ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по математике (1,2,3,4 класс) на тему
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь школы, края, страны.
Обновление содержания гражданского образования включается в ряд дисциплин начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2 г. Боровичи
Татьяна Вячеславовна Николаева
высшая кв. категория
Последнее десятилетие ХХ и начало ХХ1 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно – воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, духовной нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 – р, определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно – воспитательных целей.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно – политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребёнка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование в школе представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации:
- учебных предметов;
- учебных факультативных курсов;
- кружков;
- проведения внеклассных мероприятий;
- создания демократического уклада школьной жизни.
Гражданское образование в средней общеобразовательной профильной школе включает в себя три ступени:
- Первая ступень (начальное образование).
- Вторая ступень (основное образование).
- Третья ступень (средняя (полная) школа).
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь школы, края, страны.
Обновление содержания гражданского образования включается в ряд дисциплин начальной школы.
Курс «Окружающий мир» позволяет младшему школьнику:
- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимости в системе «человек – природа»;
- осознать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок, получить начальные навыки экологической культуры;
- принимать себя как индивидуальность, понимать важность здорового образа жизни;
- знать и уважать быт, традиции и культуру народов, населяющих Россию, знать важнейшие события истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков.
- подготовиться к изучению базовых предметов в профильной школе.
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие функции:
- Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке, обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно – научных, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия мира.
- Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений, а также формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры.
- Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально – положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
- Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития.
- Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно – научных дисциплин, так и гуманитарных в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.
На уроках окружающего мира учащиеся получают следующие знания и представления:
- Природоведческие и экологические
- Географические
- Социальные
- Исторические
Ведущие содержательные линии предмета «Окружающий мир» с 1 по 4 класс раскрывают учащимся вопросы взаимодействия человека и природы, истории родной страны, традиции и культура народов, отношений человека с другими людьми и т.д.
Уже в 1 классе в начале года учащиеся изучают тему «Родная страна». Изучение данной темы начинается с темы «Семья», содержание которой постепенно формирует представление школьников о том, что семья является частью общества, что любое государство должно заботиться о благополучии семьи, помогать воспитывать, учить, лечить детей, то есть выполнять свои обязанности по отношению к членам общества. Дети проучились почти полгода и готовы к восприятию более сложного материала о родной стране (урок № 43). На этом уроке дети знакомятся с правами и обязанностями граждан России, слушают текст гимна, рассматривают герб, флаг России. На следующих уроках учащиеся узнают о том, что Москва – столица нашего государства, а не только большой город, начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит какому – нибудь народу, а каждый народ – особенный и различается языком, культурой, традициями. Для развития познавательного интереса к данным темам на уроках используем наглядный материал (предметы декоративного искусства разных народов, костюмы, книги на языках разных народов и др.). Урок о Москве проводится в форме воображаемой экскурсии: «Представь, что ты – житель Москвы и тебе нужно провести экскурсию по городу».
Уроки окружающего мира проводятся в разнообразных формах (беседы, игры, экскурсии, театрализация, уроки – путешествия, викторины и др.) Уроки обогащены зрительными образами: широко используются иллюстрации, схемы, кино – и мультфильмы, фрагменты учебных передач. Многие уроки проходят на фоне народной и классической музыки. На каждом занятии предусматриваются творческие, исследовательские и познавательные задания. Использование таких форм и приёмов на уроках позволяет не только развивать познавательный интерес, но и обогащать и развивать речь учащихся, развивать умение искать самостоятельно знания в дополнительной литературе и предъявлять их, что немало важно для дальнейшего обучения в школе.
Таким образом, ведущей идеей обновления содержания – отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В Методическом письме «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» отмечается важная роль курса «Окружающий мир» «… изучение которого помогает формировать социальные представления (о родной природе, стране, о других странах, государственном устройстве, правах и обязанностях, этике взаимоотношений и пр.), воспитывать патриотические чувства, вырабатывать гражданскую позицию».
Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком являются важнейшим условием успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное умение, но и как важнейшее общеучебное умение, необходимое для изучения любого предмета. Отбор содержания обучения по русскому языку подчинялся следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:
- усиление деятельного подхода при обучении русскому языку;
- обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;
- усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.
Все эти требования нашли своё отражение в курсе «Русский язык» С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (программа «Начальная школа ХХ1 века).
Новизна подходов к построению курса заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся. Основная идея курса – его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности. Предполагается, что такие приоритеты в языковом образовании дадут хорошие результаты развития предпосылок коммуникативной и речевой компетенции школьника. Когнитивная функция языка реализуется с учётом возрастных возможностей и потребностей ребёнка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим, важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые представлены в учебнике данного курса. Одновременно с решением задач обучения языку идёт реализация воспитательных возможностей урока русского языка, формируются, уточняются представления детей о природе, Родине, других странах, труде людей, культуре народов и др. Уроки русского языка содержат и богатый материал из литературного наследия нашей страны.
