Разработка урока окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Полянская Галина Александровна

На уроке рассматривается Жизнь Древних славян. Их расселение, быт, занятия. В кого верили Древние славяне. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по

 окружающему  миру  в 4 классе по теме:

«Жизнь древних славян»

Цели урока:

Познакомить учащихся с расселением славянских племен в середине первого тысячелетия нашей эры.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление  о  занятиях, быте и религии древних славян.
  2. Развивать умения   отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы, представлять  презентацию своей работы  по истории, публично излагать свои мысли;

3.  В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории своего Отечества.

Оборудование урока:

компьютер , мультемедийный проектор ,экран , физическая карта, магнитофон, аудиозапись.

Основные понятия и термины:  подсечно-огневая система земледелия, язычество, бортничество.

Межпредметные связи: история, литература, география ,музыка.

Этапы

Действия  учителя

Действия  учащихся

1.Мотивация

 к учебной  деятельности.

Звучит музыкальная композиция  

Григ «Утро»

«Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети словно крепкие дубки».

Сегодня мы с вами начинаем работать с новым

разделом учебника «Страницы истории Отечества

Как вы думаете с чем, с какими событиями нас познакомит  учебник.

Историческое путешествие мы начнем со знакомства с жизнью древних славян.

Какова наша задача на уроке по этой теме.?

Материалы этого раздела познакомят нас с историей образования нашего государства и важнейшими событиями в жизни нашей страны.

Узнать  о жизни  ,быте , занятиях, верованиях  славян.

2.Постановка проблемы исследования.

Слайд 2

Показать какое влияние оказала природа на формирование быта, занятий и религии древних славян.

3.Актуализация знаний.

4.Исследовательская деятельность

Цель-работа с историческими документами.

5.Проверка домашнего задания

6 . Представление результатов исследования

Колесо истории сегодня вращается в обратную сторону и переносит нас на полторы тысячи лет назад.

1.Работа по  физической карте .

Покажите на карте территорию Восточно – Европейской равнины.

В каком климатическом поясе лежит Восточно – Европейская равнина?

Что вы можете сказать о северной части равнины?

Какие реки берут начало на северо – западе равнины?

Именно эти территории начали заселять славяне в VI веке. Заселение шло вверх по берегам реки  Днепру и его притокам. Здесь уже начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные.

Слайд 3 Расселение славян.

На территории современной европейской части  нашей страны издревле проживали восточные славяне , от которых позднее  произошли русские , украинцы и белорусы.

Они  расселились по земле крупными племенами.

 Прочитайте  отрывок из «Повести  временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

Ещё раз посмотрите на карту и назовите  племенные союзы и места их расселения

Слайд 5

По берегу Днепра , в полях жили ПОЛЯНЕ.

К северу от них СЕВЕРЯНЕ.

В лесах-ДРЕВЛЯНЕ. Вболотах-ДРЕГОВИЧИ. Вокруг озера Ильмень-СЛОВЯНЕ.

Как вы думаете?

Почему именно на этих территориях остановились славяне ,а не пошли в другие места?

В поисках мест, удобных для земледелия ,богатых зверями птицей, рек и озёр, богатых рыбой, люди  поднимались по Днепру. Они заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту.

Но не только это привлекло первых поселенцев. Время  тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окружённых крутыми склонами глубокими оврагами, водой, густым  лесом и непроходимыми болотами.

Родственники объединялись в родовые общины во главе с князем.

Поэтесса Наталья Кончаловская  в своем стихотворении  так объясняет  выбор места для заселения славянами.

Какое было домашнее задание?

1 группа представляет результаты  своих исследований.

Восточно-Европейская равнина лежит в пределах умеренного климатического пояса.

И только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь достаточно влажно. Особенно много влаги на северо-западе равнины, поэтому здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон, Двина.

Слайд 4

«Повесть временных лет»

«…Славяне пришли и сели по Днепру

и назвались полянам,а другие –древлянами,потому что сели в лесах,а ещё другие сели  между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назывались полочанами, по реке , которая  впадает в Двину и именуется Полота .Славяне же которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем-словяне и построили город и назвали его Новгородом.А другие сели на Десне,и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами…»

Эти места были пригодны для земледелия .

