Урок в 3 классе "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цель: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте; прививать интерес к истории Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3klasse.docx24.52 КБ
Файл drevnie_slavyane.pptx1.04 МБ
Файл prilozhenie_1.docx28.94 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  окружающего  мира в 3классе («Начальная школа XXI века»Н.Ф.Виноградова)

учителя начальных классов Ивановой Елены Владимировны

ОПФ МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» в д.Македоновка

Тема: Жизнь славян

Цель: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте; прививать интерес к истории Отечества.

Познавательные УУД:

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

Регулятивные УУД:

- Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):

-  способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности;

 - понимание и принятие  учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая    осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные УУД:

-принимать и выслушивать другие мнения;

- аргументировать свой ответ;

-принимать участие в диалоге на уроке;

-формировать способность к позитивному сотрудничеству.

- ориентироваться  в  окружающем  пространстве;

Личностные УУД:

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

-формировать  рефлексивное  отношение  к учению и личностный  смысл учения

 – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью .

Этапы  урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД

1.Актуализация  знаний и постановка учебной проблемы

1.Ответы на вопросы учителя

Мини проекты детей «Что обозначают имена»

2.Составление   плана  урока

(слайд) План  урока

  1. Как работали славяне.
  2. Как жили славяне.
  3. Какие у них были дома.
  4. Одежда славян.
  5. Украшения.

  1. Проблемная  беседа:

- Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина?

- Чем занимались славяне?

(Проверка знаний детей по Технологии Е.А.Лутцева «Ступеньки к мастерству»  

3 класс) по темам:

-Изобретение русской избы

-Доброе мастерство

- Русский костюм

-Застёжка и отделка одежды

Как  вы думаете, какая  у нас тема  урока?

О  чём  мы будем  сегодня  узнавать? Давайте  составим  план  урока?

2.  Обобщение  Что  мы делали? Какое  умение  формировали?

Регулятивные  УУД:

-умение составлять  план  урока;

- умение  ставить  учебную  проблему

2. Совместное  открытие  нового  знания

  1. Работа в парах по учебнику. Составление рассказа о жизни славян по учебнику. Каждой паре задано индивидуальное задание (на карточках план ответа.)
  2. Работа со словарём Ожёгова Найти  значение  слов: пядь, вершок)
  3.  Отчёт каждой пары о выполненном задании

1. Учитель раздаёт  каждой  паре  по одному заданию для выполнения   (в парах самостоятельно).

2. Учитель организует  работу в группах.

  После  отчёта  групп учитель  спрашивает: Какой  вывод  можно  сделать?

Коммуникативные УУД:

-принимать и выслушивать другие мнения;

- аргументировать свой ответ;

-принимать участие в диалоге на уроке;

-формировать способность к позитивному сотрудничеству.

- ориентироваться  в  окружающем  пространстве;

1.  Работа  с презентацией

- Славяне населяли пространства  Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.

- Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.

- Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.

- Жилища до половины уходили в землю. В доме было: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по- чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стёкол не было. От холода окна прикрывались досками, соломой, ветками.

- Все мужчины были охотниками, рыболовами.

- Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.

- Одежду шили из льна и шерсти.

- Посудой служили глиняные

горшки и сковородки.

- Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё это живое,  и всеми  повелевают боги.

- Перун- бог грома и молнии.

- Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живёт водяной и русалки.

- Их жизнь сильно зависела от природы: урожай, охота

1.Постановка   вопросов  к  материалу  учебника  и   презентации:

 - Рассмотрите карту. Что вы можете узнать  с её помощью о расселении славян? (2 слайд)

- Найдите эти реки на физической карте Евразии.

-Какие племенные объединения  были у славян?

- Как Древние славяне выбирали место для жилья? (3 слайд)

- Опишите дом древних славян.

(4 слайд)

- Чем занимались мужчины?

(5-6 слайды)

-Чем занимались женщины? (7 слайд)

- Из чего шили одежду древние славяне? (

- Какая была посуда? (8 слайд)

- Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (10 слайд)

- О каком боге Древних славян вы узнали, поработав с учебником?

- В кого ещё верили славяне?

(11 слайд)

- Почему верования славян были так тесно связаны с природой?

Регулятивные   УУД:  

-  умение  высказывать  своё предположение  на основе работы  с материалом

Познавательные  УУД:

-  умение  извлекать   информацию из   текста, иллюстраций;

-делать  выводы  на основе анализа  объектов;

-находить  ответы в иллюстрациях;  словарях, тексте.