Приоритетными целями изучения литературного чтения в начальной школе является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуру его речи и читательской деятельности, интерес к самостоятельному чтению. От сформированности всех этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Новизна подходов к отбору содержания литературного образования состоит в том, что впервые определено место литературного чтения как самостоятельной учебной единицы в условиях профильной школы, намечены пути решения проблемы преемственности в содержании литературного образования между первой и второй ступенями обучения. Это позволяет усилить развивающий и воспитательный эффект уроков, более успешно осуществлять социализацию младшего школьника. Всё это находит отражение в программе «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. Обновление содержания курса идёт за счёт расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных жанров, авторов, тематики. Духовно – нравственные ценности и идеалы русской традиционной культуры положены в основу содержания программы. Через сказку, миф, былину, легенду, предание дети приобщаются к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков. Фольклорные образы обладают особой ассоциативностью. Они раскрываются в контексте всего жизненного опыта ребёнка, информации, получаемой от родителей, учителя. Эти образы вводят ребёнка в мир традиционных отношений человека с природой, с другими людьми, со сверстниками и старшими поколениями. Литературное чтение – своеобразный «учебник духовности», так как многие темы предполагают серьёзный разговор с детьми о соотношении добра и зла в мире и в себе. Народная педагогика выше всего ценила «добрый ум и умное сердце». Вспомним Иванушку - Дурачка из русских народных сказок. Его простота, наивность, доброе сердце, незлобивость, смирение делают его настоящим героем. Эти качества несут в себе силу, которой всё подвластно. Сказки исподволь внушают детям стереотип поведения, учат добру и справедливости. Патриотизм в народной педагогике тесно связан с храбростью, отвагой, доблестью и честью. Мы ищем опору в борьбе за нравственное и физическое здоровье детей в народной педагогике. Она тесно связана с жизнью. Её цели просты и человечны: воспитать ребёнка так, чтобы он любил Родину, не гнушался никаким трудом, был отзывчив и честен с людьми. Понимая, что личности создают и творят историю, самое большое внимание в курсе отведено роли личности в истории. Ребята знакомятся с произведениями о людях, оставившими после себя яркий след в истории России. Читая о таких личностях, дети обращают внимание на то, что нужно ставить интересы государства выше своих, личных, как надо добиваться цели, держать слово, быть мужественным и благородным, не щадить сил, а если надо, и жизни, ради спасения Родины. Много славных имён узнают учащиеся: Сергий Радонежский, Петр 1, А. Суворов, Г. Жуков, М. Ломоносов и др.
Однако только в урочное время задачи патриотического и гражданского образования не могут быть решены, а отсутствие целевой программы по патриотическому и гражданскому образованию негативно сказываются на формировании гражданской зрелости и ценностного сознания.
Понимание этого привело к созданию ЭКНО (эколого - краеведческого научного общества) для младших школьников. В программе ЭКНО отражены деятельностные подходы в системе гражданского образования:
- Программа «Берегите людей» - семейное и духовно – нравственное воспитание и образование;
- Программа «Знание – сила» - интеллектуальное образование;
- Программа «От прекрасного к доброму» - художественно – эстетическое образование и воспитание;
- Программа «Здоровье» - физическое воспитание;
- Программа «Наш дом – Россия» - гражданское и патриотическое образование и воспитание;
- Программа «Наш класс» - социальное воспитание;
- Программа «Живи, Земля!» - экологическое образование и воспитание;
- Программа «Профессии моих родителей» - профессиональное образование
Чем же занимается эколого – краеведческое научное общество?
Учитывая тот факт, что дети проявляют повышенный интерес к поисковой деятельности, мы организовали работу по разным направлениям Программы «ЭКНО»: выпуск устных журналов по истории своего края, города; история улиц моего города; мой город в годы Великой Отечественной войны; об известных людях края, профессии моих родителей, интеллектуальные марафоны, история олимпийских игр, семейные традиции, и др. Для «погружения» в тему используем весь арсенал средств; посещение библиотек, видеотеку, встречи с интересными людьми, экскурсии по историческим местам, в музеи и др. Затем собранный материал обрабатывается, осмысливается, и члены общества выступают перед другими учащимися с рассказами о том, что они узнали, что поразило их.
Учащиеся с интересом принимают участие в различных конкурсах рисунков, стихов, поделок. Не остаются равнодушными и к благотворительным мероприятиям: Рождественский марафон, День пожилых людей, День Матери и др. Учащиеся вместе с родителями также участвовали в организации экспресс выставок: « Герб моего города», «Семейное древо», «Мои родные в годы войны» и др. Так, в совместной деятельности с взрослыми, у ребят формируются самые лучшие качества – любовь к Родине, уважение к старшим, чувство национальной гордости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ о создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на 2018-2019 учебный год
С целью совершенствования методического обеспечения образовательного процесса, развития педагогической инициативы, приказываю:Утвердить состав методического совета на 2018-2019 учебный год...
Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
В соответствии с планом работы с педагогическими кадрами муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на ...
Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«сРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ кадетская ШКОЛА №4» приказ 31.08.2018№459 О назначении наставников молодых спе...
Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
План индивидуальной работы с молодым специалистом Белых А.В. по адаптации к профессии (1-й год сотрудничества) ФИО молодого специалистаФИО наставника, должностьНаправления деятельности Формы...
Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«сРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ кадетская ШКОЛА №4» приказ 02.09.2019№459 О назначении наставников молодых спе...
О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»...
О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на 2023-2024 учебный год
О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на 2023-2024 учебный год...