Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Попченко Инга Анатольевна

Урок окружающего мира "Кто такие рыбы" к учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа России". Материал рассчитан на учащихся ощеобразовательных школ. Продолжительность урока - 35 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ryby.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Тема урока:    Кто такие рыбы?

Продолжительность: 1 урок  (35 минут).

Класс:  1класс  УМК «Школа России».

  Технологии:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 1» (А.А. Плешаков),
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),
  3. карточка с заданием для групповой работы (№ 3),
  4.  карточки для саморефлексии,
  5.  презентация.

 Планируемые результаты:

Предметные:

- узнавать рыб на рисунке,

- приводить примеры речных и морских рыб,

- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

Регулятивные:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

Познавательные:

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс (1 часть),  тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (1 часть), демонстрационный и  раздаточный материал.

Ожидаемый результат:  Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (узнавать рыб на рисунке, приводить примеры речных и морских рыб, знать их строение).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке:

На  уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность  учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать.  Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
  4. Совместное открытие нового.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление (обучение способам применения)
  7. Практическая часть урока (начало формирования умений).
  8. Физкультминутка.
  9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель урока:  Познакомиться с признаками и разнообразием рыб.  Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с  понятием кто такие рыбы, с их внешним строением.
  2. Познакомить детей с  признаками и разнообразием рыб.
  3. Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  5. Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
  6.  Продолжать формирование элементов экологической культуры.
  7. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
  8. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
  9. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.

Ход урока:

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.  (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас  прекрасное настроение, а это значит - можно  отправляться в путь.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил загадки.  Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

1.  На лугу живёт скрипач, 
Носит фрак и ходит вскачь  (Кузнечик)

  1. Домовитая хозяйка 
    Пролетела над лужайкой, 
    Похлопочет над цветком - 
    Он поделится медком (
    Пчела)
  2. Самого не видно, а песню слышно; 
    Летит, пищит, случай не упустит: 
    Сядет и укусит (
    Комар)
  3. Отгадайте-ка, ребятки,
    Что за жук на нашей грядке:
    Не вредитель, жук любезный,
    Для растений он полезный.
    Тлей проворно поедает,
    Так растения спасает.
    Что за жук-черноголовка?
    Это - ...  
    (Божья коровка!)
  4. У реки, над камышами,
    Вот с та-а-а-акущими глазами,
    Зависает вертолёт.
    Пассажиров не берёт!
    И пропеллер... И глаза...

            Да ведь это - ...      (Стрекоза!)

-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (насекомые)

- Кто такие насекомые? (животные, у которых 6  ног).

- Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему  их нет? (стало холодно, нет цветов)

- А в какое время года насекомых много? (весной и летом, потому что тепло)

 Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

- Бабочка долго кружилась над водой.

- Кого же она могла увидеть? Отгадайте!

1.  Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.

2.  В воде они живут,

Нет клюва,

А они «клюют».  

 3.   Блещет в речке чистой                        

  Спинкой серебристой.

Вильнет хвостом туда-сюда –

И нет ее, и нет следа.

 4. У родителей и деток

Вся одежда из монеток.    (РЫБЫ)

3.Постановка проблемного вопроса.  

- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.

-Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)

- Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?)

  - Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)

- Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой)

- А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде)

- Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб)

- О чем нам нужно помнить?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны.

 - Муравьишка Вопросик хотел бы знать:  А могут ли рыбы жить на суше?

- Как вы думаете? (Нет)

- Кто согласен – поднимите руку!

- А Муравьишка сомневается. Давайте  докажем, что рыбы не могут жить на суше.

- А для этого  - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим   рыбку в учебнике на с. 34 

  - Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.  Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни?  (ВОДА)

-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

 - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде)            -  Молодцы!

Физкультминутка

Рыбки плавали, плескались

В чистой, светленькой воде.

То нырнут, то вдруг всплывают,

То зароются в песке.

А сейчас – поработаем  в парах:

- Назовите  части тела рыбы, которые у вас есть на столах.

- Соберите рыбку вместе со своим соседом.