3.Применение  нового  знания:

1. Работа  в тетрадях на печатной основе.

2. Тест

(на отдельных карточках)

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать других;

-оформлять  свои мысли в устной речи;

4 Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало.

4. Практическая  работа  по теме: Составление  рассказа- описания «День славянской семьи»

  1.Самостоятельное составление  учащимися  рассказа

2. Представление    своего  рассказа  классу

1. Учитель проверяет, как ребята  знают  значение  слова «памятка»?

В  случае  затруднения обращаются  к «Толковому  словарю» Ожегова.

Личностные УУД:

-выказывать отношение к героям и свои  эмоции;

- оценивать  поступки.

Регулятивные   УУД:  

-работать индивидуально (самостоятельно);

4. Самооценка деятельности  учащихся на уроке

1.  На  каждой парте лежит

«План самооценки»  и учащиеся, опираясь на него  оценивают  свою работу на  уроке.

Регулятивные   УУД:  

- умение  оценивать  учебные действия

5.  Рефлексия

-  Какую тему мы сегодня исследовали?  Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»
Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?
 -Кто  считает, что узнал на уроке много нового и интересного?
-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?
-Кому  работа на уроке показалась интересной?
— Что вас особенно удивило?

Домашнее задание:

Доработать  рассказ- описание «День славянской семьи», (подобрать картинки, дополнить  сведения из интернета, энциклопедических словарей.)

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.
Наказ от восточных славян 
Славяне – «славящиеся»,прославившиеся своими подвигами
1. Прославляй свою страну  хорошими поступками и делами.
2. Будь честный: не воруй и не обмани.
3. Поступай без коварства и зла.
4. Соблюдай целомудрие.
5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.

Регулятивные   УУД:  

Самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания.

Литература:

http://festival.1september.ru/articles/613059/ 

http://www.uchmet.ru/library/material/152390/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние славяне ОПФ МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка учитель начальных классов Иванова Елена Владимировна

Слайд 3

Поселения древних славян

Слайд 4

Жилище

Слайд 5

Занятия древних славян

Слайд 6

Древние славяне занимались: Охотой – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом. Рыболовством – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном Скотоводством — Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. Собирательством — диких ягод, орехов, грибов, трав Бортничеством — славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Гончарное дело. Строительство. Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали.

Слайд 7

Одежда древних славян

Слайд 8

Предметы быта

Слайд 9

Оружие и орудия труда

Слайд 10

Верования древних славян

Слайд 11

Домашние духи

Слайд 12

Источники: http://family-history.ru/material/history/kostum/kostum_5.html http://zema.su/blog/odezhda-drevnikh-slavyan http://folkler.ru/kostyum/odegda_drevnih_slavjan http://slavcentr.ru/category/nacionalnaya-odezhda-slavyan/



Предварительный просмотр:

Приложение 1.Материал для работы в парах.

Одежда славян

Из чего же состоял гардероб древних русичей?

Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Она различалась и качеством материала и цветовой гаммой.

Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца – дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лен были доступны для всех слоев населения.

Красилась ткань натуральными красителями – листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены – красный, крапива при горячем крашении – серый, а при холодном – зеленый, луковая шелуха – желтую.

Со времён Древней Руси “красный” – красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: «весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки)».  Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

Зелёный – Растительность, Жизнь.

Чёрный – Земля.

Золотой – Солнце.

Синий – Небо, Воды.

Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных – русская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком.

Интересный факт:

У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестиранную рубашку отца, “чтобы он его любил”, а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества

Древним названием одежды  было у славян  “портище” – отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” – человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века

Рубаха – древнейший, самой любимый и распространённый у древних славян вид нательной одежды. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» – «кусок, отрез, обрывок ткани» – и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать».

 Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие – другие сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и бояр будни трудового народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений. Женские рубахи доходили до пят.

Мужчины носили рубаху на выпуск и обязательно с поясом. Отсюда и выражение «распоясался» – если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался. Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Не смотря на условность узора орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы охраняли человека от другого сглаза и напастей.

Украшения были “навесными”- съемными: богато расшитыми золотом, драгоценными камнями и жемчугами. Обычно на рубахах вышивали орнаменты обережных мотивов: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на “и”) – антропоморфные персонажи, изображения Богов… Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую.

Ворот  славянских рубах не имел отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Сарафан у славян шился на узких бретелях и напоминал полукруг, за счет большого количества клиньев, сильно расширяющих подол.

