Методическая программа"Я здоровье берегу-сам себе я помогу"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Здоровьесберегающая программа дополненная и доработанная на 2015-2021 г.г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriteriy_1.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой педагогический стаж как учителя начальных классов составляет 20 лет. За годы работы в школе я создала много методических разработок: программы, конспекты уроков, контрольные и диагностические работы, самостоятельные и практические работы; электронный банк вопросов, из которых потом формирую учебные тесты и провожу разноуровневые мониторинги; я постоянно пополняю личную электронную библиотеку и базу олимпиадных заданий. Мною создано большое количество презентаций к урокам. Ежегодно я работаю по личному творческому плану учителя и плану работы классного руководителя.
С 2011 года я работаю по разработанному мною методической авторской программе по здоровьесберегающим технологиям «Я здоровье берегу-сам себе я помогу». Почему я выбрала именно здоровьесберегающие технологии?
Какова же актуальность моей программы?
Здоровье - это ничто,
но без него мы никто.
Сократ.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние годы число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 2 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.
Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья.
Какие цели и задачи я перед собой поставила?
Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Я считаю, что достижение названных целей может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Кто привлечён к моей программе?
- Учащиеся
- Классные руководители
- Учителя – предметники
- Медицинская сестра
- Психолог
- Родители.
Какими принципами я руководствуюсь в основе программы?
- Этическое отношение к личности.
- Конструктивное общение.
- Личностный подход.
- Педагогическая целесообразность.
- Культуросообразность.
- Природосообразность.
- Принцип событийности.
- Принцип эвристической среды.
Какие формы работы применяю?
- беседы
- родительские собрания
- родительский лекторий
- индивидуальное консультирование
- совместные мероприятия
- конкурсы
- игры
- анкетирование
- семейные праздники
- часы общения
- игровые программы
- конкурсы
- тренинги
- практические и учебные игры
- устные журналы
- диспуты
- викторины
- заочные путешествия
- экскурсии
- презентации
- проекты
- исследовательские работы
- утренники
В основе программы лежат следующие направления :
- Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
- Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
Для каждого работника школы я определила следующие функции :
Функции медицинской службы школы:
- Проведение диспансеризации учащихся школы ;
- Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития;
- Выявление учащихся специальной медицинской группы;
Функции директора и его заместителей:
- Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- Организация контроля уроков физкультуры;
- Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль;
- Организация работы классных руководителей по программе «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» и ее контроль;
- Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- Организация работы психологической службы в школе;
Функции классного руководителя:
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний ;
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения;
- Организация и проведение профилактической работы с родителями;
- Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Я здоровье берегу- сам себе я помогу»;
- Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры;
Наша школа сотрудничает с другими учреждениями:
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Районная поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма на дорогах. | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся. |
РЦДО | Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей. | Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования. |
Какова же здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива нашей школы?
Формы управления | Мероприятия по выполнению программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» |
1.Административный совет. Цель: обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни. | -создание временной творческой группы по разработке программы «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» - анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам. -дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ). -эффективность уроков физкультуры. -анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся. |
2.Педсовет. Цель: обеспечить стратегию и тактику в решении вопросов здорового образа жизни. | -использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
|
3.Методсовет, МО. Цель: обеспечить технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности у участников образовательного процесса. | -обсуждение программы внедрения здоровьесберегающих технологий. -составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. -освоение программ мониторинга образовательного процесса «Нормализация учебной нагрузки». -методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии». -мониторинг итогового контроля. |
4.Управляющий совет, работа с родителями. Цель: выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды. | -выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные беседы классных руководителей с родителями). -ознакомление родителей с КЦП по применению здоровьесберегающих технологий. -круглый стол «Здоровье наших детей». -день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья». -знакомство с традициями семьи по оздоровлению. -знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка. -день семьи «Здоровый образ жизни». -результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды. |
5.Заседание творческих групп. Цель: обеспечить презентации лучших традиций в распространении и стимулировании здорового образа жизни. | -программа курса «Я здоровье берегу-сам себе я помогу»». -мониторинг «Нормализация учебной нагрузки». -создание адаптивного образовательного пространства здоровьесберегающей среды для повышения качества образовательного процесса. -аукцион педагогических идей (здоровьесберегающие технологии). подведение итогов по курсу «Я здоровье берегу-сам себе я помогу». |
6.Информационное обеспечение и контроль за реализацией программы. Цель: своевременный сбор, обработка, анализ и принятие управленческих решений по оперативному регулированию и коррекции по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса. | -разработка материалов для выявления уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -составление рационального режима дня для учащихся. -подготовка памяток по здоровому образу жизни для учащихся. -разработка материалов по выполнению санитарно-гигиенических норм. -разработка анкет для определения самочувствия учащихся в школе. -диагностические тесты для учащихся. |
7.Работа с учениками. Цель: обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни. | -проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья. -работа лекторской группы «В XXI век без наркотиков!». -знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья. -анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»). -неделя «За здоровый образ жизни». |
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раза в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы.
