урок "Как человек использует свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по оркружающему миру по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kak_chelovek_ispolzuet_svoystva_vozdukha.docx | 46.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
Автор: Слюсаренко Елена Владимировна Класс: 4 класс
Тема: Как человек использует свойства воздуха
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать понятие о воздухе, его свойствах и способах применения свойств воздуха человеком.
Задачи:
– развивать у детей интерес к собственным открытиям;
- развивать навыки взаимодействия и общения
- формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыт и
делать выводы;
– развивать познавательные способности ,воспитывать чувство переживания радости поиска нового
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация,, учебник по окружающему миру за 4 класс «Человек и природа», материалы для проведения опыта и самостоятельной работы.
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД,формирующиеся на данном этапе |
1.Организационный момент | Здравствуйте,ребята.Зовут меня Елена Владимировна. Прозвенел для нас звонок. Начинаю я урок. Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь ,улыбнитесь, подружитесь. Будем отвечать активно Хорошо себя вести Чтобы гости дорогие , Захотели вновь прийти. | Приветствуют гостей | |
2.Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности | Отгадайте загадку: Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ,Невесомою косынкой он окутывает нас | -воздух | |
А что вы знаете о воздухе?О каких свойствах говорится в загадке? -Давайте попробуем доказать,что в классе есть воздух.Помашите чем-нибудь. -Как называется воздушная оболочка Земли? -Кому нужен воздух на планете? -Как используют растения воздух? Заполнение таб « Мы знаем» | Газ,прозрачный,невидимый, есть везде. Машут рукой., тетрадкой и др -Атмосфера. -Человеку,животным, они им дышат, -Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. | Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учтиелеми сверстниками,аргументи- руют своё мнение и позицию в коммуникации | |
Постановка учебной задачи | Как много вы знаете о воздухе.Сегодня вы узнаете ещё больше. Откройте учебник на с.89 и прочитайте диалог Лены и Миши,героев,которым опять нужна ваша помощь. Что думает Лена? Миша?Кто прав ? Кто придумал изобрести корабль,натянуть паруса? А может человек еще придумать как использовать воздух,его свойства? Какая тема сегодняшнего урока? | -Чтение диалога по ролям Лена:»Между корабликом ничего нет» Миша: «Между вами воздух, ты дуешь на воздух и он плывет» -человек Как человек использует свойства воздуха | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу,заниматся целеполагани- ем,ставят учебную задачу Познавательные: Анализируют,обобща- ют,осознанно и произвольно строят речевые высказывания,логичес- кие рассуждения Коммуникативные: Выражат свои мысли,учитывают разн-ные мнения, формулируют своё мнение; |
Освоение нового материала | -Давайте найдём в учебнике определение воздуха. Посмотрите на диаграмму газов ,входящих в состав воздуха.Какого газа больше всего в воздухе? Меньше всего? Физкультминутка (релаксация) А теперь закройте глаза и представьте себя на кораблике,который был у Миши и Лены.Вы находитесь на парусе… (Звук-ветер) Что за звук вы слышите? Да,это ветер,который двигает кораблик.Это он раздувает паруса. ВЕТЕР-ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА(СЛАЙД №. Запишите это свойство воздуха на листах, что лежат у вас на парте. На с 90 прочитайте 1и 2 абзац и ответьте на вопрос: «Что происходит с теплом и влагой благодаря ветру?» Как человек заставляет ветер помогать ему? Какой первый летательный аппарат изобрёл человек?СЛАЙД За счет чего он поднимается в небо? Я сейчас для вас сделаю открытие: Воздух расширяется при нагревании( СЛАЙД Воздух состоит из частиц. Они постоянно сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, частицы двигаются быстрее и сильнее сталкиваются. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния. Промежутки увеличатся и воздух расширится.Это свойство воздуха запишите на листе. Физ.минутка Человеку воздух необходим для дыхания. Сделайте глубокий вдох и выдох ( повторяют 2 раза).Человек изобрёл мельницу.Сделайте круговые движения рукой правой, левой, плечами. А теперь сядем в корзину воздушного шара и начнем медленно подниматься. Теперь опускаемся вниз. ( повторяют 2 раза) | -зачитывают определение ( Воздух- смесь газов.:азота,кислорода, углекислого газа и других.) -азота--углекислого газа Расслабляют плечи,закрывают глаза. -Дует ветер Они разносятся благодаря ветру по поверхности земли .иначе бы планета превратилась в пустыню. Он изобрел парус,ветряную мельницу,ветряное колесо на электростанциях. -воздушный шар Ответы уч-ся Записывают следующее свойство.
