" Образы животных в народном творчестве" по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Молчанова Елена Сергеевна

Знакомились с группами животных. Вспомнили произведения устного народного творчества, в которых встречаются образы данных животных.Большая мудрость заключена в народных сказках о животных и в волшебных сказках, где животные помогают людям. В этих сказах определены главные законы человеческой жизни : Необходимо жить в дружбе и помогать друг другу ; Нельзя оставлять в беде слабого. Узнали об употреблении наречий и их роли в речи.По каким признакам можно определить, что данная часть речи – наречие?Наречие неизменяемая часть речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

«Образы животных в народном творчестве »

3 класс

                                                                       Разработала

                                               учитель начальных классов

                                                 Молчанова Елена Сергеевна

Урок по теме: " Образы животных в народном творчестве" по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.

Цели урока:

1) познакомить с различными видами народного творчества, где  используются образы животных;  

2) расширять кругозор учащихся и общие представления о народном творчестве;

3) воспитывать бережное отношение к природе, творчеству, развивать интерес к её изучению.

Оборудование:

 Проектор, мультимедийная доска, презентация ( DVD приложение к учебнику), выставка образцов народного творчества, сказка «Золотые жерновки»

Ход урока

I      Организационный момент

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

    Варианты ответов:

  1. узнать о чем-то новом, интересном
  2.  отгадывать кроссворды и загадки

 - Я постараюсь учесть все ваши желания. И, конечно же, сегодня на уроке будет открытие нового. Но прежде мы повторим то, что  изучили на предыдущем уроке.

II         Проверка домашнего задания  

-ВОПРОСЫ :  

Животные удивительно разнообразны. На  какие группы ученые зоологи делят царство животных?

(Дети перечисляют)

 

-Животные какой группы изображены на рисунке? (Звери)

- Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком).

- Как называют их еще? (Млекопитающие)

 

-Расскажите о них.

- Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап крылья, у кита вместо ног плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы превратились в лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит самое большое животное.

 

-Назовите следующую группу животных (Птицы)

-По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тела покрыты перьями, летают)

- Все ли птицы летают? (Нет)

- Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)

- Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)

 

- А сейчас я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется.

- Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы)

-Мир рыб многообразен. Каких рыб вы знаете?

 

-Перечислите следующих животных (Лягушки, жабы, тритоны)

-Как можно назвать эту группу? (Земноводные)

 

-Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. Кто они? (Змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.)

 

-Как называют эту группу животных? (Насекомые)

-Попытайтесь назвать их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)

 

-Следующую группу животных называют – ракообразные.  ( раки, крабы, креветки. Они питаются водорослями. Органы дыхания-жабры. Некоторые из них дышат через кожу.)

                Паукообразные …        -Кто они ?  

(-К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 4 пары ног.)

-Есть еще одна группа животных – это иглокожие.

 -Расскажите о них.

 (К ним относятся  морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы. Потом все восстанавливается.

 Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.)

 

-В природе очень много червей.  Расскажите о них.

 (-Мы хорошо знаем дождевого червя, а так же пиявок, которые живут в водоемах и хорошо плавают.  )

   III     Закрепление

-Итак, мы с вами познакомились с группами животных. Давайте еще раз их перечислим.

Наука, которая изучает животных (зоология).

я

й

ц

о

ж

а

б

а

я

щ

е

р

и

ц

а

п

а

у

к

з

м

е

я

р

ы

б

ы

IV    Отгадайте кроссворд

  1. С него начинается жизнь птиц
  2. Сестра лягушки
  3. Она легко расстаётся с хвостом
  4. На его спине бывает узор в виде креста
  5. Пресмыкающееся
  6. Их тело покрыто чешуёй

Какое ключевое слово получили ?

-ОБРАЗЫ

Назовите произведения устного народного творчества, в которых  встречаются образы данных животных:… («Царевна – лягушка»,»По –щучьему велению», «Теремок»,» Волшебное кольцо»… )

V    физкультминутка  

VI     новая  тема    

 Итак ,тема нашего урока  Образы животных в народном творчестве

-Какова цель нашего урока ? 

- Узнать, где использовали  наши предки образы животных в  своей

 жизни ?

-Как вы думаете, где ? ( украшали  посуду, одежду, дома, делали игрушки…)

-Об этом подробнее расскажут наши ребята.

