Девочка Лена задала вопрос своему брату: Лена: Миша, почему мы кормим только свой желудок? Ведь энергия нужна всему нашему телу? -Какое противоречие вы заметили?
-Какой возникает вопрос? -Давайте вспомним, какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? -На что используются поглощенные организмом вещества? -Что такое обмен веществ?
-Какие группы веществ мы знаем?
-Из чего состоят вещества? -Как различные организмы получают вещества?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
| -Лена считает, что мы кормим только желудок, но энергия нужна всему организму. -Куда попадают питательные вещества?
-Рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень. -Вещества перерабатываются, они используются на рост организма. - Обмен веществ - это процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой. Этот процесс происходит только в живых организмах.
-Вещества могут быть органические и минеральные. -Из молекул и атомов. -Организмы получают вещества, поедая различную пищу разными способами.
- "Пищеварение". |
-Давайте разбираться, что произойдет с бутербродом, если мы его съедим. Какие органы помогут нам совершить такое увлекательное путешествие по организму? ( работа с рисунком на с.22) -Утром вы завтракали. Как вы думаете, где сейчас находится пища. -Проследит её путь.
Работа в группах с текстом учебника на с. 23 . -В тексте учебника на с. 23 найдите по группам 1группа -какую роль сыграл рот в процессе пищеварения? 2 группа - какую роль сыграл пищевод в пищеварении? 3группа - какую роль сыграл желудок в пищеварении? 4 группа - какую роль сыграл кишечник в пищеварении. Побуждающий к гипотезам диалог: Задание к рисунку на с.23: -Почему у людей с плохими зубами часто болит желудок. -Что делает язык?
-Почему глотать невозможно, если во рту нет слюны?
-В каком органе переваривается большая часть пищи?
- Где будут всасываться переваренные вещества? Вывод: -Куда попадают содержащиеся в пище питательные вещества? Ради чего мы едим?
|
(Дети должны перечислить органы, по которым продвигается бутерброд (обратить внимание, что по железам пища не передвигается, но они помогают её переваривать) - В желудке.
-Рот, глотка, пищевод, желудок.
Каждая группа ищет информацию в тексте учебника, каждая группа представляет выполненную работу.
- Зубы пережёвывают , измельчают пищу. Если она плохо обработана, то желудку приходится больше работать. -Определяет вкус пищи, перемешивает её во рту, помогает её глотать.
-Слюна смачивает пищу, и та легче глотается.
- В желудке.
-В кишечнике. Самостоятельно делают вывод.
-Через стенки кишечника раствор пищи попадает в кровь. Она разносит питательные вещества по всему организму.
-Чтобы обеспечить организм питательными веществами. |
3.Самостоятельное применение знаний. Работа в парах. -1 задание: На рисунке подпишите органы пищеварения.
-2 задание: Распределите органы пищеварения на две группы: 1группа органов пищеварения, которыми мы можем управлять по своему желанию. 2группа органов пищеварения, которые действуют самостоятельно , помимо нашей воли. -3задание: Найди и зачеркните неправильные неправильные фразы: Съеденная человеком пища - вся переходит через органы пищеварения и выходит наружу.
- проходит через органы пищеварения и частично выходит наружу.
- всасывается в стенки тонкой кишки.
- переваривается в желудке и кишках.
- переносится кровью ко всем клеткам тела.
- разрушается в органах пищеварения для получения энергии.
- разрушается во всех клетках тела для получения энергии.
4задание: Составь меню ужина , в которое включались бы все необходимые организму вещества. Заполни таблицу. 5задание:Дополни фразы. У тебя получится рассказ о путешествии яблока в организме человека.( Слова для вставки: пищевод, кишки, зубы, кровь, слюнные железы, кислород, желудок) Я откусил .............................. ..................................................................смочили пищу и начали её переваривать уже во рту. Затем я проглотил кусок, и он по.......................................попал в .............................................................................Переваренное яблоко переместилось в тонкие......................................................................., оттуда углеводы и вода проникли в ................................. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам. С помощью ...........................................клетки разрушили углеводы и получили энергию, необходимую для жизни клеток.
|
-подписывают: губы, зубы, язык, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, толстый кишечник, тонкий кишечник, тонкий кишечник, прямая кишка.
- губы, зубы, язык.
-слюнные железы, пищевод, желудок , кишечник.
Съеденная человеком пища - вся переходит через органы пищеварения и выходит наружу.
- проходит через органы пищеварения и частично выходит наружу.
- всасывается в стенки тонкой кишки.
- переваривается в желудке и кишках.
- переносится кровью ко всем клеткам тела.
- разрушается в органах пищеварения для получения энергии.
- разрушается во всех клетках тела для получения энергии.
Блюда | Продукты | Вещества | стейк | форель | белок | соус | Сметана, перец, соль, горчица | жиры | Ком-пот | Сухофрук-ты, сахар | Углево-ды |
Я откусил .....яблоко......зубами .Слюнные железы.......смочили пищу и начали её переваривать уже во рту. Затем я проглотил кусок, и он по.....пищеводу..................................попал в ...желудок..........................................................................Переваренное яблоко переместилось в тонкий.....кишечник..затем в толстый кишечник................................................................, оттуда углеводы и вода проникли в кровь................................. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам. С помощью ...........кислорода................................клетки разрушили углеводы и получили энергию, необходимую для жизни клеток.
|
4.Итог урока. Почему теме урока названа "Путешествие бутерброда"
Дома проведите опыт : Выясните, в какой момент вы чувствуете себя сытым. Для проведения опыта выберите момент, когда вы будете чувствовать себя голодным. Съешь какую-нибудь еду и постарайся оценить, в какой момент ты почувствуешь себя сытым. Если ты почувствовал себя сытым сразу же в процессе еды, значит, сытость возникает от попадания пищи в желудок. Если же ты почувствовал сытость позже, значит, для этого пища должна перевариться и всосаться в кровь. Опиши свои наблюдения. |
-Бутерброд - это пища. Мы сегодня узнали , какие органы участвуют в процессе пищеварения, как организм получает необходимые питательные вещества и энергию.
|