Сарафанов нонь не носим

 Нам от них убыточек:

 Надо восемь метров ситца,

 Три катушки ниточек…

Славяне-северяне предпочитали традиционно красный цвет. Центральная часть Руси в основном носили одноцветную синюю, бумажную, покупную материю для своих сарафанов или пестрядь (ткань, похожую на рогожку). Нижняя часть переднего шва и подол украшались нашивками из шелковых лент и полос узорной ткани.

Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 1376 году в Никоновской летописи. Это слово изначально обозначало предмет мужского костюма. Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях:

Он не в шубе, не в кафтане,

 В длинном белом сарафане…

До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

В прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Она так же, как и сарафан, расширялась книзу и была расшита оберегами по низу и пройме. Душегрея надевалась на рубаху с юбкой или поверх сарафана.. Материал для душегреи брали более плотный, а на праздничную шили бархат, парчу и все это расшивалось бисером, стеклярусом, тесьмой, блестками, лентой.

Рукава рубах могли достигать такой длины, что собирались красивыми складками по руке и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной…

В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке: помахивание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Вот уж действительно, сказка – ложь, да в ней намёк. В данном случае – намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства.

Пояс в славянских нарядах  присутствовал как у женщин, так и у мужчин.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью поверх сарафана. 

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

 Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.

Штаны славяне носили не слишком широкие: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи – длинные, широкие полосы ткани (холщовой или шерстяной), которыми обматывалась нога ниже колена.

 Другое название одежды для ног – «портки», а также «ноговицы».

 Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни – шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком – чашником (отсюда и выражение ” держать что-то в загашнике”). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна), и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.

Лапти во все времена нашими предками носились сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Были они толстые и тонкие, темные и светлые, простые и сплетенные узорами, были и нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка.

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.

«Как лапоть сплесть», – говорили наши предки о чём-либо совсем уж простом и незамысловатом.

Лапти имели очень малый срок службы. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеры лапти сплести» — гласила пословица.

Кожаная обувь была преимущественно городской роскошью. Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки. В общеславянский период они назывались черевиками.

Чаще всего обувь надевали всё-таки на онучи, которые мужчины поверх штанов, а женщины – прямо на голую ногу.

Мужской головной убор славяне, вероятней всего, называли шапкой. Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты, и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, стало ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком».

 Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя — полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Недаром в русском языке бытует выражение «шапка Мономаха».

Сохранились также фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет XII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе.

К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков.

Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком — например, с собственными родителями.

Женский головной убор оберегает женщину от злых сил – верили славяне.

Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы. Выражение «опростоволосилась» значило опозорила свой род.

 До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, – это не только не возбранялось, – но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки, либо из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.

Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом.

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Археологические находки также подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Венок на девичьей голове – это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг – это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье – вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Если девушка до свадьбы потеряла невинность, то она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.

Венок  из искусственных цветов, ниток  нередко одевали на шляпу и жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить – сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца, тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.

Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу. Жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, её мужем и господином. Действительно, одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней – «повой» и «убрус» – означают, в частности, «покрывало», «полотенце», «платок». «Повой» значит ещё «то, что обвивает».

Другая разновидность головного убора замужней — кика. Отличительной приметой кики были… рога, торчавшие вверх надо лбом. Рога – это защита матери и ее будущего ребёнка от злых сил. Они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком.

Верхняя одежда славян – это свита, от слова «свивать – «одевать», «кутать», а также кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывались колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные – сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные.

 Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах. Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке.

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Все, что сейчас есть у нас – было получено от наших предков, они это зародили, а мы это усовершенствовали. Мы ни когда не должны забывать свою историю. Все рассуждения о национальной идее бессмысленны, если они не основаны на понимании фундамента данной общности.

Быт славян

Свои поселения славяне никак не укрепляли и жили в постройках, слегка углубленных в почву, или в наземных домах, стены и крыша которых держались на столбах, врытых в землю.

Позднее славяне, как и прежде, не укрепляли своих поселков, а стремились строить их в труднодоступных местах - на болотах или на высоких берегах рек, озер. Селились они в основном в местах с плодородными почвами. Об их быте и культуре мы знаем уже гораздо больше, чем о предшественниках. Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках - летом. Кроме жилищ найдены также хозяйственные сооружения, ямы-погреба.