Леса богаты зверями и птицей.

Реки богаты рыбой.

Луга служили пастбищами для животных.

Чтение стихотворения наизусть ученицей.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озерах, на болотах - куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

 Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появились тут весной.

 Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели все кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Найти  и исследовать материал о жизни славян и составить презентацию:

1 группа- о занятиях славян;

2 группа- о быте славян;

3 группа- о религии;

Слайд 6.Занятия славян.

Слайд 7.

В густом лесу редко встречались открытые поляны, пригодные для земледелия.: Почвы  на  этих       территориях были   подзолистые,  малоплодородные. Людям приходилось вырубать и выжигать леса, чтобы расчистить участок

земли для посевов и заодно удобрить его золой. Таким участком можно было пользоваться 2-3 года. Потом его плодородность падала, и приходилось  перемещаться с места на место. Такая система называлась подсечно-огневой.

Славяне выращивали , ячмень , просо, рожь , гречиху.

Хлеб называли жито- от слов

 « жизнь»

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве славян занимало животноводство. Они разводили лошадей, коров, свиней, коз, овец и птицу.

Слайд 8.

Река давала питьё, рыбу. Ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб . Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетеными приспособлениями

Но что ещё важно –реки выполняли роль дорог. Славяне строили лодки и плавали по рекам от посёлка к посёлку, привозя вести , товары , подарки

Слайд 9.Важнейшую роль в хозяйстве играла охота. Она  но не только ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку ,куницу, соболя .

Занимались бортничеством –собиранием мёда диких пчёл. Торговали мехами , мёдом, воском, обмени ваяя их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Слайд 10.

В землях славян было много железной руды и люди научились плавить железо.

Из него кузнецы ковали оружие (щиты, мечи, наконечники для стрел), орудия труда (топоры, рало для пахоты), украшения.

       

Слайд 11. Гончары изготавливали глиняную посуду.

Слайд 12.Главою славянского племени был- князь. Приближённые к князю боевые друзья, соратники составляли военную дружину. Совершая военные полходы, князь и дружина привозили в племя добычу, рабов.

7.  Контроль усвоения знаний учащихся.

8 . Минутка релаксации.

Кто из 1 группы может добавить о занятиях славян?

-

-Оказала ли природа влияние на  занятия славян ?

Физминутка

Ученики добавляют.

Ответы детей.

9. . Представление результатов исследования

2 группа представляет результаты своих исследований.

Слайд 13. Быт славян.

Слайд 14..

1.Сёла стояли на возвышенностях и около рек.

2.Они обносились деревянной стеной и были окружены рвом, залитым водой.

Слайд 15.

Для славян были характерны жилища :

-.в виде полуземлянки с бревенчатыми стенами

-и наземные жилища из брёвен.

Слайд 16.

. Пол в полуземлянке находился ниже уровня земли, а двускатная крыша порой опиралась в землю. Сверху землянку выстилали жердями .Они обмазывалась глиной и потом зарастала мхом и травой. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм

Внутри полуземлянки была печь, выложенная из камня или глины. Она топилась «по – чёрному» - дымохода в ней не было и дым шёл внутрь жилища. В зимнее время очаг топили дровами, а в огонь подкладывали крупные камни из твердых горных пород. Камни раскалялись докрасна и служили источником тепла

Почти всё свободное место в полуземлянке занимали стол , деревянные лавки и печь. Спали на полу, на охапках сена, покрытых звериными шкурами.

Слайд 17.

 Посуду делала из глины и вырезали из дерева. Пользовались такой посудой.: плошки,  ковш, сито, пест, скалка, ложки, бочка.

Слайд 18.

1.Ткани ткали из льна, конопли. Мужчины носили штаны или рубахи, подпоясанные ремнями. Женщины носили прямые рубахи с одной застёжкой

2.Ткани пряли из шерсти овец и коз. Зимой носили шубы из меха домашних и диких животных..

