Рабочие программы для 2 класса УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir.docx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2017– 2018 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2013)
Для реализации программного содержания используются:
- учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва; «Просвещение». 2016г.
- рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2017г.
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 2 |
2 | Природа | 21 |
3 | Жизнь города и села | 12 |
4 | Здоровье и безопасность | 10 |
5 | Общение | 5 |
6 | Путешествия | 17 |
7 | Заключение | 1 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (2 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их родина. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (12 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (5 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Заключение (1)
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Личностные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир; воспитание уважительного отношения к своей стране; умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; способность успешно осуществлять учебную деятельность; умение проводить опыты, наблюдения; способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками в учебной деятельности; владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др); понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание любви к своей семье; воспитание гуманного отношения к людям; умение соотносить информацию с имеющимися знаниями; формирование основ экологической культуры; формирование основ экологической культуры; понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения; принятие норм нравственного поведения в природе.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: умение различать государственные символы, ориентироваться в понятиях; умение различать город и село; воспитание любви к родному краю; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ); умение классифицировать объекты по существенным признакам; ориентироваться в разнообразии способов решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе; умение классифицировать объекты по существенным признакам; владение способами организации, планирования различных видов деятельности
( исследовательской, поисковой и др.), понимание специфики каждой; владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, чтение и др.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; воспитание любви к родному краю;
Регулятивные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста иллюстрации; умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, рассуждать и проверять свои выводы; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение моделировать различные ситуации, опасные для детей; умение моделировать различные ситуации в школе и дома; умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (творческой, поисковой и др.); владение рассуждением, описанием, сравнением; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и др.); владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др.); умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Учащиеся должны знать/уметь:
1.Организация учебного труда
- Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2.Работа с книгой и другими источниками информации
- Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
- Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3.Мыслительные умения
- Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
- Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Литература
Учебники
- Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2013. Учебник в 2-х ч.: 2 класс.
Рабочие тетради
- Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2015. Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
Дополнительная литература
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
Методические пособия
Максимова Т.Н., Москва: «ВАКО» 2015. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 2 класс.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока (страницы учебника) | Дата проведения | Домашнее задание | |
План | Факт | |||
«Где мы живем» | 1 четверть | |||
Родная страна. С.4-7 | 05.09 | С.4- 7 переск, отв. вопр. | ||
Город и село. Проект «Родной город». С.8-13 | 07.09 | С.8-11 чит., вопросы Тетр. с. 12-13 проект | ||
Природа и рукотворный мир. С.14-17 | 12.09 | С.17пересказ, отв. вопр. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Где мы живём». С.18-22 | 14.09 | Работа в тетради | ||
Неживая и живая природа. С.24-27 | 19.09 | С. 27 отв. на вопр., тетрадь с. 19 № 6 | ||
