Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
материал на тему

Митюшина Ирина Петровна

Индивидуальный  проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный  проект кейс - урока

слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

                            Выполнила: Митюшина  Ирина Петровна,

                 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,

                 учитель начальных классов

Саранск 2017

УМК «Школа России»

Класс 4

Предмет «Окружающий мир»

Тема. Пустыни.

Цель: познакомить  с природной  зоной пустынь.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о  природной зоне пустынь
  • ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром
  •  условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;
  • познакомить с занятиями населения пустынь.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Находить и показывать на карте и глобусе природную  зону пустынь;
  • характеризовать разнообразие условий жизни в пустыне;
  • выявлять влияние климата на растительный и животный мир, жизнь людей;
  • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде выступления;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

  • Развивать умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры).

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные:

  • Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
  • в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Оборудование: карта природных зон, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Окружающий мир 4 класс» А. А. Плешаков, карточки для работы в группах, гербарий, атлас-определитель, электронное приложение к учебнику,

Толковый словарь Ожигова, энциклопедии  познаю мир»

Ход урока

I.Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята.

Я рада  приветствовать вас.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!

II. Актуализация опорных знаний.

Тест.

1.Зона степей расположена:

а) на севере нашей страны

б) на востоке нашей страны

в) на юге нашей страны

2.Характерным признаком зоны степей является:

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного травянистого покрова

в) обилие мхов, кустарников, лишайников

3.К степным птицам относятся:

а) речная чайка, белые журавли

б) ястребы, сойки

в) журавли- красавки

4.Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли

в) корни – луковицы, узкие листья

5.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором

б) распашка земель, неумеренный  выпас скота

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство

6.Основным занятием населения степей является:

а  земледелие

б) рыболовство

в) оленеводство

7. В Красную книгу занесены степные растения и животные:

а) кречет, стерх

б) пион, журавль, красавка

в) зубр, филин

2.Кроссворд

(Фронтальная  работа)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 1.Луковичное растение с крупными красивыми цветками, имеющими форму бокала.  (Тюльпан.)

2. Небольшой грызун с развитыми защечными мешками, живущий  в норах и собирающий в них большие запасы зерен. (Хомяк.)

3.Животное из отряда грызунов, наносящее большой вред посевам. (Суслик.)

4.Травянистое степное растение с собранными в пушистые метелочки цветками. (Ковыль.)

5.Непосеянное … не взойдет. (Зерно.)

6.  « Не в ту…» значит не в том направлении ехать, невпопад отвечать. (Степь.)

3.Работа в парах.

---Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3,4 на с.54 рабочей тетради

(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки растений, подписаны рисунки животных.)

4. Конкурс рисунков « Какой я представляю себе степь».

 Проверка  выполнения задания 8  с.56 рабочей тетради.

(Ученики с рисунками выходят к  доске,  кратко комментируют свои работы.)

5. Сообщения учащихся.

----Кто хочет   поделиться своими научными открытиями о растениях и животных

степи?

- Чье сообщение  вас больше всего заинтересовало и почему?

III. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной. С  какой? Вы должны назвать сами.

-Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов. Осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей  не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно.

-Что это за место? Разгадали?

- Определите тему урока. (Пустыня.)

-Какая цель урока может поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения целей?

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго - запад России раскроет свои тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

IV.Открытие нового знания.

  1. Работа с картой.( фронтальная работа)

-Покажите на карте зону пустынь.

- Что вы можете по карте рассказать о ней?

( Пустыни расположены на юго-западе страны, по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади  природная зона. Поверхность  пустыни  -равнинная.)

- От какого слова произошло название пустыня.

Учащиеся  находят значение этого слова в Толковом словаре.

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку  от низовьев реки Волги. Пустыни располагаются ближе к Северному тропику, поэтому там жарко.

-Где находится пустыня Каракумы? (Между Каспийским морем и рекой Амударьей, в Туркменистане)

-Где находится  пустыня Кызылкум? (Между реками Амударья и Сырдарья, эти реки впадают  в Аральское море, в Узбекистане и Казахстане).