Эти племена активно занимались земледелием. Археологи во время раскопок не раз находили железные сошники. Часто встречались зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, гречихи, гороха, конопли, - такие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне в то время. Разводили они и домашний скот - коров, лошадей, овец, коз. Было много ремесленников, трудившихся в железоделательных и гончарных мастерских. Богат найденный на поселениях набор вещей: разнообразная керамика, фибулы-застежки, ножи, копья, стрелы, мечи, ножницы, булавки, бусы...

Таким образом, история славян прослеживается далеко в глубь времен. Формирование славянских племен происходило долго, и процесс этот был очень сложным и запутанным.

 «Они многочисленны, выносливы, - писал автор «Стратегикона», - легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, при этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки дышат с помощью их... Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты. Они пользуются деревянными луками и небольшими стрелами с пропитанными ядом наконечниками».

Особенно поразило византийца свободолюбие славян. «Племена антов сходны по своему образу жизни,- отмечал он, - по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне, по его словам, доброжелательно относятся к прибывающим к ним в страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями. Не мстят они и врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении свободных людей.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что славяне занимались подсечным земледелием, скотоводством, рыболовством, охотились на зверя, собирали ягоды, грибы, коренья. Хлеб всегда трудно доставался трудовому человеку, но подсечное земледелие было, пожалуй, самым тяжелым. Главным орудием земледельца, взявшегося за подсеку, были не плуг, не соха, не борона, а топор. Выбрав участок высокого леса, основательно подрубали деревья, и год они засыхали на корню. Потом, свалив сухие стволы, делянку выжигали - устраивали бушующий огненный «пал». Выкорчевывали несгоревшие остатки кряжистых пней, разравнивали землю, взрыхляли ее сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые 2-3 года урожай бывал очень высок, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась и приходилось подыскивать новый участок, где вновь повторялся весь тяжелый процесс подсеки. Другого пути вырастить хлеб в лесной зоне тогда не было - вся земля была покрыта большими и малыми лесами, у которых долгое время - целые века - отвоевывал крестьянин пашню клочок за клочком.

Славяне  активно занимались торговлей, обменивали меха, мед, воск на различные украшения, дорогую посуду, оружие. Плавали не только по рекам, выходили и в море. В VII-VIII веках славянские дружины на ладьях бороздили воды Черного и других морей.

Древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет» рассказывает нам о постепенном расселении славянских племен по обширным областям Европы.

«Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах; а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами...» Далее летопись говорит о полочанах, словенах, северянах, кривичах, радимичах, вятичах. «И так разошелся славянский язык и грамота прозвалась славянской».

Поляне обосновались на Среднем Днепре и позднее стали одним из самых могущественных восточно-славянских племен. В их земле возник город, ставший позднее первой столицей Древнерусского государства, - Киев.

 Славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, болотах и озерах; в домах своих они устраивают многие выходы на всякий случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего наружи, но живя, как разбойники».

Жизнь в беспрестанном ожидании вражьих нападений продолжалась для восточных славян и тогда, когда они уже находились под державою князей Рюрикова дома

http://slavcentr.ru/category/nacionalnaya-odezhda-slavyan/ 

http://family-history.ru/material/history/kostum/kostum_5.html 

http://zema.su/blog/odezhda-drevnikh-slavyan 

http://folkler.ru/kostyum/odegda_drevnih_slavjan 

http://www.kidsoft.ru/arch-2005/files/web_design/wd_24/bit.htm 

http://moy-bereg.ru/kultura-drevney-rusi/byit-i-kultura-drevney-rusi-8.html 



Предварительный просмотр:

Приложение 2. Тест

1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

     а) восточных славян;

    б) западных славян;

    в) южных славян

2. Древние славяне жили:

     а) в одиночку;

    б) семьями;

    в) племенами

3. Славяне жили: 
     а) В пустыне.
     б) По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.
     в) В горах.
4.  Что такое бортничество? 
    а) Изготовление бочек из дерева.
    б) Выдалбливание  лодок.
     в) Собирание мёда диких пчёл.
5.  Какие орудия использовали наши предки во время охоты? 
    а) Ружьё.
    б) Лук со стрелами.
     в)  Саблю.
6. Жилище древних славян? 
      а) Землянка.
      б) Чум.
      в)  Пещера.

7. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

8. Славяне носили одежду из:

      а) льна и шерсти;

      б) хлопка;

       в) шёлка.            


9. Древние славяне были:
     а) язычниками
     б) христианами
     в) мусульманами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...