Урок по окружающему миру "Транспорт"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Тип урока: Урок освоения нового материала (формирования знаний).
Цели: Познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорта на жизнь человека и окружающую среду.
Задачи:
Обучающие - познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначение транспорта, учить высказывать свое мнение, учить обобщать, анализировать.
Развивающие - развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся.
Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_transport.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Транспорт.”
Тип урока: Урок освоения нового материала (формирования знаний).
Цели: Познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорта на жизнь человека и окружающую среду.
Задачи:
Обучающие - познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначение транспорта, учить высказывать свое мнение, учить обобщать, анализировать.
Развивающие - развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся.
Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к работе.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослым в процессе деятельности.
Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные:
-Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания.
Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, уметь осуществлять рефлексию способов действий.
Предметные
Знать понятие «транспорт», виды транспорта.
Понимать роль транспорта и принципы его классификации,
понимать влияние транспорта на окружающую среду.
Применять правила безопасного поведения при переходе через дорогу и
при езде на транспорте.
Задачи урока:
-познакомиться с разными видами транспорта (наземный, воздушный, водный)
-проанализировать полученную информацию и сделать вывод об основных функциях транспорта (перевозка грузов и пассажиров, транспорт специального назначения)
- вспомнить основное правило дорожного движения
Ресурсы урока:
-основные: Учебник Окружающий мир 3класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд.-М.: Просвещение, 2013.
Тетрадь Окружающий мир 3 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждения в 2-х частях, Ч.1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая изд.-М.: Просвещение, 2015.
Компьютер и интерактивная доска.
-дополнительные
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал (карточки с заданием).
Ход урока:
- Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
- Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку и назовите тему нашего урока.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (транспорт)
- Для чего человеку нужен транспорт? (передвигаться)
- Как вы думаете, что такое транспорт?
Слово транспорт пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает “перемещать”. Позже слово транспорт стало означать “доставка чего-либо”.
- Работа по теме урока.
Много-много лет назад
Человек коню был рад.
Чтобы не ходить пешком,
Ездил на коне верхом.
И в телеге, и в арбе
Тоже ездил на коне.
Пешеходы не ругались –
Ведь коней-то не боялись.
Вот года текли, летели,
Люди вскоре поумнели.
Посидели, посчитали
И машины делать стали.
Звучит музыка “Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…”
- Ребята, посмотрите, письмо какое-то на столе лежит. Кто поможет мне его прочитать?
“Мы жители Страны Транспортляндия” находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе –Неумехе. И теперь в стране происходят постоянные недоразумения, аварии. Помогите нам!!!”
Тут, наверно, скажет кто-то:
“Это что за колдовство?
Это что за волшебство?
Не случилось ничего!
Ну, исчезли переходы-
Не заплачут пешеходы:
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти!
Светофор не светофорит.
Ну, какое в этом горе?
Красный свет,
Зелёный свет…
Может, в нём и толку нет?”
- Ребята, а вы как думаете? Нужны ли правила уличного движения, светофор?
- Зачем они нужны?
- Ребята, поможем жителям страны Транспортляндия? (Да)
- Тогда отправляемся в путешествие.
Звучит песня “Весёлые путешественники” слова С.Михалкова, музыка Старокадомского.
- Итак, мы в древнем городе.
- Какой транспорт вы увидите на улицах города? (Лошади, запряженные в телеги, кибитки, кареты.)
- Почему в этом городе мало транспорта? (Город небольшой, можно пройти и пешком. А если нужно было ехать, хватало небольшого количества карет.)
- Смогли бы мы сейчас обойтись только лошадьми? (Нет. Расстояния стали большими, людей в городах много.)
- Какой транспорт сейчас перевозит людей по городу? (Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро)
- А грузы? (Грузовые машины)
- Что общее объединяет весь транспорт, о котором мы говорили? (Он движется по земле.)
Такой транспорт называется сухопутным.
Сценка.
Выходит дорожный знак.
Я – дорожный знак. Меня заколдовала Помеха-Неумеха. Я никому не могу показать правила уличного движения. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.
Неширока в ширину,
Но зато длинна в дину,
Где вода и глубина –
Деревянная она. (дорога)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (автобус, троллейбус)
В два ряда дома стоят:
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
Дорожный знак: - Узнаёте меня? Где вы можете встретить этот знак? (поворот)
Дорожный знак: На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь:
Гляжу вперед.
И вижу – скоро поворот.
- Ребята, мы приглашаем Дорожный знак путешествовать с нами и попросим нам помогать.
- Ребята, у нас в городе много транспорта? (Да)
Много машин и людей в городе. Как им существовать, не мешая друг другу? (Соблюдать правила дорожного движения.)
В наше время автомобили могут принести, кроме пользы, и много несчастья, если не знать правила дорожного движения.
По городу, по улице
Не ходят просто так –
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
- Следующая остановка нашего путешествия – дорожные знаки.
Послушайте стихотворение.
На машине мчусь стрелой,
Глядь: кирпич передо мной.
Ехать дальше не велит.
Тотчас торможу
И захожу на разворот.
