банк заданий по окружающему миру в системе СДО
методическая разработка по окружающему миру на тему
развивающие задания в системе СДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_zadaniy_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 399.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк заданий по окружающему миру к теме «Жизнь пресного водоёма»
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами
Способа диалектического обучения»
Учитель начальных классов
Ермаковской СОШ № 2
Клепец Елена Александровна
Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Плакат-схема "Пресный водоем". Посмотрите вот сюда. Это пресный водоём. Какое понятие будет главным на уроке? Предположите, какой будет цель урока? | Главным понятием на уроке будет пресный водоём
Цель урока раскрыть сущность понятия «пресный водоём» и как его обитатели связаны между собой. | - Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации. -умение структурировать знания; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. |
2 | Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. Предположите, какой будет цель урока. | Вод-о-ём-ы Цель урока – изучить жизнедеятельность пресного водоёма. | - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; - поиск и выделение необходимой информации; |
3 | Из высказывания определите цель нашего урока Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни: ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест. Твоим милосердием отворяются иссякшие родники сердца. Ты - величайшее в мире богатство… А что вы знаете о воде? Чтобы хотели узнать? | Цель на уроке – выяснить, является ли пресный водоем домом, природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой. | - поиск и выделение необходимой информации; -умение структурировать знания; |
- Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.
- Структурирование знаний
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД | ||||||||||||
1 | Заполните таблицу, прочитав текст на с. 195 по теме «Животные водоёма – моллюски.»
|
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||
2 | Все виды животных водоёмов можно разделить на несколько групп. Попробуйте это сделать в виде схемы (кластера) по месту обитания. | Животные водоёмов На водных у дна растениях На берегу В толще воды | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||
3 | Все виды животных водоёмов можно разделить на несколько групп. Попробуйте это сделать в виде схемы (кластера) по способу питания | Животные водоёмов
хищники остатками мёртвых животных растительноядные | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||
4 | Все виды животных водоёмов можно разделить на несколько групп. Попробуйте это сделать в виде схемы (кластера) по их принадлежности к классам | Животные водоёмов моллюски насекомые рыбы земноводные млекопитающие | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||
5 | С помощью учебника составь схему «Значение водоёмов в природе и жизни людей». Дополни её собственными рисунками. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Определить структуру суждения, выделив субъект и предикат мысли:
| S P Рыбы постоянные обитатели пресных водоёмов (простое, утвердительное, истинное, общее) В процессе исторического развития, у рыб вырабатывались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах (простое, утвердительное, истинное, общее). У рыб обтекаемая форма тела, кожа покрыта чешуёй (сложное, утвердительное, истинное, общее) | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; |
2 | Установить, какие предложения являются суждениями.
|
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; |
3. | А теперь поиграем в игру “Волшебная палочка”. Передавая “волшебную” палочку своему товарищу, вы называете животное и группу, к которой оно относится. Ваш товарищ называет следующее животное и его группу и передает палочку дальше. Но будьте внимательны. Если ваш товарищ ошибется, вы должны его поправить. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; - |
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
Решите экологическую задачу: | Уничтожим комаров, не будет их личинок, а личинки – лучшая пища мальков, да и большинства взрослых рыб; разрушим природное равновесие (приводят примеры). | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
2. | На доске изображения бобра, нутрии, ондатры, выдры, норки, кабарги
|
Выдра, норка – хищники
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3 | Сценка. Разработать систему мероприятий по экологической защите реки от загрязнения. | Охрана водоёмов. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - моделирование |
4. | 9. Составьте истинные суждения “Все – не все - никакие” со словами: 2 гр. озеро – водоемы 3 гр. рогоз – растения 4 гр. хищники – птицы | Все пруды – не море. Все озера – водоемы, не все водоемы – озера. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Знаково-символические действия, включая моделирование
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Работа в парах по карточкам. - В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой. Карточка: Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли. | Комар лягушка цапля Комар жуки водомерки Водоросли карась щука Отходы животных рак Водоросли двустворчатые моллюски Комары жук-плавунец | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. | Составить план текста в форме суждений. Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. | План.
