Лес - бесценный дар природы
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
В разработке экологического путешествия освещены вопросы экологического воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о природном сообществе – лесе, представлены увлекательные задания для команд, разнообразные игры, викторины, интересная информация о растительном и животном мире наших лесов. При оформлении работы использованы авторские фотографии. Данное экологическое путешествие развивает творческие способности детей, познавательную активность, раскрывает неоценимое значение леса в жизни людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ЛЕС – БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ.
Варданян Мариа Араики, МБОУ ООШ № 12, учитель начальных классов, Республика Адыгея, Кошехабльский район.
Предмет (направленность): окружающий мир, экологическая направленность.
Возраст детей: 9-10 лет, 3-4 классы.
Место проведения: класс.
Цели и задачи: сформировать представления о лесе как природном сообществе; расширить круг знаний о растениях и животных нашей Родины; развивать творческие способности; познакомить с правилами поведения при посещении леса, при организации походов на природу; развивать познавательную активность; рассказать о значении леса.
Оформление мероприятия: класс красиво оформлен репродукциями картин о природе, детскими рисунками на тему «Лес – бесценный дар природы», фотографиями; оформлена книжная выставка о лесе и его обитателях, выставка поделок; плакаты: «Пословицы и поговорки о лесе и его обитателях»; красочное объявление; карта родного края (Адыгеи); рюкзаки с вещами, необходимыми для похода; карточки; рисунки лесных ягод, деревьев, грибов; иллюстрации животных, птиц, запись «Звуки природы»; набор медикаментов.
Организация мероприятия: дети предварительно разделены на три команды, у каждой команды есть название и эмблема (например, «Зайчата», «Лисята», «Медвежата»), дети учат наизусть стихотворения, которые им заранее раздал учитель.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пешит,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность, лес шумит.
На лесной полянке, в маленькой избушке жил-поживал лесовичок Прутик. Много чудес умел делать Прутик – ведь он был волшебником, но больше всего на свете он любил ухаживать за растениями, животными, поддерживать порядок в лесу, охранять свои владения от непрошеных гостей. Его избушку украшали картины из сухих цветов, а пол был покрыт красивым ковром из разноцветных листьев. А звери и птицы помогали ему по хозяйству, радовали Прутика рассказами о лесной жизни. Лесовичок Прутик прислал нам письмо, давайте его прочитаем.
Я ношу из пёстрых листьев разноцветный колпачок,
Сапоги берестяные, шаровары расписные.
Сам в зелёном пиджаке, посошок в моей руке.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожу я мир лесной.
Дорогие ребята!
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Я и мои лесные друзья ждём вас в гости. Приезжайте срочно!
Прутик.
Итак, в путь! В гости к лесу!
1-й ученик.
Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днём
Мы поедем в гости к лесу,
В гости к Прутику пойдём.
2-й ученик.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой траве,
Речка плавать нас научит,
Ветер – прыгать по траве.
3-й ученик.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе снами
Будут птицы петь вокруг.
Ведущий.
Экипажи, собирайтесь!
В путь-дорогу снаряжайтесь!
Ребята, мы отправляемся в гости к лесовичку. Тема нашего путешествия «Внимание: поход в лес!».
Ребята, а вы знаете, что нужно брать с собой в поход? Сейчас каждая команда получит задание, которое должна будет выполнить за пять минут.
Задание для первой команды: записать на листе бумаги названия продуктов питания, которые могут понадобиться в походе.
Задание для второй команды: из представленных медикаментов выбрать те, которые могут понадобиться в походе.
Задание для третьей команды: рассказать, какая одежда понадобится для похода.
(После подготовки заслушиваются выступления команд: представители от каждого ряда объясняют, как они выполнили задание.)
1-я команда. Если мы идём в лес на несколько часов и не будем разводить костёр, тогда нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, вареные яйца, вареный картофель, мытые свежие овощи (помидоры, огурцы), фрукты, чай в термосе или сок в пластмассовой бутылке. А если наш поход продлится несколько дней, кроме продуктов надо обязательно взять посуду: котёл для приготовления пищи, миску, ложку, кружку. Походный котелок необходим для лесного туриста. В нём можно приготовить вкусный чай из родниковой воды или на растопленном зимой снеге. Кроме чайной заварки, в воду можно бросить веточки можжевельника, листья малины и других полезных растений. В котелке можно сварить уху, если вы отправились на рыбалку. Еда на свежем воздухе кажется особенно вкусной.
Ведущий. Люди давно заметили, что лучше всего утоляет жажду чай. Причём не обычный, а зелёный. А ещё минеральные воды. Напитки же вроде «Кока-колы», «Спрайта», «Фанты» содержат много сахара, и поэтому жажду утоляют плохо.
2-я команда. Из медикаментов нужно взять вату, бинт, перекись водорода или йод, «зелёнку», бактерицидный лейкопластырь, цитрамон, валидол, аспирин, анальгин. Кроме того необходимо взять мыло, чистую воду в бутылке, чистый носовой платок, иголки, нитки, пинцет, бумагу и ручку.
3-я команда. Одежда всегда должна быть удобной и по сезону: хлопчатобумажная футболка с длинным рукавом и спортивные брюки. На ноги – носки и удобную обувь: кроссовки или кеды, а лучше – берцы (сапоги с высоким берцем); на голову – панамку или бейсболку. Взять с собой лёгкую куртку без подкладки или ветровку, нужно взять палатку, одеяло.
Ведущий. Всё это мы конечно понесём в рюкзаке. Помните! Рюкзак носится на спине, когда укладываем рюкзак, к спинке кладём одеяло, куртку, в низ рюкзака – самое тяжёлое, мелкие вещи раскладываются по карманам.
Путешествуя по лесу, мы с вами сделаем несколько привалов. На каждом привале нас будут ждать друзья и помощники лесовичка Прутика. Итак, мы приближаемся к лесу. Как надо вести себя в лесу? (Не шуметь.)
4-й ученик. Лес. Как много вобрало в себя это слово. Леса – настоящие лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: продукты, строительные материалы, сырьё для химии, корм для скота и многое другое.
5-й ученик. Утром, днём и вечером в лесу можно услышать огромное количество звуков.
(Звучит запись «Звуки леса».)
6-й ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
7-й ученик.
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Ведущий. Какие звуки и шумы мы услышали в лесу? (Шелест листвы, шорох травы, пение птиц, стрёкот кузнечиков.)
(Появляется Прутик.)
Прутик. Здравствуйте, гости дорогие! Сорока принесла мне на хвосте добрую весть, что вы хорошо подготовились к походу в мои владения. А чтобы нам было весело и интересно, будем разгадывать загадки, играть, участвовать в викторинах, петь песни. И первый наш конкурс – «Превращения». Сейчас я покажу вам карточки, где написаны слова, вы должны изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева.
ЗУБ (ДУБ) КЛИН (КЛЁН) ТУР (ТУЯ) КАДР (КЕДР) ЛУПА (ЛИПА)
ОСЕНЬ (ЯСЕНЬ) ОЛЬГА (ОЛЬХА) КАФТАН (КАШТАН) ГРИБ (ГРАБ)
ЛУК (БУК) СОСКА (СОСНА) ИРА (ИВА) МАЛИНА (КАЛИНА)
(Побеждает та команда, которая даст больше всего правильных ответов быстрее всех.)
Прутик. Ребята, вы долго шли до леса, устали. Вот первый привал. Он называется «Деревце». Главное богатство России (Адыгеи) – лес. Чтобы узнать, какие деревья растут в предгорной и горной зонах республики, отгадайте загадки, которые приготовил мой первый помощник. Кто он? Угадайте!
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел.)
Дятел.
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Голова – до тучи,
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул,
Пальцы узловаты,
Силы непочаты;
Пальцами тронет –
Ветер нагонит;
Руками замашет –
Буря запляшет. (Дуб.)
8-й ученик. Дуб – громадное дерево-долгожитель высотой до 40-50 метров высоты, живёт до 1000 лет. Древесина дерева прочная, гибкая, используется для изготовления мебели, паркета, бочек. Кора дуба идёт на дубление кожи. Желудями питаются сойки, медведи, дикие кабаны, олени. Фитонциды (летучие вещества) листьев дуба убивают болезнетворные микробы.
Дятел.
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник.)
Чей пух по воздуху летает?
Среди июля – снегопад.
Прохожие его ругают,
А в этом ветер виноват. (Тополь.)
На кусте в овражке
Жёлтые барашки.
Живёт в низинке,
Плетёт корзинки. (Ива.)
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброю славой,
С головкой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями. (Рябина.)
9-й ученик. Зимой рябина кормит птиц. Полезны её плоды для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Дятел.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
10-й ученик. Одно взрослое дерево липы даёт в среднем 70 кг мёда, а гектар липняка – 1 т мёда. Живёт дерево 300-400 лет.
Дятел.
Стоит столб до небес,
А на нём шатёр-навес;
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной, зелёный. (Сосна.)
11-й ученик. У сосны стойкий ствол, крепкие корни. Живёт дерево до 300 лет. Листочки сосны – иглы. Гладкие стволы идут на постройку кораблей. Из смолы хвойных деревьев образуется драгоценный янтарь. Из молодой хвои приготавливают витаминный напиток, один стакан которого содержит очень много витамина С. Воздух соснового леса чист, он полезен для больных туберкулёзом. Молодыми сосновыми побегами, их корой зимой питаются лоси. Белки, бурундуки лакомятся сосновыми семенами.
Ведущий. Предлагаю вам игру: кто больше наберёт шишек с завязанными глазами за одну минуту и разложит их на еловые и сосновые.
(Все шишки лежат в трёх кучках для трёх команд. За 1-е место команда получает 3 балла, за 2-е – 2балла, за 3-е место – 1 балл.)
Дятел.
По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой
С острою макушечкой. (Ель.)
12-й ученик. Ель, стройное высокое дерево, высотой 60 метров, доживает до 600лет. Ель – очень привлекательное дерево, она украшает улицы, площади и парки городов. Это музыкальное дерево, её древесина «поёт» в скрипках, виолончелях, роялях. Из её древесины получают бумагу, шёлк, киноплёнку, глицерин.
Ведущий. В лесах предгорной зоны Адыгеи растут граб, каштан, бук, дуб, кизил, орешник, дикая рябина, ясень. Хвойные леса представлены сосной, елью, пихтой кавказской.
Прутик. А теперь поиграем. Какие деревья потеряли свои листочки? (На доске рисунки: дуб, берёза, рябина, клён, липа, ель.) Какой лист имеет сложную листовую пластину? Какой лист лишний? Как правильно назвать лист хвойного дерева?
13-й ученик.
Вот и лес. И тишина.
Тут, дружок, не надо спешки,
Торопливость не нужна.
Видишь, рядом – сыроежки.
А чуть дальше, на полянке, -
И волнушки, и белянки.
14-й ученик.
А вот там, гляди, маслята
Разбежались как цыплята,
Из-под веточек глядят…
Много тут грибов, ребята,
И для вас, и для зверят!
Ведущий. Второй привал «Грибное лукошко». Что же это за помощник у лесовичка Прутика?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Белка. Я приготовила для вас игру и ребусы, а вы мне расскажете, как правильно собирать грибы. Игра называется «Грибок, грибок, залезай в кузовок». Я буду загадывать вам загадки, а вы должны выбрать тот гриб, о котором идёт речь, отгадать его название и положить в своё лукошко.
Для каждой команды приготовлены одинаковые наборы картинок с грибами. После окончания игры подсчитывается количество правильно отгаданных грибов в каждом лукошке.
1. У меня нарядный вид, 2. Есть старуха вредная,
Но я сильно ядовит. На ней шляпа бледная,
Я сигналю всем в округе – А нога в ботинке,
Брать меня не надо в руки. На чулке – пестринки,
Яркий, будто светофор, Вокруг ворота – пораспорото;
Называюсь… (мухомор). Кто к ней прикоснётся,
Тот не проснётся. (Бледная поганка.)
3. Вот так гриб у дорожки: 4. Я была в лесу, поймала лису,
Без шляпки, без ножки, Домой несу; отварю, посолю,
Вроде картошки. (Дождевик.) А зимой похвалю. (Лисички.)
5. На пеньке грибы растут, 6. В толстой шапке он стоит,
Да не вспомню, как зовут. Из-под ёлочки глядит.
Помогите мне, ребята! Пусть и ростом невелик -
Их название… (опята). Лучший гриб здесь …(боровик).
7. Я родился в день дождливый 8. Семь сестричек-лесовичек
Под осиной молодой, Платья сшили к лету,
Круглый, гладенький, красивый, Разные по цвету:
С ножкой толстой и прямой. У каждой сестрички -
(Подосиновик.) Свой вкус и привычки. (Сыроежки.)
9. Есть гриб почти домашний – 10. Стоит мальчонка -
Сажайте хоть на пашне, Замаслена шапчонка.
Хоть под яблоней в саду, (Маслёнок.)
Хоть у стёжки на ходу. (Шампиньон.)
Можно как вариант провести игру «Узнай по описанию». На доске – изображения грибов. Учитель читает описание гриба, дети угадывают, выходят к доске и показывают нужный гриб, прикрепляя под грибом название (табличку).
1. Этот гриб можно найти в берёзовой роще или в лесу на опушке под молодой берёзой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдёт, тот в свою корзину возьмёт. (Подберёзовик.)
2. Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опёнок.)
3. У гриба должны быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И всё-таки это гриб. Своё название он получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика – тёмно-коричневый сморщенный комочек. (Дождевик.)
4. Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда – «полковником». (Боровик, белый гриб.)
5. Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарфик-бантик. (Бледная поганка.)
6. Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. (Подосиновик.)
7. На зелёной полянке симпатичная семейка грибов: красные, жёлтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. Но на них можно только полюбоваться. (Мухомор.)
8. У этих грибов шляпки ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом. (Маслята.)
9. Эти грибы узнаешь по цвету и ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики.)
Прутик. Ребята, я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами будете беречь нить-невидимку, и других ребят научите охранять грибные угодья. Что для этого нужно? Когда идёте в лес по грибы, берите с собой ножик. Никогда не вырывайте гриб из земли. В кончике ножки никакого вкуса, а вырывая гриб с корнем, вы разрываете нить-невидимку, губите лесной урожай. Есть ещё один секрет полного лукошка: у каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревьев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идёшь по лесу, быстрее находишь грибные места.
Белка. Ребята, подумайте и скажите, какие грибы зашифрованы в словах.
Слуховые ребусы.
1. Рыба + ёжик. (Рыжик.) 4. Очки + пять + тарелка. (Опята.)
2. Масло + слонёнок. (Маслёнок.) 5. Муха + сом + море. (Мухомор.)
3. Забор + морковь + домик. (Боровик.) 6. Сыр + нож + варежки. (Сыроежки.)
Ведущий. А сейчас немного интересной информации. А знаете ли вы, что…
- в лесах России каждый год вырастает от 3 до 5 миллионов тонн грибов. Но это сказочное богатство используется едва ли на 10%. И дело не только в том, что собрать в лесах все грибы невозможно. Основная причина: мы очень плохо знаем грибное царство и множество съедобных и вкусных грибов считаем «поганками»;
- белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов;
- быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик – по 4-5 см в сутки;
- каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
- грибы заменяют мясо. По питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны;
- гриб может съесть дом. Это домовой гриб. Он разрушает древесину;
- лисички и луговые опята – единственные грибы, которые почти никогда не бывают червивыми;
- мухомор – несъедобный гриб, но нужен всем: и растениям, и животным, и человеку. Его едят слизни, белка откусывает по маленькому кусочку, а лоси могут проглотить 5-6 мухоморов за один раз – это для них лекарство. Соснам и другим деревьям он помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает для себя из почвы. А для человека это сигнал: где есть мухоморы – ищи белые грибы.
15-й ученик. Существует памятка «Не знаешь - не бери!».
- Не собирай неизвестные тебе растения, грибы, ягоды – могут быть ядовиты.
- Никогда не пробуй их на вкус.
- Нельзя есть грибы старые, высохшие на корню.
- Если даже знакомый гриб горчит или жжёт язык – его есть нельзя.
Ведущий. Мы немного устали и проголодались. Давайте немного отдохнём. Третий наш привал «Ягодный». Что же за помощник у лесовичка Прутика на этом привале?
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
Медведь. Назовите лесные ягоды. (Черника, ежевика, брусника, клюква, малина.) Когда они поспевают? (В основном летом.) А какие ягоды мы можем встретить осенью? (Рябину, калину, клюкву, бруснику.)
Ведущий. Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное».
Ведущий загадывает загадку о лесной ягоде, бросает мяч капитану команды (трём капитанам по очереди). Если ягода съедобная – капитан ловит мяч, а если ягода несъедобна – отбрасывает мяч, громко называя при этом разгаданную ягоду. За правильный ответ команда получает по одному баллу.
1. На верхушке – грозди,
А пониже – гвозди. (Боярышник.)
2. Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет. (Волчья ягода.)
3.Весной - белёная,
Летом – зелёная,
Осенью – калёная,
Зимой – хвалёная. (Калина.)
4. Осень в лес к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)
5. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
Ягодки красные, но очень опасные. (Ландыш.)
6. Из травы под тенью кроны
Смотрит чёрный глаз вороны. (Вороний глаз.)
7. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках будто ёж, -
Вот и назван… (ежевика).
8.На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
9. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
10. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
11. Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника.)
12. На кусточки, под листочки,
Бусинки подвешены;
Чёрненькие бусинки
Оказались вкусненьки. (Черника.)
Сообщения детей про ядовитые ягоды «Это надо знать каждому!»
15-й ученик. Волчье лыко – это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Ядовита и кора, которая легко, словно лыко, сдирается. Достаточно прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги, вплоть до появления на коже пузырей. Может быть поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим лыком. Поздней осенью, там, где красовались розовато-фиолетовые цветы, на кустах появляются ярко-красные ягоды. Они также очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Не зная этого, люди пробуют их. В результате – сильное отравление.
1-й ученик. Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними – круглую чёрную ягоду. Она напоминает чей-то глаз. Правда. Такого сплошь чёрного глаза вообще не бывает. И у вороны он тоже не такой. Но именно за черноту назвали его вороньим. Иногда ребята, в основном городские, принимают ягоду вороньего глаза за чернику. Но у черничного кустарника листьев не четыре, а много, они значительно мельче и редко на них растёт по одной ягоде. Ягода вороньего глаза красивая, но не берите её в рот – она ядовита.
Вот ягода вороний глаз.
У этих ягод вид черники,
Размер крупнее голубики,
Растёт на стебельке она.
Ребята, будьте осторожны,
Ведь ими отравиться можно.
В природе ягод всех не счесть,
Вот эти – яд, нельзя их есть.
2-й ученик. Ландыш майский. Летом в лесу, в тенистых местах под елями порой в изобилии можно встретить листья ландыша с цветочными стеблями, увешанными ярко-красными ягодами. Некоторые из вас могут принять их за съедобные и тогда неминуемо отравление. Наиболее характерные признаки – шум в ушах, головная боль, тошнота, рвота, редкий пульс. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
Ведущий. Теперь вы поняли, что даже в хорошо знакомых нам лесах надо быть очень осторожными и не пробовать незнакомые ягоды на вкус!
Пока вы слушали наши сообщения, мы дошли до привала «В мире животных». Кто же нас встречает здесь?
Прутик. На этом привале сегодня перемирие в честь вашего прихода. Собрались все звери и птицы нашего леса, и никто никого не обижает. Добро пожаловать!
А каких животных нашего родного края вы могли бы назвать? Посмотрите на картинки и назовите.
Участники рассматривают иллюстрации с изображением животных лесов Адыгеи. Дети называют муравьёв, стрекозу, пчёл, пауков, кавказскую гадюку, сороку, дятла, трясогузку, сову, поползня, ежа, лису, волка, рыси, медведя, косули, зайца-русака и др.
Ведущий. Разнообразие и богатство животного мира Адыгеи объясняется не только её географическим положением, но и природными и климатическими особенностями. На территории республики 40 видов рыб, 27 видов пресмыкающихся и земноводных, 200 видов птиц, 60 видов млекопитающих.
Прутик. А сейчас проведём викторину на знание животных наших лесов. Слушайте внимательно, отвечайте правильно!
Викторина «Мир живой природы».
I этап. «Лесные жители».
1. Наука о животных. (Зоология.)
2. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клёст.)
3. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя.)
4. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими.)
5. Что делает ёж зимой? (Спит.)
6. Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (Кукушка.)
7. Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц.)
8. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
9. Назовите животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь,)
10. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекозы.)
11. Каких насекомых зовут как животных? (Жуки: олень, носорог, коровка.)
12. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
13. Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира.)
14. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
15. На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси.)
16. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)
17. Когда ёж не колется? (Когда только родился.)
18. Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку.)
19. Самый чистоплотный зверёк. (Барсук.)
20. У какой птицы самый длинный язык (до 15 см)? (У дятла.)
21. Животное, которое строит дом на реке.(Бобр.)
II этап. «Животные – сказочные герои».
1. В кого превратил Кощей Бессмертный Василису Премудрую? (В лягушку.)
2. От каких зверей ушёл в сказке Колобок? (От зайца, волка, медведя.)
3. Кто с кем такой делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки»? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь».)
4. Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
5. Кто первый нашёл теремок? (Мышка-норушка.)
6. В каких насекомых превращался князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане…»? (В комара, муху, шмеля.)
7. Кого испугались бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка в сказке «У страха глаза велики»? (Зайца.)
8. Кто такие «крылатый, мохнатый и масленый» из одноимённой русской народной сказки? (Воробей – крылатый, мышонок – мохнатый, блин – масленый.)
9. Назовите бременских музыкантов из сказки братьев Гримм. (Осёл, собака, кот, петух.)
Ведущий. Молодцы, ребята! Вот мы и подошли к лесному родничку, только он не простой, а с заданиями. Хотите попить чистой водицы – выполните задания «Родника сюрпризов».
Задание для I команды. Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали медведи, дикие кабаны, лисы.
Задание для II команды. Представьте, что вы волки, которые очень любят музыку. Исполните нам на волчьем языке какую-нибудь песенку, а остальные пусть её угадают.
Задание для III команды. Вы все знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких диких поросят.
Прутик. Но всегда в лесу царит перемирие, как сейчас. Очень часто, ребята, нас в лесу могут подстерегать опасные встречи с ядовитыми змеями, жалящими насекомыми, дикими животными.
3-й ученик.
Чтоб быть здоровым, не болеть
И защитить себя суметь,
Ты должен кое-что узнать.
Расскажем мы, а за тобой – понять.
Быть здоровым – очень важно,
Должен знать об этом каждый.
Сообщения детей «Живые опасности нашего леса».
4-й ученик. Самая распространённая ядовитая змея на территории России – гадюка. Излюбленные места её обитания – смешанные леса с болотами, берега озёр, рек и ручьёв. Если вдруг встретили гадюку, не надо пугаться. Нужно понаблюдать за змеёй, но ни в коем случае не трогать и не убивать её. Дайте змее уползти или посторонитесь сами. Кроме того высокая прочная обувь будет хорошей защитой от змеи. Если змея всё-таки укусила, надо уложить пострадавшего в тень, чтобы голова была ниже уровня тела, после этого ранка от укуса обрабатывается йодом или перекисью водорода и перебинтовывается. Очень полезны покой и обильное питьё (крепкий чай или кофе). Но главное – нужно быстрее доставить пострадавшего в больницу: там ему окажут помощь.
5-й ученик. Особую опасность в летний период представляют лесные клещи. Они являются переносчиками опасного заболевания – клещевого энцефалита. При заболевании энцефалитом происходит тяжёлое поражение центральной нервной системы. Клещи располагаются у троп на кончиках боковых веток растений, цепляются за одежду проходящего человека. После похода в лес нужно внимательно осмотреть тело и одежду и снять прицепившихся клещей.
6-й ученик.
Чтоб клеща не подхватить,
Осторожным надо быть.
Заходя в зелёный бор,
Наденьте головной убор.
На травинках и на листьях,
На тропинках и кустах,
Клещ в засаде там сидит,
Дарит всем энцефалит.
А когда уже домой вы пойти решите,
Обязательно друг друга лучше осмотрите.
В мае-июне в лес не ходите
И здоровье своё берегите!
7-й ученик. В жаркие дни опасно приближаться к осиным гнёздам и пчелиным ульям. Вблизи их нельзя совершать резких движений, так как это привлекает насекомых. Если вас ужалила пчела, осторожно удалите жало из места укуса. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, платок, смоченный в холодной воде. Пострадавший должен много и часто пить. Если укус насекомого пришёлся в губу или веко, надо немедленно обратиться к врачу.
8-й ученик. Ещё одна опасность, подстерегающая в лесу – встреча с его обитателями. Дикие животные предпочитают не сталкиваться с человеком: инстинкт предостерегает их от этого. Но если ты всё-таки встретил лесных обитателей – не стоит пугаться! Даже хищники, как правило, нападают на человека, только если ранены или защищают детёнышей. Поэтому просто не надо двигаться и не нападать самому, давая возможность животному спокойно уйти, а при его агрессивном поведении использовать как защиту огонь или шум. К животному нельзя поворачиваться спиной и убегать, в крайнем случай, можно медленно отступить, не сводя с него глаз.
Прутик. Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. В добрый путь! Приходите в лес с добром и не забывайте правила поведения в лесу:
- Не разоряйте муравейники.
- Не ловите насекомых.
- Не трогайте птичьи гнёзда, не подходите к ним близко.
- Не ловите диких животных и не уносите их домой.
- Не ломайте ветки деревьев.
- Не повреждайте кору деревьев.
- Не повреждайте ягодные кустарники и не вырывайте их с корнем.
- Не рвите лекарственные растения и цветы без надобности.
- Не сбивайте ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
- Не шумите в лесу.
Ведущий. Давайте попрощаемся с лесовичком Прутиком и его друзьями и проверим, что вы запомнили за время путешествия.
На парте лежит игровое поле «Проверяем себя». В игре участвуют три команды. Для игры понадобится кубик и разноцветные игровые фишки – по одной для каждой команды. Правила игры очень простые: перед началом игры все фишки ставятся на поле «Старт». Представитель от каждой команды бросает кубик, первой ходит та команда, у кого выпало больше очков, последней – у кого меньше всех.
Представитель команды кидает кубик, передвигает фишку на то количество клеток, сколько выпало очков. Затем надо прочитать вопрос, номер которого соответствует номеру клетки. Если команда отвечает правильно, то может продолжить игру и записывает себе столько очков, сколько отмечено в скобках. Если ответ дан неправильно, фишка передвигается на клетку «Привал», ход пропускается. После этого команда начинает игру с клетки «Старт». Игра заканчивается, когда все играющие команды по три раза пройдут полный круг через клетку «Старт». Выигрывает та команда, которая наберёт больше очков.
4 (8) | 5 (8) | 6 (8) | 7 (3) | 8 (5) | |
3 (3) | 9 (3) | ||||
2 (8) | 10 (3) | ||||
1 (5) | 11 (3) | ||||
СТАРТ | ПРИВАЛ | 14 (10) | 13 (10) | 12 (8) |
Вопросы:
1. Какие продукты лучше всего взять с собой во время непродолжительной прогулки в лес? А если поход будет длиться 1-2 дня?
2. Какие медикаменты надо взять с собой на время похода в лес, на речку?
3. Как лучше всего одеться во время похода в лес?
4. Как обработать ссадину?
5. Назовите пять деревьев нашего леса.
6. Назовите пять животных нашего леса.
7. Назовите пять съедобных лесных ягод.
8. Какие ядовитые ягоды вы знаете?
9. Назовите пять съедобных грибов.
10. Какие несъедобные грибы вы знаете?
11. Раскройте секрет «полного» грибного лукошка.
12. Как предотвратить укус жалящего насекомого? Что делать, если вас всё-таки ужалили?
13. Что нужно делать, если увидел ядовитую змею?
14. Перечислите правила поведения в лесу.
9-й ученик. Лес – это деревья, травы, кустарники, поляны, опушки, просеки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи и шорохи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!
10-й ученик. Он одаряет нас ягодами, грибами, здоровьем, радостями, загадками. И мы должны быть благодарны ему за это, должны любить его, знать его, чтобы охранять и беречь.
11-й ученик.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
12-й ученик.
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
13-й ученик.
Летят, звеня, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
14-й ученик.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
Подсчёт баллов, заработанных за все конкурсы, объявление команды-победителя.
ЛИТЕРАТУРА
- Дмитриева О.И, Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: Вако, 2004.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: Вако, 2004.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. М.: Вако, 2008.
- Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. М.: Начальная школа и образование, 2005-2011гг.
- Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
- Постникова Е.А. Основы естественно-научных и сельскохозяйственных знаний. Методическое пособие для учителя. М.: Владос, 2001.
- Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 классы / сост. Е.М. Тихомирова.- М.: Экзамен, 2009.
- Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 3 класс. М.: Вако, 2003.
- Шин С.А. Мы летим на крыльях мечты. Сценарии школьных праздников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме: "Здоровье - это бесценный дар природы."
Тема урока: «Здоровье – это драгоценный дар природы»Цель урока: формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: расширить представления учащихся о правилах ...
Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".
Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...
Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"
Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...
Внеклассное занятие «Лес - бесценный дар природы»
Форма проведения данного мероприятия- импровизированный поход по экологической тропе для учащихся 1-4 классов- неслучайна. У детей данного возраста в настоящее время наб...
Экологический проект «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры»
Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды....
Занятие в группе продленного дня по теме: "Природа - бесценный дар!"
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Разговор о сохранении природы и бережном отношении к ней....
Внеклассное мероприятие "Лес - бесценный дар природы"
Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы в форме импровизированного похода....