Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Хамраева Маргарита Леонидовна

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе

Цели урока

Минимакс

1. формировать новые анатомо-физиологиские понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения.

2.продолжить развивать  понимание того, что существует связь между строением и ролью органов человека.

3.вырабатывать умение оценивать выполнение режима питания.

МИНИМУМ-пищевод, желудок, кишечник.

МАКСИМУМ-переваривание пищи, пищеварительные железы.

Оборудование: иллюстрации, изображающие строение пищеварительной системы человека.

Ход урока

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

1. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Девочка Лена задала вопрос своему брату:

Лена: Миша, почему мы кормим только свой желудок? Ведь энергия нужна всему нашему телу?

-Какое противоречие вы заметили?

-Какой возникает вопрос?

-Давайте вспомним, какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом?

-На что используются поглощенные организмом вещества?

-Что такое обмен веществ?

-Какие группы веществ мы знаем?

-Из чего состоят вещества?

-Как различные организмы получают вещества?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Лена считает, что мы кормим только желудок, но энергия нужна всему организму.

-Куда попадают питательные вещества?

-Рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень.

-Вещества перерабатываются, они используются на рост организма.

- Обмен веществ - это процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой. Этот процесс происходит  только в живых организмах.

-Вещества могут быть органические и минеральные.

-Из молекул и атомов.

-Организмы получают вещества, поедая различную пищу разными способами.

- "Пищеварение".

2.Поиск решения….

-Давайте разбираться, что произойдет с бутербродом, если мы его съедим. Какие органы помогут нам совершить такое увлекательное путешествие по организму?  ( работа с рисунком на с.22)

-Утром вы завтракали.  Как вы думаете, где сейчас находится пища.

-Проследит её путь.

Работа в группах с текстом учебника на с. 23 .

-В тексте учебника на с. 23 найдите по группам

1группа -какую роль сыграл рот в процессе пищеварения?

2 группа  - какую роль сыграл пищевод в пищеварении?

3группа - какую роль сыграл желудок в пищеварении?

4 группа - какую роль сыграл кишечник в пищеварении.

Побуждающий к гипотезам диалог:

Задание к рисунку на с.23:

-Почему у людей с плохими зубами часто болит желудок.

-Что делает язык?

-Почему глотать невозможно, если во рту нет слюны?

-В каком органе переваривается большая часть пищи?

- Где будут всасываться переваренные вещества?

Вывод:

-Куда попадают содержащиеся в пище питательные вещества?

Ради чего мы едим?

(Дети должны перечислить органы, по которым продвигается бутерброд (обратить внимание, что по железам пища не передвигается, но они помогают её переваривать)

- В желудке.

-Рот, глотка, пищевод, желудок.

Каждая группа ищет информацию в тексте учебника, каждая группа представляет выполненную работу.

- Зубы пережёвывают , измельчают пищу. Если она плохо обработана, то желудку приходится больше работать.

-Определяет вкус пищи, перемешивает её во рту, помогает её глотать.

-Слюна смачивает пищу, и та легче глотается.

- В желудке.

-В кишечнике.

Самостоятельно делают вывод.

-Через стенки кишечника раствор пищи попадает в кровь. Она разносит питательные вещества по всему организму.

-Чтобы обеспечить организм питательными веществами.

3.Самостоятельное применение знаний.

Работа в парах.

-1 задание: На рисунке подпишите органы пищеварения.

-2 задание: Распределите органы пищеварения на две группы:

1группа органов пищеварения, которыми мы можем управлять по своему желанию.

2группа органов пищеварения, которые действуют самостоятельно , помимо нашей воли.

-3задание: Найди и зачеркните неправильные неправильные фразы:

Съеденная человеком пища

  • вся переходит через органы пищеварения и выходит наружу.
  • проходит через органы пищеварения и частично выходит  наружу.
  • всасывается в стенки тонкой кишки.
  • переваривается в желудке и кишках.
  • переносится кровью ко  всем клеткам тела.
  • разрушается в органах пищеварения для получения энергии.
  • разрушается во всех клетках тела для получения энергии.

4задание: Составь меню ужина , в которое включались бы все необходимые организму вещества. Заполни таблицу.

Блюда

Продукты

Вещества

5задание:Дополни фразы. У тебя получится рассказ о путешествии яблока в организме человека.( Слова для вставки: пищевод, кишки, зубы, кровь, слюнные железы, кислород, желудок)

Я откусил ..............................

..................................................................смочили пищу и начали её переваривать уже во рту. Затем я проглотил кусок, и он  по.......................................попал в .............................................................................Переваренное яблоко переместилось в тонкие......................................................................., оттуда углеводы и вода проникли в ................................. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам. С помощью ...........................................клетки разрушили углеводы и получили энергию, необходимую для жизни клеток.

-подписывают: губы, зубы, язык, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, толстый кишечник, тонкий кишечник, тонкий кишечник, прямая кишка.

- губы, зубы, язык.

-слюнные железы,  пищевод, желудок , кишечник.

 Съеденная человеком пища

  • вся переходит через органы пищеварения и выходит наружу.
  • проходит через органы пищеварения и частично выходит  наружу.
  • всасывается в стенки тонкой кишки.
  • переваривается в желудке и кишках.
  • переносится кровью ко  всем клеткам тела.
  • разрушается в органах пищеварения для получения энергии.
  • разрушается во всех клетках тела для получения энергии.

Блюда

Продукты

Вещества

стейк

форель

белок

соус

Сметана, перец, соль, горчица

жиры

Ком-пот

Сухофрук-ты, сахар

Углево-ды

Я откусил .....яблоко......зубами

.Слюнные железы.......смочили пищу и начали её переваривать уже во рту. Затем я проглотил кусок, и он  по.....пищеводу..................................попал в ...желудок..........................................................................Переваренное яблоко переместилось в тонкий.....кишечник..затем в толстый кишечник................................................................, оттуда углеводы и вода проникли в кровь................................. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам. С помощью ...........кислорода................................клетки разрушили углеводы и получили энергию, необходимую для жизни клеток.

4.Итог урока.

Почему теме урока названа "Путешествие бутерброда"

Дома проведите опыт :

Выясните, в какой момент вы чувствуете себя сытым. Для проведения опыта выберите  момент, когда вы будете чувствовать себя голодным.

Съешь какую-нибудь еду и постарайся оценить, в какой момент ты почувствуешь себя сытым. Если ты почувствовал себя сытым сразу же в процессе еды, значит, сытость возникает от попадания пищи в желудок. Если же ты почувствовал сытость позже, значит, для этого пища должна перевариться и всосаться в кровь. Опиши свои наблюдения.

-Бутерброд - это пища. Мы сегодня узнали , какие органы участвуют в процессе пищеварения, как организм получает необходимые питательные вещества и энергию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по теме "Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...