Инновационное содержание курса математики УМК "Планета знаний" как средство формирования математического мышления младших школьников
статья (математика) по теме

Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня заинтересовало, как и какими средствами, инновационное содержание учебников математики влияет на формирование математического мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_matematicheskogo_myshleniya.doc644.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационное содержание курса математики УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой  как средство формирования математического мышления младших школьников»

Обоснование актуальности проблемы

            Скорость, с которой изменяется современный мир, заставляет нас перейти от стремления лишь наполнить детей знаниями к формированию у них поискового стиля мышления, привития интереса к познанию и исследованию. Такая возможность представилась мне, творчески работая по программе курса математики М.И. Башмакова и М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой. Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня заинтересовало, как и какими средствами, инновационное содержание учебников математики влияет на формирование математического мышления младших школьников.

Теоретическая база опыта

           Новая идеология построения учебника, ориентированная на реализацию новых образовательных стандартов способствует обучению, воспитанию, формированию универсальных учебных действий. Задания учебников дают импульс для развития  у учеников младших классов умений наблюдать, сравнивать, измерять, моделировать, анализировать, работая с текстами, рисунками, схемами, таблицами и  диаграммами. В них представлены разнообразные виды учебной деятельности: репродуктивный и исследовательский, творческий, индивидуальный и коллективный. Организация урока, по мнению авторов, должна обеспечивать вовлечение всех детей в активную познавательную работу. В результате у детей должен  быть достигнут максимальный уровень не только  овладения знаниями, но и их всестороннего развития.

           Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, активным изменением условий, в которых эта задача задана. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач - проблем, протекающего под общим руководством учителя. Проблемными являются только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных школьнику закономерностей, способов действия, правил. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и к определенному сдвигу в их умственном развитии. Примером таких задач является наличие в учебнике М.И. Башмакова проектов, которые направлены  в соответствии с новыми образовательными стандартами на реализацию деятельностного подхода в образовании и включает в себя все составляющие математического мышления. В течение года на уроках математики или во внеурочной деятельности реализуются 2 учебных проекта.

           Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.

            Проблемные ситуации у школьников могут быть созданы тем, что в задачах с недостающими и избыточными данными им будет предложено найти ряд возможных вариантов решения и обоснованно выбрать наиболее эффективный; часть данных в них определяется по таблицам, на основе дополнительных измерений и т. д. Решение таких задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний, т.к.  приобретены они в процессе более или менее самостоятельной активной мыслительной деятельности.

            При изучении темы «Табличное умножение и деление» во 2 классе, дети самостоятельно искали способ  деления числа на 4. Перед учениками возникла проблема: как разделить число на 4? В результате практической деятельности и анализа проблемной ситуации они составили алгоритм. Проверяя его, ученики 60 : 4 и получили 15, а вот 34 : 4 не смогли.  В результате этого небольшого исследования в алгоритм вносится поправка – «не все чётные числа делятся на 4». Сделанное учащимися открытие приносит им большее эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде.

           Формируя математическое мышление, учебник позволяет учителю  использовать метод интеграции из разных областей знаний. В качестве примера приведу фрагмент урока в 3 классе «Решение нестандартных задач», на котором ученики не только решали примеры и задачи, но и слушали музыку Моцарта, знакомились с картиной известного художника Репина, читали стихи Ф.И. Тютчева. Задания, направленные  на использование культурологического фона, развивают познавательную активность, способствуют развитию логики, умению сопоставлять, сравнивать, обобщать и работают на всестороннее развитие личности школьника, акцентируя внимание на различные способы решения одной и той же задачи.

              Интеллектуальный рост ребенка идет и за счет дифференциации учебного материала по 5 уровням, которая учитывает индивидуальный темп развития ученика и его предпочтения, и регулярно отслеживается.

             Важное место на уроках математики отводится парной и групповой работе. Особенно актуальным это является при решении задач повышенной сложности, так как при их обсуждении у детей уходит чувство тревожности, возникает радость успеха, которая влияет не только на знания детей, но и на межличностные отношения.

           Инновационное содержание учебного материала, основано на применении информационных технологий, способствующей концентрации внимания, развитию долговременной памяти, а также лёгкому восстановлению знаний для применения их на практике. А также проектная деятельность, сотрудничество, использование проблемных методов обучения, дифференциация обучения позволяют формировать математическое мышление младших школьников.

Задания учебника способствуют развитию основных психических процессов и мыслительных операций, следовательно, носят развивающий характер.

