Внеклассное мероприятие "Лес - бесценный дар природы"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы в форме импровизированного похода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sisyuk_n.yu_._les-bestsennyy_dar.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сисюк Н.Ю., учитель начальных классов
СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Курортного района
Санкт-Петербурга
Внеклассное мероприятие «Лес – бесценный дар природы»
Форма проведения мероприятия – импровизированный поход для учащихся I-IV классов. У детей данного возраста наблюдается тенденция к малоподвижному образу жизни, так как много времени они проводят за компьютерами, телевизорами. Поход как форма проведения мероприятия позволит им познать сосновый бор (лес) в движении, используя элементы здоровьесберегающих технологий.
Цели и задачи: создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранение леса как природного сообщества; познакомить с экосистемой соснового бора; расширить круг знаний о растениях и животных соснового бора; развивать творческие способности; познакомить с правилами поведения при посещении леса.
Оформление мероприятия: рюкзаки с вещами, необходимыми для похода; карточки; жетоны; компасы; веточки ели и сосны; еловые и сосновые шишки; рисунки чабреца, земляники, пырея, мятлика, гусиного лука, лютика едкого, вороньего глаза, лишайника, подснежника, касатика, ковыля, слизуна, хвоща лесного, таволги, сосны, осины, березы; муляжи грибов (рыжик, подосиновик, подберезовик, белый гриб, груздь, масленок, волнушка, мухомор, поганка, опенок); иллюстрации животных (лисы, волка, зайца, ежа, алтайской белки, белкителеутки, рыси, лося, косули, корсака, барсука, бурундука); птиц (дятла, сороки, вороны, синицы, совы, филина, ястреба, тетеревакосача, глухаря, куропатки).
Организация мероприятия: дети предварительно разделены на три команды, у каждой команды есть название и эмблема.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации.
Действующие лица: Ведущий, Лесничий, Леший, Кикимора, Берендей, Чтецы.
Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые гости! Мы собрались с вами в поход по приглашению царя Берендея. Куда он нас пригласил?
Дети. В лес.
Появляется Лесничий.
Лесничий. Так, в лес идете, в поход? А вы знаете, что нужно брать с собой в поход? Как там себя вести?
Ведущий. Вы кто?
Лесничий. Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет кто?
Дети. Лесничий.
Лесничий. Что же в ваших рюкзаках?
Рюкзак каждой команды проверяется на наличие в нем нужных и лишних вещей для похода. За нужную вещь выдается жетон.
Какие же правила поведения нужно соблюдать в лесу?
Команды по очереди называют правила и получают жетоны.
И последнее задание. Чтобы вы не заблудились, определите по компасу, в какую сторону вы пойдете и где будете выходить обратно.
Каждая команда пишет ответ на листе бумаги и за правильный ответ получает жетон.
А если потеряете компас? По каким приметам будете ориентироваться?
Команды отвечают по очереди и получают жетоны.
Вы хорошо подготовились. Разрешаю вам войти в лес. Споем песню здесь, а в лесу шуметь не будем.
Исполняется песня «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского, муз. А. Островского). Дети входят в холл с изображениями растений. Их встречают Леший и Кикимора.
Леший. Мы приветствуем вас в сосновом бору. Наш сосновый бор расположен на песчаных возвышенностях и холмах. Он предохраняет почву от ветровой эрозии, а лощины, поросшие лиственными породами деревьев, являются естественными рассадниками дикорастущих трав. Сосны обогащают воздух кислородом, летучими веществами-фитонцидами.
Кикимора. Большой ущерб лесу наносится пожарами. Восстановительные работы по насаждению леса ведутся очень медленно. А теперь царь Берендей ждет вас на лесной поляне, где он собрал все растения, живущие в его бору.
Леший и Кикимора. Добро пожаловать!
Появляется царь Берендей.
Берендей. Здравствуйте, гости дорогие! Сорока принесла мне на хвосте добрую весть, что вы хорошо подготовились к походу в мои владения. Располагайтесь на пенечках.
На стульях положены круги из бумаги, ими тирующие срез дерева.
Порадуйте меня своими знаниями о растениях соснового бора.
Ведущий. Какие деревья нас окружают?
Дети. Сосны.
Ведущий. Какие еще хвойные деревья вы знаете?
Команды отвечают и получают жетоны.
Умеете ли вы отличать сосну от ели?
1й чтец. Даже елки мы вначале от сосны не отличали.
Раз торчат иголочки, значит, это елочки.
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она – не такая, как сосна.
Ведущий. Задание командам: определите, где веточка сосны, а где ели. Как вы догадались?
