Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему "Масленица"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему  "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Организационное начало.
  2. Словарная работа.

Начинаем урок русского языка. Что бы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке, вспомним словарные слова.

Я вам буду загадывать загадки, а отгадав их, вы узнаете словарное слово. (на экране появляются картинки и слова с пропущенными буквами)

1. Над бабушкиной избой

Весит хлеба краюшка; собаки лают, а достать не могут.   (Месяц)

2.После брата Января

служит очередь моя

помогают мне два друга

снежная метель, да вьюга          (Февраль)

 

3.И с икрой, и со сметаной-

  Всякие они вкусны!

  Наздреваты и румяны

Наши солнышки - …                 (блины)

4. Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт                         (петух)

5.

Посмотрите внимательно на эти слова. Какое слово будет лишнее? Почему? (Слово блины -  не словарное).

Ребята, а кто знает, какой праздник отмечает русский народ на это неделе? (масленица)

А какой самый главный символ этого праздника? (блины)

Правильно, эта неделя называется масленичная. Давайте с вами вспомним, что это за праздник. (на экране картинки, учитель рассказывает про праздник )

(Масленица — это древний славянский праздник, озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.С недавних времен неделя перед Великим постом стала называться Сырной седьмицей, у южных славян в Болгарии – Белой неделей, а в  России –Масленицей.)

  1. Повторение пройденного материала.

Масленица славится своими гуляниями, весельем. Давайте и мы с вами встретим этот праздник и выполним первое задание.

Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной
шапке
На вороненькой
лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним
лошадка пляшет.
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и
творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!

Обратите внимание на выделенные слова. Назовите падеж выделенных слов. (на экране появляются правильные ответы)

4. Объявление темы урока.

Сейчас у нас проходит масленичная неделя, длится она 7 дней, каждый день имеет свое название. Нас с вами сегодня ждет 7 этапов работы над новой темой.

Итак, первый день называется встреча. В этот день встречали масленицу, а мы с вами давайте узнает тему нашего урока. На экране вы видите слова с пропущенными буквами, вставьте нужные буквы и вы узнаете тему.

Итак, тема нашего урока  - Способы образования имен существительных.

Давайте подумаем, какие цели мы поставим на урок?

Научится…

Закрепить…

(дети предлагают свои варианты ответов и они появляются на экране)

  1. Знакомство с новым материалом.

Задание по колонкам.

Задание. Разобрать слово по составу и определить  способ образования имен существительных.

1 колонка

2 колонка: БЛИНОК, МАСЛЕНКА

3 колонка: ПОГОВОРКА,

Все ли способы словообразования вспомнили? (нет)

Задание всему классу.

Определить способ образования слова

Когда падает снег? (СНЕГОПАД)

Человек, который печет блины? (БЛИНОПЕК)

Каким способом образовались эти слова? (способом сложения корней с соединительной гласной)

Итак,  давайте еще раз повторим, какими способами могут образовываться слова.

(На экране правило, дети читают)

  1. Работа над новым материалом.

Молодцы, а теперь давайте узнаем, как называется второй день масленицы. Заигрыш (на экране название и задание.)

Нас с вами ждет первое игровое задание.

Вот уж зимушка проходит

Белоснежная проходит

Люли, люли проходит

Снег и холод прочь уводит

Прочитайте текст и найдите слова к соответствующим схемам. Запишите их в тетрадь.

-Каким способом образовано первое слово? Второе? Третье?

Молодцы, с первым заданием вы справились.

Давайте посмотрим на следующий день масленичной недели. ( на экране название)

Следующий день называется лакомка.

Древние люди считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

 И мы с вами тоже полакомимся блином, но необычным, а волшебным. (на доске большой блин и фрагментами слов). Ваша задача составить как можно больше слов. Слова записывайте в тетрадь. Кто ставил больше слов, тот съел больше кусочков блинов.

(дети читают полученные слова)

6. Физ.минутка.

Молодцы, блином мы полакомились, а следующий день масленицы называется Разгуляй. Давайте и мы с вами немного отдохнем.

(Выходит один ученик и поет песенку про масленицу, показывает движения, а все остальные повторяют.)

Пришла маслена неделя.

Была у кума на блинах  - ах

У кума была сестрица   - ица

Печь блины – то мастерица –  ица

Напекла их кучек шесть – есть

Семерым их не поесть – есть

А сели четверо за стол – ол

Дали душеньке простор – ор

Друг на друга поглядели – ели

И… блины то все поели – ели

  1. Закрепление нового материала.

Следующий день масленицы называется Тещины вечерки. Нас ждет следующее задание, но сначала давайте вспомним правило о способах образования имен существительных.

_ Кто запомнил способы образования имен существительных? (дети повторяют правило). Затем возвращаемся к слайду с правилом и еще раз его читаем.

А теперь выполним задание в учебнике. Выполняем упр. № 3 (парами)

Дети письменно в тетради.

Молодцы.

Следующий предпоследний день масленицы называется Золовкины посиделки. В этот день принято посещать родных и печь блины.

А мы с вами выполним следующее задание. Откройте учебник упр № 5. (выполняем устно).

Знакомимся со второй частью правила. Дети читают в учебнике и на экране.

Затем выполняют задание упр № 5. (читают слова)

  1. Рефлексия.

Вот и масленица подходит к концу. Последний день масленицы называется Прощенное воскресенье или проводы. Масленица подходит к концу и наш урок тоже.

-Давайте вспомним, чему мы научились на этом уроке?

- Кто запомнил способы образования имен существительных?

А теперь отметьте в тетрадках, на полях. Какое настроение было у вас на уроке. На экране вы видите блинчики. Если вам урок понравился,  у вас все получилось, то блинчик ваш будет улыбаться, если все было хорошо, но не все получилось, то блинчик не будет улыбаться, а если вам урок не понравился, было скучно и не интересно, то блинчик будет грустным.

  1. Домашнее задание.

Молодцы, вы все сегодня постарались, хорошо поработали.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

У. стр. 63 упр № 6. (выучить правило).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...