Статья "Экологическое образование младших школьников"
статья по окружающему миру (3 класс) на тему
Экологическое воспитание в эпоху стремительного развития науки является одним из самых значимых направлений воспитательной системы в начальной школе. Работа по формированию начального экологического мировоззрения будет результатом длительного и целенаправленного изучения природы на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности, с вовлечением учащихся в посильное участие в дело охраны природы, с применением системно – деятельностного подхода. Данная статья раскрывает эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_nachalnyh_klassov.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Шуберкина Лидия Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №121»
Г.Казань, Республика Татарстан
Экологическое образование младших школьников
У человека вполне достаточно объективных причин,
чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в
конечном счёте, природу может спасти только его
любовь.
Жан Дорст
В стандартах второго поколения подчёркиваются особенности первой ступени общего образования. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика.
Экологическое воспитание в эпоху стремительного развития науки является одним из самых значимых направлений воспитательной системы в начальной школе. Работа по формированию начального экологического мировоззрения будет результатом длительного и целенаправленного изучения природы на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности, с вовлечением учащихся в посильное участие в дело охраны природы, с применением системно – деятельностного подхода.
Слова К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, отвечающего требованиям ФГОС: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Основной задачей экологического образования является обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды, а не только усвоение объёма экологических знаний.
Я считаю, что уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой и коммуникативной деятельности деятельности учащихся.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности является создание развивающей образовательной среды.
Так, например, при изучении темы «Экосистема леса» я провожу командный турнир «экологический калейдоскоп»
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
(КОМАНДНЫЙ ТУРНИР)
Цели:
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
- воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Оборудование: гербарий растений леса, рисунки по правилам поведения в лесу, карточки с заданиями
Ход занятия:
1.Разминка «Входной билет»
-Составь слово из букв: ГОЯЛОИКЭ
(Ответ: ЭКОЛОГИЯ)
Чтение стихотворения:
Мы заведём разговор о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том пойдёт тут речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?
(Подготовленные дети рассказывают об экологии)
2. Конкурс «Птичьи» скороговорки.
Дятел лечит старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
-Выбери из гербария лист дуба.
(Выступления детей о пользе леса)
3. «Лучший пылесос»
-Определи, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»?
Берёза 28
Сосна 17
Тополь 23
-Чтобы ответить на вопрос, найди значение выражения: 15*8-(48+49)
(Ответ: тополь)
4. В гостях у Василисы Премудрой.
- О каком дереве идёт речь: «Среди лета метелица, снег летит и стелется»?
(Ответ: тополь)
- Какое растение отпугивает комаров?
( Ответ: полынь)
-Какой из ниже перечисленных грибов «лишний»?
Груздь, бледная поганка, маслёнок, сыроежка, опёнок.
(Ответ: бледная поганка)
-Какой цветок первым произрастает на месте лесных пожарищ?
(Ответ: Иван – чай)
- Какой зверёк для вывода детёнышей устраивает высоко на деревьях из прутьев и мха шарообразное гнездо? Как оно называется? (Детёныши этого зверька рождаются в апреле слепыми и беспомощными)
(Ответ: Этот зверёк – белка, а её гнездо называется гайно)
-Как называют человека, который охраняет лес? Что входит в его обязанности?
(Ответ; Лесник следит за порядком, бережёт лес от пожаров, борется с браконьерами, помогает животным, попавшим в беду, и т.д.)
5. Конкурс «Домашнее задание»
-Назови правила поведения в лесу.
1.Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
2.Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
4.Не рвать больших букетов цветов.
5.Не оставлять мусор в лесу, а закопать его в яму.
Литература:
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2.Ласкина С.Д. Экологическое образование младших школьников. Волгоград 2014.
3.Пупышева О.Н. Олимпиадные задания. -М. 2015.
4.Лёвина С.А. Начальная школа (конспекты открытых уроков и занимательные задания)/ Волгоград 2014.
5.Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 3. Волгоград 2014.
6.Строева О. Емеля Детский журнал №1,03/ 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....
Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, ...
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...
Здоровьесберегающее образование младших школьников
В соответствии со Стандартом второго поколения на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление ли...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...