Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Примакова Евгения Александровна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_organy_chuvstv_-.docx51.84 КБ
Файл urok_otkrytyy.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

2. Актуализация

Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами подошли к ней и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень на котором только что сидела ящерица, наконец, дошли до ягоды и съели её.

-Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне?

Что вам помогло дать такие ответы?

3. Постановка учебной задачи.

На экране  изображение человечка, но без лица.

- Очень странный человечек. Что же внем странного?

– А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они вовсе?

Учитель вставляет на экране элемент глаза.(Здесь и далее после ответов детейучитель вставляет на экране рядом с табличками элементы органов чувств.) Учитель вставляет модель носа.Учитель вставляет модель рта(язычок спрятан).Учитель вставляет модель  ушей.

Ягода красная, сладкая, ароматная. Ствол дерева шершавый. Камень круглый и холодный.

Глаза, нос, руки, рот.

У этого человечка нет лица.

– У него нет ушей.

– Нет глаз, рта.

– Так некрасиво.

– Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.

– Если б у человека не было глаз, онпопал бы под машину.

– Если б у нас не было глаз, то мы быи в школу не пришли.

– Если бы у нас не было носа, то мыбы умерли, потому что не смогли быдышать.

– Рот нужен человеку для еды.

– Если бы у нас не было рта, то мыбы умерли от голода.

– Человеку нужны уши, а то бы онничего не слышал.

Затем учитель спрашивает: «Что вычувствуете, когда на улице мороз?» иприкрепляет на доску знак вопроса.

4. Постановка проблемы

-А что из перечисленного для человека самое главное?Вы сегодня на уроке постарайтесь найти ответ на этот вопрос.

5. «Открытие» детьми новых знаний

–Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такиеисследователи?

–Значит, и мы можем назвать себяисследователями. Так что же будетпредметом нашего исследования?

–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное,уже слышали это слово). Давайте разделимся на4 группы и приступим к исследованию.

Исследование органа зрения.

–Ребята, закройте глаза. Скажите, какой предмет появился у меня настоле? (Выставляет на стол игрушку.)

–Откройте глаза. Почему же вы несмогли ответить на мой вопрос?

-Значит, вам понадобились глаза?

Каждая группа получает свое задание.(На каждый стол выдаются предметы для исследования.)

– Сравните: 1-я гр. Что общего и в чем различиепредметов?2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.Проведите исследование своихглаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

– Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотретьтелевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

– После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Можетбыть, вы догадались орган чего?

Учитель поправляет:

– Глаза – это орган зрения. (Появляется табличка с надписью «органзрения».)  С его помощью мы получаембольше всего информации об окружающем нас мире.

-Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

(На экране появляются глаза на лице человека.)

– Зрение надо беречь, потерянныйглаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует нарасстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падатьслева.

Исследование органа слуха.

– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторитето, что я скажу. Только не подслушивать!

– 9, 36. В нашем классе тишина.

– Что вы почувствовали?

– Какой вывод можем сделать?

Учитель включает запись «Звуки леса»

– Какая музыка прозвучала?

– Что помогло вам почувствовать,

услышать это?

– Речь людей и шум ветра, шелесттравы и журчание ручья, пение птиц –все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все этопочувствовать?

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего?– Правильно.

(Появляется название «орган слуха».)

- Ребята, как сохранить здоровым этот орган? (На экране появляются уши на лице человека.)

Исследование органа обоняния.

– Проведем опыт. Сможетели вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?(Приглашаются представители от команд.)

– Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.

– Кто сможет дать научноеопределение?

(Появляется табличкас названием «орган обоняния».)

- Ребята, как сохранить орган обоняния?

– Благодаря органу обоняния мычувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредитьнас об опасности – о пожаре. То, чтомы не видим и не слышим, мы можемразличить по запаху. А помогает нам вэтом орган обоняния.(Нос перемещается на изображение человечка.)

 Исследование органа вкуса.

(Учащимся выдаются три стакана с водой: соленой, сладкой и простой и три сока с трубочкой заклеенных со всех сторон бумагой.)

– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

– Значит, нам необходимо еще одно

исследование – на вкус.

-Сколько раз вам нужно попробовать, чтобы узнать вкус?  Попробуйте.Что вы ощущаете?

