Вода и её свойстсва
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Вода это основной источник жизни на земле, поэтому надо знать её состав и свойства. Ученики начальных классов с интересом этому учаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_i_eyo_svoystva.pptx | 1.83 МБ |
seminar.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свойство - отношение между людьми Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь
Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.
Николас Спаркс «Наблюдая за водой, человек может узнать так много…»
Цель: узнать свойства воды. План. Провести наблюдение Определить свойства воды Оформить таблицу
ИССЛЕДОВАНИЯ Без формы Текучая Бесцветная Прозрачная Безвкусная Растворитель Без запаха
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Эталон
Масару Эмото
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волжский городской лицей»
Межрегиональный семинар
«Методика проектирования современного урока
в условиях реализации ФГОС»
Открытый урок по окружающему миру
«Вода и ее свойства»
Провела учитель высшей категории
Соколова Светлана Вячеславовна
Волжск
2016
Цель:
формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности, по отношению новых знаний о свойствах воды, через практическую работу.
Задачи:
познакомить со свойствами воды
формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по их результатам
развивать наблюдательность, умение анализировать, классифицировать, сравнивать и фиксировать, работать в группах.
продолжать развивать умения и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу.
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и бережного отношения к воде, прививать интерес к предмету и активизации познавательной активности.
Оборудование:
сосуды различных размеров и форм, подносы с лабораторным оборудованием: стакан с водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги, ложки, сахар и соль, две лабораторные пробирки с пробками, отмеченные разными изолентами, вода, молоко и уксус, маршрутный лист.
Тип урока:
открытие нового знания
Формы работы учащихся:
фронтальная, групповая и индивидуальная
Планируемые результаты:
личностные:
- формировать мотивацию к изучению свойств воды посредством наблюдений и исследований в процессе опытов
- сформировать умение самоконтроля и самооценки в ходе изучения новой темы.
регулятивные:
- закреплять умение ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;
- учить самостоятельно определять цель учебной деятельности
-закреплять умение планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий
-закреплять умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);
познавательные:
-научить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-научить проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц и самостоятельно делать выводы;
коммуникативные:
-закреплять умение работать в группе и адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
метапредметные:
-сформировать представление о воде и ее свойствах и умение определять понятия, создавать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно следственные связи
- закреплять умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
-закреплять умение коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
(Пролить, как бы нечаянно, стакан воды.)
-Ой! Ребята! Прошу прощения!
-А как так могло произойти - вода только что имела форму стакана, а сейчас это лужа на полу.
(предположения детей)
- А может быть сегодня об это и поговорим?
-Тема нашего урока: «Вода и ее свойства».
-В самой теме все ли вам понятно?
(непонятно слово свойства, ваши предположения)
- Я попросила ребят узнать в словаре, что означает это слово.
Толковый словарь Ожегова:
1)Свойство- отношение между людьми…
2)Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого -чего-нибудь.
Например: Химические свойства вещества.
(зачитывает подготовленный ученик)
-Какое определение нам подходит больше?
(второе)
-Значит, сегодня мы будем химиками и будем говорить о свойствах воды.
-А где работают химики?
(в лаборатории)
-Что означает это слово?
(предположения детей)
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
(подготовленный ученик: учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы)
- Отправляемся в одну из учебных лабораторий, где исследуют воду. Вы тоже сегодня станете помощниками в этой лаборатории.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения.
1)Актуализация знаний о воде.
-Что вы знаете о воде?
- Почему нам надо знать свойства воды?
(могут пригодиться в жизни…)
-Я предлагаю обозначить имя урока словами американского писателя Николаса Спаркса.
-«Наблюдая за водой, человек может узнать так много».
2) Задание на пробное действие.
Раздаю детям карточки с разными свойствами жидкостей.
-Сейчас вы будете работать в группах. Для этого надо вспомнить правила работы в группе:
(правила на плакате на доске)
-в группе должен быть ответственный
-работать должен каждый на общий результат
-один говорит, другие слушают
-свое несогласие высказывай вежливо
-если не понял, переспроси
- Кого вы выбираете ответственным?
(мнения детей)
-Перед вами на столе карточки со свойствами жидкостей. Выберите те, которые относятся к воде.
( имеет определенную форму, бесформенная, текучая, вязкая, голубая , бесцветная, мутная, прозрачная, вкусная, безвкусная, растворитель, ароматная, без запаха)
-Покажите карточки с вашими ответами.
(прикрепляют карточки к доске)
3)Выявление причины затруднения.
-Вы уверены в своем выборе?
(нет эталона)
-Молодцы, вы поняли, в чем ваша трудность и зафиксировали свое затруднение.
4)Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель мы ставим на уроке?
(Узнать свойства воды)
-Что нам поможет ее достичь?
(план)
(предлагает ученик)
План.
1.Провести наблюдение.
2.Определить свойство воды.
3. Оформить таблицу.
3. Реализация построенного проекта.
Инструкция по технике безопасности
-Можно ли сразу приступить к работе с лабораторным оборудованием?
(нет)
Для этого необходимо соблюдать технику безопасности.
(на столе и на слайде)
-изучите эти правила:
• Будьте осторожны с оборудованием.
• Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться.
• После проведенного исследования подготовьте вывод.
• Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
• С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т.к, если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
• Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
• Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
(во время опытов я и ответственный внимательно следим за соблюдением данной инструкции)
-Каждый, кто будет активен, кто будет соблюдать все правила и инструкции в конце урока сможет получить дополнительную искорку в копилку вашей звёздочки и порадовать своих одноклассников.