  VI I      ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

( ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ И ПОКАЗЫВАЮТ ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ )

   1    «Конь бежит ,земля дрожит»-это загадка о небесном коне – громе. Конь- древний символ могущественного Солнца, которое катит по небу в небесной колеснице. Об этом говорит яркий цвет коников на игрушке –качалке. Круги на возке -древние знаки солнечного диска. Они легко и  свободно нанесены по желтому, солнечному фону. Конь- излюбленный образ в  народной игрушке.      

2    Часто птица и  конь связаны со стихией  воды   Птица-  так же любимый образ в народном творчестве .  Птица и конь сливаются в образе крылатого коня...

 Об этом говорят загадки  «Между гор,  между дол бежит белый конь». Так птица и  конь соединяют небо и землю. В сказках птица и  конь- верные помощники человека.  Они- мудры, говорят человеческим языком, ведают неведомое, в мгновение ока переносят героя за  тридевять земель.

 3     У некоторых народов  есть древние предания о том, что водоплавающая птица-гусь, утка или лебедь – помогали Творцу достать земли со дна моря. Так образовалась суша. Может быть,

образ этой помощницы остался в форме резных ковшей, в игрушках-свистульках, в орнаменте народной одежды ,посуды.          

4    Олень- знак неба и солнца . Образ златорогого оленя встречается в сказках ,легендах, преданиях. Распространён в игрушках, вышивке, росписи. Два оленя справа и слева от дерева или женской фигуры образуют  небесную ладью. Такой узор служил важную службу владельцу полотенца, оберегая его от беды. Изображали оленя и на прялках – подарках невесте от жениха. Легконогий, красивый зверь был символом удачного брака, обильной жизни и силы.

 

5   Огненно-красный или жёлтый лев  это тоже образ доброй силы , которая оберегает человека от несчастий. Льва часто изображали на лобовой доске дома, на воротах, при въезде в усадьбу, около парадной лестницы богатого городского дома или дворца.

 6    «Не часы, а время сказывает». Так народная загадка говорит о петухе- вестнике солнца и света. Как и солнце , петух  бдителен и всё видит . Поэтому изображение  петуха –стража помещали на крышах домов, шпилях, башнях, флюгерах, а так же на шкатулках, ларцах, сундуках. Петух- это природные часы. Поэтому он стал покровителем часовщиков, а фигура петуха часто украшает часы. Ну и конечно, петушок- герой многих народных сказок.

 7   Многие народы России в древности почитали медведя. Медведь – хозяин леса, он сильный, мощный, выносливый. В народных приметах и обрядах медведь предвещает пробуждение природы от зимнего сна. Медведи украшают гербы городов, построенных   на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

 Медведь – символ суровой, но  прекрасной природы России. А для детей медведь - любимая детская игрушка.

8   Большая мудрость заключена  в народных сказках о животных и в волшебных сказках, где животные помогают людям. В этих сказах определены главные законы человеческой жизни :

Необходимо жить  в дружбе и помогать друг другу ;

Нельзя оставлять в беде слабого;

Если слушаться старших и мудрых людей , можно избежать большой беды.

 9    Неизвестные мастера с помощью резца изобразили добрый и прекрасный мир на стенах белокаменных храмов. Мирно и кротко живут могучие животные  среди причудливых  растений  райского сада. Так люди выражали свою мечту о дружбе и согласии , единстве и любви всех , кто  живёт на белом свете под красным солнышком.  

 

 VIII   ОБОБЩИМ НАШИ ЗНАНИЯ

  1.  Работа с учебником (чтение текста)
  2. Назовите русские  сказки, где главные герои  петух, медведь, олень..
  3. Послушайте русскую сказку  «Золотые жерновки»(Показ слайдов)
  4. Работа в  тетради
  5. Зарисовать в тетради иллюстрацию

 IX   РЕФЛЕКСИЯ

(о чем говорили, что узнали, какое настроение было на уроке,

самооценка, домашнее задание)



Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации                                                                                                                              

МБОУ «Средняя   школа № 64» г. Рязани

Конспект

  урока по русскому языку в 4 классе

разработала учитель высшей квалификационной категории

Молчанова Е. С.

 

«Употребление наречий и их роль в речи»

Форма проведения: открытый урок с использованием мультимедийной презентации. 

Цели и задачи:

  1. Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков наречия:  

     а) обозначение, где, когда и как совершается действие (признак действия);

     б) в предложении чаще всего относится к глаголу и его поясняет;

     в) неизменяемость наречий;

2) Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

3) Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.      

