КТП и рабочие программа по ом
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Куяново»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 29. 08. 2015 г. Руководитель ШМО_________ /Г.В.Тимиргазина./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ /И.С.Ильясова/ 31.08.2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Куяново _________ /И.Н.Хайдарова / Приказ №162 от 31. 08. 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет окружающий мир
Учитель Хайретдинова Ляйсан Тагировна
Учебный год 2015/2016
Класс 2 в
Общее количество часов по плану 34 часа
Количество часов в неделю 1 час
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в соответствии с программой «Окружающий мир» - «Начальная школа XXI века» руководитель Виноградова Н. Ф. ( автор Н. Ф. Виноградова. Вентана – Граф, 2012).
Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
« 29 » августа 2015 г. ________________
(подпись учителя)
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного и мира человека.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России.
- Гражданственность.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется во 2 классе по 2ч в неделю.
Содержание программы по окружающему миру
Введение. Что тебя окружает(2ч)
Что такое окружающий мир? Бывают ли на свете чудеса
Кто ты такой (3ч)
Все мы - люди Наши помощники — органы чувств
Россия — твоя Родина(13ч)
Родина — что это значит? Города России День России Родной край – частица Родины История
рассказывает о прошлом Как Русь начиналась О труде славян Первые русские князья Мы – граждане России Как трудятся россияне Все профессии нужны Знаменитые города России
Мы — жители Земли(5ч) «Солнечная семья» Земля — планета Солнечной системы Глобус - модель Земли Бактерии Грибы
Природные сообщества(27ч)
Какие животные живут на Земле Как животные воспринимают мир Как животные защищаются, питаются, строят жилища Животные воспитывают потомство Какие бывают растения Органы растения и их значение для его
жизни Что такое лес? Как развивается растение Деревья леса Кустарники леса Травянистые растения леса Лесная аптека
Звери леса Птицы – лесные жители Ужи – обитатели леса Насекомые леса Мы пришли в лес… Путешествие капельки
Свойства воды Рыбы – обитатели водоемов Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов.
Болото- естественный водоем Луг и его обитатели Растения и животные луга Растения и животные поля Растения и животные сада Будем беречь природу.
Природа и человек 1ч Будем беречь природу.
Кто живёт рядом с тобой? 6ч
Что такое семья Домашнее хозяйство Семейный досуг Какие бывают правила«О правилах поведения» Умеешь ли ты дружить?
Умеешь ли ты общаться?
Повторение (2ч)
Резерв (1ч)
Что такое здоровье10ч
Чтобы меньше Болеть. Режим дня Что такое физическая культура Составление режима дня Закаляться может каждый.
Что такое правильное питание О витаминах О правилах питания Правила дорожного движения Чтобы избежать неприятностей.
Первая помощь при ожогах, порезах Зачем изменять себя
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
К концу обучения во втором классе обучающиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе обучающиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Личностные результаты
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Метапредметные результаты
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на метапредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как (взаимодействие с партнёром): ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Во втором классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года,
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные в форме тестовых, графических , работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа ХХI века», облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить младший школьник к концу второго года обучения.
Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить, – «называть (проводить примеры), «различать (соотносить)», решать задачи в учебных и бытовых ситуациях).
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика - как умеет воспринимать и воспроизводить факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип знаний позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории) объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи - не похожи; одинаковые - разные; существенное – несущественное),
Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у выпускника начальной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях - как учебных, так и бытовых,
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях, Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6 . Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку», Если попытка решить дополнительные задачи не удачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки,
Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности учения в освоении окружающего мира, но и учить школьника самостоятельно оценивать результат своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по украшающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ,
Устный ответ
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы,
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ, все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи Между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, Но Может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.
оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Литература для обучающихся:
1. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
2. Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
Литература для учителя:
- Окружающий мир: 1-2 классы: Медодика обучения/ Н.Ф.Виноградова. -М.:Вентана-Граф.2010
- Примерные программы по учебным предметам. Нач.школа. В 2ч.- М.: Просвещение,2011.
- Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/сост. О.А.Исакова – Волгоград, 2006г.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXΙ века», 2012
- Пособие «Школа физкультминуток» В.И. Ковалько.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
Количество часов: 1 часа в неделю
Всего за год 34 ч
1 четверть 9 ч
2 четверть 8 ч
3 четверть 8 ч
4 четверть 9 ч
Название раздела | № | Тема урока | Кол час | Дата | Оборудов. | Примеч | |||
кален. | факт. | ||||||||
Введение. Что тебя окружает? | 1 | Введение. Что такое окружающий мир? Бывают ли чудеса на свете? | 1 | 01.09.15 | Книги, журналы, гербарий, муляжи, Р.Т. Иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы | ||||
2 | Экскурсия на природу. Все мы люди | 08.09.15 | портреты членов своей семьи | ||||||
Кто ты такой? | |||||||||
3 | Наши помощники – органы чувств. Что такое здоровье? | 1 | 15.09.15 | презентация | |||||
Ты и твоё здоровье | Таблички с понятиями | ||||||||
4 | Режим дня. Физическая культура. | 1 | 22.09.15 | Рисунки, | |||||
Физическая культура | Таблички с понятиями, карточки, Р.Т. | ||||||||
5 | Закаляться может каждый. Здоровье и питание. | 1 | 29.09.15 | ||||||
Почему нужно правильно питаться? | Рисунки, опорные таблицы, карточки, Р.Т. | ||||||||
6 | О витаминах О правилах питания. Умеешь ли ты есть? | 1 | 06.10.15 | ||||||
Почему нужно быть осторожным? | 7 | Правила дорожного движения. Чтобы избежать неприятности. | 1 | 13.10.15 | Р.Т. | ||||
Р.Т. | |||||||||
Можно ли изменить себя | 8 | Можно ли изменить себя? Кто живёт рядом с тобой? Что такое семья. | 1 | 20.10.15 | Аутотренинг | ||||
Кто живёт радом с тобой О правилах поведения | рисунки, фото, Р .Т. | ||||||||
9 | Домашнее хозяйство. Семейный досуг. | 1 | 27.10.15 | ||||||
10 | Какие бывают правила Умеешь ли ты дружить? | 1 | 10.11.15 | Иллюстрации с изображением театра, цирка | |||||
11 | Умеешь ли ты общаться? Родина - что это значит? | 1 | 17.11.15 | Запись песен о дружбе | |||||
Россия - твоя Родина | Карта, символика России, Р.Т. | ||||||||
12 | История рассказывает о прошлом. Москва – столица России. | 1 | 24.11.15 | карта, картинки с изображением древних славян, Р.Т.
| |||||
13 | Города России. Золотое кольцо России. | 1 | 01.12.15 | ||||||
14 | Родной край - частица Родины. Как трудятся Россияне. | 1 | 08.12.15 | картинки, книги, Р.Т. | |||||
15 | О занятиях наших предков. Все профессии важны. | 1 | 15.12.15 | ||||||
Слайды, фото, картинки, карта, Р.Т. | |||||||||
16 | Мы – граждане России. Права детей – граждан России | 1 | 22.12.15 | презентация | |||||
Карточки с понятиями | |||||||||
17 | Россия – многонациональная страна. Мы – жители Земли. Твоё первое знакомство со звёздами. | 1 | 29.12.15 | ||||||
Мы - жители Земли Водоём и его обитатели. | глобус, книги о космосе, Р.Т., презентация | ||||||||
18 | Земля – планета солнечной системы. Глобус – модель Земли | 1 | 19.01.16. | ||||||
19 | В некотором царстве … Бактерии. Грибы | 1 | 26.01.16 | ||||||
презентация | |||||||||
20 | Животные – живые существа. Разнообразие животных. | 1 | 02.02.16 | слайды | |||||
21 | Как развиваются растения? Среда обитания – что это такое? | 1 | 09.02.16 | ||||||
22 | Что такое лес? Деревья леса. | 1 | 16.02.16 | презентация | |||||
«Растения леса», таблички, Р.Т. | |||||||||
23 | Что делает человек из древесины? Кустарники леса | 1 | 01.03.16 | ||||||
Схема - модели о значении леса, рисунки, Р.Т. | |||||||||
24 | Травянистые растения леса. Лесная аптека. | 1 | 15.03.16 | ||||||
25 | Животные леса. | 1 | 22.03.16 | Выставка книг о животных леса, картинки, фонограмма, запись птичьих голосов, | |||||
26 | Птицы – лесные жители. Пресмыкающиеся – обитатели леса. | 1 | 05.04.16 | ||||||
27 | Насекомые леса. Мы пришли в лес. | 1 | 12.04.16 | ||||||
28 | Водоём и его обитатели. Поговорим о воде. Какие бывают водоёмы? | 1 | 19.04.16 | картины о воде, оборудование для практической работы, песенки о воде, Р.Т. | |||||
29 | Что такое река? Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. | 1 | 26.04.15 | ||||||
30 | Водоплавающие – жители водоёма. | 1 | 03.05.16 | Иллюстрации различных водоемов, Р.Т. | |||||
Обитатели соленых водоёмов. | |||||||||
Луг и его обитатели | 31 | Луг и его обитатели. Природе нужны все. | 1 | 10.05.16 | |||||
Поле и его обитатели | 32 | Поле и его обитатели. Лекарственные растения. | 1 | 17.05.16 | схема – модель природного сообщества, Р.Т. Картина природы луга, карточки, гербарий, Р.Т. | ||||
презентация | |||||||||
Сад и его обитатели | 33 | Сад и его обитатели. | 1 | 24.05.16 | презентация | ||||
Природа и челове | 34 | Человек – часть природы. Красная книга России | 1 | 31.05.16 | Красная книга России |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...