№ п/п | Дата | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
I четверть (18 ч) |
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) |
1 |
| Мир глазами астронома Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда | - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса» с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома;
- работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;
- работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
2 |
| Планеты Солнечной системы Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономии. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года | - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
- различать планеты и их спутники;
- работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;
- практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;
- работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
3 |
| Звёздное небо — Великая книга Природы Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца | - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;
- моделировать изучаемые созвездия;
- определять направление на север по Полярной звезде;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
4 |
| Мир глазами географа Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса | — Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; — сравнивать глобус и карту полушарий; — находить условные-знаки на карте полушарий; — обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; — составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; — извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
5 |
| Мир глазами историка Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — составлять рассказы о мире с точки зрения историка; - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
6 |
| Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
7 |
| Мир глазами эколога Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о мире с точки зрения эколога; — работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; — знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; — находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
8 9 |
| Сокровища Земли под охраной человечества (2 ч) Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; — различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;
- читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
Раздел «Природа России» (10 ч) |
10 |
| Равнины и горы России Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник | - Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;
- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;
— различать холмистые и плоские равнины; — характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям; — извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; — выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; — работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
11 |
| Моря, озёра и реки России Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; — различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; — характеризовать особенности изучаемых водных объектов; — находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; - работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;
- готовить сочинения на тему урока;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
12 |
| Природные зоны России Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: знакомиться е картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
- устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;
- находить на карте природных зон области высотной поясности;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
13 |
| Зона арктических пустынь Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияний. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;
- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;
- работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;
- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- характеризовать зону арктических пустынь по плану;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
14 |
| Тундра Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры | —Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;
- работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;
- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;
- изготавливать макет участка тундры;
- извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
15 |
| Леса России Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;
- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;
- сравнивать природу тундры и лесных зон;
- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
16 |
| Лес и человек Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон | - Понимать учебную задачу "урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
- обсуждать экологические проблемы леса; предлагать меры по его охране;
- обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;
- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
- характеризовать лесные зоны по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
17 |
| Зона степей Местоположение зоны степей; её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;
- находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;
- устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;
- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
- обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;
- характеризовать зону степей по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
18 |
| Пустыни Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли» | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;
- находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;
- устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;
- сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;
- обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;
- изготавливать макет участка пустыни;
- характеризовать зону пустынь по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
II четверть (14 ч) |
19 |
| У Чёрного моря Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья Кавказа. Дендрарий г. Сочи. Национальный парк «Сочинский» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; — устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; — работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания; — обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; — совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»; — обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; — работать с терминологическим словариком; — характеризовать зону субтропиков по плану; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Родной край — часть большой страны» (15 ч) |
20 |
| Наш край Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; — характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; — оценивать свои достижения на уроке |
21 |
| Поверхность нашего края Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края; — обсуждать меры по охране поверхности своего края; — изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
22 |
| Водные богатства нашего края Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); —моделировать значение водных богатств в жизни людей; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;
- обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
- участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
23 |
| Наши подземные богатства Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;
- практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;
- сравнивать изученные полезные ископаемые;
- работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;
- обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
24 |
| Земля — кормилица Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;
- работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;
- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
25 |
| Жизнь леса Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;
- рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
26 |
| Жизнь луга Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; — рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона; — моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию; — характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; — сравнивать природные особенности леса и луга; — приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;
- составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
27 |
| Жизнь в пресных водах Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;
- рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;
- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
28 29 30 |
| Экскурсии в природные сообщества родного края (3 ч) Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся | — Наблюдать объекты и явления природы; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя; — фиксировать результаты наблюдений; — сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах |
31 |
| Растениеводство в нашем крае Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; - работать в труппе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;
- практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;
- различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);
- работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
32 |
| Животноводство в нашем крае Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;
- различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);
- работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
III четверть (20 ч) |
33 |
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
34 |
| Презентация проектов (по выбору). Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: — извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; — посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;
- готовить иллюстрации для презентации проекта, (фотографии, слайды, рисунки);
- готовить тексты сообщений;
- выступать с сообщением в классе;
- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей
|
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч) |
35 |
