Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока к уроку по окружающему миру 2 класса "Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта - Австралия | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 2
Школа: МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова
Учитель: Постульгина Елена Владимировна
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока | Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида | ||
Цель урока | Формирование представления у обучающихся об особенностях данных материков, уникальной природе, разнообразном и неповторимом животном мире | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - местоположение Австралии и Антарктиды на карте, - особенности климата и рельефа Австралии и Антарктиды, главные достопримечательности; уметь: - устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, - находить нужную информацию в учебнике, по карте и в словаре, - работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог) | ||
Основные понятия | Материк, южное полушарие, Австралия, Антарктида | ||
Межпредметные связи | Изобразительное искусство | ||
Ресурсы |
| ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Самоопределение к деятельности | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. | - Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Ребята, начинаем урок окружающего мира. Проверьте свою готовность. Чему были посвящены последние уроки? Сегодня мы снова отправляемся в путь. Снова в путешествие нам надо отправляться. И в этом путешествии на вас я буду полагаться, На вашу эрудицию в дороге опираться. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Принятие целей урока. Дети включаются в определение темы. |
II. Актуализация знаний | Познавательные: выделение гипотезы и её обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать и аргументировать свои мысли. | 1. - Какое путешествие мы совершили на прошлом уроке? - Что интересного вы узнали о Южной Америке? - Работаем в парах. Один человек показывает Бразилию и её столицу. Другой – Аргентину и её столицу. - Покажите на карте горы, реку, проверяем на карте у доски. Микроитог - Молодцы! Вы рассказали много интересного. По каким же материкам мы уже путешествовали? 2. - Сейчас мы поиграем в игру, в которую играли Миша и Лена – наши помощники в учебнике. Он называл несколько слов, она находила, что же объединяет эти слова. 1) - Что можно сказать про этих животных: белого медведя, пингвина, моржа, северного оленя? Слайд 2 - Что вы заметили? (карточку «пингвин» - прикрепляю на доску) 2) - Что можно сказать про слова: Виктория, Чад, Эйр, Танганьика? Слайд 3 - Что заметили? (карточку «Эйр» - на доску) 3) Что общего у слов: Кордильеры, Большой Водораздельный хребет, Анды? Слайд 4 - Что заметили? (карточку – на доску) 4) Что объединяет слова: море Беллинсгаузена, море Лаптевых, Берингово море, Баренцево море? Слайд 5 - Почему они так названы? - Какое слово в этой группе лишнее? Объясните свой выбор. (карточку – на доску) | Мы путешествовали по Южной Америке. Расположена в Западном полушарии. Мы посетили Бразилию и Аргентину. Их столицы Бразилиа, Буэнос-Айрес. Ответы детей. Работа в парах. По картам учебника. Там протекает знаменитая река Амазонка, находятся горы Анды. Проживающие в Южной Америке люди любят кофе, футбол, танцы и карнавалы. Работа с картой. Взаимопроверка. Дети сравнивают и доказывают свое мнение. Эти животные живут в холодном поясе. Лишнее слово пингвин – это птица. Это озёра. Они находятся в Африке. Озеро Эйр лишнее в этой группе. Мы его не встречали. Мы думаем, что это горы. Лишнее название: Большой Водораздельный хребет. Мы его не встречали. Это моря. В честь великих путешественников. Море Беллинсгаузена. Мы не знаем, где оно находится. |
III. Постановка проблемы | Познавательные: умение выделять главное и существенные ориентиры на разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: аргументировать свои высказывания, уважать чужую точку зрения. | - Вы хорошо разбираетесь в географических объектах. Уточните, что объединяет данные названия (карточки с лишними названиями на доске). Где что находится? - Вы можете рассказать, почему море так названо? - Как нам преодолеть эти трудности? | Нам трудно это сделать. Нет, мы не знаем, кто этот путешественник. Мы отправимся в путешествие на новые материки, узнаем много нового и интересного и ответим на наши вопросы. |