За правильные ответы команды получают жетоны.
Берендей. Вы знаете, что хвоя сосны по содержанию витамина С полезнее лимона в семь раз?
Ведущий. Предлагаю вам игру: кто больше наберет шишек с завязанными глазами за одну минуту и разложит их на еловые и сосновые.
Все шишки лежат в трех кучках для трех команд.
За 1-е место команда получает три жетона, за 2-е – два, за 3-е – один.
Ведущий. Растительность в бору бедная, так как почва там песчаная. Какие же растения в нем произрастают? Отгадайте загадки. Жетон получит команда, отгадавшая загадку первой.
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит малый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника)
Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина)
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза)
В нашем сосновом лесу кроме сосны встречаются березы и осины, но их мало. О многих растениях нет загадок, поэтому на рисунках найдите знакомые растения и назовите их.
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Берендей. Вот ягода вороний глаз.
У этих ягод вид черники,
Размер крупнее голубики,
Растет на стебельке она.
Ребята, будьте осторожны,
Ведь ими отравиться можно.
В природе ягод всех не счесть,
Вот эти – яд, нельзя их есть.
Ведущий. Знаете ли вы, какие из растений бора являются лекарственными? (это сосна, земляника, чабрец.)
Берендей. А теперь милости просим на вторую полянку, где вас ждут. Угадайте кто!
Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а шляпка большая. (Гриб)
Ведущий. Предлагаю вам по муляжам определить названия грибов, растущих в нашем сосновом бору. Какие из них съедобные, какие нет? Как нужно правильно собирать грибы?
За правильные ответы команды получают жетоны.
Берендей. На третьей полянке сегодня перемирие в честь вашего прихода. Собрались все звери соснового бора, и никто никого не обижает. Добро пожаловать!
Ведущий. Кто же живет в бору? Отгадайте! Загадки вам подскажут.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)
У кого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
Ведущий.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
Каких знакомых зверей вы еще здесь встретили?
Рассматривая иллюстрации, дети называют корсака, лося, косулю, рысь, барсука, бурундука и получают жетоны.
Ведущий. Сейчас мы с вами поиграем.
Капитаны выбирают карточку и пантомимой изображают лесного жителя, указанного на ней. Все угадывают и повторяют движения. Каждая команда на листе записывает всех знакомых птиц, которых встретила на лесной полянке.
Леший. Лес – это деревья, травы, кустарники, поляны, опушки, просеки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, шорохи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!
Кикимора. Он одаряет нас ягодами, грибами, здоровьем, радостями, загадками. И мы должны быть благодарны лесу за это, должны любить его, знать его, чтобы охранять и беречь.
1-й чтец. Иду с корзиной за деревню
Пособирать в лесу грибков.
Все меньше в нем теперь деревьев
И больше во поле столбов.
А меж кустов – пустые банки
И ржавой жести слой густой.
И лес наш нынче вроде свалки
По «щедрой милости» людской.
Вон там березу оголили
– В стволе зияет пустота.
А в школе, помнится, зубрили,
Что мир спасет лишь красота.
Слагаем оды лесорубам,
Достигшим плановых высот...
Но если красоту погубим,
То, что же мир тогда спасет?
2-й чтец. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Берендей. Объявляю команду победителя.
Пора возвращаться домой. Доставайте компасы и определяйте направление, в котором вы будете выходить из леса. В добрый путь! Приходите в лес с добром!
Ведущий. Не забывайте правила поведения в лесу:
- Не разоряйте муравейники.
- Не ловите насекомых.
- Не трогайте птичьи гнезда, не подходите к ним близко.
- Не ловите диких животных и не уносите их домой.
- Не ломайте ветки деревьев.
- Не повреждайте кору деревьев.
- Не повреждайте ягодные кустарники и не вырывайте их с корнем.
- Не рвите цветы.
- Не сбивайте ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
- Не шумите в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы"
Цели: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы прир...
Урок окружающего мира по теме: "Здоровье - это бесценный дар природы."
Тема урока: «Здоровье – это драгоценный дар природы»Цель урока: формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: расширить представления учащихся о правилах ...
Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".
Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...
Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"
Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...
Внеклассное мероприятие «Бесценное сокровище – питьевая вода»
Этот материал был создан в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»...
Внеклассное занятие «Лес - бесценный дар природы»
Форма проведения данного мероприятия- импровизированный поход по экологической тропе для учащихся 1-4 классов- неслучайна. У детей данного возраста в настоящее время наб...
Лес - бесценный дар природы
В разработке экологического путешествия освещены вопросы экологического воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о природном сообществе – лесе, представлены увлекательные зада...