| Начало истории человечества История первобытного общества. Первобытное искусство | - Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;
- обсуждать роль огня и приручения животных;
- анализировать иллюстрации учебника;
- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
36 |
| Мир древности: далёкий и близкий История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;
- находить на карте местоположение древних государств;
- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
37 |
| Средние века: время рыцарей и замков Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;
- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
38 |
| Новое время: встреча Европы и Америки Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; — сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; — прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; — обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; — выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; — обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; — характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
39 |
| Новейшее время: история продолжается сегодня Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;
- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;
- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
Раздел «Страницы истории России» (20 ч) |
40 |
| Жизнь древних славян Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать карту расселения племён древних славян;
- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;
- характеризовать верования древних славян;
- моделировать древнеславянское жилище;
- составлять план рассказа на материале учебника;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
41 |
| Во времена Древней Руси Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;
- характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;
- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
—анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
42 |
| Страна городов Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы | —Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;
- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;
- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
43 |
| Из книжной сокровищницы Древней Руси Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; — характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; — выявлять роль летописей для изучения истории России; — характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; — сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; — обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
44 |
| Трудные времена на Русской земле Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский | - Понимать учебную задачу .урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;
- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;
- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;
- работать с терминологическим словариком;
- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
45 |
| Русь расправляет крылья Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XTV века. Московский князь Иван Калита — собиратель русских земель. Сергий Радонежский | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;
- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
46 |
| Куликовская битва Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
- моделировать ход Куликовской битвы;
- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской-битвы;
- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
- рассказывать о поединках богатырей;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
47 |
| Иван Третий Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль — символ Москвы. Герб государства — двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый российский царь. Земский собор. Опричнина, Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;
- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
48 |
| Мастера печатных дел Начало книгопечатания в России, Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;
- сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
- работать с терминологическим словариком;
- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
49 |
| Патриоты России Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;
- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
50 |
| Пётр Великий Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;
- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;
- находить на карте приобретения города, основанные Петром I;
- высказывать своё отношение к личности Петра Великого;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
51 |
| Михаил Васильевич Ломоносов Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; — прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; — обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; — отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; — извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; — высказывать своё отношение к личности М.В. Ломоносова; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
52 |
| Екатерина Великая Екатерина Великая — продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; — описывать достопримечательности Петербурга; — сравнивать положение разных слоев российского общества; — рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва; —прослеживать по карте рост территории государства; — рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; — извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России b XVIII веке; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения, на уроке |
IV четверть (16 ч) |
53 |
| Отечественная война 1812 года Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; — отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; — заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; — обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
54 |
| Страницы истории XIX века Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;
- работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;
- сопоставлять исторические источники;
— извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; —формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
55 |
| Россия вступает в XX век Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; — составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану; — интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи; — развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
56 |
| Страницы истории 1920—1930-х годов Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;
- сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- сравнивать тексты гимнов дореволюционной в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
- знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);
- прослушивать в записях песни 1930-х годов;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
57 58 |
| Великая Отечественная война и великая Победа (2 ч) Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы, Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
- обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
— встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; — прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; — делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; — выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу; — собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе; — интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; — готовить праздник ко-Дню Победы; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
59 |
| Страна, открывшая путь в космос Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в музей космонавтики); - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
- прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина;
- знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;
- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
- работать с электронным пособием;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
Раздел «Современная Россия» (9 ч) |
60 |
| Основной закон России и права человека Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция — основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, Города федерального значения;
— анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; — обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
61 |
| Мы — граждане России Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, Правительство | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; — различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; — следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
62 |
| Славные символы России Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам — уважение к родной стране | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;
- знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;
- выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы;
- моделировать символы своего класса, семьи;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
63 |
| Такие разные праздники Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;
- знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;
- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;
- рассказывать о своих любимых праздниках;
- работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
64 65 66 |
| Путешествие по России (3 ч) Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России | - Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;
- знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;
- рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;
- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;
- пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках
|
67 |
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | - Выполнять тесты с выбором ответа;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
|
68 |
| Презентация проектов (по выбору). Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
- интервьюировать старших членов, семьи, других взрослых;
- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
- готовить тексты сообщений;
- выступать с сообщением в классе;
- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения
|