Результативность

             Проанализировав итоги 4-х лет работы по программе М.И. Башмакова, мы пришли к выводу, что задания учебника математики, при условии творческого подхода учителя к обучению, предполагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, логического мышления и творческих способностей каждого школьника.

            Результаты диагностики, определяющей умения сравнивать, анализировать, выделять главное, а также по определению уровня концентрации и устойчивости внимания, кратковременной и долговременной памяти показывают динамику продвижения учеников в развитии.

                                                   

          Результаты анкетирования удовлетворенности образовательным процессом в 4 «А»  классе среди учеников и их родителей. Хочется обратить внимание на схожий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной, что говорит о комфортности процесса обучения детей.

 

Демонстрация опыта в педагогическом сообществе

Год участия

Название мероприятия

Результативность

2006г

Заседание руководителей МО учителей начальных классов Кстовского района

Выступление на тему «Концептуальные основы построения УМК «Планета знаний».

2007г

Августовская конференция учителей начальных классов

Анализ результатов работы по инновационному курсу математики.

2008г

Совещание в ИДЦ г. Кстово

Отчёт о результатах экспериментальной работы. Авторские подходы в методике обучения математике.

2008г

Спецкурсы на кафедре начального образования ГОУ ДПО НИРО

Выступление по теме: «Развивающие возможности уроков математики средствами инновационного содержания». Благодарственное письмо ГОУ ДПО НИРО за участие в спецкурсах по теме «Новые технологии обучения в начальной школе»

2009г

Модульные курсы на кафедре начального образования ГОУ ДПО НИРО «Новые технологии обучения в начальной школе»

Представление обобщения опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование математического мышления младших школьников средствами инновационного содержания»

2009г

Публичный отчёт МОУ Лицей № 7

«Применение новых технологий в обучении младших школьников»

2009г

Участник Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» (Клуб учителей «Доживём до понедельника»)

Диплом Лауреата Всероссийского конкурса «Педагогические инновации»

2010г

Областной семинар УМК «Планета знаний» как инновационное средство обеспечения ФГОС

- мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке математики»

- выступление по обобщению опыта работы по теме

- благодарственное письмо кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО за участие в работе областного семинара по проблеме «УМК Планета знаний как инновационное средство внедрения ФГОС второго поколения»,

2010г

Районный конкурс «Учитель года-2010». Представление опыта по теме: «Инновационное содержание математики УМК «Планета знаний» как средство формирования математического мышления младших школьников»

Диплом лауреата районного конкурса «Учитель года - 2010»

2011г

Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедийный урок в современной школе»

сертификат Участника 1 этапа Приволжского федерального округа.

           

           Эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем, насколько развиты у них основные формы их психической деятельности. Нас заинтересовало, как и насколько изменится это соотношение в процессе работы по новому учебнику, т.к. перед нами стояла задача не только создать условия для формирования у детей предусмотренных программой знаний, умений и навыков, но и обеспечить их умственное развитие. Изучение материала происходит быстрым темпом на высоком уровне трудности  и  требует постоянного приращения знаний, установления новых связей между изучаемым материалом, изученным, а зачастую и с тем, что будет изучаться позднее. Задания помогают учителю провести урок так, чтоб дети сами открывали новые знания продуктивными методами, поэтому процесс обучения идет непринужденно, интересно, с высокой познавательной активностью, развивая наблюдательность, память, мышление, воображение.

Среди многих проблем перестройки математического преподавания математики в школе проблема развития у детей математического мышления привлекает все большее внимание педагогов.

Опыты многих советских и зарубежных психологов показали, что математическое мышление является не только одним из важнейших компонентов процесса обучения и познавательной деятельности учащихся, но и таким компонентом, без целенаправленного развития которого невозможно достичь эффективных результатов в обучении системе математических знаний, умений, навыков.

Развитие математического мышления предполагает не столько развитие у детей способности к овладению фиксированными операциями и приемами, сколько способности к обнаружению новых связей, могущими привести к решению новых задач, к овладению новыми знаниями. Проще говоря, у учащихся следует формировать общие приемы мышления, а не приемы мышления в конкретной ситуации. Общие приемы мышления формируются на основе овладения частными приемами мышления, которые тесно связаны с конкретным содержанием изучаемого материала.