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3 | Составить запрещающие знаки по охране водоёмов | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
4. | Составьте цепи питания. | растения карась щука; растения головастики утки. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Карточка-помощница ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Начните свой ответ словами: «Мне удалось - узнать… -понять… -применять… -составлять… -объяснять… -находить… -изображать… другое… | -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
2 | Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями. Вопросы в помощь: 1.Достигли ли вы поставленной цели? 2.Если да то, что способствовало этому? 3.Если нет то, что мешало? 4.Какого рода трудности испытываете? -слаба теоретическая база знаний; -неумение применять теоретические знания на практике; -несогласованная работа группы; -недостаточно времени; | -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
3 | Выписать виды рыб, обитающих в пресном водоёме из текста в «Атласе-определителе» Проверьте свою работу по образцу. По баллам оцените свою работу: 3 балла – 5 рыб 2 балла – 3-4 рыбы 1 балл – 2 рыбы | Карась, щука, плотва, краснопёрка, колюшка, окунь, голавль, карп, лещ. |
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Прочитайте текст и составьте вопросы по карточке №1 Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров. | 1.Что называется животным миром? 2. Что считается природным сообществом? 3. Что понимается под «большим коромыслом»? 4. Что представляет собой самая большая стрекоза в нашей стране? 5. Что выражает способность стрекозы ориентироваться в пространстве? 6. Что является пищей для стрекозы? 7. Что такое орган зрения стрекозы? 8. Каковы его свойства? 9. В чём заключается сущность стрекозы? | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Найди и исправь ошибки в тексте. Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки | Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это рогоз. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки-прудовики и катушки. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
3. | Прочитайте текст и выполните задания (индивидуальный труд). Сформулировать к тексту вопросы – суждения. Сходство бобра и ондатры в некоторых повадках немалое. Американские индейцы – народ наблюдательный, назвали ондатру младшим братом бобра. Но они родственники: бобр – из подотряда белкообразных, а ондатра – из мышеобразных. Ондатра, как и бобр, - строитель. Правда, она не воздвигает величественных плотин, но её хатки определённо созданы по известному нам бобровому чертежу, только поменьше. Однако если хатка старая, она весьма внушительная: высота больше метра и в диаметре не меньше. Материал более лёгкий, чем в бобровых постройках. В основном сухие травы, тростник, камыш, осока, скреплённые илом. В тех местах, где есть высокие берега, ондатры, роют норы. И тоже по бобровому принципу: вход под водой, затем тоннель кверху, где гнездо. |
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД | ||||||||||||||||||||
1. | Прочитав текст на с. 194-195 и составьте суждения “Если … то” со словами: | Если водоросли, то это растения – истинное высказывание. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||||||||||
2. | Найти в тексте словесные образы, отражающие существенные признаки животных водоёма? У животных пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля. |
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||||||||||
3. | Прослушав текст, заполните таблицу.
|
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Определение основной и второстепенной информации
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Пользуясь схемой докажите, что водоём – природное сообщество. | Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями. Они живут сообща. Значит, водоём – природное сообщество. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Пользуясь материалом учебника, закончите предложения.
|
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
3. | Составьте рассказ о животных, так чтобы другие группы догадались, о какой группе животных вы рассказываете.
| Пример. Их тела покрыты шерстью, смазанной жиром. Имеют 4 конечности (лапы с перепонками). Дышат легкими. Питаются растениями. Детеныши живородящие. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД | ||||||||||||||||
1. | Прочитав текст на с.196-198 укажите стрелочками, что к чему приводит.
Проверьте свое решение по образцу, который висит на доске. |
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||||||
2 | Прочитав текст на с.196-197, постройте индуктивное умозаключение. | Камыш служит убежищем для животных. Тростник служит убежищем для животных. Ряска служит убежищем для животных Камыш, тростник, ряска – водные растения. Все водные растения служат убежищем для животных | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||||||
3 | Прочитав текст на с.196-197, постройте умозаключение по аналогии. | Бобр имеет обтекаемую форму тела, перепонки между пальцами, хвост, который использует вместо руля, шерсть, смазанную жиром. Ондатра имеет обтекаемую форму тела, перепонки между пальцами, хвост, который использует вместо руля. Ондатра имеет шерсть, смазанную жиром. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Разработать систему мероприятий по экологической защите реки от загрязнения. | 1.Очищение реки от мусора (стёкла, гниющая древесина, мелкий бумажный мусор, жестяной, пластиковый мусор). 2.Борьба с браконьерами (запрещение варварских методов ловли рыбы) | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - моделирование -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. | Работа с текстом – Какое строение имеет река, попробуйте узнать самостоятельно. Для этого откройте учебник на с.154 (последний абзац). Прочитав этот абзац, ответьте друг другу на вопросы: Как называется: – начало реки – место, где она течёт – “конец” реки | Заполнение схемы на доске: исток, устье, русло, притоки. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Найди животных водоемов, которых занесли в Красную книгу Красноярского края, и сделай о них сообщение. | - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
4. | Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество». 1. Что такое болото? 2. Какие бывают болота? 3. Назови животных болот. 4. Как приспособились растения и животные к условиям жизни на болоте? 5. Составь одну-две цепочки питания животных болота. 6. Докажи, что болото лечит не только человека, но и нашу землю. 7. Как человек использует болото? 8. Какое растение болота называют хищником? 9. Как надо охранять болота? 10. Подпиши названия болотных растений. 11. Напиши названия растений и животных болота, взятых под охрану. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.
2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Игра «Чей признак?» Соедините стрелками соответствующие понятия | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
2 | Составьте характеристику болота как природного сообщества по плану: особенности почвы, водный режим, особенности растительного и животного мира. Болота – замечательные природные хранилища воды, из них берут начало многие реки. Болота неглубокие, частично или полностью покрыты растительностью и в них образуется торф. Первыми признаками болота можно считать образование торфа. При заболачивании озер от берегов на свободную поверхность нарастает сплавина - растительный ковер. По этому ковру может, не проваливаясь в воду, пройти даже человек. Только прогибы ковра от ног могут указывать на то, что ковер лежит на воде. Поступление воды в болото может идти за счет грунтовых вод. Такое болото называется низинным. Если же вода поступает только за счет атмосферных осадков, оно называется верховым. Вода в болоте не прогревается даже в самое жаркое время года, потому что растительный ковер выступает как тепловой изолятор. Если раздвинуть мох-сфагнум и торф и опустить руку в воду, то она быстро замерзнет в холодной воде. Вода в болоте иногда бывает даже очень прозрачной на вид, хотя и содержит много гуминовых кислот, в то же время в ней нет почти солей из-за изоляции торфом воды от грунта. Торф образуется в болоте за счет отмирания мха сфагнума и других гидрофильных растений. Из высших растений на болоте встречается багульник, клюква, голубика и пушица. Фауна и флора болота бедны. Можно встретить водоросли, хищное растение – росянку. Из животных встречается коловратки, ветвистоусые и веслоногие рачки. В верховых болотах, где большое зеркало воды не занято растительностью, развивается много личинок комаров. |
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Выбрать из признаков, перечисленных в скобках, существенные признаки понятий. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) | прозрачная берег вода | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2.2. Синтез как составление целого из частей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Обобщить понятия в каждой строке: а) рогоз, ряска, стрелолист, береза; б) бобр, выдра, ондатра; в) водомерки, жук-плавунец, комар; г) карась, щука, сом. | а) водные растения б) животные водоёма в) насекомые водоёма г) рыбы водоёма | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. | Разгадайте ребусы. Как все это назвать, одним словом? | Это водоемы. | -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные. | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
4 | Вставьте пропущенные понятия, чтобы получились верные высказывания: Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется … Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … . Санитарами пресных водоемов считают … , … . С водоемами связана жизнь птиц – … , … . | Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется … (стрелолист). Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер). Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку). С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток). | -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
5 | Среди букв найди животное. к я с ц в о д о м е р к а з и ь н | Клоп-водомерка |
2.3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | «Раздели понятия на группы». кувшинка, лягушка, щука, цапля, кубышка, камыш, утка-кряква, карась. Обобщите каждую группу до ближайшего рода |
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. | Узнай растение по описанию:
|
| -поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Соотнесите данные растения с названными группами. Докажите. | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
4. | Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок): | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - моделирование | |
5. | Подчеркнуть только обитателей водоёма. | Стрекоза, щука, бобр,рак. Водокрас, камыш, кувшинка белая, рогоз. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2.4. Подведение под понятие
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Прочитав текст, найдите существенные признаки понятия « пресный водоём» (род и видовые отличия) и сконструировать его определение. | Родовой признак: водоём Видовой признак: пресная вода и многочисленные жители. Определение: пресный водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное пресной водой и населённое многочисленными жителями, тесно связанными между собой. | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2 | Найдите логические ошибки в определении понятия: Водоём – это хранилище воды. | Не указаны родовые и видовые признаки. | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3 | Изобрази родовое понятие “растение” в виде множества частей. | Растение | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
4 | Обведите в кружок верный ответ: 1. Самые большие водоёмы - это: а) моря 2. Часть океана, которая вдаётся в сушу – это а) море 3. На каком участке суши может образоваться водоем? Закрась синим цветом. |
| поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
5 | МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ Что общего у этих понятий? На какие две группы можно разбить данные водоемы? Назовите лишнее слово. | Общее-это углубления на поверхности земли, заполненные водой. Естественные и искусственные. Пресные и солёные. Лишнее слово река, т.к. в ней вода все время течет. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2.5. Выведение следствий
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Вследствие чего необходимо сохранять растительность водоёмов? | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
2 | Выделить признаки, по которым бобра можно отнести к царству животных. Составь дедуктивное умозаключение по 1 фигуре. | Все живые организмы, тело которых покрыто шерстью, относятся к царству животных. Бобр имеет тело, покрытое шерсть. Следовательно, он – животное. | - -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3 | Придумайте конец экологической сказки. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2.6. Установление причинно-следственных связей
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Установить причину и следствие гибели лягушек на водоёме. |
| поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. | Установите следствие, если все водные растения исчезнут, то, как это повлияет на других обитателей водоёма? | Если погибнут растения, то погибнут растительноядные животные, а потом и хищники. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. Головастик, лягушонок, малёк, икринка. | икринка-головастик-малек-лягушонок | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2.7. Построение логической цепи рассуждений, доказательство
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | |||
1 | Выделить признаки, по которым бобра можно отнести к царству животных. Составь дедуктивное умозаключение по 1 фигуре. | Все живые организмы, тело которых покрыто шерстью, относятся к царству животных. Бобр имеет тело, покрытое шерсть. Следовательно, он – животное. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. | Как вы понимаете выражение про лягушку «хвост на весла поменяла»? | Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Проверьте правильность формулировки умозаключения. Карась имеет чешую. Окунь имеет чешую. Щука имеет чешую. Все рыбы имеют чешую. | Пропущено обобщающее понятие. Карась имеет чешую. Окунь имеет чешую. Щука имеет чешую. Карась, окунь, щука – рыбы. Все рыбы имеют чешую. | -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач |
2.8. Анализ истинности утверждений, доказательство
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Составьте истинные суждения “Все – не все - никакие” со словами: 2 гр. озеро – водоемы 4 гр. хищники – птицы | 1.Все пруды – не море. 3. Все рогозы – растения, не все растения - рогозы | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2 | Человек не виноват в экологических проблемах водоёма. Докажите истинность этого утверждения или опровергните его. | Утверждение ложное. Человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества водоема., что приводит к высыханию водоёмов, их загрязнению, гибели обитателей, заболачиванию. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3 | Щука может жить на суше. Приведите ряд аргументов, доказывающих или опровергающих это. | Карась живёт в толще воды. Карп живёт в толще воды. Сом живёт в толще воды. Карась, карп, сом – рыбы. Все рыбы живут в толще воды. А щука – рыба. Следовательно, она жить на суше не может. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2.9. Выдвижение гипотез и их обоснование.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1 | Предположите, что необходимо для нормальной жизнедеятельности водоёма. | Важнейшую роль в жизни водоема играют факторы неживой природы: свет и температура. Свет нужен для нормального роста растений. У затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше. Чтобы питаться и выделять кислород, необходим солнечный свет. Тепло – также необходимое условие жизни водоема. Температура очень важна. Например, когда вода становится холодной, то лягушки прячутся на дно, а рост растений прекращается еще раньше, что влияет на многих животных. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - определение основной и второстепенной информации |
2. | Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков? | Все раки поедают мёртвых животных. Рак – подводный санитар. Раков ловить нельзя, так как водоём некому будет чистить. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - определение основной и второстепенной информации |
3. | Выявить противоречия. Могут ли люди нарушить экологическое равновесие в водоёме? | Обитатели водоёмов образуют природное сообщество, однако они не могут противостоять деятельности человека. Люди нарушают экологическое равновесие, хотя сами его потом и восстанавливают. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - определение основной и второстепенной информации |
Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Насекомые - самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Сформулируйте противоречие к данному суждению. | Несмотря на процветание насекомых, они не являются главенствующими на нашей планете. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - определение основной и второстепенной информации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Узнай и запиши сведения о том, кто такие ручейники. | На дне многих пресных водоемов — чистых быстрых ручьев и заросших прудов — можно обнаружить удивительные существа, которые живут в трубчатых домиках, сооружаемых ими из различных мелких частиц, лежащих на дне. В зависимости от того, какие мелкие предметы лежат на дне, и в зависимости от вида насекомого домики могут быть построены из разного материала. У одних это сооружение из крупных песчинок, у других из камешков или раковинок мелких моллюсков, нередко это трубочка, состоящая из небольших обломков веточек или отмерших частей водных растений, и т. д. «Строительный материал» прочно скреплен паутинными нитями. Эти домики строят личинки ручейников. Взрослые ручейники — довольно нежные насекомые, похожие на волосатых молей. Отличить ручейника от бабочки легче всего именно по крыльям — у бабочек крылья покрыты чешуйками, а у ручейников — волосками. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - определение основной и второстепенной информации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Узнайте, какие растения и животные населяют наши водоёмы Название водоёма:______
|
И т.д. | поиск и выделение необходимой информации в своей системе знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач - определение основной и второстепенной информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира " Нервная система"по УМК" Гармония" 3 класс
Цели урока: сформировать представление о нервной системе человека, о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти и их значении для учебы; развивать словесно-логическую, наглядно-образов...
Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"
Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...
План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы
Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым и настоящим развитием человечества. Внедрени...
Банк заданий по русскому языку в системе СДО
Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова&raq...
Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.
В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....
Банк заданий по окружающему миру для подготовки к ВПР. 2, 3, 4 классы
Банк заданий по окружающему миру для подготовки к ВПР, 2, 3, 4 классы...
Тестовые задания по окружающему миру+олимпиадные задания
Тестовые вопросы по теме: «Луг, лес, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Имеются олимпиадные задания....