Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
материал на тему
Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Индивидуальный проект кейс - урока
слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Выполнила: Митюшина Ирина Петровна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,
учитель начальных классов
Саранск 2017
УМК «Школа России»
Класс 4
Предмет «Окружающий мир»
Тема. Пустыни.
Цель: познакомить с природной зоной пустынь.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь
- ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром
- условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;
- познакомить с занятиями населения пустынь.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Находить и показывать на карте и глобусе природную зону пустынь;
- характеризовать разнообразие условий жизни в пустыне;
- выявлять влияние климата на растительный и животный мир, жизнь людей;
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде выступления;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
- Развивать умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры).
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные:
- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
- в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Оборудование: карта природных зон, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Окружающий мир 4 класс» А. А. Плешаков, карточки для работы в группах, гербарий, атлас-определитель, электронное приложение к учебнику,
Толковый словарь Ожигова, энциклопедии познаю мир»
Ход урока
I.Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята.
Я рада приветствовать вас.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!
II. Актуализация опорных знаний.
Тест.
1.Зона степей расположена:
а) на севере нашей страны
б) на востоке нашей страны
в) на юге нашей страны
2.Характерным признаком зоны степей является:
а) сплошной травянистый растительный покров
б) отсутствие сплошного травянистого покрова
в) обилие мхов, кустарников, лишайников
3.К степным птицам относятся:
а) речная чайка, белые журавли
б) ястребы, сойки
в) журавли- красавки
4.Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья
б) длинные корни, мясистые стебли
в) корни – луковицы, узкие листья
5.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором
б) распашка земель, неумеренный выпас скота
в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство
6.Основным занятием населения степей является:
а земледелие
б) рыболовство
в) оленеводство
7. В Красную книгу занесены степные растения и животные:
а) кречет, стерх
б) пион, журавль, красавка
в) зубр, филин
2.Кроссворд
(Фронтальная работа)
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. |
1.Луковичное растение с крупными красивыми цветками, имеющими форму бокала. (Тюльпан.)
2. Небольшой грызун с развитыми защечными мешками, живущий в норах и собирающий в них большие запасы зерен. (Хомяк.)
3.Животное из отряда грызунов, наносящее большой вред посевам. (Суслик.)
4.Травянистое степное растение с собранными в пушистые метелочки цветками. (Ковыль.)
5.Непосеянное … не взойдет. (Зерно.)
6. « Не в ту…» значит не в том направлении ехать, невпопад отвечать. (Степь.)
3.Работа в парах.
---Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3,4 на с.54 рабочей тетради
(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки растений, подписаны рисунки животных.)
4. Конкурс рисунков « Какой я представляю себе степь».
Проверка выполнения задания 8 с.56 рабочей тетради.
(Ученики с рисунками выходят к доске, кратко комментируют свои работы.)
5. Сообщения учащихся.
----Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных
степи?
- Чье сообщение вас больше всего заинтересовало и почему?
III. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной. С какой? Вы должны назвать сами.
-Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов. Осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.
Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно.
-Что это за место? Разгадали?
- Определите тему урока. (Пустыня.)
-Какая цель урока может поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делать для достижения целей?
-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго - запад России раскроет свои тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут
И почему так природную зону зовут.
IV.Открытие нового знания.
- Работа с картой.( фронтальная работа)
-Покажите на карте зону пустынь.
- Что вы можете по карте рассказать о ней?
( Пустыни расположены на юго-западе страны, по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни -равнинная.)
- От какого слова произошло название пустыня.
Учащиеся находят значение этого слова в Толковом словаре.
Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Пустыни располагаются ближе к Северному тропику, поэтому там жарко.
-Где находится пустыня Каракумы? (Между Каспийским морем и рекой Амударьей, в Туркменистане)
-Где находится пустыня Кызылкум? (Между реками Амударья и Сырдарья, эти реки впадают в Аральское море, в Узбекистане и Казахстане).
4.Организация работы с кейсами.
-. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
Изучать пустыню будут 6 групп.
1-ая группа «Синоптики». Она будет изучать климатические условия пустыни.
2-ая и 3-я группа «Ботаники». Ребята этих групп будут изучать растительный мир пустыни.
4-ая и 5-ая «Зоологи». Ребята этих групп будут изучать животный мир пустыни.
6-ая «Экологи» расскажут о занятиях населения пустыни и об экологических проблемах.
5.Кейсы
Кейс 1.
Источник 1. Учебник с.120-124
Источник 2.Каракум – одна из крупнейших пустынь мира. В ее внутренних областях дождя не бывает годами. Дождь часто не достигает поверхности земли: испаряется в воздухе из-за высокой температуры. Сильная жара днем сменяется пронизывающим холодом ночью, а песчаные и пыльные бурые сметают на своем пути все живое. Поверхность скал днем нагревается до +70 °С, а ночью температура стремительно падает на 20-30 °С. Таких резких перепадов не выдерживаю даже камни. В полдень, в самый жаркий период, иногда можно услышать громкое и резкое потрескивание. Это растрескиваются и разлетаются на куски перегревшиеся камни. Их называют «стреляющими». Жители пустыни говорят: «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни».