Имитируют различные движения | Регулятивные: Проявляютпознавательную инициативу,проводят контроль, коррекцию и оценку полученных знаний Познавательные: проводят анализ,синтез.сравнение,извлекают необходимую информацию из текста.устанавливают причинно-следственные связи,самостоятельно создают способы решения проблем путемтворческого и поискового характера,осознанно и произвольно строят речевые высказывания,строят логические цепи рассуждений и доказательств Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью,учитыва-ют разные мнения,формулируют и аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации Личностные: |
Самостоятельная работа в парах Самостоятельное проведение опыта | Тяжело вам было приседать? А где легче приседать в воде или здесь?.Это потому ,чтовоздух имеет низкую плотность. Слайд№ Для сравнения в 1куб м содержится 1000кг воды и 1.2 кг воздуха.Это следующее свойство воздуха.открвтие этого свойства позволило создать новые летательные аппараты.СЛАЙД № Первый самолет в 1903 г создан братьями Райт. Используя низкую плотность, ,человек понял, что можно быстрее передвигаться по воздуху, чем по воде и по суше. Запишите это свойство на листе. А сейчас вы будете работать в парах.Вы умеете работать в парах?(Правила вывешаны на доске.) Слайд № Незнайка просит вас о помощи .Помогите ему ответить на 3 вопроса: 1.Почему зимой люди одевают варежки? 2.Для чего звери одеваются в тёплые шубки? 3. Зачем снегом укутывают кусты грядки ,поля?! Колонка обсуждает ответ на 1 вопрос,2 кол.-ка на 2 вопрос,3 кол-ка на 3 вопрос. Даю вам 1 минуту. Время закончилось. Начинаем отвечать. Мы выявили ещё одно свойство воздуха. Он плохо проводит тепло. Запишите его на листе.СЛАЙД № Человек придумал не только варежки.,используя плохую теплопроводность.Рассмотрите иллюстрации на слайде. Сейчас мы проведём опыт, описание которого у вас во внутренней стороне листа. Какой вывод о свойстве воздуха вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений? Запишите это свойство на листе..Рассмотрите иллюстрации в учебнике тех предметов,в которых содержится сжатый воздух, как человек использует упругость воздуха? Вспомните,что мы узнавали на уроке? Какие свойства вы записали?
| Дети записывают: « Низкая плотность» Уч-ся обсуждают в парах ответы на вопросы. 1 ответ :Шерстяные варежки удерживают много воздуха и он сохраняет тепло. 2 ответ-Между шерстинка находится воздух и он становится преградой между теплом и холодом. 3 ответ-между снежинками есть воздух и он предохраняет от холода растения . Дети записывают на листе « плохо проводит тепло» Уч-ся называют двойные рамы,шерстяную одежду. Уч-ся читают порядок проведения опыта со шприцем и выполняют действия ,согласно инструкции. -Воздух упругий ,его можно сжимать. Дети записывают новое свойство. Накачал мяч( он легко отскакивает) ,матрас( он стал мягким),шины ( смягчают неровности дороги). -Свойства воздуха и как человек их использует. 1.Движение воздуха. 2. Воздух нагревается при нагревании 3.Низкая плотность 4.плохо проводит тепло 5. Упругость | |
Применение знаний Итог урока | Сейчас мы проверим знаная,которые вы приобрели на уроке. Подпишите листы с проверочной работой. Вам необходимо соединить свойство воздуха и способ использования его человеком Проверка: Кто хочет показать свои ответына экране доски?(Используется документ-камера) Правильный ответ на СЛАЙДЕ № Встаньте те у кого правильно проведены стрелки. Вы отлично справились с заданием. А остальные ещё раз дома этот материал прочитают по учебнику. Сегодня мы много сделали открытий о том,сколько изобретений удалось сделать человеку,благодаря свойствам воздуха. А захотелось ли вам что-то изобрести? Поделитесь идеями. | Уч-ся выполняют проверочную работу Показ одной проверочной работы. Остальные уч-ся проверяют. Встают Дети высказывают свои идеи. | Регулятивные: Проводят коррекцию и оценку знаний Познавательные: Проявить самостоятельность в работе с информацией Личностные: Формируют способность к самооценке и оценке других |
Домашнее задание | Дома все еще раз прочитайте материал п. 20 и и выполните два по выбору задания из тетради. Ещё я попрошу вас на альбомном листе нарисовать придуманное вами изобретение, используя свойства воздуха. Слайд № | Записывают Д.З. в дневник | Личностные: самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор |
Рефлексия деятельности | У вас на столе лежат пакеты с кружочками разного цвета .Если урок был полезен и понятен ,выберите красный круг,если кое-что чуть-чуть не ясно- жёлтый,если ещё надо потрудиться- синий.Прикрепите их к доске. А я говорю вам: «Спасибо за работу на уроке, за активность.Желаю вам удачи.» | Оценивают свои знания и прикрепляют на доске соответствующий по цвету кружок. | Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности Личностные: осознают личную значимость в приобретении новых знаний |
Ход урока