IV. Открытие детьми нового знания Физкультминутка | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные: анализ объектов с целью выделения признаков; обобщение, сравнивание; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, контроль результата деятельности. Регулятивные: умение преодолевать усталость, непроизвольность поведения. | - Предположите, куда мы направляемся сейчас? На доске появляется тема урока: Слайд 6 Австралия. Антарктида - Отправляемся в Австралию. Покажите её на карте. Что вы можете рассказать? - Скажите, на чём можно добраться до Австралии? - Объясните свой выбор. - Встаём и полетели. Физкультминутка Самолет Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло – вперед, левое крыло – вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет. Карта на доске – учитель показывает: Слайд 7 - Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на ней английский флаг. Материк назвали «Южной землей» или Австралией. Но и он оказался не самым южным. Какое ваше предположение? - Позднее русскими моряками был открыт последний, шестой материк Земли – Антарктида. На кораблях они подошли почти вплотную к ледяным берегам Антарктиды. Моряки поплыли на восток, но всюду, как только они поворачивали на юг, перед ними вырастал «льдинный материк». - Наше путешествие к материкам продолжается на кораблях. Каждая команда выбирает себе капитана, который получит задание, что надо изучить. (Учитель в конвертах даёт задания.) - Прочитайте. - Чем вы можете пользоваться, чтобы добыть полезные сведения? - Вам даётся несколько минут, после чего вы предъявите нам отчёт со своей командой о проделанной работе. - Попросим наших учёных-путешественников (готовивших сообщения об Австралии и Антарктиде) помогать группе готовить выступление: 1-я группа – географические объекты Австралии (физическая карта и природных зон, с.101, 105); (карточки с выполненными заданиями – на доску)
2-я группа – климат и природные зоны Австралии (карта природных зон, с.109);
Слайд 8 3-я группа – животный мир Австралии (карта природных зон, с.109); Слайд 9 4-я группа - природа Антарктиды – страна льдов (физическая карта и природных зон, с.101, 105). - Пора нам прощаться с Австралией и продолжить путешествие на следующий материк. Какой? - Найдите этот материк на карте. Что вы можете рассказать о нём? Слайд 10 Итог групповой работы. - Вы рассказали и узнали много интересного. | Ответы детей. Мы посетим Австралию или Антарктиду. (Проверка по образцу) Это самый маленький материк. На корабле, на самолёте. Ответы детей Выполнение упражнений. Дети предполагают, какой материк самый южный. Дети выбирают капитана. Получают и зачитывают задания. В нашем распоряжении учебник, дополнительный материал и карты. Производят информационный поиск. Выполняют задание по карточкам. Дети выполняют задания и выступают с рассказом. Австралия – часть света в Южном полушарии. Это самый маленький материк. Здесь протекает река Муррей, находится солёное озеро Эйр. С востока её окаймляют горы - Большой Водораздельный хребет. Недалеко от Австралии находятся острова Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания. С запада омывается Индийским океаном, с востока – Тихим. Здесь находятся Коралловые острова. На территории Австралии находится одно большое государство – Австралия со столицей Канберра.
Австралия расположена в зоне пустынь и саванн жаркого пояса с жарким климатом. Это самый сухой материк. Там, где в Африке проходит Северный тропик, располагается пустыня Сахара. Климат жаркий и сухой. Южный тропик проходит через всю Австралию. Климатические условия на Южном и Северном тропике похожи. Значит, в Австралии тоже много пустынь и тропических степей-саванн.
Очень интересен животный мир Австралии. Здесь сохранились редкие сумчатые животные: коала, кенгуру, сумчатый волк. Водятся нелетающие птицы, необычные животные утконос и ехидна. В Австралии живёт наш хороший знакомый – волнистый попугайчик, а также птица киви. Европейцы завезли в Австралию овец, кроликов и собак и этим нарушили природную экосистему. Мы думаем, это Антарктида. Обозначена на карте белым цветом. Там много снега и льда. Антарктида – самый холодный материк на Земле (летом -40, зимой – 89 градусов). Здесь находится Южный полюс. Бывает полярная ночь и полярный день. Этот материк покрыт льдами. Вокруг Антарктиды плавают огромные айсберги. Здесь нет рек, так как очень холодно. В Антарктиде живут несколько видов пингвинов, южный морской слон, полярная крачка. Можно увидеть, как проплывают киты. На этом континенте нет государств, Антарктида принадлежит всему миру, здесь располагаются исследовательские станции. Но постоянно здесь никто не живёт. До Северного полюса впервые добрались российские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. |
V. Первичное применение знаний Физкультминутка | Познавательные: структурирование знаний, контроль процесса и результата деятельности. Регулятивные: умение оценивать свою работу. Регулятивные: умение преодолевать усталость, непроизвольность поведения. | - Ребята, теперь мы можем вернуться к заданию, которое вызвало затруднение в начале урока. Посмотрите на группу из лишних слов и скажите, что объединяет их. - Расскажите подробнее об этом, где что находится? Слайд 11 Физкультминутка (зарядка для глаз) | Их объединяет то, что они находятся в Южном полушарии. В Австралии – озеро Эйр, Большой Водораздельный хребет. В Антарктиде живёт пингвин, находится море Беллинсгаузена. Дети соотносят географические объекты с местоположением на карте. Самопроверка, с помощью слайдов. Ответы детей Выполнение упражнений |