Явления природы. С.28-31 | 21.09 | С 28- 31 чит.,переск., тетр. с. 21 № 3 | ||
Что такое погода. С.32-35 | 26.09 | С. 32 – 35 чит.,переск., тетр. с 24 № 3 | ||
Экскурсия «В гости к осени» С36-37 | 28.09 | С.36-37 переск, тетр. с. 28 №3 - 5 | ||
В гости к осени. С.38-39 | 03.10 | С. 38 – 39 чит.,пересказ | ||
Звёздное небо. С.40-43 | 05.10 | С 40 -43 чит.,переск. | ||
Заглянем в кладовые Земли. С.44-47 | 10.10 | С. 44 -47 чит.. тетр. с 34 | ||
Про воздух… С.48-51 | 12.10 | С 48 – 51 тетрадь с 36 № 3 | ||
… И про воду. С.52-55 | 17.10 | С. 52 – 55 чит.пересказ, тетрадь с 38 № 4 | ||
Какие бывают растения. С.56-59 | 19.10 | С. 56 – 59чит.пересказ, тетрадь с. 40 № 4,№ 5 | ||
Какие бывают животные. С.60-63 | 24.10 | С. 60 – 63 чит,переск. тетрадь с. 45 № 8 | ||
Невидимые нити.С.64-67 | 26.10 | С. 64 – 67 чит.отв.вопр. | ||
2 четверть Дикорастущие и культурные растения.С68-71 | 07.11 | С68-71чит.пересказ | ||
Дикие и домашние животные. С.72-75 | 09.11 | С.72-75 чит.пересказ | ||
Комнатные растения. С.76-79 | 14.11 | С.76-79 чит.пересказ | ||
Животные живого уголка. С.80-83 | 16.11 | С.80-83 чит.пересказ | ||
Про кошек и собак. С.84-87 | 21.11 | С.84-86 чит.пересказ | ||
Красная книга. С.88-91 | 23.11 | С.88-91 чит.пересказ | ||
Будь природе другом. 92-97 Проект « Красная книга, или возьмём под защиту». | 28.11 | С.92-95 чит.пересказ | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». С.98-102 | 30.11 | С.96-97 проект | ||
«Жизнь города и села» | ||||
Что такое экономика? С.104-107 | 05.12 | С.104-107 чит.пересказ | ||
Из чего что сделано. С.108-111 | 07.12 | С.108-111 чит.пересказ | ||
Как построить дом. С.112-115 | 12.12 | С.112-115 чит.пересказ | ||
| Какой бывает транспорт. С.116-119 | 14.12 | С.116-119 чит.пересказ | |
Культура и образование. С.120-123 | 19.12 | С.120-123 чит.вопр. | ||
Все профессии важны. С.124-127 Проект «Профессии». С.128-129 | 21.12 | С.124-129 чит.вопр. С.128-129 проект | ||
Экскурсия « В гости к зиме» | 26.12 | С.130-133 чит.пересказ | ||
В гости к зиме. | 28.12 |
| ||
3 четверть Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». С.134-139 | 11.01 | С.134-139 повтор, проверка | ||
«Здоровье и безопасность» | ||||
Строение тела человека. С.4-7 | 16.01 | С.4-7 чит.пересказ | ||
Если хочешь быть здоров. С.8-11 | 18.01 | С.8-11 чит.пересказ | ||
Берегись автомобиля! С.12-17 | 23.01 | С.12-17 чит.пересказ | ||
Домашние опасности. С.18-21 | 25.01 | С.18-21 чит.пересказ | ||
Пожар! С.22-25 | 30.01 | С.22-25 чит.пересказ | ||
На водоёме и в лесу. С.26-27 | 01.02 | С.26-27 выуч.правило | ||
На водоёме и в лесу С.28-29 | 06.02 | С.28-29 чит.,вопросы | ||
Опасные незнакомцы. С.30-35 | 08.02 | С.30-35 чит., пересказ | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». 36-40 | 13.02 | Работа в тетради | ||
«Общение» | ||||
Наша дружная семья. С.42-45 | 15.02 | С.42-45 чит., пересказ | ||
Проект «Родословная».С.46-47 | 20.02 | С.46-47 проект | ||
В школе. С.48-51 | 22.02 | С.48-51 чит., пересказ | ||
Правила вежливости. С.52-55 | 27.02 | С.52-55 чит., пересказ | ||
Ты и твои друзья. С.56-59 | 01.03 | С.56-59 чит.,вопросы | ||
Мы – зрители и пассажиры. С.60-63 | 06.03 | С.60-63 чит., уч памятку | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». С.64-68 | 13.03 | С.70-73 чит., пересказ | ||
«Путешествия» | ||||
Посмотри вокруг. С.70-73 | 15.03 | |||
4 четверть Ориентирование на местности по компасу. С.74-75 | 29.03 | С74-75 чит переск,практ. | ||
Ориентирование на местности. С.76-77 | 03.04 | С.76-77 чит., пересказ | ||
Формы земной поверхности. С.78-81 | 05.04 | С.78-81 чит., пересказ | ||
Водные богатства С.82-85 | 10.04 | С.82-85 чит., пересказ | ||
Экскурсия «В гости к весне». С.86-87 | 12.04 | С.86-87 рассказ о весне | ||
В гости к весне. С.88-89 | 17.04 | С.88-89 чит., пересказ | ||
Россия на карте. С.90-93 | 19.04 | С.90-93 раб. по карте | ||
Как читать карту. С.94-95 | 24.04 | С.94-95 чит. вопросы | ||
Проект «Города России». С.96-97 | 26.04 | С.96-97 проект | ||
Путешествие по Москве. С.98-101 | 03.05 | С.98-101 чит., пересказ | ||
Московский Кремль. С.102-107 | 08.05 | С.102-107 чит., пересказ | ||
Город на Неве. С.108-113 | 10.05 | С.108-113 чит., пересказ | ||
Путешествие по Оке. Краеведение | 15.05 | Проект | ||
Путешествие по планете. С.114-117 | 17.05 | С.114-117 чит.,вопросы | ||
| Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». | 22.05 | С.118-127 проект | |
67 68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Заключение. Обобщающий урок | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.
В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...