Ход урока:

  1. Запись числа, классной работы, пословицы.
  • Как вы понимаете смысл пословицы?
  • Пусть эта пословица будет девизом не только нашего урока, но и всех последующих уроков, а также станет девизом в жизни.
  • Запишите пословицу в тетрадь.

Сначала подумай, потом делай.

- Найдите в пословице наречие и подпишите.

- Что мы уже знаем о наречии?

  1.   Формулирование  темы и постановка цели  нашего урока .

- Кто без затруднений нашел наречие? Кто испытывал затруднение? Зафиксировать затруднение.

- По каким признакам определили, что данная часть речи – наречие?

                 - Чего мы не знаем?

                 - Предположите, какой будет тема урока?

          - Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи, их употребление  и роль наречий      в речи ”      (Слайд 1)

- Какие цели поставим?

- Научиться употреблять наречия в речи и узнать, какова их роль в речи.

                                - На какие вопросы отвечают наречия?

- С  какой  частью  речи  связано? (Слайд 2)

III. Постановка вопросов к группе наречий и заполнение таблицы в тетради

 - На какие вопросы отвечают наречия? (Слайд 3)

- Что  обозначает?

- С  какой  частью  речи  связано?

 - Чем является в предложении?

 IV. Работа в парах

 (№ 200, учебник, запись в тетради)

(После заполнения 2 ст. таблицы) (Слайд 4)

V.Запись в тетради 3- го столбика. Вывод.

VI. Физкультминутка.

VII. Работа в группах

 (№ 199, учебник Выписать на карточку наречия с орфограммами, устно подобрать проверочные слова, где возможно)

Безударные гласные в корне: например, весело, тяжело, хорошо…

Парные согласные : например,  близко, легко, сладко ….

Непроизносимые согласные: например,  грустно…

 VIII. Записать три предложения на доске, №199. 

IX. Исследовательская работа (в группах)

 1 карточка- 1 группа.

 Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)       рано;

                 запел            (               ?)                 -  запели             (______?)                      ;

                 проснулся   (________?)   _______-  проснулись     (______?)   __________;  

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 карточка -2 группа.

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.                        

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 карточка- 3 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам ___________________________________________________.

4 карточка -4 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

5 карточка – 5 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

6 карточка -6  группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________________________________________________

Чего? __________________________________________________________________

Чему? __________________________________________________________________

Чем? ___________________________________________________________________

О чем? __________________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________

Проверка исследовательской работы. Слайды 10-15

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!              Наречие неизменяемая         Слайд 10.

Наречие не изменяется по временам!         часть речи.

Наречие не изменяется по лицам!

Наречие не изменяется по падежам!

-Сделайте вывод. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали , значит, мы на уроке сделали открытие!

Х.Рефлексия              

  ЛЕСЕНКА

-Достигли мы своих поставленных целей?

- Оцените себя.C:\Users\Ирина\Desktop\лесенка.jpg

Домашнее задание:  №201, словарь,8 группа

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Разнообразие животных" по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.

Урок по теме: "Разнообразие животных" по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс. Цель урока: 1) познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и класси...

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома(УМК "Перспектива" 4 класс)

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма....

«Что такое гигиена» Предметная программа и ее автор: «Окружающий мир.3 класс» автор А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая учебно-методического комплекса «Перспектива».

1.     Цель урока: 1)выявить знания предыдущей темы, 2)сформировать  знания о правилах гигиены, 3) сформировать знания и навыки по соблюдению правил гигиены2....

«Природные стихии в народном творчестве» Предметная программа и ее автор: «Окружающий мир.3 класс» автор А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая учебно-методического комплекса «Перспектива».

1.     Цель урока: 1)  познакомить со значением стихий в жизни человека, 2) рассмотреть изображение стихий в прикладном искусстве и народном творчестве.2....

«Мир растений» Предметная программа и ее автор: «Окружающий мир.3 класс» автор А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая учебно-методического комплекса «Перспектива».

1.     Цель урока: 1)  познакомить с основной классификацией растений, 2) рассмотреть особенности каждой группы растений.2.     Тип урока: комбинированный3...

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412

Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на дос...

Технологическая карта на тему: "Образы животных в народном творчестве"

Тема: «Образы животных в народном творчестве»,3 класс....