Учитель: Ученики: Учитель: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Опыт: Учитель: Ученики: Учитель: Информация: Учитель: Ученики: Учитель: СЛАЙД: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Учитель и ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Учитель: Учитель: | - Отгадайте загадку: Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. - Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух. - Правильно. А что мы знаем о воздухе? 1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы - СЛАЙД 2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух) 3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы - СЛАЙД 4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) - третья строка левой части таблицы – СЛАЙД 5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) - четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД - Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД - А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем… - Заинтересованно: А что это значит? - И проч. - Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком? - Соглашаются. - Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?... - Не знаем. - Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» - СЛАЙД - Начнем… - По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», - которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере. - Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник. - Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха. - На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком. Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик. - Подумайте – почему образуется фонтанчик? - Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь. - Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется) - Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. - А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре) - Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство. - Заполняют верхние веточки «скелета». - О каком природном явлении идет речь в загадке? Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. - Что это такое? (Ветер) - Ветер – это ни что иное, как движение воздуха. - Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета. Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому. - Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню) - Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе? - Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей. - Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство. Плотность воды – 1000 кг/куб.м Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м - Что плотнее - воздух или вода? - Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость. - А можно опереться на воздух? - Нет. - А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?... Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах? - Самолеты и вертолеты. - Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует. - Самостоятельно формулируют и записывают. - А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля? - Рассуждают вслух. - Учебник – стр.26 (2 абзац)… - Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод. - Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета». - Заполняют. - Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26. - Какой вывод? (стр.27) - Как называется это свойство? (Упругость) - Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы) - Заполняем пятый уровень «скелета». - Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы? - Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов. - Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета». - Записывают. - Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка. - Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь. - Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете. - Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример: Воздух. Невидимый, полезный. Перемещается, расширяется, греет. Очень интересная и полезная информация. Жизнь. - Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек использует свойства воздуха
Данный урок является одним из уроков по окружающему миру в системе "Школа 2100". Использованы современные технологии: проблемно-диалогическая и ИКТ-технология. Урок насыщен демонстрационными опы...
Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".
Данная презентация является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тема: Как человек использует свойства воздуха....
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....
Урок по окружающему миру в 4 классе "Как человек использует свойства воздуха"
Цель: формирование знаний о воздухе как газе и его свойствах.Задачи:-расширить, уточнить и пополнить знания детей о воздухе, его свойствах;-развивать умение работать с информацией, творческие сп...
Конспект урока окружающего мира «Как человек использует свойства воздуха».
Задачи:1) сформировать понятие о воздухе и его свойствах;2) развивать умение самостоятельно работать с источниками информации;осуществлять контроль,за своими ...
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...