(время каждого опыта четко регламентируется)
ОПЫТ 1(2мин)
- На моем столе стоят различной формы сосуды (стакан, колба, пипетка, блюдце) наполненные водой.
-Рассмотрите, какой формы вода?
-Какой можем сделать вывод?
(после каждого опыта делается запись в таблицу)
-Где в жизни человек применяет это свойство?
( Наливает в ведро для полива, в чашку для чаепития…)
ОПЫТ 2 (3 мин)
-Как вода попала в сосуды?
(вы ее налили туда)
-Значит, какое еще свойство воды доказывает опыт №1?
( текучесть)
-А как вы можете по-другому, это доказать?
(налить из стакана в стакан, из пипетки на стекло, из ложки в стакан)
-Когда человек использует это свойство?
(моется, ест, пьет…)
ОПЫТ 3 (2 мин)
(у каждого одна полоска своего цвета и стакан с водой)
-Возьмите полоски цветной бумаги и приложите их к стакану с водой.
-Какого цвета вода?
-Вода бесцветная.
-Где применяется это свойство?
(пьем чай, рисуем, готовим пищу…)
ОПЫТ 4 (2 мин)
-Опустите ложку в стакан с водой, что наблюдаете?
- Я опускаю ложку в стакан с молоком. Что наблюдаете сейчас?
( в стакане с водой ложку видно, значит вода прозрачная)
-Когда люди используют это свойство воды?
(наблюдают за рыбками, рассматривают камешки на дне реки)
ОПЫТ 5 (4 мин)
-Опустите в один стакан кусок сахара и попробуйте на вкус.
(каждый пробует своей ложечкой )
-Попробуйте воду из другого стакана?
-Что можете сказать о вкусе воды?
( она не имеет вкуса)
-Где это свойство воды применяется?
( Когда готовят пищу…)
ОПЫТ 6 (2 мин)
- Посмотрите на жидкость, которая получилась.
- Куда делся сахар?
-Что можем сказать про нее?
(прозрачная, сахар весь растворился)
- Какой делаем вывод?
- Вода растворитель.
-Когда человек применяет это свойство?
( при стирке, при рисовании , при приготовлении пищи…)
Опыт 7 (5 мин)
- У меня в руках две пробирки. В них жидкости. Чем они похожи?
(прозрачные, бесцветные)
-Можем ли мы предположить, что это вода?
(нет)
-Какое исследование можно еще провести?
(понюхать)
-Можно ли нюхать жидкости близко поднося к носу?
(нет, могут быть яды, поэтому издалека, помахивая ладонью, осторожно подносим к носу)
- В первой пробирке уксус, а во второй вода.
- У воды нет запаха.
-Когда применяют это свойство?
(когда надо отличить одну жидкость от другой)
Физкультминутка
«Капельки прыг-прыг»
4.Первичное закрепление во внешней речи.
- Можем ли мы сейчас сформулировать свойства воды?
(да)
-Подойдите к доске и проанализируйте ту работу, которую вы сделали в начале урока. Почему сейчас мы сможем это сделать?
(у нас есть эталон)
(дети у доски исправляют ошибки, сделанные в начале урока)
5.Самостоятельная работа с самопроверкой.
-А сейчас нужно поработать самостоятельно. Я предлагаю емкости с жидкостями, вы должны определить из них емкость с водой и доказать, что это вода.
-Что вам поможет безошибочно выполнить работу?
(таблица, которую мы составили)
Раздаю детям для анализа работы.
-В ней для удобства можно ставить +.
(на столах емкости с водой, березовым соком, молоком, подсолнечным маслом)
(Проверяем работу, дети доказывают свой выбор.)
6.Включение в систему знаний.
- Ребята, а как вы думаете, зачем вам нужно все это знать?
(чтобы быть образованными, чтобы учиться дальше, чтобы применять в своей жизни…)
- В Японии живет Масару Эмото. Он тоже учился в школе, изучал многие науки, в том числе и химию, где изучал свойства воды. Это его так заинтерисовало, что он стал исследователем воды. Ему стало интересно, изменяется ли структура воды от слов: плохих и хороших, добрых и злых. Масару Эмото брал воду, говорил ей определенное слово и тут же замораживал ее. Рассматривал замороженную льдинку под микроскопом. На добрые слова вода реагировала красивыми снежинками, а на злые…
-Предлагаю вам необычное домашнее задание. Оформить работу, вместе с родителями, как вы думаете, почему так происходит? Ваше мнение.
7.Рефлексия деятельности на уроке.
- Какую цель перед собой ставили?
(узнать свойства воды)
-Достигли ли вы этой цели? Докажите.
(у нас есть эталон)
-Вспомните, какие основные этапы были на уроке?
-Кому уз вас удалось выполнить все этапы учебной деятельности?
-Я предлагаю вам оценить свою работу. Поработаем с «лесенкой успеха»
-Что мы можем оценить с помощью этой лесенки?
(на сколько хорошо поняли тему, и умеем её применять)
(на доске ступеньки, к ним дети прикрепляют капельки)
1 ступенька - ничего не понял, сидел и скучал
2 ступенька – понял не, все были ошибки
3 ступенька – все понял, но была ошибки
4 ступенька – понял всё, ошибок не было
(дети подходят к доске и оценивают свою работу)
-Кто хочет объяснить свой выбор?
(желающие объясняют свой выбор)
- За активную и правильную работу вы получаете искорки.
-За самостоятельную работу- оценки получают…
-Молодцы сегодня вы хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".
В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....
Вода, вода, кругом вода...
Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...
Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"
Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....