Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру по теме : "Словообразование"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На уроке продолжается работа по формированию экологической культуры,закрепляются знания о неживой и живой природе, развивается речь обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 КЛАСС
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Природоведение: неживое и живое в природе, природные сообщества.
Цели урока:
1. Продолжить развитие умений работать с орфографическим словарём.
2. Упражнять в подборе однокоренных слов.
3. Учить нахождению частей слова.
4. Развивать речь учащихся.
5. Закрепить знания о неживой и живой природе; растениях и животных природных сообществ.
6. Продолжить формирование экологической культуры.
Оборудование: плакаты чудо - дерева и луга; карточки с рисунками животных и растений; карточки с однокоренными словами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну «Грамматика». Как в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит вспомнить о признаках неживого и живого в природе, названия растений и животных, обитающих в природных сообществах.
II.Словарная работа.
Первая остановка в нашем путешествии - станция «Словознайка».
- На доске написаны части слова:
...реза, ...ведь, ...гурец, ...сина, ...ловей, ...рона, ...тофель, ...тух, за...ц, ...бака.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
И в норку быстро утащили.
- Запишите словарные слова в тетрадь.
Вторая станция - «Проверяйка».
- Прочитайте слова. На какие две группы можно разделить их, поставив вопросы что? или кто? (Неодушевлённые и одушевленные существительные.)
- Назовите имена существительные, обозначающие растения? (Берёза, огурец, осина, картофель.)
- Найдите растения, относящиеся к природному сообществу - лес. (Осина, берёза.)
- В какой тип леса они входят? (Смешанный лес.)
- Назовите имена существительные, обозначающие животных. (Медведь, соловей, заяц, петух, ворона, собака.)
- Найдите животных, обитающих в лесном сообществе. (Медведь, соловей, заяц.)
III. Наблюдение над ролью окончаний.
Третья станция - «Думайка».
На доску вывешивается репродукция картины «Лес весной».
- Какое время года изображено на картине?
- Назовите слова, характеризующие признаки весны. (Лужи, трава, солнце, птицы и т. д.)
Учитель вызывает к доске детей, назвавших однокоренные слова (травяной, травка, солнечный).
- Как называются такие слова? (Однокоренные.)
Какой «секрет» у однокоренных слов? (Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу)
Четвёртая станция - «Наблюдайка».
На доске написано слово «весна». В тетрадях ученики склоняют это слово.
- С помощью, какой части изменяется слово «весна»? (Окончание.)
- Что показывает окончание? (Число, род, падеж)
- Меняет ли окончание смысл слова? (Нет.)
- Получаются ли однокоренные слова при склонении существительных? (Нет, меняется форма одного и того же слова.)
- Что заложено в окончании? (Грамматическое значение слова)
- В какой части слова заложено его лексическое (смысловое) значение?
- На этот вопрос нам предстоит ответить, а для этого все должны стать на время исследователями.
IV. Наблюдение над однокоренными словами и их образованием.
1. Грамматическая сказка.
- Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово сад, нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили о нём, то увидели, что оно разрослось.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Учитель открывает плакат, на котором нарисовано дерево с разветвлённым стволом, на ветвях в виде плодов прикреплены однокоренные слова.
- Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (Корень, стебель, плоды.)
Чудо-слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.
- Внимательно посмотрите на чудо-дерево. Что же выросло на нём? (Слова)
- Назовите эти слова. Что у них общего? (Корни)
- Такие слова называются однокоренными.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадка рядом.
Вот идёт и садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять
В саду словесном.
- Назовите однокоренные слова. (Сад, рассада, посадка, садовод, садовник)
- Как же случилось, что у одного слова появилось много родственников? (Использовали приставки и суффиксы.)
- На какие группы по способу образования можно разделить эти слова? (На доске даётся «шпаргалка»)
В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнёздами, а процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием.
2. Работа с учебником.
- Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите их основы. Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы? (Изменяют смысл слова.)
3.Закрепление.
Пятая станция - «Упражняйка».
А) Добавьте приставки к корню -лет- (отлёт, полёт, прилёт, вылет и т. д.).
- Подберите к придуманным словам имена существительные, обозначающие живое в природе. (Отлёт птиц, полёт шмеля, вылет пчёл и т. д.)
- Сделаем вывод: различаются ли однокоренные слова по смыслу? (Да.)
Б) Учитель показывает картинки животных: волка, козы, верблюда, слона.
- На какие группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие.)
- Напишите названия детёнышей этих животных. (Волчонок, козлёнок, верблюжонок, слонёнок.)
- При помощи какой части слова образованы эти слова? (Суффикса -онок.)
- Какое значение придают словам суффиксы -онок, -енок? (Уменьшительно-ласкательное.)
В) Можно ли предложенные слова назвать однокоренными? Лето - летать, подводят - вода? (Нет. Доказать.)
4.Шестая станция - «Выбирайка».
На доске вывешивается картина «Цветущий луг».
- Что такое луг? (Сообщество травянистых влаголюбивых растений.)
- Какие растения растут на лугу? (Клевер, тимофеевка, мятлик, лютик и др.)
У Машиной мамы сегодня день рождения. Рядом с домом цветущий лужок (как на картинке). Маша пошла на луг и нарвала букет полевых цветущих растений, которые подарила маме. Как вы считаете, правильно ли поступила Маша? Почему? Как бы вы поступили? (Обсуждаются поставленные вопросы.)
- Выписать в тетрадь однокоренные слова.
- Разобрать по составу слова: луг, лужок, луговые.
5. Седьмая станция - «Поиграйка».Игра «В гости к родственникам».
Пять карточек ведущим устанавливается на доске, парте с главным словом гнезда родственных слов. Остальным участникам вперемежку - карточки с родственными словами пяти групп.
Вода и т. д.
Земля, земляной, землянка, подземный, землистый, землица, земляк, и т. д.
Ветер, ветерок, ветреный, заветрило и т. д.
Трава, травушка, травинка, травянистый, травяной и т.д.
Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек и т.д.
Выигрывает та группа, которая быстрее соберётся около ведущего.
- Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.
V. Подведение итогов.
6. Восьмая станция - «Отвечайка».
- Как можно получить новые слова?
- Для чего нужны новые слова?
- Какая часть придаёт слову новое значение? Что такое «Словесное гнездо»?
- Что понравилось на уроке, что было новым, интересным?
VI. Задание на дом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"
Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему "Масленица"
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему "Масленица"...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Заглавная буква. Домашние и дикие животные»
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 классана тему:«Заглавная буква. Домашние и дикие животные»...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Спряжение глаголов в стране Пожарной безопасности"
- Сегодня наш разговор посвящен важной теме. А какой, назовёте, отгадав загадку.«Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?»...