4.Организация работы с кейсами.

-. Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

Изучать пустыню будут 6 групп.

1-ая группа «Синоптики». Она будет изучать  климатические условия пустыни.

2-ая и 3-я группа «Ботаники». Ребята этих групп будут изучать растительный мир пустыни.

4-ая и 5-ая «Зоологи». Ребята этих групп будут изучать животный мир пустыни.

6-ая «Экологи» расскажут о занятиях населения пустыни и об экологических проблемах.

5.Кейсы

Кейс 1.

Источник 1. Учебник с.120-124

Источник 2.Каракум – одна из крупнейших пустынь мира. В ее внутренних областях дождя не бывает годами.  Дождь  часто не достигает поверхности земли: испаряется в воздухе из-за высокой температуры. Сильная жара днем сменяется пронизывающим холодом ночью, а песчаные и пыльные бурые сметают на своем пути все живое. Поверхность скал днем нагревается до +70 °С, а ночью температура стремительно падает на 20-30 °С. Таких резких перепадов не выдерживаю даже камни. В полдень, в самый жаркий период, иногда можно услышать громкое и резкое потрескивание. Это растрескиваются и разлетаются на куски перегревшиеся камни. Их называют «стреляющими». Жители пустыни говорят: «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни».

Вследствие разной степени разрушения поверхности сформировались три типа пустынь: каменистые, песчаные и глинистые.

Каменистые пустыни (гамады) распространены на нагорьях, плато и возвышенных равнинах, состоящих из твердых горных пород.

Песчаные пустыни (эрги) занимают большей частью низменные равнины и котловины. Они поражают бескрайним «морем» барханов и дюн, перевеиваемых ветром.

Глинистые пустыни встречаются реже. Незначительное количество осадков привело к тому, что в пустыне нет постоянных водотоков а сохраняются сухие русла — вади. Они заполняются водой только во время дождя, но ненадолго. Солнце быстро испаряет воду, и через несколько часов река исчезает.

Кейс 2.

Источник 1.Учебник с.111

Источник 2. Растительный покров Каракума и Кызылкума насчитывает 1200 видов растений. Хорошо приспособились к засухе кустарники и деревья. Обычно они невысокие, но даже старое двухметровое дерево среди песков кажется огромным, настоящим гигантом. Стволы деревьев либо сильно изогнуты (как у саксаула) или идеально гибкие и прямые (как у песчаной акации). Зато какие могучие и длинные у них корни! Покрытые толстой корой, прочные, они могут проникать в землю на глубину до 15 метров, а верблюжья колючка может достаться до влаги на 30-метровую глубину! Теперь понятно, почему даже в сильную жару, когда все живое страдает от засухи, они красуются ярким зеленым листом, как будто палящее солнце их и не трогает.

Травы в пустыне не имеют особого значения, кроме, конечно, однолетних растений (эфемеров), которые живут, когда в пустыне достаточно влаги. Это небольшие растения, их стебель достигает всего 8-10 см. Весной они образуют красочный ковер. Основу этого покрытия составляет песчаная осока - многолетник с длинными корневищами, которые проникают в почву на глубины 50—70 см. Корни песчаной осоки вместе с другими эфемерами тесно переплетаются между собой и делают песок неподвижным.

На песках и по камням стелются лишайники, небольшие растения с колючками и мелкими листьями. Серые, серо-зеленые и желтые тона растительного покрова придают безжизненный, печальный вид всей пустыне.

Кейс 3.

Источник 1.Иерихонские розы. Их короткие ветви загнуты к центру и крепко сжаты. Как только выпадает дождь, ветви быстро раскрываются, а спрятанные внутри плоды освобождают зрелые семена, которые тут же прорастают.

Иерихонская роза - растение, короткие ветви которого как будто пальцы зажимают его семена. Когда идет дождь, эти "пальцы" разжимаются и семена попадают во влажную почву, где очень быстро прорастают.