Вследствие разной степени разрушения поверхности сформировались три типа пустынь: каменистые, песчаные и глинистые.
Каменистые пустыни (гамады) распространены на нагорьях, плато и возвышенных равнинах, состоящих из твердых горных пород.
Песчаные пустыни (эрги) занимают большей частью низменные равнины и котловины. Они поражают бескрайним «морем» барханов и дюн, перевеиваемых ветром.
Глинистые пустыни встречаются реже. Незначительное количество осадков привело к тому, что в пустыне нет постоянных водотоков а сохраняются сухие русла — вади. Они заполняются водой только во время дождя, но ненадолго. Солнце быстро испаряет воду, и через несколько часов река исчезает.
Кейс 2.
Источник 1.Учебник с.111
Источник 2. Растительный покров Каракума и Кызылкума насчитывает 1200 видов растений. Хорошо приспособились к засухе кустарники и деревья. Обычно они невысокие, но даже старое двухметровое дерево среди песков кажется огромным, настоящим гигантом. Стволы деревьев либо сильно изогнуты (как у саксаула) или идеально гибкие и прямые (как у песчаной акации). Зато какие могучие и длинные у них корни! Покрытые толстой корой, прочные, они могут проникать в землю на глубину до 15 метров, а верблюжья колючка может достаться до влаги на 30-метровую глубину! Теперь понятно, почему даже в сильную жару, когда все живое страдает от засухи, они красуются ярким зеленым листом, как будто палящее солнце их и не трогает.
Травы в пустыне не имеют особого значения, кроме, конечно, однолетних растений (эфемеров), которые живут, когда в пустыне достаточно влаги. Это небольшие растения, их стебель достигает всего 8-10 см. Весной они образуют красочный ковер. Основу этого покрытия составляет песчаная осока - многолетник с длинными корневищами, которые проникают в почву на глубины 50—70 см. Корни песчаной осоки вместе с другими эфемерами тесно переплетаются между собой и делают песок неподвижным.
На песках и по камням стелются лишайники, небольшие растения с колючками и мелкими листьями. Серые, серо-зеленые и желтые тона растительного покрова придают безжизненный, печальный вид всей пустыне.
Кейс 3.
Источник 1.Иерихонские розы. Их короткие ветви загнуты к центру и крепко сжаты. Как только выпадает дождь, ветви быстро раскрываются, а спрятанные внутри плоды освобождают зрелые семена, которые тут же прорастают.
Иерихонская роза - растение, короткие ветви которого как будто пальцы зажимают его семена. Когда идет дождь, эти "пальцы" разжимаются и семена попадают во влажную почву, где очень быстро прорастают.
Семена других растений также используют каждую каплю влаги, но если нет благоприятных условий, могут просидеть в сухой земле даже несколько лет.
Источник 2.Верблюжья колючка представляет собой невысокий полукустарник, стебель которого ветвистый и колючий. Мощный корень верблюжьей колючки расположен глубоко в почве, длина корней может составлять до 45 метров, и поэтому корни достигают грунтовых вод. Стебли, усыпанные множеством мелких колючек, голые и зеленые. В виде колючек выступают видоизмененные пазушные побеги. Простые цельные листья растения имеют шиловидные прилистники. Располагаются листья на черешках у основания стеблей и колючек. Верхние колючки растения тонкие, травянистые, а вот колючки, находящиеся внизу, очень крепкие и короткие .На колючках-цветоножках можно увидеть красивые розовые или красные цветки, собранные по 5–8 штук. Цветение верблюжьей колючки длится с мая по конец лета. Плодами растения являются бобы, состоящие из 4–5 почковидных семян. Созревание семян начинается в июле.
Источник 3. Саксаул составляет в основном леса песчаных пустынь. Про его заросли часто говорят: это «лес без стволов, без листьев, без тени». Кустарники или небольшие деревья высотой 1,5—12 м, с вильчатым ветвлением и членистыми ломкими молодыми побегами. Крона густая или ажурная, летом зелёная, осенью — грязно-серая или буроватая. Листья супротивные, в виде мелких бесцветных прижатых к стеблю чешуек или бугорков. Цветки обоеполые, сидят по 1 на коротких веточках в пазухах чешуевидных прицветников. Околоцветник из 5 плёнчатых листочков, образующих у плода широкие, заходящие друг за друга крылья. С. хорошо возобновляется порослью и размножается семенами. Живёт до 30—60 лет.
Сплавлять саксаул нельзя, потому что он тотчас потонет в воде. Мудрено из него что-нибудь строить — он слишком коряв и короток... Саксаул не пилят и обычно не рубят, потому что он очень тверд и хрупок, и проще его ломать ударами обуха топора. Саксаул — это лучшее в мире топливо. Саксаул сдерживает пески в пустыне.
Кейс 4.
Источник 1.Учебник с.120-124
Источник 2.
1. Всегда свой домик на себе носит. (Черепаха)
2. Хвостом на песке свой след оставляет. (Змея)
3. Спасается, убегает, а хвост оставляет. (Ящерица)
4. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (Верблюд)
5. Сердитый, колючий, не трогай лучше. (Ёж)
Источник 3.
Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.
Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом. Бегают вараны быстро, нападая на грызунов, птиц, змей, молодых черепах. Зиму проводят в спячке. Занесены в Красную книгу.
Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.
У тушканчика хвост втрое длиннее тела. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку, обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть – на хвост опирается. Хвост у него – подпорка. И толкач. Помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах, а это труднее, чем на четырёх, хвост помогает ему сохранять равновесие. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это указатель: «Я тут, за мной!» А для врага – обманщик. Вильнёт хвостом вправо, а сам прыгнет влево.
Кейс 5.
Источник 1. Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.
В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопа-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки.
Источник 2.
В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела.
У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт.
Источник 3.
Для Сахары характерным животным является газель-дама. Это стройное животное с красивой головой, украшенной тонкими чёрными лировидными рогами. Рост их достигает до 120 см, вес 75-85 кг. Основной тон окраски красно-коричневый или жёлтый. Брюхо, горло, ноги, голова имеют белую окраску, на морде лицевой узор, в виде черных полос. Газели едят траву, листья, побеги кустарников. Они регулярно ходят на водопой. Газель-дама занесена в “Красную книгу”.
Источник 4.
Скарабей — жук-навозник длиной от 25 до 37 мм, черный, немного блестящий.Длина 2-4 см. Обитают в Северной Африке. Скарабеи питаются экскрементами позвоночных животных.
Обычно они добираются к источнику корма по воздуху, а куда лететь – им подсказывает прекрасно развитое обоняние.
Среди множества змей, обитающих в Африке, наиболее распространена Египетская Кобра или Гая. Кобра ведет дневной образ жизни, охотясь за мелкими млекопитающими, птицами,
земноводными и ящерицами. Животных, на которых охотится кобра, она всегда умерщвляет укусом, впрыскивая в рану сильнодействующий яд. Окраска взрослых особей обычно одноцветная, от светло-желтой до темно-коричневой, с более светлой брюшной стороной.
Кейс 6.
Источник 1.Учебник с.125
Источник 2.
Развитие технического прогресса и не безграничность запасов природных ресурсов, привели к тому, что человек добрался и до пустынь. Научные исследования показали, что во многих полупустынях и пустынях существуют немалые запасы природных ресурсов, таких, как нефть, газ, драгоценные металлы. Потребность в них постоянно увеличивается. По этому, оснащаясь тяжелой техникой, промышленными инструментами, мы идем разрушать экологию, ранее чудом не тронутых территорий.
Строительство дорог, прокладка магистралей, добыча и транспортировка нефти и прочего природного сырья, все это создает проблемы экологии в пустыне и полупустыне. Особенно опасна для экологии нефть.
Загрязнение черным золотом происходит, как на стадии добычи, так и на стадии перевозки, переработки и хранения.
Одна из проблем пустынь – это браконьерство и сокращение видового разнообразия растительного и животного мира в результате человеческой деятельности. Как ни странно, в пустынях обитает определенное количество видов животных, птиц, насекомых и растений, многие из которых являются редкими и занесены в Красную книгу. Для охраны флоры и фауны в полупустынях создаются природные заповедники.
Источник 3.
6.Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
7.Физминутка.
8.Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные внимательно слушают и по окончанию каждого выступления могут задать вопросы.
9.Подведение итогов.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. По ходу выступления групп учащихся заполняют таблицу.
ПУСТЫНЯ | ||||
Климат | Растительный мир | Животный мир | Занятие населения | Экологическая проблема |
Высокая температура. Мало осадков. | Скудный. Верблюжья колючка, лишайники, иерихонские розы, саксаул. | Черепахи, ящерицы, верблюды, насекомые, змеи, газель-дама. | Разведение скота (верблюдов, коз, овец, лошадей). Добыча полезных ископаемых. | Неумеренное орошение; выпас скота; браконьерство. |
10. Рефлексия.(Оценивание работы в группе)
-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?
-Что помогло?
-Что помешало?
-Кого из ребят вашей группы можно назвать лучшими исследователями?
-Как оцениваете свою работу в группе?
- Что узнали для себя нового?
- О чём хочется узнать подробней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...
Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях
Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...
Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...
Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников. Обучение в условиях внедрения ФГОС
В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама ...
Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельн...
Индивидуальный проект мультимедийного урока: «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
1. Русский язык2. Класс 43. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Урок 38. 4. Цель:...
«Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»
В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики ...