Индивидуальный проект кейс-урока. Тема: Путешествие в дальние страны.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кейс – технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_proekt_keys-uroka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект кейс-урока

слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

     

                Выполнила:Фомина Оксана Викторовна

                                                           учитель начальных классов

                                                                                   МОУ «СОШ с УИОП № 32» г. о. Саранск

Саранск, 2016

 

Урок окружающего мира.

Класс: 2

Программа: Школа 2100

Автор: А.А.Вахрушев

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ. АФРИКА.

Цели урока:

  - познакомить детей с природой Африки, её особенностями и обитателями;

  - показать приспособленность живых организмов к условиям климата.

  -создать условия для развития исследовательской аналитической деятельности через      коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

Технологии: Кейс – технология.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- представлять информацию в виде схемы.

- выявлять сущность, особенности объектов.

- на основе анализа объектов делать выводы.

- обобщать и классифицировать по признакам.

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

- формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

- учиться слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

- учиться работать в группе.

Личностные результаты

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

-  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные УУД

- познакомиться с континентом Африка, научиться работать по карте.

Ход урока

1.Организационный момент, приветствие.

Пусть сегодня для нас всех, 
На урок придёт успех! 
Пожелаем всем удачи, 
И успешности в придачу!

- Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного. А вы любите путешествовать?

-  На нашем уроке мы продолжим путешествие  по Дальним странам. Работать будем в группах.

2. Постановка проблемной ситуации, актуализация знаний.

– Вспомните, что мы узнали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Азии.  Мне интересно: сможете ли вы из данных  групп слов  выбрать только те, которые относятся к Азии, найти  четвёртое, лишнее слово.

1) Лена, Нил, Тигр, Обь.                             1 группа – здесь перечисляются реки Азии

2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага.    2 группа – предметы, пришедшие к нам из Азии

3) Рис, кофе, сахар, хлопок.                       3 группа – растения, Родиной которых является Азия

4) Китай, Япония, Индия,  Египет.            4 группа – страны, расположенные  на территории              

                                                                        азиатских стран.

-  Какие слова остались?

-  К какой части света относятся  оставшиеся  слова?  (АФРИКА)

- Итак, путешествовать будем  по Африке.

- На каком  транспорте мы можем быстрее очутиться на этом континенте?    (на самолёте)

- Пока летим, блиц-опрос.

- Что такое материк?  

 - Сколько материков вы знаете?

- Что такое части света?  

- Сколько частей света вы знаете?

- В каких  тепловых поясах  находится Африка?

- По какой карте можно найти горы и равнины?  

- По какой карте можно найти страны и города?

- Я вижу, что вы готовы. Тогда в путь!

  3. Изучение новой темы и совместное открытие знаний

- Хорошо. Вы разделились на группы, будем собирать информацию из текста и карт учебника. Помощниками и путеводителями  будут наши учёные-путешественники.

-  Каждая группа получит текст с информацией о выбранном исследовании. Ваша задача – изучить материал и поделиться знаниями с одноклассниками .

                    Образуется 4 группы.

1 группа   Географические объекты Африки.

2 группа   Климат и природные зоны.

         3 группа  Животные Африки.

4 группа   Страны Африки.

- На столах у вас лежат несколько источников информации

1) Физическая карта Африки;

2) Карта природных зон и животный мир Африки.

3) Карта СТРАНЫ МИРА

4) Учебники

- Изучив источники (на изучение дается 10 минут), вы  озвучите свои выступления.

- Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

5-я группа

4. Изучение нового материала по группам с использованием кейсов.

Кейс №1  - Географические объекты Африки.

Источник №1: Физическая карта мира

Источник № 2.

 Учебники «Окружающий мир» 2 часть, Вахрушев А.А.

Источник № 3.

Раньше Африка была соединена с Азией. Чтобы попасть в Индию, корабли из Европы должны были плыть вокруг всей Африки. Люди проложили Суэцкий канал – искусственный пролив из Средиземного в Красное море. Теперь путь судов стал намного короче.

   К западу от Нила лежит пустыня сахара. Днем поверхность земли здесь раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно: холоднее, чем бывает летней ночью у нас.

Источник № 4.

Африка-второй по величине континент земного шара, уступает лишь Евразии. Африка омывается на севере – Средиземным морем, на Северо-востоке – Красным морем, на  Востоке – Индийским океаном на Западе – Атлантическим океаном. Экватор делит её почти посередине, поэтому круглый год тепло, только лето засушливое,  зима – влажная.

На юге Африки имеется большой остров - Мадагаскар ...

В Африке можно встретить  горы и равнины, леса и бескрайние степи.

Здесь  простирается огромная пустыня Сахара на севере,   Калахари - на юге.

Источник № 5.

По этому материку текут  реки Нил, Конго. Есть несколько  озер: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса. Ученик: (материал из учебника)

 Нил – самая длинная река на свете. Его истоки лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди там идут каждый день, после обеда.

Источник № 6

Вблизи истоков Нила находится самая высокая гора Африки – потухший вулкан Килиманджаро. Это единственное место в Африке, где можно увидеть снег.

Есть на Земле отдельно стоящие высокие горы со срезанной вершиной. Ровный и аккуратный конус может быть создан только извергающимся вулканом. В Африке есть такая гора – Килиманджаро. Многие альпинисты мечтают совершить восхождение на эту гору.

Тюменский альпинист   Андрей Селиванов тоже установил синий флаг ТНГУ на вершине Килиманджаро, посвятив восхождение Дню Победы  над фашистской Германией.

http://samogoo.net/samyiy-bolshoy-ostrov-afriki.html

Кейс № 2 - Климат и природные зоны.

Источник №1: Физическая карта Африки;

 Карта природных зон и животный мир Африки.

Источник № 2:

Учебники «Окружающий мир» 2 часть, Вахрушев А.А.

Источник № 3:

Экватор делит этот материк почти посередине, поэтому в Африке круглый год тепло, только лето засушливое,  зима – влажная.

 Особенно жарко в пустыне Сахара. Весь север Африки занят ею. Места в пустыне, где есть пресная вода, называются оазисами. В Африке не только много рек и озер, там есть и подземные воды. Где они близко подходят к поверхности земли, там возникают оазисы.

Над пустыней дуют сильные пассаты. Здесь очень мало дождей или их не бывает вовсе, мало растений и животных.

Днём поверхность земли раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно.

Источник № 4:

Растениям в  пустыне приходится приспосабливаться.  Некоторые из них, например, кактусы, сохраняют воду в стеблях, листьях и корнях.

У многих растений вместо листьев колючки – они испаряют меньше влаги.

У других  растений очень длинные корни, позволяющие добывать воду глубоко под землёй.

Некоторые пустынные растения оживают только во время дождя. Их семена могут годами лежать в земле в ожидании дождя.

   

Источник № 5:

Между пустынями и тропическими лесами находится зона тропических степей, или саванн. Лето в саваннах дождливое, а зима сухая. Такую смену сезонов выносят немногие деревья – это баобабы и акации. Зато очень хорошо растет трава.

А в центре материка находятся  влажные тропические  леса - джунгли. Здесь произрастает огромное количество растений, обитает огромное количество разнообразных животных.

http://afrika-raj.ru/strany-afriki/prirodnye-zony-afriki.html

Кейс № 3 – Животные Африки.  

Источник № 1: Карта природных зон и животный мир Африки.

Источник № 2.

Учебники «Окружающий мир» 2 часть, Вахрушев А.А.

Источник № 3.

     В тропических лесах Африки живут самые умные звери – человекообразные обезьяны. Только они умеют использовать предметы как орудия труда.

Животным пустыни необходимо, насколько возможно,  сохранять свой организм прохладным и запасаться влагой. Мелкие животные достигают этого, оставаясь в тени. Некоторые способны впадать в спячку в самый жаркий период. Многим  длинные уши помогают  охлаждаться. Они не требовательны  к воде и пище. А окраска  спасает от врагов.

Источник № 4.

В Африке водится огромное количество животных: африканский слон, носорог, зебра, жираф, страусы, львы, верблюды.

Африканский слон является самым крупным и сильным сухопутным млекопитающим. Длина тела взрослого самца может составить 7,5 метров, высота - 3,5 метра, а масса — 5 тон.

В Африке встречаются два вида носорогов. У африканских носорогов два рога, и приспособлены эти животные к среде обитания, характеризующейся большими пространствами, где очень мало деревьев. Зрение у носорога плохое, он видит только вблизи, как близорукий человек. Но зато у него тончайшее обоняние и слух, он может издалека почувствовать запах пищи или врага. Рог носорога может достигать в длину 1,5 метра.

Источник № 5.

Один из самых интересных жителей африканской саванны — жираф. Это самое высокое животное на планете. Его рост достигает 6 метров, то есть он выше двухэтажного дома. Жирафы живут только в Африке. Подробнее о них расскажет доклад.

Верблюд приспособлен к условиям Африки. Он умеет частично прикрывать ноздри во время пыльных бурь. Длинные ресницы защищают глаза. Чтобы шкура была прохладной, под кожей у верблюда совсем нет жира. Весь жир в верблюжьем   горбу. Широкие ступни с подушечками помогают верблюду не проваливаться в песке.

http://aleks-animals.blogspot.ru/p/blog-page_04.html

Кейс № 4 – Страны Африки

Источник № 1: КАРТА СТРАНЫ МИРА

Источник № 2:

Учебники «Окружающий мир» 2 часть, Вахрушев А.А.

Источник № 3:

 В Африке 53 государства и 4 непризнанных  

В устье реки Нил 5 тысяч лет назад возникло первое в мире государство – Египет  

Его столица – Каир, площадь 1 001 450 кв. км,  проживает 81 млн. человек.

Это одно из самых древних государств на свете. О его древности нам напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.

Источник № 3:

 На территории Египта располагается пустыня Сахара. Она так велика, что охватывает такие страны Африки, как Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Египет, Мавритания, Западная, Сахара, Мали, Нигер, Чад, Судан.

У каждой страны своя государственная символика.

Источник № 4:

Учёные считают Африку прародиной человечества, т.е. первые люди появились именно в Африке около трёх миллионов лет назад. Организм человека приспособился к жаркому климату Африки. Тёмная кожа и тёмные глаза защищают людей от солнечных лучей, курчавые волосы предохраняют голову от жары.

Источник № 5:

         Люди в Африке живут издавна. Самое древнее государство – Египет. Здесь с давних пор люди занимались земледелием. На севере континента живут арабы, на юге – негры. В африканских лесах ещё встречаются племена людей, которые, как в древние времена, охотятся и собирают плоды. На этом материке располагаются такие крупные страны: Алжир, Ливия, Судан, Заир, Ангола, Мадагаскар, Египет, Кения. На территории Африки сейчас находится много заповедников, где охраняют животных.

http://country-in-africa.ru/

5. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

 

6. Физкультминутка.

7. Презентация выступлений.

8. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

9. Рефлексия.

- С каким материком мы сегодня познакомились? Чем он интересен?

- Как вы думаете, все ли мы узнали на уроке об Африке?

- У вас возникло желание узнать больше? Как это сделать?

- На столах у вас лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Оцените  работу своей группы. Если у вас всё получилось, и вам понравилась работа группы, покажите круг зелёного цвета. Если, группа  недовольна своей работой на уроке, покажите круг красного цвета. А если мнение членов группы разделилось, то покажите круг жёлтого цвета.

Всем спасибо за работу.

10. Домашнее задание.

- Используя страницы учебника 64-67 (часть 2), географические карты, «Атлас мира», энциклопедии подготовьте сообщение по выбору:

1. Народы Африки.

2. Комнатные растения  из Африки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида

Материал содержит технологическую карту урока к уроку по окружающему миру 2 класса "Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида"....

Урок окружающего мира "Путешествие в дальние страны. Австралия" (2 класс, ОС "Школа 2100").

Урок знакомтсва с новым материком (Австралия)  по плану, которого мы придерживались, знакомясь с другими материками....

Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !

Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...

Презентация - урок "Путешествие в дальние страны".

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку Окружающего мира для 2 класса (второе полугодие) по программе "Школа 2100" ( А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). Описание и уро...

Урок окружающего мира. Путешествие в дальние страны. Африка

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию, приложение...

Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Индивидуальный  проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»...