Семена других растений также используют каждую каплю влаги, но если нет благоприятных условий, могут просидеть в сухой земле даже несколько лет.

Источник 2.Верблюжья колючка представляет собой невысокий полукустарник, стебель которого ветвистый и колючий. Мощный корень верблюжьей колючки расположен глубоко в почве, длина корней может составлять до 45 метров, и поэтому корни достигают грунтовых вод. Стебли, усыпанные множеством мелких колючек, голые и зеленые. В виде колючек выступают видоизмененные пазушные побеги. Простые цельные листья растения имеют шиловидные прилистники. Располагаются листья на черешках у основания стеблей и колючек. Верхние колючки растения тонкие, травянистые, а вот колючки, находящиеся внизу, очень крепкие и короткие .На колючках-цветоножках можно увидеть красивые розовые или красные цветки, собранные по 5–8 штук. Цветение верблюжьей колючки длится с мая по конец лета. Плодами растения являются бобы, состоящие из 4–5 почковидных семян. Созревание семян начинается в июле.

Источник 3. Саксаул составляет в основном леса песчаных пустынь. Про его заросли часто говорят: это «лес без стволов, без листьев, без тени». Кустарники или небольшие деревья высотой 1,5—12 м, с вильчатым ветвлением и членистыми ломкими молодыми побегами. Крона густая или ажурная, летом зелёная, осенью — грязно-серая или буроватая. Листья супротивные, в виде мелких бесцветных прижатых к стеблю чешуек или бугорков. Цветки обоеполые, сидят по 1 на коротких веточках в пазухах чешуевидных прицветников. Околоцветник из 5 плёнчатых листочков, образующих у плода широкие, заходящие друг за друга крылья. С. хорошо возобновляется порослью и размножается семенами. Живёт до 30—60 лет.

Сплавлять саксаул нельзя, потому что он тотчас потонет в воде. Мудрено из него что-нибудь строить — он слишком коряв и короток... Саксаул не пилят и обычно не рубят, потому  что он очень тверд и хрупок, и проще его ломать ударами обуха топора. Саксаул — это лучшее в мире топливо. Саксаул сдерживает пески в пустыне.

Кейс 4.

Источник 1.Учебник с.120-124

Источник 2.

1. Всегда свой домик на себе носит. (Черепаха)

2. Хвостом на песке свой след оставляет. (Змея)

3. Спасается, убегает, а хвост оставляет. (Ящерица)

4. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (Верблюд)

5. Сердитый, колючий, не трогай лучше. (Ёж)

Источник 3.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQRsMjrThyzPM64m-WVAvaQ1GRvhXwWvY6w1pxyrPwBFqlLaZNovQ    Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом. Бегают вараны быстро, нападая на грызунов, птиц, змей, молодых черепах. Зиму проводят в спячке. Занесены в Красную книгу.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Testudo_horsfieldii%3B_Baikonur_001.jpgЧерепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPg8yln_7d3XJAiKhGjeMt3iVEoV_9-iZ8h0U40R-5_r1F2EMZУ тушканчика хвост  втрое длиннее тела. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку, обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть – на хвост опирается. Хвост у него – подпорка. И толкач. Помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах, а это труднее, чем на четырёх, хвост помогает ему сохранять равновесие. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это указатель: «Я тут, за мной!» А для врага – обманщик. Вильнёт хвостом вправо, а сам прыгнет влево.

Кейс 5.

Источник 1. Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

В пустыне обитают совы,  змеи, жуки-скарабеи,  антилопа-джейран, жабы, дикие ослы,  насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки.

Источник 2.

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOHxGF1tDpzebkkLOdZ9hraMmdCd7cg9hnv2egFxBR2bihjpK6HgВ пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела.

У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни».  Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт.