– Проведем еще один опыт. Сможете ли вы угадать предмет?

Игра «Угадай по вкусу».

Учитель раздает ребятам кусочкифруктов и овощей.

– Что помогло вам почувствовать

вкус пищи?(При ответе «рот» предложить исследование губами.)

Учитель высовывает язычок у наглядной модели «рот».

– Дайте научное определение этому

органу.

Дополнительный материал: Как сохранить орган вкуса?

–Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когданам не могут помочь органы зрения,обоняния и слуха.Появляется соответствующий рисунок на изображении человечка.

 Исследование органа осязания.

Игра «Узнай, что в корзинке».

Учащимся предлагается на ощупьопределить предмет в корзинке. Всепредметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор,клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.

– Что ты чувствуешь? Можешь литы узнать предмет?

Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

– Ребята, как вы смогли отгадать

предметы? При помощи чего?

Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжаетдиалог:

– Но ведь сначала вы пользовались

рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.

– Сможем ли мы узнать предметы

без помощи органов зрения, слуха,

обоняния и вкуса? Приглашаю представителей от групп.

Учитель выдает детям мелкие предметы и предлагает отгадать, что за предмет у них в руках.

– При помощи чего вы отгадалипредметы?

– На коже нашего тела находитсямножество чувствительных клеток,которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это органосязания.(Появляетсясоответствующаятабличка.)

– Прочитайте.

– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить навопрос: кто же они, наши верные помощники?

– Теперь дадим их общее название.Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону табличек) –это все органы, а это – чувства (показывает на правую сторону).

Догадались, какое название отсюда следует?

Учитель открывает последнюю табличку.

6.Физминутка

7.Первичное закрепление

Сегодня мы работаем по заготовленному мною материалу № 4,5 , 6, 7.

8. Самостоятельная работа

– Проведите дегустацию блюд. Определите, из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли в этом?

9.Итог урока

-Какой орган чувств самый главный?

– Определите главную мысль урока.

Что нового мы узнали? Выводы:

7.Домашнее задание

Cоставить кроссворд на тему: «Органы чувств – наши верные помощники»

Игра «К врачу за консультацией»

Один из учеников – врач, другой приходит к нему и просит дать совет: Как беречь зрение? Врач должен дать соответствующие рекомендации. Остальные учащиеся класса - члены консилиума, затем врач – консультант и пациент меняются местами, игра продолжается пока не будут даны консультации по гигиене изученных органов чувств.

Мы чувствуем холод.

Здесь дети испытывают затруднение, не могут ответить.

– Это люди, которые что-то изучают.

– Это ученые, которые что-нибудьрассматривают в микроскопы, а потомдиссертации пишут.

-Да.

– Мы будем исследовать человека.

Дети молчат.

– У нас же глаза были закрыты, имы не смогли увидеть.

-Да, благодаря глазам мы можемвидеть и различать предметы.

1-я гр. получает конверт с листамикартона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий). 2-я гр.– конверт с геометрическимматериалом (с урока математики),одного цвета, но разной формы и размера. 3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.4-я гр. – книги, журналы, открыткис репродукциями картин.

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:

1-я гр. приходит к мнению, что глазапомогают нам видеть различные цвета.

2-я гр. – Глазами мы видим цвет,различаем форму и величину предметов.

3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мячшарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.

4_я гр. – С помощью глаз мы можемчитать книги, журналы, видеть красивые картины.

Дети предлагают свой вариант –орган видения.

-Если мы несколько раз будем только слушать, то каждый раз будем представлять по-новому, поэтому лучше один раз увидеть.

–Нельзя  долго смотреть телевизор, от этого зрение портится.

– Нельзя читать лежа.

– Нельзя близко сидеть, когда смотришь телевизор.

– Нельзя низко наклонять голову,когда пишешь и читаешь.

Дети закрывают уши руками.

 Мы ничего не слышали.

– Наши уши были закрыты.

– Уши нужны человеку, чтобы слышать.

-«Звуки леса»

– Нам помогли в этом уши

– Уши – это орган слуха.

Дети закрывают глаза и определяют по запаху духи, апельсиновую дольку, киви, зерна кофе.

– Нос – это орган обоняния.

-Нужно следить, чтобы нос не был заложен.

-Не лазить в нос посторонними предметами.

– Ничего.

-Один.

Дети определяют по вкусу воду: в  стакане сладкая вода, в среднем _

Соленая вода, а в маленьком – простая.Ещё раз проводится опыт с использованием соков.

У учащихся закрыты глаза. Они по вкусу отгадывают предмет (апельсин,яблоко, и т.д.)

-Дети сразу же догадываются, чтоэто язык.

– Язык – это орган вкуса.

-Нельзя пить или есть очень горячую или холодную пищу и т.д.

Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет.Дети описывают предмет, говорят,что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

Дети отгадывают предмет и достаютего из корзинки.

И тут детей осеняет догадка:

– При помощи кожи! На руке естькожа!

Дети исследуют предметы (гвоздик,кнопку, пуговицу), заведя руки за спину, и называют их.

– При помощи кожи рук.

Чтение хором.

Дети еще раз называют органы

чувств.

– Органы чувств.

Дети комментируют ответ

Дети определяют, из чего сделанысалаты, по цвету, на вкус, по запаху.Делают вывод, с помощью каких органов чувств они смогли это определить.

-Нельзя выбрать один орган чувств главным, потому что познавать окружающий мир нам необходимы все органы чувств.

– Сегодня на уроке мы говорили об органах чувств, узнали, какую работуони выполняют в организме человека.

-Органы чувств – наши верные помощники.

– Они показывают нам разные признаки и свойства предметов.

– Они помогают нам узнать, что

происходит в окружающем мире.

Тема:Наши помощники – органы чувст.

Тип урока: урок-исследование (практикум)

Цель: повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.

Задачи:  формировать и развивать у детей

  • общепознавательныеуниверсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
  • коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом,  участия  в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать  в диалог(работа в группах);
  • регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).

Оборудование: учебник, 4 непрозрачных мешочка с предметами (ключ, кольцо, шишка, конфета, машинка, мягкая игрушка),  8 стаканов (4 – с теплой водой, 4 – с холодной),  16 одноразовых стаканчиков с соком (яблочным), чаем, питьевой водой,  баночки с  дольками лука, чеснока,  листьями мяты,  зернами кофе, пакетики с чаем (мятным, лимонным

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать

2. Мотивационное начало урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Парты, стол, окно, цветы…

А что слышишь сейчас ты?

-Ребята, а при помощи чего мы познаем окружающий нас мир? (при помощи органов чувств).

- Назовите их. (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Учитель (У.): Прочитайте надпись. (“Познай самого себя”). Подумайте, что значит “познать самого себя”?
Дети (Д.):

У:  А я думаю, процесс познания самого себя длится всю жизнь, потому что мы же меняемся. С каждым днем что-то в нас добавляется, что-то уходит. Познавать себя - значит совершать маленькие открытия. Пусть не каждый день, но все, же совершать.

У.: - Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.. Кстати, кто такие исследователи?

Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

3. Постановка учебной задачи.

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

- Очень странный человечек. Что же в нем странного?

У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

Эти части называются органы чувств.

4. Постановка проблемы

А он считает,  что они ему и не нужны. Вот еще -  умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? А сможет ли он так жить???

Так что же будет предметом нашего исследования?

Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его органы чувств.

Нам надо доказать ему, что без наших помощников, органов чувств, мы не сможем полноценно жить.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС????????????????Какие органы чувств нам помогают полноценно жить????

Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)

Прежде, чем начать работу зарядимся доброй энергией, настроимся на успех. Встали, возьмите друг друга за руки, передайте импульс.

5. «Открытие» детьми новых знаний

Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?

Отгадайте загадку.

Есть у каждого лица два оконца.

На ночь сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (глаза).

Исследование органа зрения.

Ответьте на мои вопросы.

Давайте приступим к исследованию. Возьмите задание на карточке белого цвета.

Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)

1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).

2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.

3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.

4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.

Задания для групп.

  1-я гр. Что общего и в чем различие предметов?

 2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.

4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.

Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:

1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

        

2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.

3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.

4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Практическая работа

Цель: изучить строение глаза.

У.: Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?

Д.: Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.

Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? ( Это радужная оболочка или радужка.От нее зависит цвет наших глаз.)У.: Закрасьте на схеме радужную оболочку цветом, соответствующим вашим глазам: коричневым (карие), серым, зелёным или  голубым.

С  помощью глаза мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

На столах лежат задания Зеленого цвета. Обратимся к ним. Посовещавшись в группе, дайте мне на него ответ.

1гр. Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

2гр. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

 Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

3гр. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

4 гр. Значение зрения в жизни человека.

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

Физкультминутка для глаз

У.: Такие упражнения рекомендуется делать ежедневно, в перерыве между занятиями. Если глаза устали, полезно смотреть на поверхности, окрашенные в зелёный или коричневый цвет, а лучше на растения.

Так что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Глаза – это орган зрения.

Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза.

Исследование органа слуха.

Какого помощника мы будем исследовать сейчас вы узнаете, угадав загадку.

Загадка:У одной головы два братца по разные стороны сидят. А ничего не видят и не говорят. (Уши).

Каждой группе по очереди я буду включать определенный звук. Ваша задача, определить, что вы сейчас услышите.

Учитель включает запись различных звуков…

– Что помогло вам почувствовать, услышать это?

– Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать?

На столах лежат задания розового цвета. Обратимся к ним. Посовещавшись в группе, дайте мне на него ответ.

1гр.Как вы думаете, каким бы был мир без звуков?

2гр. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

3гр.Как вы понимаете поговорку «Медведь на ухо наступил»?(лишен музыкального слуха)

4гр. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? – слуха. Правильно.

Форма ушей у животных разнообразна. Иногда они не только орган слуха, а еще и опахало.

Исследование органа обоняния.

Загадка:Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

У.: Для чего необходим нос?

Д.: У.: Способность чувствовать запахи называется обонянием.

Практическая работа

Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

Ход работы

Перед вами  футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

У: Какие запахи вы определили?

 Запах №1-чеснокЗапах №4-лук

Запах №2-кофеЗапах №5-апельсин

Запах №3-духиЗапах №6-зубная паста

У.: Когда вы ощущали запах?

Д.: Когда делали вдох.

У.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

Д.:На столах лежат задания желтого цвета. Обратимся к ним. Посовещавшись в группе, дайте мне на него ответ.

1гр.Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния

2гр. Как вы понимаете поговорку «Зарубить на носу»

3гр.Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния( Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)

4гр. .: -Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма)Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

- Руки за спину положим

  И легко – легко подышим.

  Вдох через нос, выдох через рот.

  Дышим правою ноздрей…

  Дышим левою ноздрей…

  Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

  Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

  Раз – подняться, потянуться,

  Два – согнуться, разогнуться,

  Три – в ладоши три хлопка,

  Головою три кивка,

  На  четыре руки шире,

  Пять – руками помахать.

  Шесть – за парту тихо сесть.

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этомнаш нос. Нос очень нужен человеку.Вернем его нашему человечку?

Подберите научное определение. Нос-это орган чего?орган обоняния.

Разнообразны формы носа у различных животных и разнообразны их возможности.

Опыт

Цель: выяснить, связано ли обоняние со вкусом.

Ход опыта: ученики 4 человека  закрывают глаза, закрывают нос пальцами и кладём в рот кусочек хлеба, морковь, картофель, свеклу.

Сможешь ли ты определить какой продукт кушал???С помощью чего ты почувствовал вкус???

Вывод: С помощью языка мы можем почувствовать вкус продукта, без запаха.

Исследование органа вкуса.

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.

Д.: Язык.

У.: Рассмотрите свой язык в зеркало. Что вы увидели?

Д.: Полоски, красные точки.

Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.

Ход опыта: У вас на парте стоят стаканы.

(Учащимся выдаются три стакана с водой: соленой, сладкой и кислой).  Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Можем ли мы на глаз определить, что в них находится?

– Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.

Возьмите пипетки. Опустите в 1 стакан…У.: Какой вкус почувствовали?

– Что помогло вам почувствовать вкус? (При ответе «рот» предложить исследование губами.)

Учитель высовывает язычок у наглядной модели «рот».

Фронтально:

Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).

Чувствуете ли вы вкус очень горячей пищи? (Нет).Почему нельзя есть слишком горячую пищу?Д.: Обжигается язык и мы почти не чувствуем её вкуса.

Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?

Объясните смысл выражения: проглотить язык (перестать говорить).

- Язык, помогает нам  отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

Давайте и нашему человечку вернем этот орган.

– Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган вкуса.

Язык в жизни животных играет немаловажную роль, у некоторых он даже является инструментом ловли добычи.

Исследование органа осязания.

Игра «Узнай, что в корзинке».

2человека. Определи предмет в корзинке!!!

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.

– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.

– При помощи чего вы отгадали предметы? (кожи)

Опыт.

- Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)

- Саша, закрой глаза. Я положу тебе на руку один предмет (металлические ножницы). Что ты почувствовал? (холод)

- Кожа очень важна для нашего организма.

- Что она помогает почувствовать человеку? (тепло, холод, жару, мороз, боль)

– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность.

На столах у вас лежат образцы с различными материалами. Потрогайте. Что вы ощущаете????

Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

Кожа – это орган осязания.

Кожа у живых существ на земле бывает различной.

6Закрепление изученного материала

Наши исследователи хорошо поработали, мы познакомились с органами чувств человека.А управляет работой всех органов чувств головной мозг человека! И я хочу, чтобы ваш мозг сейчас еще немножко подумал.

Я предлагаю вам такое задание. Выберите из картинок, которые лежат на столе, подходящие к данному органу чувств. Их должно быть 4!!!!

Давайте проверим правильность работы. 1 группа сравните. У нас все так же. Мы выполнили правильно.

Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники, которые помогают нам полноценно жить????

глаза                           различаем и узнаем предметы, их цвет, форму, величину

уши                             слышим целый мир звуков

язык        определяем вкус

нос                   чувствуем запахи

кожаощущаем теплоту, холод, боль

9.Итог урока

Вот и закончилось наше исследование.

Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.

Какую цель мы ставили перед собой?(изучить особенности органов чувств человека) Достигли мы этих целей?

Что мы хотели доказать человечку???Сделали мы это???

Вот те кто считает, что урок был интересен, получил полезную информацию, у него хорошее настроение, нарисуйте….

Если вы считаете, что хорошо работали, но испытывали затруднения, может быть стеснялись, нарисуйте…

Было скучно, неинтересно, вы грустили, нарисуйте….

1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)

2.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

4.Меж двух  озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

3  к

1 у

о

5 я

  х

ж

з

  о

р

2 г

а

4  н

ы

  л

о

к

  а

с

  з

1гр.Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния

2гр. Как вы понимаете поговорку «Зарубить на носу»

3гр.Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния

4гр. Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности?

1гр. Как вы понимаете поговорку?

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

2гр. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

. Какие правила охраны зрения вы знаете?

3гр. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

4 гр. Значение зрения в жизни человека.

1гр. Как вы думаете, каким бы был мир без звуков?

2гр. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

3гр.Как вы понимаете поговорку «Медведь на ухо наступил»?

4гр. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?

КРОССВОРД

По горизонтали:

4.Орган обоняния. 5. Работа уха. 6. Работа носа.

8. Работа глаз. 9. Орган осязания.

По вертикали:

1.Орган зрения. 2. Орган слуха. 4. Работа кожи. 7. Орган вкуса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Приложение 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

  1. Представьте, что вы находитесь в абсолютно темной комнате и кушаете мороженое. Что вы почувствуете? (обведите в кружок)

ВКУС                 ЗВУКИ ЖЕВАНИЯ                  ЦВЕТ                   ХОЛОД                  ЗАПАХ

  1. Вам на голову надели звуконепроницаемый шлем. Что вы почувствуете встречая подъезжающую машину? (обведите в кружок)

ВКУС                                                ШУМ МОТОРА                                   ЦВЕТ МАШИНЫ

                   БРЫЗГИ ГРЯЗИ                                                    ЗАПАХ ВЫХЛОПА

  1. Подчеркнуть только те определения, которые подходят для (по группам):

1 группе

2 группе

3 группе

4 группе

5 группе

ЗРЕНИЯ

СЛУХА

ОБОНЯНИЯ

ОСЯЗАНИЯ

ВКУСА

Крупный

Музыкальный

Ароматный

Влажный

Безвкусный

Голубой

Певучий

Кислый

Мягкий

Кислый

Грязный

Еле слышный

Резкий

Теплый

Вяжущий

Пятнистый

Громкий

Сладкий

Сухой

Сладкий

Мутный

Тихий

Горький

Твердый

Горький

Глаза –

орган зрения

Уши –

орган слуха

Язык –

 орган вкуса

Нос –

орган обоняния

Кожа –

орган осязания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я БУДУ ВНИМАТЕЛЕН Я БУДУ СТАРАТЕЛЕН Я БУДУ ТРУДОЛЮБИВ Я БУДУ ДОБРОЖЕЛАТЛЕН Я БУДУ АКТИВЕН Я БУДУ УСПЕШЕН

Слайд 2

Я просто живу , постарайтесь понять, Как ЗДОРОВО бегать, ходить и дышать, Как просто и верно, замедлив шаги, Увидеть деревья на склоне реки. Подумай, ты слышишь , как льется ручей, Мир вечной надежды — ты наш и ничей…

Слайд 3

С помощью какого органа вы узнаете о том, что зазвенел будильник, залаяла собака? С помощью какого органа вы видите все, что вас окружает? Какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат цветка? С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую – от соленой?

Слайд 4

Органы чувств Орган зрения Орган слуха Орган обоняния Орган вкуса

Слайд 5

Познание начинается с удивлению тому, что обыденно.

Слайд 6

Органы чувств Орган зрения Орган слуха Орган обоняния Орган вкуса Орган осязания

Слайд 7

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова» Цель: изучить строение кожи, узнать о ее свойствах и функциях.

Слайд 8

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: ПОДУМАТЬ СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПОНАБЛЮДАТЬ ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОЧИТАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ УЗНАТЬ ИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЙТИ ОТВЕТ В ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ

Слайд 9

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова» Цель: изучить строение кожи, узнать о ее свойствах и функциях. Свойства: Функции: Строение: Гигиена

Слайд 10

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова» Цель: изучить строение кожи, узнать о ее свойствах и функциях. Свойства: Тонкая Упругая Мягкая Прозрачная Бледно-розовая Имеет поры, волоски, складки, линии Функции: Строение: Гигиена:

Слайд 11

Дактилоскопия - способ опознания человека по отпечаткам пальцев рисунка кожи.

Слайд 12

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова» Цель: изучить строение кожи, узнать о ее свойствах и функциях. Свойства: Тонкая, упругая, мягкая, прозрачная, бледно-розовая, имеет поры, волоски, складки, линии. Функции: Защитная Выделительная Осязательная Регулятивная Дыхательная Строение: Гигиена:

Слайд 13

Строение кожи НАРУЖНЫЙ СЛОЙ ЭПИДЕРМИС СРЕНИЙ СЛОЙ ДЕРМА НИЖНИЙ СЛОЙ ГИПОДЕРМА

Слайд 14

Лучше быть опрятным, чем красивым.

Слайд 15

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова» Цель: изучить строение кожи, узнать о ее свойствах и функциях. Свойства: Тонкая, упругая, мягкая, прозрачная, бледно-розовая, имеет поры, волоски, складки, линии. Функции: Защитная, выделительная, о сязательная, регулятивная, дыхательная Строение: Эпидермис, дерма, гиподерма Гигиена: Мыть, насухо вытирать, использовать крем

Слайд 16

ТЕСТ В КОЖЕ МНОГО КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ КОЖА СОСТОИТ ИЗ 3 СЛОЕВ КОЖА – ОРГАН ОБОНЯНИЯ КИСЛОРОД ПРОНИКАЕТ В ОРГАНИЗМ В ТОМ ЧИСЛЕ И ЧЕРЕЗ ПОРЫ НА КОЖЕ ЖИР НА ПОВЕРХНОСТИ КОЖИ ДЕЛАЕТ ЕЕ ЭЛАСТИЧНОЙ И ПРЕПЯТСТВУЕТ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЖИДКОСТИ И МИКРОБОВ ВНУТРЬ ТЕЛА ЧАСТИЧКИ КОЖИ ПОСТОЯННО ОТМИРАЮТ И РОЖДАЮТСЯ ВНОВЬ + + - + + +

Слайд 17

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова» Цель: изучить строение кожи, узнать о ее свойствах и функциях.

Слайд 19

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… ТЕПЕРЬ Я МОГУ… Я ПРИОБРЕЛ… МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО… Я ПОЛУЧИЛ ОТ УРОКА… Я СМОГУ… МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....