- У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик!

 4. Исследовательская  работа.

 - Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она?

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое   слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки - чешуйки).

- Тело рыбы покрыто чешуёй.  Зачем она?

(Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет)

Практическая работа.

- А сейчас  возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать  рыбке чешую.

- У кого   получилось – поднимите желтый смайлик!

-  Молодцы!

 

Знакомство с речными и морскими рыбами.

 

-  Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)

- Одни могут жить  только в пресной воде – в озерах, прудах, речках. 

-  А другие  выбирают соленую воду в морях и океанах.

-Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб?

  - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы  отгадывать.    

1. Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите?   (Щука)  

2. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это...   (Ёрш)

3. Он всем рыбам говорил:

    - Я к зиме зароюсь в ил,

    Буду спать в нем до весны

    И смотреть цветные сны.

    Я не хрюшка, ил – не грязь,

    А зовут меня…(Карась)

4. На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)

5.На дне, где тихо и темно,  лежит усатое бревно. (Сом)

 У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

  - По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.  Это хищник.

- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы?  (в реке)

-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.

- Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на  реке Волге)

- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги? (речных)

- Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу.

-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» -  про рыб)

 -  Стерлядь находится под охраной государства, ее ловля запрещена.

 Физкультминутка   

А теперь тихонько  встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

-А теперь опустимся на дно моря. 

- Проверим, знаете ли вы морских обитателей?

 - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы  отгадывать.    

1.Блещет в море чистом
   Спинкой серебристой. (Сельдь)

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска)

  1. Зубы в пасти в три ряда.
    Это целая беда.
    Этот хищник знаменит,
    Тем, что он - морской бандит. (Акула)

4. Мой брат в тельняшке,  но -   в реке,  

Я – в море,  без тельняшки.

Мой красный цвет пугает всех.

Я - хищник настоящий!  (Морской Окунь)

5. Вот так рыба – просто чудо!

    Очень плоская, как блюдо.

    Оба глаза на спине,

    И живёт на самом дне.

    Очень странные дела.

     Эта рыба  … (Камбала).  

 

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

  - Повторим, где обитают эти рыбы? (В море) 

- А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь)

- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

- Это морские  рыбы. Постараемся  запомнить этих рыб.

  Практическая работа.

 - А сейчас мы с вами поработаем в парах. В конвертах я вам приготовила задание. Нужно собрать  картинку с  рыбой, узнать ее  и рассказать о ней по плану.

            План описания рыбы:

  1. Название рыбы.
  2. Речная или морская.
  3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
  4. Форма тела.
  5. Окраска туловища, плавников.
  6. Особенности частей тела (рта, глаз, плавников).

- Проверка выполнения задания. У кого есть дополнения к ответу?

- Молодцы! Справились с заданием.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)

-А где ещё могут жить рыбы?  - Отгадайте загадку!

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы                                                                                                           Все умелые пловцы.  

(АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода)

 -Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки.

-  В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.

-А у кого дома есть аквариум?

-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?

-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте  сообщение о своих рыбках.  

 - Опишите их  внешний вид, расскажите о правилах  ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение.  Нарисуйте своих рыбок.

7. Итог урока.

- На какой вопрос мы отвечали сегодня  на уроке? то такие рыбы? Как их отличить от других животных?)

  - Так кто такие рыбы?  

(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста,  тело их покрыто чешуёй)

- В каких водоемах могут жить рыбы? (в   реках, морях, океанах)

-Какие части рыб вы запомнили?

- Каких речных  рыб запомнили?

- Каких  морских рыб запомнили?

- Какие правила поведения у водоема должны помнить  люди, чтобы рыбы могли жить в воде?  (не загрязнять водоем)

 -Вы очень хорошо работали. Молодцы!

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.

  • Самооценка.
  • - Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

  • Желтый смайлик: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки  
  •  Зеленый смайлик:  если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
  • Красный смайлик: если на уроке вы ничего не запомнили, и вам было трудно.

8.  - На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали к нам на урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...