Источник 3.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS7J179RnWNQbT_40P7S_qrWuM5q6iT3AKKYCxRPm916HBinMVrДля Сахары характерным животным является газель-дама. Это стройное животное с красивой головой, украшенной тонкими чёрными лировидными рогами. Рост их достигает до 120 см, вес 75-85 кг. Основной тон окраски красно-коричневый или жёлтый. Брюхо, горло, ноги, голова имеют белую окраску, на морде лицевой узор, в виде черных полос. Газели едят траву, листья, побеги кустарников. Они регулярно ходят на водопой. Газель-дама занесена в “Красную книгу”.

Источник 4.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQuRTjEuuWQ62Bf1wyX5sw_8HztqP7p8GRdSE9jqMyq7MkmBgfkxQСкарабей — жук-навозник длиной от 25 до 37 мм, черный, немного блестящий.Длина 2-4 см. Обитают в Северной Африке. Скарабеи питаются экскрементами позвоночных животных.

Обычно они добираются к источнику корма по воздуху, а куда лететь – им подсказывает прекрасно развитое обоняние.

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ9ruAyVMVeoz0DO36dErDA6DBOyRnjkSCo6QkmKSM-tb46vQfPgAСреди множества змей, обитающих в Африке, наиболее распространена Египетская Кобра или Гая. Кобра ведет дневной образ жизни, охотясь за мелкими млекопитающими, птицами,

земноводными и ящерицами. Животных, на которых охотится кобра, она всегда умерщвляет укусом, впрыскивая в рану сильнодействующий яд. Окраска взрослых особей обычно одноцветная, от светло-желтой до темно-коричневой, с более светлой брюшной стороной.

Кейс 6.

Источник 1.Учебник с.125

Источник 2.

Развитие технического прогресса и не безграничность запасов природных ресурсов, привели к тому, что человек добрался и до пустынь. Научные исследования показали, что во многих полупустынях и пустынях существуют немалые запасы природных ресурсов, таких, как нефть, газ, драгоценные металлы. Потребность в них постоянно увеличивается. По этому, оснащаясь тяжелой техникой, промышленными инструментами, мы идем разрушать экологию, ранее чудом не тронутых территорий. 

Строительство дорог, прокладка магистралей, добыча и транспортировка нефти и прочего природного сырья, все это создает проблемы экологии в пустыне и полупустыне. Особенно опасна для экологии нефть. 

Загрязнение черным золотом происходит, как на стадии добычи, так и на стадии перевозки, переработки и хранения.

Одна из проблем пустынь – это браконьерство и сокращение видового разнообразия растительного и животного мира в результате человеческой деятельности. Как ни странно, в пустынях обитает определенное количество видов животных, птиц, насекомых и растений, многие из которых являются редкими и занесены в Красную книгу. Для охраны флоры и фауны в полупустынях создаются природные заповедники.

Источник 3.

http://images.myshared.ru/602721/slide_6.jpg

6.Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

7.Физминутка.

8.Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные внимательно слушают и по окончанию каждого выступления могут задать вопросы.

9.Подведение итогов.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. По ходу выступления групп  учащихся заполняют таблицу.

ПУСТЫНЯ  

Климат

Растительный мир

Животный мир

Занятие населения

Экологическая проблема

Высокая температура. Мало осадков.

Скудный. Верблюжья колючка, лишайники, иерихонские розы, саксаул.

Черепахи, ящерицы, верблюды, насекомые, змеи, газель-дама.

Разведение скота (верблюдов, коз, овец, лошадей).

Добыча полезных ископаемых.

Неумеренное орошение; выпас скота; браконьерство.

10. Рефлексия.(Оценивание работы в группе)

-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

-Что помогло?

-Что помешало?

-Кого из ребят вашей группы можно назвать лучшими исследователями?

-Как оцениваете  свою работу в группе?

- Что узнали для себя нового?

- О чём хочется узнать подробней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников. Обучение в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама ...

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельн...

Индивидуальный проект мультимедийного урока: «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

1. Русский язык2. Класс 43. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Урок 38.          4. Цель:...

«Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»

В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики ...