Внеклассное мероприятие "Лес - бесценный дар природы"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Сисюк Наталья Юрьевна

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы в форме импровизированного похода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sisyuk_n.yu_._les-bestsennyy_dar.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сисюк Н.Ю., учитель начальных классов

СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Курортного района

Санкт-Петербурга

Внеклассное мероприятие «Лес – бесценный дар природы»

Форма проведения мероприятия – импровизированный поход для учащихся I-IV классов. У детей данного возраста наблюдается тенденция к малоподвижному образу жизни, так как много времени они проводят за компьютерами, телевизорами. Поход как форма проведения мероприятия позволит им познать сосновый бор (лес) в движении, используя элементы здоровьесберегающих технологий.

Цели и задачи: создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранение леса как природного сообщества; познакомить с экосистемой соснового бора; расширить круг знаний о растениях и животных соснового бора; развивать творческие способности; познакомить с правилами поведения при посещении леса.

Оформление мероприятия: рюкзаки с вещами, необходимыми для похода; карточки; жетоны; компасы; веточки ели и сосны; еловые и сосновые шишки; рисунки чабреца, земляники, пырея, мятлика, гусиного лука, лютика едкого, вороньего глаза, лишайника, подснежника, касатика, ковыля, слизуна, хвоща лесного, таволги, сосны, осины, березы; муляжи грибов (рыжик, подосиновик, подберезовик, белый гриб, груздь, масленок, волнушка, мухомор, поганка, опенок); иллюстрации животных (лисы, волка, зайца, ежа, алтайской белки, белкителеутки, рыси, лося, косули, корсака, барсука, бурундука); птиц (дятла, сороки, вороны, синицы, совы, филина, ястреба, тетеревакосача, глухаря, куропатки).

Организация мероприятия: дети предварительно разделены на три команды, у каждой команды есть название и эмблема.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации.

Действующие лица: Ведущий, Лесничий, Леший, Кикимора, Берендей, Чтецы.

Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые гости! Мы собрались с вами в поход по приглашению царя Берендея. Куда он нас пригласил?

Дети. В лес.

Появляется Лесничий.

Лесничий. Так, в лес идете, в поход? А вы знаете, что нужно брать с собой в поход? Как там себя вести?

Ведущий.  Вы кто?

Лесничий.  Чтобы сосны, липы, ели

                         Не болели, зеленели,

                         Чтобы новые леса поднимались в небеса,

                         Их под звон и гомон птичий

                         Охраняет кто?

Дети. Лесничий.

Лесничий. Что же в ваших рюкзаках?

Рюкзак каждой команды проверяется на наличие в нем нужных и лишних вещей для похода. За нужную вещь выдается жетон.

Какие же правила поведения нужно соблюдать в лесу?

Команды по очереди называют правила и получают жетоны.

И последнее задание. Чтобы вы не заблудились, определите по компасу, в какую сторону вы пойдете и где будете выходить обратно.

Каждая команда пишет ответ на листе бумаги и за правильный ответ получает жетон.

А если потеряете компас? По каким приметам будете ориентироваться?

Команды отвечают по очереди и получают жетоны.

Вы хорошо подготовились. Разрешаю вам войти в лес. Споем песню здесь, а в лесу шуметь не будем.

Исполняется песня «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского, муз. А. Островского). Дети входят в холл с изображениями растений. Их встречают Леший и Кикимора. 

Леший. Мы приветствуем вас в сосновом бору. Наш сосновый бор расположен на песчаных возвышенностях и холмах. Он предохраняет почву от ветровой эрозии, а лощины, поросшие лиственными породами деревьев, являются естественными рассадниками дикорастущих трав.   Сосны обогащают воздух кислородом, летучими веществами-фитонцидами.

Кикимора. Большой ущерб лесу наносится пожарами. Восстановительные работы по насаждению леса ведутся очень медленно. А теперь царь Берендей ждет вас на лесной поляне, где он собрал все растения, живущие в его бору.

Леший и Кикимора. Добро пожаловать!

Появляется царь Берендей.

Берендей. Здравствуйте, гости дорогие! Сорока принесла мне на хвосте добрую весть, что вы хорошо подготовились к походу в мои владения. Располагайтесь на пенечках.

На стульях положены круги из бумаги, ими тирующие срез дерева. 

Порадуйте меня своими знаниями о растениях соснового бора.

Ведущий. Какие деревья нас окружают?

Дети. Сосны.

Ведущий. Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Команды отвечают и получают жетоны. 

Умеете ли вы отличать сосну от ели?

1й чтец.   Даже елки мы вначале от сосны не отличали.

                  Раз торчат иголочки, значит, это елочки.

                  А когда на ветку ели мы получше посмотрели,

                  Оказалось, что она – не такая, как сосна.

Ведущий. Задание командам: определите, где веточка сосны, а где ели. Как вы догадались?

За правильные ответы команды получают жетоны.

Берендей. Вы знаете, что хвоя сосны по содержанию витамина С полезнее лимона в семь раз?