10. Контроль усвоения знаний учащихся.

11. Независимая самостоятельная практика учащихся

Какие будут дополнения о быте славян у 2 группы.

-

-Как связан быт с природными условиями ?

  3.  группа представляет результаты своих исследований.

Ученики дополняют.

Ответы детей.

Слайд 19

Славяне покланялись силам природы.

Они верили,  что  гром, молния, солнечный свет и тепло, дождь, пожар- это  гнев или дар богов. Такая религия называется язычеством.

Слайд 20.

Славяне поклонялись многим богам:

-Перун- бог ветра и молнии

 -Сварог – бог огня.

- Даждьбог - бог солнца

- Стрибог – бог ветра.

Слайд 21.

Древние славяне считали СОЛНЦЕ, МОЛНИЮ и ОГОНЬ  сыновьями Неба и Земли.

 Бог Солнца - Даждьбог. Это значит - « дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Перун  - Бог Грозы, Бог Грома и Молнии..

Слайд 22. Славяне верили и поклонялись различным духам. Почитались духи воды (Водяной), дома (Домовой), леса (Леший), болота (Кикимора).

 Верили, что  лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые. Домовой это волшебник, от которого зависело благополучие домашнего очага. Домового представляли маленьким старичком с белой бородой. Домовой жил за печкой, куда надо было бросать мусор, чтобы он не покинул дом. Чтобы задобрить его, надо было принести туда домашнюю еду.

Слайд 23.

Праздники:

1.Приход весны (Масленица).

2. День летнего солнцестояния (Ивана Купалы).

3.  Увеличение продолжительности светового дня (Коляда).

  Славяне верили в разные приметы.

Для защиты от недобрых людей жилище  строили из толстых бревен, окружали прочным плетнем или частоколом. Чтобы уберечься от сверхъестественных напастей при постройке дома — соблюдали множество правил.

 1.Начиналось строительство с принесения жертвы (коня, петуха или курицы)                                                                                                                                                                                                                      

 2.Запрещалось использовать бревна «буйных» деревьев (например тех, что росли у перекрестков дорог), такое бревно выберет момент и разрушит дом.

3.. Под угол дома закладывалась конская  голова, а между брёвен — клочки шерсти.

10. Контроль усвоения знаний учащихся.

Какие будут дополнения о религии славян у 3 группы.

Как связаны природные условия с религией славян?

11. Закрепление.

Слайд 24.

-Какие предметы лишние?

-Обставьте мебелью славянский дом.

-Назовите появившиеся предметы.

Слайд 25.

-Назовите предметы.

-Назовите эти предметы одним словом.

Кто такие славяне ?

-Где расселились славяне ?

- Почему именно эти места они выбрали для заселения?.

Давайте подведём итог.

Какое  же влияние оказала природа на жизнь славян?

12. Рефлексия- самооценка.

13. Информация о домашнем задании.

Оцените себя .

Как вы усвоили новый материал?

Продолжите высказывание.

Сегодня на уроке:

-Я узнал…

-Я запомнил…

-Мне понравилось…

Выставление оценок.

Стр.34-39 читать и пересказывать. Рабочая тетрадь стр.13 -14.    

1группа. Найти загадки, приметы, заговоры, связанные с домом. Выписать в тетрадь наиболее понравившиеся.

2 группа. Сделать макет жилища славян.

  1. Подготовить иллюстрации о жизни славян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Во что верили славяне" с презентацией

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" + презентация...

Урок окружающего мира "Из истории Древней Руси"

Данный урок можно использовать для занятий по программе Л.Занкова или во внеурочное время....

Презентация к уроку окружающего мира "Во времена Древней Руси"

Презентация составлена к УМК Моро. Программа "Школа России"4 класс....

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций".Цели: 1) научить отличать от других эпох  эпоху  Древнего мира,  учить находить  в современной ж...

Конспект урока Окружающий мир на тему Древние славяне. 4 класс

На этом уроке знакомимся с жизнью древних славян....

Технологическая карта урока по окружающему миру. ТЕМА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели: Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения з...