Почему, друзья, хочу
Угодить я кирпичу?
- Как вы ответите на этот вопрос? (Это запрещающий движение дорожный знак.)
- Как выглядит запрещающие дорожные знаки? (Белые круглые знаки, обведенные красной каймой.)
- Найдите среди знаков на доске запрещающие дорожные знаки. Что они запрещают? (Дети показывают знаки, объясняют их.)
- Какие ещё группы знаков вы знаете? Как они выглядят?
Предупреждающие – жёлтые и белые треугольники, обведённые красной каймой.
Предписывающие - в синих кругах.
Информационно- указательные – в синих треугольниках.
- Найдите среди всех эти знаки и скажите, что они обозначают?
Игра.
- Отгадайте, о каком знаке говорит загадка. К какой группе он относится? Найдите его среди знаков на доске.
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход наземный,
Похожий на зебру. (Знак “Пешеходный переход” – предупреждающий знак)
Круглый знак,
А в нём окошко.
Не спеши тут сгоряча,
А подумай-ка немножко,
Что тут? Свалка кирпича? (Знак “Въезд запрещён” – запрещающий)
Я – знак дорожных правил,
Я машину поставил
На стоянку у ограды,
Отдыхать ей тоже надо. (Знак “Место стоянки” – информационно-указательный)
Лена с Настенькой в тревоге –
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом –
Помощь близко,
Доктор – рядом. (Знак “Медицинская помощь” – знаки сервиса)
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Знак “Осторожно, дети!”- предупреждающий)
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой,
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. (Знак “Велосипедное движение запрещено” – запрещающий)
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображён на нём забор –
Я тру глаза, смотрю в упор. (Знак “Железнодорожный переезд со шлагбаумом” – предупреждающий)
- Молодцы, вы справились и с этим испытанием. Движемся дальше.
- Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, что является прообразом машин? Где человек подсмотрел формы для их создания? Предлагаю прочитать текст (учебник с.36 первый абзац) и назвать то, что помогает человеку. (природа)
- Действительно, природа даёт человеку множество примеров для технических изобретений. Этим занимается наука, которая называется бионика.
- Ребята, скажите, зачем человек изобрёл транспорт? (Чтобы быстрее двигаться, перевозить грузы.)
- А где впервые мы встречаемся с мечтой человека быстрее передвигаться? Кто на чём перемещается? (в сказках)
(Карлсон, Баба-Яга, Избушка на курьих ножках, Алладин, Маленький Мук)
(Карлсон- у него пропеллер.
Баба-Яга – на ступе.
Алладин – на ковре самолёте.
Избушка – на курьих ножках.)
- А зачем сказочным героям транспорт? (Чтобы передвигаться по сказке.)
Любопытство повело людей дальше. Они не могут плавать, как рыбы, но умеют мыслить. Появился транспорт для передвижения по воде.
- Как называется такой транспорт? (водный)
- Прочитайте абзац о водном транспорте. (учебник с. 37)
- Что можно назвать первым водным транспортом? (Брёвна, тростниковые плоты.)
- Что такое челн? (Лодка из бревна с выдолбленным углублением.)
- Какие необычные плавательные средства ещё существовали?
- Отгадайте загадки про современный водный транспорт. Найдите изображение.
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей. (катер)
Ходит город-великан
На работу в океан. (корабль)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (челн)
Маленькая площадка
Сто человек перевозит. (паром)
От ветра он не прячется,
А грудь подставив, катится. (парусник)
Не корабль и не лодка,
Нет ни вёсел, ни паруса,
А плывёт – не тонет. (плот)
Под водой железный кит –
Днём и ночью кит не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой. (подводная лодка)
- Сделайте вывод. Что общего у этого транспорта? (передвигается по воде).
Работа по учебнику.
Сбылась мечта человека о полёте. Существует транспорт, который передвигается по воздуху.
- Как называется этот вид транспорта? (воздушный)
- Назовите воздушный транспорт.
- Прочитайте статью об этом транспорте в учебнике.(с. 38)
Творческая работа.
На столах в конвертах у вас материал для творчества. Назовите геометрические фигуры, с которыми вы будете работать. (Ромб, квадрат, круг, прямоугольник.)
- Предлагаем вам создать модель удивительного воздушного транспорта будущего.
- Как называется транспорт для полёта в космос? (космический)
- Назовите космический транспорт. (Ракеты, спутники, грузовые корабли, челноки)
- Сделайте вывод. Что общего у этого транспорта? (Передвигается в космосе.)
Игра “Четвёртый лишний”.
-Ребята, возьмите со своих столов конверты, в этих конвертах вас ожидает очередное задание. Каждый из вас хотя бы раз играл в игру «Четвёртый лишний», вот и сейчас вы держите перед собой несколько карточек, одна из них явно лишняя, найдите её и объясните, почему она лишняя. (Выполняется работа в группах)
Грузовик, молоковоз, бетономешалка, скорая помощь.
Техпомощь, пожарная машина, автобус, поливальная машина.
Самолёт, поезд, грузовик, трамвай.
Работа в рабочей тетради.