Ведущий. Предлагаю вам игру: кто больше наберет шишек с завязанными глазами за одну минуту и разложит их на еловые и сосновые.

Все шишки лежат в трех кучках для трех команд.

За 1-е место команда получает три жетона, за 2-е – два, за 3-е – один.

Ведущий. Растительность в бору бедная, так как почва там песчаная. Какие же растения в нем произрастают? Отгадайте загадки. Жетон получит команда, отгадавшая загадку первой.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит малый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.           (Земляника)

         Никто не пугает, а она вся дрожит.         (Осина)

Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек.         (Береза)

                         

В нашем сосновом лесу кроме сосны встречаются березы и осины, но их мало. О многих растениях нет загадок, поэтому на рисунках найдите знакомые растения и назовите их.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Берендей.       Вот ягода вороний глаз.

                             У этих ягод вид черники,

                             Размер крупнее голубики,

     Растет на стебельке она.

     Ребята, будьте осторожны,

     Ведь ими отравиться можно.

     В природе ягод всех не счесть,

     Вот эти –  яд, нельзя их есть.

Ведущий. Знаете ли вы, какие из растений бора являются лекарственными? (это сосна, земляника, чабрец.)

Берендей. А теперь милости просим на вторую полянку, где вас ждут. Угадайте кто!

Стоит Антошка на одной ножке,

Сам маленький, а шляпка большая.            (Гриб)

Ведущий. Предлагаю вам по муляжам определить названия грибов, растущих в нашем сосновом бору. Какие из них съедобные, какие нет? Как нужно правильно собирать грибы?

За правильные ответы команды получают жетоны.

Берендей. На третьей полянке сегодня перемирие в честь вашего прихода. Собрались все звери соснового бора, и никто никого не обижает. Добро пожаловать!

Ведущий. Кто же живет в бору? Отгадайте! Загадки вам подскажут.

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.            (Волк)

         Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить.    (Лиса)

У кого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода – кора.     (Заяц)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет и орешки грызет.       (Белка)

Ведущий. 

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.       (Еж)

Каких знакомых зверей вы еще здесь встретили?

Рассматривая иллюстрации, дети называют корсака, лося, косулю, рысь, барсука, бурундука и получают жетоны.

Ведущий. Сейчас  мы с вами поиграем.

Капитаны выбирают карточку и пантомимой изображают лесного жителя, указанного на ней. Все угадывают и повторяют движения. Каждая команда на листе записывает всех знакомых птиц, которых встретила на лесной полянке.

Леший. Лес – это деревья, травы, кустарники, поляны, опушки, просеки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, шорохи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!

Кикимора. Он одаряет нас ягодами, грибами, здоровьем, радостями, загадками. И мы должны быть благодарны лесу за это, должны любить его, знать его, чтобы охранять и беречь.

1-й чтец.       Иду с корзиной за деревню

Пособирать в лесу грибков.

Все меньше в нем теперь деревьев

И больше во поле столбов.

А меж кустов – пустые банки

И ржавой жести слой густой.

И лес наш нынче вроде свалки

По «щедрой милости» людской.

Вон там березу оголили

– В стволе зияет пустота.

А в школе, помнится, зубрили,

Что мир спасет лишь красота.

Слагаем оды лесорубам,

Достигшим плановых высот...

Но если красоту погубим,

То, что же мир тогда спасет?

2-й чтец.      Мы любим лес в любое время года,

    Мы слышим речек медленную речь.

    Все это называется природа,

    Давайте же всегда ее беречь!

Берендей. Объявляю команду победителя.

Пора возвращаться домой. Доставайте компасы и определяйте направление, в котором вы будете выходить из леса. В добрый путь! Приходите в лес с добром!

Ведущий. Не забывайте правила поведения в лесу:

  1. Не разоряйте муравейники.
  2. Не ловите насекомых.
  3. Не трогайте птичьи гнезда, не подходите к ним близко.
  4. Не ловите диких животных и не уносите их домой.
  5. Не ломайте ветки деревьев.
  6. Не повреждайте кору деревьев.
  7. Не повреждайте ягодные кустарники и не вырывайте их с корнем.
  8.  Не рвите цветы.
  9. Не сбивайте ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
  10. Не шумите в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы"

Цели: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы прир...

Урок окружающего мира по теме: "Здоровье - это бесценный дар природы."

Тема урока: «Здоровье – это драгоценный дар природы»Цель урока: формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: расширить представления учащихся о правилах ...

Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".

         Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...

Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

Внеклассное мероприятие «Бесценное сокровище – питьевая вода»

Этот материал был создан в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»...

Внеклассное занятие «Лес - бесценный дар природы»

Форма проведения данного мероприятия- импровизированный поход  по экологической тропе для учащихся 1-4 классов- неслучайна. У детей данного возраста  в настоящее время наб...

Лес - бесценный дар природы

В разработке экологического путешествия освещены вопросы экологического воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о природном сообществе – лесе, представлены увлекательные зада...