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

         Об умственных способностях человека судят не потому, что он может сделать на основе подражания, усвоить в результате подробного, развернутого объяснения. Ум человека проявляется в относительно самостоятельном приобретении, открытии новых для себя знаний, при решении нестандартных, новых для него задач. В этой стороне психики находит свое выражение продуктивное мышление, его особенности проявляются в формирующихся у человека качествах ума. Таких задач в учебнике предостаточно. Например, «Математика на клетчатой бумаге», «Решаем задачи на клетчатой бумаге», стр. 45,  № 8 – использование столбчатых диаграмм, стр. 51, № 4 и т.д.

          Развитие творческого мышления у детей в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Не случайно известный современный математик и методист Д. Пойа пишет: “Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности”.

        При обучении математике на решение задач отводиться большая часть учебного времени. К сожалению, в практике обучения математике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство сознательного усвоения школьниками программного материала. И даже задачи повышенной трудности специальных сборников, предназначенных для внеклассной работы, в основном имеют целью закрепить умения и навыки учащихся в решении стандартных задач, задач определенного типа. А между тем функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие.

          Главная цель задач учебника математики УМК «Планета знаний» - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к “открытию” математических фактов. Достичь этой цели с помощью одних стандартных задач невозможно, хотя такие задачи, безусловно, полезны и необходимы, если они даны вовремя и в нужном количестве. Мы считаем, что следует избегать большого числа стандартных задач и на уроке, и во внеклассной работе, так как в этом случае сильные ученики могут потерять интерес к математике и даже испытать отвращение к ней.

          Ознакомление учащихся лишь со специальными способами решения отдельных типов задач создают, реальную опасность того, что учащиеся ограничатся усвоением одних шаблонных приемов и не приобретут умения самостоятельно решать незнакомые задачи (“Мы такие задачи не решали”, - часто заявляют учащиеся, встретившись с задачей незнакомого типа).

          В системе задач школьного курса математики, безусловно, необходимы задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка, задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, выполняемые по образцу. Таких задач в учебнике математики М.И. Башмакова достаточно. Но есть задачи, направленные на воспитание у детей устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности. Много специальных упражнений для обучения школьников способам самостоятельной деятельности, общим приемам решения задач. Осуществляя целенаправленное обучение школьников их решению, с помощью специально подобранных упражнений, можно учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, и делать соответствующие выводы. Необходимо прививать учащимся прочные навыки творческого мышления. Достигается это с помощью творческих заданий, «интеллектуальный марафон», а также заданий на «информационный поиск».

             В учебниках математики М.И. Башмакова много задач, с помощью которых можно показать учащимся роль наблюдения, аналогии, индукции, эксперимента. Например - стр. 74 - № 4, стр. 95 -  № 9, стр.99 - № 10 и т.д.

             Огромная значимость нахождения школьниками различных способов решения задач по математике не раз отмечалась на страницах методической литературы. Однако наши наблюдения показывают, что на уроках, как правило, рассматривается лишь один из способов решения задачи, причем не всегда наиболее рациональный. Из различных способов решения одной и той же задачи надо предложить учащимся выбрать наиболее рациональный, красивый. При отыскании различных способов решения задач у школьников формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки. После нахождения очередного метода решения задачи учащийся, как правило, получает большое моральное удовлетворение. Учителю важно поощрять поиск различных способов решения задач, а не стремиться навязывать свое решение. Общие методы решения задач должны стать прочным достоянием учащихся, но наряду с этим необходимо воспитывать у них умение использовать индивидуальные особенности каждой задачи, позволяющие решить ее проще. Именно отход от шаблона, конкретный анализ условий задачи являются залогом успешного ее решения. Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на решение задач арифметическим способом, так как именно решение задач арифметическим способом способствует развитию оригинальности мышления, изобретательности. Часто учащиеся, ознакомившись со способом решения задач с помощью уравнения, не обременяют себя глубоким анализом условия задачи, стараются быстрее составить уравнение и перейти к его решению. При этом и введение обозначений, и схема решений, как правило, соответствуют определенному шаблону.

           Рассматривая решение задач несколькими способами, учитель должен ориентировать учащихся на поиски красивых, изящных решений. Тем самым учитель будет способствовать эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры. При решении задачи № 8 (стр. 95) – дети нашли 2 способа решения задачи: 1 способ –  288 : (4 × 6) = 12 (машин), 2 способ – 288 : 6 : 4 = 12 (машин); При решении задачи № 6 на стр. 87: 1 способ – (78 + 36) : 6 = 19 (дней), 2 способ – 78 : 6 + 36 : 6 = 19 (дней) и т.д. Встречаются задачи, при решении которых дети находят новый способ решения, как самый продуктивный. (Например, задача № 9, учебник II часть, стр. 117; стр. 115, задача № 7).

