Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира "Кто такие рыбы" к учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа России". Материал рассчитан на учащихся ощеобразовательных школ. Продолжительность урока - 35 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_ryby.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: Кто такие рыбы?
Продолжительность: 1 урок (35 минут).
Класс: 1класс УМК «Школа России».
Технологии:
- учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 1» (А.А. Плешаков),
- карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),
- карточка с заданием для групповой работы (№ 3),
- карточки для саморефлексии,
- презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнавать рыб на рисунке,
- приводить примеры речных и морских рыб,
- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
Регулятивные:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления
Познавательные:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные:
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс (1 часть), тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (1 часть), демонстрационный и раздаточный материал.
Ожидаемый результат: Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (узнавать рыб на рисунке, приводить примеры речных и морских рыб, знать их строение).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке:
На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.
Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.
Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".
На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемного вопроса.
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Совместное открытие нового.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление (обучение способам применения)
- Практическая часть урока (начало формирования умений).
- Физкультминутка.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель урока: Познакомиться с признаками и разнообразием рыб. Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением.
- Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.
- Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
- Продолжать формирование элементов экологической культуры.
- Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
- Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
Ход урока:
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. (Слайд 2)
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил загадки. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
- Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (Пчела) - Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит (Комар) - Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ... (Божья коровка!) - У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер... И глаза...
Да ведь это - ... (Стрекоза!)
-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (насекомые)
- Кто такие насекомые? (животные, у которых 6 ног).
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)
- А в какое время года насекомых много? (весной и летом, потому что тепло)
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- Бабочка долго кружилась над водой.
- Кого же она могла увидеть? Отгадайте!
1. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
2. В воде они живут,
Нет клюва,
А они «клюют».
3. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа.
4. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (РЫБЫ)
3.Постановка проблемного вопроса.
- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.
-Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)
- Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?)
- Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)
- Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой)
- А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде)
- Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб)
- О чем нам нужно помнить?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: А могут ли рыбы жить на суше?
- Как вы думаете? (Нет)
- Кто согласен – поднимите руку!
- А Муравьишка сомневается. Давайте докажем, что рыбы не могут жить на суше.
- А для этого - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Под жаберной крышкой расположены жабры.
- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)
-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!
Физкультминутка
Рыбки плавали, плескались
В чистой, светленькой воде.
То нырнут, то вдруг всплывают,
То зароются в песке.
А сейчас – поработаем в парах:
- Назовите части тела рыбы, которые у вас есть на столах.
- Соберите рыбку вместе со своим соседом.
- У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик!
4. Исследовательская работа.
- Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она?
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
- Какое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки - чешуйки).
- Тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?
(Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет)
Практическая работа.
- А сейчас возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую.
- У кого получилось – поднимите желтый смайлик!
- Молодцы!
Знакомство с речными и морскими рыбами.
- Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)
- Одни могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках.
- А другие выбирают соленую воду в морях и океанах.
-Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб?
- Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
1. Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
2. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (Ёрш)
3. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(Карась)
4. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)
5.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.
- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.
- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
- Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на реке Волге)
- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги? (речных)
- Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу.
-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» - про рыб)
- Стерлядь находится под охраной государства, ее ловля запрещена.
Физкультминутка
А теперь тихонько встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
-А теперь опустимся на дно моря.
- Проверим, знаете ли вы морских обитателей?
- Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
1.Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Сельдь)
2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска)
- Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)
4. Мой брат в тельняшке, но - в реке,
Я – в море, без тельняшки.
Мой красный цвет пугает всех.
Я - хищник настоящий! (Морской Окунь)
5. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала).
Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.
Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.
- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)
- А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь)
- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
- Это морские рыбы. Постараемся запомнить этих рыб.
Практическая работа.
- А сейчас мы с вами поработаем в парах. В конвертах я вам приготовила задание. Нужно собрать картинку с рыбой, узнать ее и рассказать о ней по плану.
План описания рыбы:
- Название рыбы.
- Речная или морская.
- Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
- Форма тела.
- Окраска туловища, плавников.
- Особенности частей тела (рта, глаз, плавников).
- Проверка выполнения задания. У кого есть дополнения к ответу?
- Молодцы! Справились с заданием.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)
-А где ещё могут жить рыбы? - Отгадайте загадку!
Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы Все умелые пловцы.
(АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода)
-Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки.
- В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.
-А у кого дома есть аквариум?
-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?
-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте сообщение о своих рыбках.
- Опишите их внешний вид, расскажите о правилах ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение. Нарисуйте своих рыбок.
7. Итог урока.
- На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке? (Кто такие рыбы? Как их отличить от других животных?)
- Так кто такие рыбы?
(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй)
- В каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях, океанах)
-Какие части рыб вы запомнили?
- Каких речных рыб запомнили?
- Каких морских рыб запомнили?
- Какие правила поведения у водоема должны помнить люди, чтобы рыбы могли жить в воде? (не загрязнять водоем)
-Вы очень хорошо работали. Молодцы!
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.
- Самооценка.
- - Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
- Желтый смайлик: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки
- Зеленый смайлик: если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
- Красный смайлик: если на уроке вы ничего не запомнили, и вам было трудно.
8. - На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали к нам на урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс"Такие разные грибы".
Презентация "Такие разные грибы"....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...
Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...