Конспект урока для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Окружающий мир, 3 класс+презентация. Дикие животные.Ёж.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Данный материал может быть интересен учителям начальной школы, обучающим ребят с ОВЗ. Позволяет выявить имеющиеся знания о диких животных, ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, со способами защиты от врагов, учить логично и последовательно строить описание, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (человек,природа, общество). 3 КЛАСС СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ПРОГРАММЫ VIII ВИДА.
ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЁЖ.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания о диких животных.
2. Ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, со способами защиты от врагов.
3. Учить логично и последовательно строить описание.
4. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Оборудование: электронная презентация, предметные и сюжетные картинки, счётные палочки, карточки для конструирования ежа из счётных палочек.
Словарь: ёж, ежиха, ежонок; серый, колючий, маленький; фыркает, лакает, спит, сворачивается, ловит мышей; спячка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Упражнение на развитие зрительного восприятия, внимания, узнавания.
-Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о диких животных и сейчас я предлагаю вам найти и назвать некоторых из них. Какие животные спрятались на этих картинках?
Ответ:1. Заяц, волк, белка. 2. Еж, волк, лиса. 3. Заяц, медведь, еж.
-Что общего у этих животных?
II. Актуализация опорных знаний и представлений.
– Назовите животных, которые живут в лесу.
– Как они называются?
– Почему?
– Послушайте загадки и найдите отгадки в картинках:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса).
– Какая лиса? (Хитрая, рыжая, ловкая.)
– Где живёт лиса? (Лиса живёт в норе.)
– Кто ещё живёт с лисой? (С лисой живут лисята, лис.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
– Кто это?
– Как догадались?
– Где живёт волк? (Волк живёт в логове.)
– Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).
– Какой волк? (Злой, голодный, сердитый, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)
По полю скачет,
Уши прячет.
Встанет столбом,
Уши торчком.
(Заяц.)
– Кто это? Как догадались?
– Заяц какой? (Трусливый, быстрый, маленький, серый, белый, ловкий.)
– Назовите, кто изображен на отобранных вами картинках.
– Как можно назвать их одним словом?
– Почему?
– Где они живут?
III. Введение в тему.
1) Определение темы урока учащимися.
– Отгадайте загадку и определите тему нашего урока: Презентация (слайд2)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж.)
– Кто это?
– По каким признакам вы определили, что это ёж?
– Сформулируйте тему нашего урока.
2) Сообщение темы урока учителем.
– Верно, тема нашего урока – «Дикие животные. Ёж». Вы познакомитесь с особенностями и повадками ежа, узнаете о том, как ёж спасается от врагов. Научитесь составлять рассказ-описание ежа.
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя. (сопровождается слайдами)
– Вспомните, как выглядит ёж. Вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, живом уголке или лесу.
– Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками.
– Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо.
– А вот нюх у него прекрасный.
– Лапы у ежа короткие с маленькими коготками.
– Что-то мы ещё забыли?
– Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки, про него даже есть такая загадка: «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками».
– А как же ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка съешь его! Правда, кумушка лиса придумала, как перехитрить ёжика. Свернувшегося в колючий клубок ежа лиса скатывает потихоньку с берега в воду, где ёж быстро развёртывается, и лисица легко расправляется с ним. Но если ни ручья, ни реки поблизости нет, то лиса не может причинить ёжику вреда: обнюхает его, да и убежит прочь.
– Как выглядит ёж?
– Что помогает ежу спасаться от врагов?
– Осенью возле старого пня ёжик приглядел себе норку и стал устилать её сухими опавшими листьями.
– А как же ёж переносит листья в своё жилище?
– Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Встанет ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно зверька: копна копной! Принесёт ёжик сухие душистые листья в свою норку и устелет ими зимнюю постель.
Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберётся в свой тёплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Полетят с неба снежинки: снег белым покрывалом укроет нору, никто ежа под снегом не найдёт, сон его не потревожит.
– Как называется жилище ежа?
– Чем утепляет ёж свою нору?
– Как ёж переносит листья в своё жилище?
– Делает ли ёж запасы на зиму?
– Что делает ёж зимой?
– Зимой, может быть, приснится ёжику, как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек – ведь это его любимые лакомства.
– Вы запомнили любимые лакомства ежа?
– Назовите их.
– Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи, растает снег, ёжик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются малыши, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает их в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.
Малыши быстро подрастают и крепнут. Когда откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют, станут твёрдыми и колючими, ежата выходят из норы, бегают следом за мамой, смешно пофыркивая и постукивая коготками. Родители учат детёнышей искать пропитание, ловить жуков, моллюсков и мышей.
Днём ежи спят в норе под замшелым старым пнём или в ямке под корнями дерева, а ночью выходят на охоту: уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. И лесу, и людям от них польза!
– Как называют маму ежат? А папу?
– Как выглядят новорождённые ежата?
– Ежи быстро привыкают к людям, пьют из блюдечка молоко, а мышей ловят не хуже кошек.
– Понравился вам рассказ?
– Чем понравился?
– Что нового узнали из моего рассказа?
МАЛЕНЬКИЙ ЁЖИК
Цели: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .
Научили бегать…
(Бегают на месте.)
V. Обобщение. (Последний слайд)
1) Обобщающая беседа.
– Как выглядит ёж?
– Что помогает зверьку спасаться от врагов?
– Всегда ли ежа спасают иголки от врагов?
– Как называется жилище ежа?
– Чем устилает он свою норку?
– Как ёж переносит листья в своё жилище?
– Делает ли зверек запасы на зиму? Почему?
– Что делает ёж зимой?
– Когда у мамы ежихи появляется потомство?
– Как выглядят маленькие новорождённые ежата?
– Когда ёж выходит на охоту?
– На кого он охотится?
– Чем питается ёж?
– Приносит ли он пользу?
– Кому приносит пользу ёж?
2) Лексические упражнения.
Подбор слов-признаков:
Ёж какой? | Колючий |
Сердитый | |
Ловкий | |
Быстрый | |
Смелый | |
Умный | |
Заботливый |
Подбор слов-действий:
Что делает ёж? | Бегает |
Охотится | |
Двигается | |
Фыркает | |
Лакает молоко | |
Живёт | |
Спит |
3) Составление рассказа.
4) Выкладывание фигурки ежика из счётных палочек по образцу.
VI. Итог урока.
– О ком шла речь на уроке?
– К какой группе животных относится ёж? Почему?
– Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)
– Назовите его семью. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)
– Кто это? (Ёж, ежиха, ежонок.)
– Мы увидели в лесу кого? (Ежа, ежиху, ежонка.)
– Мы дадим молока кому? (Ежу, ежихе, ежонку.)
– Нам понравился кто? (Ёж, ежиха, ежонок.)
– Мы любуемся кем? (Ежом, ежихой, ежонком.)
– Я вам рассказала о ком? (О еже, о ежихе, о ежонке.)
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе- интернат VIIIвида
Краткие методические рекомендации проведения урока в специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида...
Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Выступление на ШМО учителей математики...
конспект урока по предмету"развитие речи и окружающий мир" на тему" дикие животные (волк и медведь)
Основное содержание по предмету...
Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...
Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...