Моя программа «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» включает в себя четыре блока:
- Самопознание через чувство и образ.
- Здоровье и питание.
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
- Профилактика аддиктивного поведения.
1 блок. «Самопознание через чувство и образ».
Цель: Осознания ребенком широкого спектра вопросов, жизненно важных для становления его личности. Это – строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния. Своих эмоций, правил поведения в быту, на улице.
Задачи:
1. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, красоте.
2. Воспитание личности ребенка на основе сохранения физического и психического здоровья.
3. Обучение способам саморегуляции.
2 блок. «Здоровье и питание».
Цель: Осознание учащимися важности правильного питания как эффективного способа профилактики и предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье.
2. Выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности.
3. Научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.
3 блок. «Основы личной безопасности и профилактика травматизма».
Цель: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
Задачи:
1.Сформировать знания о здоровом образе жизни;
2.Отрабатывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и дома;
3.Научить применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
4 блок. «Профилактика аддиктивного поведения».
Цель: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечения физического и психического саморазвития.
Задачи:
1.Формировать у детей мотивацию к саморазвитию.
2. Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
3.Научить детей быть здоровыми душой и телом.
Какие тематические мероприятия мы проводили совместно с родителями и детьми ?
- Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам воспитания здорового образа жизни.
- Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления здоровья.
- Проведение конкурса рисунков.
- Посещение семей на дому.
- Анкетирование родителей и учеников.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
Проанализировав результаты программы, я пришла к выводу :
В течение пяти лет была проделана большая работа по внедрению программы «Я здоровье берегу –сам себе я помогу».
Реализация данной программы послужила фундаментом для становления и укрепления физиологического и психического здоровья учащихся. В процессе работы активно внедрялись новые достижения в области здоровьесберегающих технологий. Оказывалась помощь семье в решении проблем по воспитанию здорового образа жизни учащихся.
Воспитательные мероприятия строились на основе сочетания традиций и нововведений. Дети и родители довольны занятиями и желают продолжения. Изменились межличностные отношения. Дети стали больше любить и ценить себя, позитивно воспринимать жизнь, поддерживать хорошее настроение. Стали более уверенными в своих силах, научились ставить цели и быть более активными в их достижении. Отношения с близкими, учителями значительно улучшились. Дети научились преодолевать чувство страха, более спокойно относиться к стрессовым ситуациям, стали более общительными, появились новые друзья. У многих детей наметилось снижение заболеваемости.
В процессе реализации программы у учащихся сложилась творческая, доброжелательная обстановка сотрудничества, сопереживания друг к другу. Дети принимают активное участие в работе, приобщая и своих родителей.
Каждое занятие приносит детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждает желание придти на занятие снова.
Данная программа была дополнена , доработана, усовершенствована в в связи с сегодняшним ухудшением состояния здоровья детей 21 века и внедрена будущим первоклассникам, которых я стала обучать с 2016года,так как процент заболеваемости детей составил более 67%. Данная программа опять таки рассчитана на 5 лет и продолжится до 2021 учебного года.
Хотелось бы отметить, что данную методическую программу поддержали мои коллеги не только на районной августовской конференции, где я раскрыла основные критерии здоровьесберегающих технологий, но и на курсах повышения квалификации по теме: «Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Учителям начальных классов было предложено включить эту программу во внеурочной деятельности. Я считаю, что, начав, уделять внимание здоровью детей, будущее будет в наших руках.
Ознакомиться с программой можно на личной страничке моего сайта:
http://nsportal.ru/mustafina-albina-nuraddinovna
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Проект, который выполнили ученики 3 класса...
Внеклассное мероприятие "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Знакомит детей со способами профилактики ОРВИ, бронхита. Формирует умения оказывать первую помощь в несчастных случаях. Призывает вести здоровый образ жизниВнеклассное мероприятие направлено на...
Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"
Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...
Методическая разработка классного часа "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!" 3 класс
Данный материал учит учащихся заботиться о своей осанке, привлекает внимание к бережному отношению к своему здоровью....
проект по формированию здорового образа жизни в старшей группе "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Дети 6-го года жизни уже знакомы с понятием «здоровый образ жизни», но не осознают значимость здоровья и не владеют способами его сохранения и укрепления....
Воспитательный час здоровья: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Это разработка конспекта занятия во время продленного дня . Час здоровья "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" для 2 класса.Проведение в игровой форме в виде интересных конкурсов.Участвуют...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия с обучающимися начальной школы "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу". Направленное на формирование здорового образа жизни о...