с. 28 № 2 (Распредели средства передвижения по видам. Сухопутный транспорт отметь красным кружком, водный транспорт – синим кружком, воздушный транспорт – жёлтым кружком. Какие из этих средств передвижения старинные, а какие – современные? Ответь устно.)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).
Слово светофор составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет”- это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор”, значит носитель света, “несущий свет”. Он и верно несёт свет трёх разных цветов: красного цвета, жёлтого цвета и зелёного цвета.
Светофор не всегда был таким, как сейчас. Светофоры появились на улицах не так давно, всего 40 лет назад.
Выглядели они так. Со всех четырёх сторон на них были 3 цветных стекла (зелёное, жёлтое, красное), а по ним медленно ползла большая чёрная стрелка. Такие светофоры были неудобные. Перекрёсток свободен, а ты жди, пока стрелка доползёт до зелёного цвета. Современные светофоры – автоматы намного удобнее!
Сценка.
Появляется дорожный знак “Дети”.
- Ребята, какой это знак пришёл к нам? (Знак “Дети”)
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ –
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь: “Дети”.
За них мы все в ответе.
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны!
Появляется кот.
- Кто ты?
- Я ученик светофорных наук – Кот.
- Раз светофорных наук, то скажи нам, пожалуйста, как надо переходить улицу?
- Как? На четырёх лапах.
- Ребята, правильно он ответил?
- Нет!
- А как надо?
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.
- Правильно! А тебе, Кот, второй вопрос. Как обходить троллейбус спереди или сзади?
- А зачем его обходить? Можно и перепрыгнуть. А ещё проще пролезть между колёсами.
- Ребята, поможем Коту. Он совсем запутался. (Дети отвечают.)
- А теперь ответь на последний вопрос. Можно ли играть на мостовой?
- Смотря во что. В шахматы – нельзя.
- А почему?
- Машины все фигуры сбивают, а в мячик можно. Ещё как!
- А вы, ребята, согласны с Котом?
- Нет!
- Почему?
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Помеха-Неумеха подслушивает и вбегает в класс. Обращается к Коту.
- Не слушай их, не слушай! Здорово, да ещё как здорово играть на мостовой. Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они все тебе вопросы задают, а сами то они знают что-нибудь?
- Конечно, знаем, да и Кот убедился в этом.
- Уходи, Помеха-Неумеха! Мне с ребятами очень интересно, они много знают, например, про светофор.
Помеха-Неумеха тащит Кота.
- Пойдём со мной аварии делать. С ними не интересно. (уходят)
Слышится грохот.
- Ребята, это, наверное, авария. Может быть, нужна наша помощь?
Вбегает Кот с перевязанной лапой.
- Что случилось?
- Я попал в аварию, повредил лапу.
-Ребята, возьмите меня к себе. Я понял, что это очень плохо – не знать правил дорожного движения. Помогите мне. Помогите! Я хочу с вами учиться. Я открою вам одну тайну: как спасти дорожные знаки.
- Как же их спасти?
- Нужно сказать несколько волшебных слов: “Знаки, знаки! Отзовитесь! К нам скорее возвратитесь!” (Дети повторяют эти слова.)
Появляются дорожные знаки.
- Ребята, где вы видели такие знаки?
- Может быть, кто–нибудь из вас знает, что они означают?
Помеха-Неумеха: - Всё! Пропала я! Моё колдовство теперь бессильно. Все против меня. Ухожу от вас. (уходит)
- Мы совершили сегодня большое дело: спасли от Помехи-Неумехи дорожные знаки и светофор. На улицах Страны Транспортмания не будет больше беспорядка.
И теперь на перекрёстках нам мигает светофор.
Для тебя горят они, светофорные огни:
Красный – стой, жёлтый – жди, а зелёный – проходи.
Это должен каждый знать,
Обязательно на “пять”!
Повторение.
- А теперь давайте ещё раз вспомним, а для чего же транспорт нужен нам с вами? (Передвигаться на большие расстояния самим и перевозить грузы, ездить быстрее из одного места в другое.)
- А это хорошо или плохо? (Хорошо)
- А как ещё можно заменить это слово? (Полезно)
- Правильно, транспорт нам полезен. А всегда ли он нам полезен? (Нет)
- Что же не полезного есть у транспорта? (Он загрязняет окружающую среду.)
- В чём заключается вред транспорта для окружающей среды? (Выхлопные газы – загрязняют воздух, бензин – воду, землю, шум – пугает зверей.)
- А есть ли транспорт, который не загрязняет окружающую среду? Какой? (Да, это велосипед, аэроплан, экомобиль.)
- Учёные все ещё разрабатывают более экологические виды транспорта, может кто-то из вас в будущем этим и займётся.
Рефлексия
-Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке. (Каждый ученик получает карточку, на которой изображено три смайлика: веселый и грустный, ученики обводят тот смайлик, который соответствует их настроению)
- А теперь звенит звонок, всем спасибо за урок!
Д/з – учебник с. 36-39 – пересказ, р.т. с.29-31 № 3(проект “Любознательный пассажир”)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
На уроке дети знакомятс с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений работы.Речевое развитие,...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....