – (Школа России) - образцы перьев (на каждую группу); - лупы (на каждого учащегося); - лабораторное оборудование (лотки, стаканы с водой, пипетки, ножницы); - ноутбуки (4 шт.); - цифровой микроскоп для групп (4 шт.); - изографы (Приложение 1); - 1 задание для групп (Приложение 2); - 2 задание для групп (Приложение 3); - 3 задание для групп (Приложение 4); - условные обозначения (Приложение 5); - опорные слова для доски (Приложение 6); - фотографии перьев (Приложение 7); - правила работы в группе (Приложение 8); - правила обсуждения ответов (Приложение 9); - правила работы с микроскопом (Приложение 10); - бейджи (Приложение 11); - раздаточный материал для рефлексии (Приложение 12); - застёжка – молния (4 шт.); - Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2015. 172 - 186 с. |
Условные обозначения |
|
Формы работы | фронтальная, групповая |
Этапы урока | Ход урока |
I. Актуализация знаний | - Я приглашаю вас в сказочный лес. Только не за ягодами и грибами, а за знаниями. (СЛАЙД) - Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно - почему меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчёлкой забралось в цветы, А третье – лягушкою скачет в кусты. Что мышкой шныряет под листьями в норах, Кто ищет в ветвях притаившийся шорох. (СЛАЙД) (Слышится шорох и кряхтение.) (СЛАЙД) - Кто в дереве живёт? Предположите. (Слышится скрип двери и появляются глаза.) (СЛАЙД) Старичок - Лесовичок (шёпотом): «Здравствуйте, ребята! Я Старичок – Лесовичок. Много лет живу я в этом лесу, обо всём и всех знаю. Но таких странных обитателей, которые поселились на ветках моего дерева, никогда не видел. Разгадаете, кто это, и я появлюсь». (На доске – Кто?) (Приложение 6) Задание. - Помогите Старичку - Лесовичку узнать, кто это. Работать на уроке будете в группах. Правила работы в группе. (Приложение 8) - В каждой группе выберите: - организатора (организует работу в группе, читает задание); - лаборанта (будет проводить опыты); - секретаря (оформит результаты работы); - экспертов (расскажут о результатах работы группы). (Приложение 11) (Учитель раздаёт изографы группам.) (Приложение 1) Правила обсуждение ответов. (Приложение 9) Проверка. - Кто же поселился на дереве? (СЛАЙД) (Сова, дятел, кукушка, сорока.) |
П. Формулирование темы и целей урока | Старичок – Лесовичок: «Спасибо, вы мне помогли! А вы знаете, кто это? Ответьте на вопрос одним словом». (СЛАЙД) (Это птицы.) (На доске – птицы) (Приложение 6) - Определите тему урока. (Птицы.) Работа с учебником на стр. 36. - Сформулируйте цели урока с помощью учебника.
Старичок – Лесовичок: «Я всё знаю о птицах. А вы? Как их отличить от других животных? Узнайте на уроке». (На доске – отличие) (Приложение 6) |
III. Открытие нового знания
| - Птицы, кто это? (Животные.) (На доске – животные.) (Приложение 6) - Предположите, какое главное отличие птиц. (Учитель слушает предположения детей и на доске прикрепляет условные обозначения.) (Приложение 5)
Работа в группах. Задание 1. (Приложение 2) 1 группа. Узнайте, только ли птицы летают. Птиц обозначьте зелёным цветом, остальных – красным. 2 группа. Узнайте, только ли у птиц есть клюв. Птиц обозначьте зелёным цветом, остальных – красным. 3 группа. Узнайте, только ли птицы откладывают яйца. Птиц обозначьте зелёным цветом, остальных – красным. 4 группа. Узнайте, все ли птицы летают. Разбейте на две группы. 1 группу обозначьте зелёным цветом, 2 группу – красным. Проверка. (СЛАЙД) Вывод. Летают не только птицы, но и другие животные. (СЛАЙД) Вывод. Клюв есть не только у птиц, а у утконоса и черепахи. (СЛАЙД) Вывод. Яйца откладывают не только птицы. (СЛАЙД) Вывод. Не все птицы летают. (СЛАЙД) (У детей вызовет затруднение – киви.) - Киви приспособилась к ночному образу жизни, находит пищу при помощи своего длинного клюва. Ей не нужны ни крылья, ни глаза, поэтому она так плохо видит и не летает. (По ходу проверки исчезают условные обозначения. Остаётся на доске знак – перья.) (Приложение 6) - Сформулируйте вывод. Какое главное отличие птиц? (СЛАЙД) Вывод. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Старичок – Лесовичок: «Молодцы, ребята! Вы правильно определили главное отличие птиц. Каждая группа получает от меня в подарок пёрышки. Рассмотрите их внимательно. Узнайте, чем они похожи и чем отличаются». Физминутка (для глаз) (СЛАЙД) Практическая работа. - Мы выяснили главный отличительный признак птиц – наличие перьев. Всё тело у птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц. - А что такое перо? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами внимательно рассмотрим перья, присланные Старичком – Лесовичком. - У вас лежат разные перья. Рассмотрите их и сравните. Чем похожи? Чем отличаются? (Формой, цветом, размером) Работа в группах. - Послушайте, какие виды перьев есть у птиц. Выберите и покажите перо по описанию. Задание 2. (СЛАЙД) - Контурное перо – основной вид, который формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Такие перья покрывают все тело птицы. Расположены перья на теле неравномерно, что позволяет минимальным количеством перьев покрыть максимально большие участки тела. - Маховые перья - это длинные перья, предназначенные для полёта, поэтому прочные и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла. Самые крупные маховые перья крепятся с краю крыла, именно они обеспечивают птицу необходимой тягой и подъемной силой. - Перья, которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев. - Рулевые перья - прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Эти перья крепятся к копчиковой кости и предназначены для поворотов в полёте. - Пуховые перья - находятся под контурными перьями. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. - Какие виды перьев вы определили? Как можно отличить маховое перо от пухового пера? (Оно более прочное, длинное, жёсткое, пуховое – более мягкое.) Задание 3. - Возьмите маховое перо и лупу. Рассмотрите. Что вы видите? (СЛАЙД) - Каждое перо имеет стержень, опахало, очин. Покажите. - У пера есть бородки первого порядка и бородки второго порядка. Найдите и рассмотрите их под лупой. Бородки соединены друг с другом. Аккуратно разъедините их. Бородки скрепляются между собой крючочками. - Что мы не смогли увидеть с помощью лупы? (Крючочки.) - Какой прибор поможет нам увидеть? (Микроскоп.) Работа с микроскопом. (Приложение 10) Задание 4. (Приложение 7) - Рассмотрите в микроскоп строение пера. Что вы наблюдаете? (На кончиках бородок расположены крючочки.) - Крепление бородок пера напоминает застёжку – молнию. Рассмотрите. (Образец застёжки – молнии у группы.) - Бородки у птиц сцеплены крепко крючочками со следующим опахалом, которые действуют по типу «застежки молнии». Такое опахало, достаточно крепкое, но всё-таки эластичное и довольно плотное, так что при полете, сквозь перья может просачиваться только немного воды или воздуха. Если по какой-либо причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. Опыт 1. - Лаборанты, положите перо на ладонь. Подуйте на него. - Это свойство пера используется конструкторами при создании всех летательных аппаратов. Опыт 2. - Лаборанты, наберите воды в пипетку и капните на перо. Задание 5. - Для чего же птице нужны разные перья? (Большие - летать, маленькие - сохранять тепло.) Физминутка «Летает – не летает» (Если птица – машут руками, если не птица - приседают) Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, белки и коровы. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и лягушки. |
IV. Первичное закрепление
| Старичок – Лесовичок: «Вы хорошо потрудились и узнали о птицах самое главное. А теперь изучите строение птицы по учебнику и выполните задание». Работа с учебником на стр.36 . Задание 6. (Приложение 3) - Дорисуйте, что забыл изобразить художник на картинке. Проверка. - Продолжите предложение: «Птице не хватает …». (СЛАЙД) - Сформулируйте вывод о строении птиц: «У всех птиц есть: …». (СЛАЙД) Старичок – Лесовичок: «А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Узнай по описанию». Найдите картинку птицы по моему описанию. Поможет вам Атлас – определитель». (СЛАЙД) (Приложение 4) Работа в группах. Работа с Атласом - определителем на стр. 172 - 189. Старичок – Лесовичок:
Проверка. (СЛАЙД) (Картинки с изображением птиц каждая группа прикрепляет на доску.) (Приложение 4) Задание 3. (Приложение 4) - У каждой группы осталась одна картинка птицы. Составьте о ней загадку по плану. (СЛАЙД)
1 группа. Лебедь. 2 группа. Зимородок. 3 группа. Снегирь. 4 группа. Иволга. Проверка. (СЛАЙД) |
V. Итог урока | - Составьте ответы на вопросы по теме урока, используя опорные слова. (СЛАЙД) (Приложение 6) - Кто? (Птицы.) - Что делают птицы? (Летают, поют, несут яйца, вьют гнёзда.) - Какие птицы? (Пернатые, крылатые, поющие, маленькие, большие, летающие, нелетающие, …) - Главное отличие птиц? (У птиц есть перья.) - Птицы, кто они? (Животные.) |
VI. Рефлексия
| Старичок – Лесовичок: «Молодцы, ребята! Как много вы узнали ещё об одной группе животных – птицах. А чтобы всегда помнили главное отличие птиц от других животных, дарю мою фотографию. Найдите и раскрасьте его. До свидания! До новых встреч в моём сказочном лесу!» (СЛАЙД) (Приложение 12) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?
Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....
Открытый урок по познанию мира 2 класс. Животный мир. Рыбы, птицы, звери
Урок-экспедиция. Повторение, закрепление знаний учащихся о классе рыб, зверей. Отличительные признаки, особенности строения....
Урок окружающего мира 1 класс УМК Планета знаний "Насекомые, рыбы, птицы, звери"
Данный урок был проведен на межрегиональном семинаре педагогов-психологов и заместителей директоров по начальному образованию « Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе»...
конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "планета знаний"...
Урок окружающего мира по теме: «Насекомые, птицы, рыбы, звери»
Конспект урока в 1 классе по УМК "Планета знаний"...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"
Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"
Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...