VI. Самостоятельное применение знаний | Личностные: действие нравственно-этического оценивания. Познавательные: обобщение, сравнение, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Проверим, как каждый из вас справится с заданием самостоятельно. 1) Работа с контурной картой в рабочей тетради с.79. План работы: 1. Подпишите материк. 2. Укажите океаны, которыми он омывается. 3. Проверка (по карте в учебнике). 2) Задание 1 и 2 в рабочей тетради с.68. | Выполняют задание Проверка по образцу Взаимопроверка |
VII. Включение в систему знаний и повторение | Регулятивные. Личностные УУД: умение ориентироваться в полученных знаниях. | - У вас на партах лежат карточки. Давайте проверим, как вы хорошо узнали Австралию и Антарктиду. Выберете правильные ответы, поставьте крестик в нужном окошке. Фронтальная проверка теста | С помощью теста дают оценку деятельности на уроке. |
VIII Рефлексия деятельности | Регулятивные: умение оценивать свою работу. | - Мы завершаем путешествие по материкам нашей планеты. Назовите все материки. Сколько их? На каком материке вам понравилось больше всего? - Понравился вам урок? А что особенно? На доске незаконченные предложения: Я узнал, что … Меня удивило... Мне захотелось... Слайд 12 - Выберите предложение, которое вам хочется закончить. - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты? Нарисуйте определённое солнышко. Оценка учителя: - умение быстро самостоятельно находить ответ на вопрос; - учиться договариваться; -проявлять творчество. - И мне бы особенно хотелось выделить работу на уроке… Более активным надо быть… Внимательным… | Ответы учащихся. Анализируют свои действия, делают выводы Высказывают собственное мнение. Осуществляют рефлексию проделанной работы. Высказывают личное мнение о приобретенном опыте. Оценка обучающихся: - интересные ответы товарищей; - убедительность и доказательность; - активность и заинтересованность. |
IX. Домашнее задание (дифференцированное) | Регулятивные. Личностные УУД: умение ориентироваться в полученных знаниях. | Слайд 13 А) Ответы на вопросы в учебнике (с.76-79). Б) Подготовить рекламу Австралии для путешественников. В) Подготовить сообщение об Антарктиде: почему в Антарктиде холоднее, чем на Северном полюсе? (Из дополнительного материала). - Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Спасибо всем за урок! | Осуществляют выбор домашнего задания. |
Приложение
1-я группа – географические объекты Австралии |
Составьте визитную карточку Австралии |
Полушарие___________________________________________________ Океаны (омывающие материк)_ _________________________________ Горы_________________________________________________________ Река_________________________________________________________ Озеро________________________________________________________ Страна______________________________________________________ Столица_____________________________________________________ |
2-я группа – Климат и природные зоны Австралии |
Заполните пропуски |
Большая часть Австралии лежит в зоне ___________________________________ _________________________. Там очень __________________ и __________________. Дождь выпадает ___________________________________________. Горячий воздух в пустыне создаёт ________________________. Восточную часть Австралии занимают _____________________________________ и ___________________________________. |
4-я группа – Антарктида – страна льдов | |
Напишите ответы на вопросы | |
Вопросы | Ответы |
| |
| |
| |
| |
|
Тест | |
11 | В каком полушарии расположены Австралия и Антарктида? Южное Северное |
22. | Австралия – это самый . . . материк. маленький влажный сухой |
33. | Антарктида – это самый . . . материк. жаркий холодный |
44. | Отметь животных, которые живут в Австралии. кенгуру жираф утконос лось |
55. | Кто живёт в Антарктиде? туристы учёные спортсмены |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Путешествие в дальние страны. Австралия" (2 класс, ОС "Школа 2100").
Урок знакомтсва с новым материком (Австралия) по плану, которого мы придерживались, знакомясь с другими материками....
Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !
Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...
Презентация - урок "Путешествие в дальние страны".
Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку Окружающего мира для 2 класса (второе полугодие) по программе "Школа 2100" ( А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). Описание и уро...
Урок окружающего мира. Путешествие в дальние страны. Африка
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию, приложение...
Индивидуальный проект кейс-урока. Тема: Путешествие в дальние страны.
Кейс – технология....
2 класс. Путешествие в дальние страны.
Тема: Путешествие в дальние страныТип урока: открытие новых знанийЦель: умение составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу через самостоятельно...