Статья "Экологическое образование младших школьников"
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

   Экологическое воспитание в эпоху стремительного развития науки является одним из самых значимых направлений воспитательной  системы в начальной школе. Работа по формированию  начального экологического мировоззрения будет результатом длительного и целенаправленного изучения природы на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности, с вовлечением учащихся в посильное участие в дело охраны природы,  с применением системно – деятельностного подхода. Данная статья раскрывает эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_nachalnyh_klassov.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Шуберкина Лидия Геннадьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей №121»

Г.Казань, Республика Татарстан

Экологическое образование младших школьников

                                                                                        У человека вполне достаточно объективных причин,

                                                                                  чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в

                                                                                  конечном   счёте, природу может спасти только его

                                                                                  любовь.

                                                                                                                                                                  Жан Дорст

    В стандартах второго поколения подчёркиваются особенности первой ступени общего образования.  Начальная школа – самоценный, принципиально новый  этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

   С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика.

   Экологическое воспитание в эпоху стремительного развития науки является одним из самых значимых направлений воспитательной  системы в начальной школе. Работа по формированию  начального экологического мировоззрения будет результатом длительного и целенаправленного изучения природы на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности, с вовлечением учащихся в посильное участие в дело охраны природы,  с применением системно – деятельностного подхода.

  Слова К.Д.Ушинского отражают суть урока  современного типа, отвечающего требованиям ФГОС:   «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».  

   Основной задачей экологического образования  является обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды, а не только усвоение объёма экологических знаний.

   Я считаю, что уровень сформированности  УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой и коммуникативной деятельности   деятельности учащихся.

   Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности является создание развивающей образовательной среды.

   Так, например, при изучении темы «Экосистема леса» я провожу командный турнир «экологический калейдоскоп»  

 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

(КОМАНДНЫЙ ТУРНИР)

Цели:

-углубление экологических знаний обучающихся;

-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

- воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи: 

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Оборудование: гербарий растений леса, рисунки по правилам поведения в лесу, карточки с заданиями

Ход занятия:

1.Разминка «Входной билет»

-Составь слово из букв: ГОЯЛОИКЭ

 (Ответ: ЭКОЛОГИЯ)

Чтение стихотворения:

Мы заведём разговор о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том пойдёт тут речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?

(Подготовленные дети рассказывают об экологии)

2. Конкурс «Птичьи» скороговорки.

Дятел лечит старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

-Выбери из гербария лист дуба.

(Выступления детей о пользе леса)

3. «Лучший пылесос»

-Определи, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»?

Берёза 28

Сосна 17

Тополь 23

-Чтобы ответить на вопрос, найди значение выражения: 15*8-(48+49)

(Ответ: тополь)

4. В гостях у Василисы Премудрой.

- О каком дереве идёт речь: «Среди лета метелица, снег летит и стелется»?

(Ответ: тополь)

- Какое растение отпугивает комаров?

( Ответ: полынь)

-Какой из ниже перечисленных грибов «лишний»?

Груздь, бледная поганка, маслёнок, сыроежка, опёнок.

(Ответ: бледная поганка)

-Какой цветок первым произрастает на месте лесных пожарищ?

(Ответ: Иван – чай)

- Какой зверёк для вывода детёнышей устраивает высоко на деревьях из прутьев и мха шарообразное гнездо? Как оно называется? (Детёныши этого зверька рождаются в апреле слепыми и беспомощными)

(Ответ: Этот зверёк – белка, а её гнездо называется гайно)

-Как называют человека, который охраняет лес? Что входит в его обязанности?

(Ответ; Лесник следит за порядком, бережёт лес от пожаров, борется с браконьерами, помогает животным, попавшим в беду, и т.д.)

5. Конкурс «Домашнее задание»

-Назови правила поведения в лесу.

1.Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

2.Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

4.Не рвать больших букетов цветов.

5.Не оставлять мусор в лесу, а закопать его в яму.

 Литература:

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

2.Ласкина С.Д. Экологическое образование младших школьников. Волгоград 2014.

3.Пупышева О.Н. Олимпиадные задания. -М. 2015.

4.Лёвина С.А. Начальная школа (конспекты открытых уроков и занимательные задания)/ Волгоград 2014.

5.Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 3. Волгоград 2014.

6.Строева О. Емеля  Детский  журнал №1,03/ 2011.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....

Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, ...

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

Здоровьесберегающее образование младших школьников

В соответствии со Стандартом второго поколения на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление ли...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...