              Учебник позволяет систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у школьников познавательного интереса и самостоятельности, осуществлять целенаправленное обучение школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

           Активно используются на уроках задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы, софизмы. Причём, используя задания различного типа, учитываются индивидуальные особенности школьника, дифференциация познавательных процессов каждого из них.

            Основными условиями  мотивации на уроке являются самореализация учащихся в учебной деятельности и осознание своей значимости. Добиваясь эффективности учебной мотивации на своих уроках, учитель должен предоставлять возможность каждому ученику проявлять свои знания и умения практически, получив при этом одобрение, как со стороны учителя, так и одноклассников. Простейшими формами включения ученика в самореализацию является парная и групповая работа на уроках. В учебнике математики третьего класса 34 вида парной работы. Причём, тема «Используем правила вычислений», стр. 92-93, предусматривает весь урок работу в парах, а упражнений с использований дифференциации  (пирамидка) – 32 раза.

          На каждом этапе урока ученик должен сам отслеживать свои результаты по критериям, которые даёт учитель. Например, при изучении или закреплении нового материала – внимание, запоминание, понимание материала и т.д. Рефлексия повышает ответственность ученика за свой труд, улучшает результаты обучения, снимает страх перед плохой отметкой. Если знания ниже требуемого уровня, даётся возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других учеников или самостоятельно.

             В учебнике математики третьего класса раздел «Проверяем, чему научились» встречается 6 раз. При изучении темы «Сложение и вычитание», «Умножение и деление», «Числа и фигуры», «Математические законы» (2 раза) и «Числа и величины».

           При обычной самостоятельной работе закрепление знаний происходит при применении их по образцу или по сходству. Творческие же задания требуют применения знаний в изменённых ситуациях. Самопроверка или взаимопроверка таких заданий вызывает определённое эмоциональное отношение к результатам учебной деятельности, стимулирующее улучшение отношения к учёбе. Заданий «интеллектуальный марафон» в учебнике  - 38.

          Приобретение новых мыслительных действий по данному учебнику происходит в заданном нравственном и социокультурном пространстве. Задания некоторых разделов насыщены фактами и основаны на исторических событиях (Великая Отечественная война), познаниях в области литературы и искусства. Это позволяет организовать работу на уроке так, чтобы каждый ученик получал удовольствие от полученных результатов своей учебной деятельности, от взаимодействия с другими учениками, то есть строить уроки по гуманистическим принципам, используя наглядные средства, технические средства, компьютерные технологии.

           Задания учебника не только развивают умение слушать, воспроизводить, запоминать. Они учат детей сравнивать, видеть различия, классифицировать, выделять признаки, соединять информацию, выделять противоречия, развивать наблюдательность и т.д. А это, значит, развивают логические, аналитические, синтетические и творческие действия. Задания способствуют личностному росту школьника, развивают качества и способности, необходимые для жизни в современном мире.                        

          Информационные технологии также играют большую роль в формировании математического мышления школьников. Благодаря тому, что кабинеты обеспечиваются мультимедийными проекторами и интерактивными досками, качество обучения учащихся заметно возрастает.  Это связано с тем, что благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активность учащихся на уроке.
  2. Обучение становится более наглядным, что способствует развитию пространственного воображения и математического мышления.
  3. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.  
  4. Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, тем самым, развивая творческое мышление.
  5. Позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.

В связи с этим можно сделать следующие выводы и выделить ряд преимуществ такого урока по сравнению с «обыкновенным»:

- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.);

- в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;

-естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;

- появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке  игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок  приобретает характер учебной игры, и  у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Все это показывает, что урок с использованием мультимедийных технологий имеют более высокую эффективность при развитии мышления учащихся по сравнению с обычным уроком.

                                                     

Результативность работы по учебнику математики

Организовать любую деятельность без оценочного процесса невозможно, т. к. оценка является показателем результативности. На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя, которые были изложены в инструктивно-методическом письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О контроле и оценке результатов обучения в начальной школе». В этом документе выделены следующие показатели результативности образовательного процесса

« - качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования.

 -   степень сформированности учебной деятельности школьников.

 - степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.)

 - уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания» (12, стр.14).   Данная модель предполагает организацию отслеживания динамики указанных параметров у каждого ребенка и на основании этого коррекцию образовательного процесса в соответствии с полученными результатами, направленную на обеспечение развития детей. Качество знаний, умений и навыков можно отслеживать бальной отметкой, а остальные – в форме развернутых словесных суждений.

              Материал учебника математики  первого класса УМК «Планета знаний» явился доступным для всех учеников. На начальном уровне дети овладели запланированными общеинтеллектуальными умениями.

Эффективность развития определяется уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем, насколько развиты у них основные формы их психической деятельности, позволяющей правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

               

 

             Рис. 1. Результаты решения примеров и задач (первый класс)

             

           Анализируя результаты проверочных работ в течение первого года обучения, мы убедились в том, что значительно, по сравнению с входной диагностикой в начале обучения, улучшились вычислительные навыки учащихся. В первой четверти – 36 %, во второй – 52 %, в третьей – 71 %, а в четвертой – 82 % всех учащихся решали примеры в пределах 100 (без перехода через десяток) без ошибок. К изучению текстовых задач мы приступили в четвертой четверти первого класса. Но, благодаря пропедевтике решению задач, результаты проверочных работ показали, что уже во второй четверти – 67 %, в третьей – 76 %, а в четвертой – 95 % всех учащихся решали задачи правильно.  Анализ проверочной работы за первую четверть второго класса показал, что  96% всех учеников класса  справились с работой.

Таблица 1. Результаты решения примеров и задач

(второй класс)

задания

I четверть

II четверть

Вычисления в пределах 20

71 %

91 %

Решение задач

68 %

73 %

Геометрический материал

59 %

82 %

Задачи на смекалку

59 %

82 %

               

            Из них: 68 % - решили задачу в два действия без ошибок, 14 % - допустили ошибки вычислительного характера. Решили задачу на нахождение третьего неизвестного 59 % учащихся, правильно выбрав действия, а остальные – 41 % - методом подбора. Из всех учеников 86 % детей твердо знают состав заданных чисел в пределах двадцати, и 73 % учеников  решили примеры в пределах двадцати с переходом через десяток без ошибок. Хотя тема «Числа до 20-ти и действия над ними», является, чуть ли не единственной темой, по которой можно добиться полной ориентировочной основы только к концу второго класса. К заданию на смекалку приступили все ученики, но справились успешно 60 % учащихся. Выполнив работу своего варианта, 73 % учеников приступили к решению дополнительного третьего и половина из них решили всю работу без ошибок.

           В ноябре 2007-2008 учебного года среди детей была проведена диагностика, определяющая умения сравнивать, анализировать, выделять главное – методика «Четвертый лишний». Авторами этой психодиагностической методики являются А.Ф.Ануфриев и С.Н. Костромина. Но вместо слов были включены знакомые детям математические понятия. Ребенку дается строчка, в которой четыре математических знака, понятия, фигуры и т.д., три из которых связаны между собой, а четвертое – лишнее. Предлагается найти это лишнее и объяснить почему. За каждый правильный ответ – 1 балл,  неправильный – 0 баллов.

                  Результаты диагностики  показали, что 53% учащихся имеют высокий уровень развития обобщения, 32 % - средний уровень – не всегда могут выделить существенные признаки предметов, у 15 % детей способность к обобщению развита слабо. Такие же результаты дала диагностика «Раскрашивание фигур» (автор Чутко Н.Я.),  проведенная в конце первого класса.

Таблица 2.Результаты диагностики интеллектуального уровня

I класс (сентябрь)

II класс (ноябрь)

высокий

Средний

низкий

высокий

средний

низкий

32 %

23 %

45 %

53 %

32 %

15 %

               По сравнению с результатами диагностики прошлого года (32 %,  23 %, и 45 % соответственно)  видна динамика продвижения учеников в обучении и развитии.

Проведенные в начале и в конце первого класса диагностики по определению уровня концентрации и устойчивости внимания (методика «Шифровальщик»), уровня развития кратковременной и долговременной памяти («Ты – разведчик») также носят прогрессирующий характер. (13, стр.24, 30).

Таблица 3. Результаты диагностических заданий на внимание, память.

2006-2007гг.

начало учебного года

конец учебного года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

внимание

25%

35%

40%

48%

37%

15%

память

20%

45%

35%

51%

37%

12%

           

 Огромная заслуга в этом развитии принадлежит  учебнику математики УМК «Планета знаний» М.И. Башмакова и М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой, который помогает активно использовать все ресурсы, необходимые для этого развития.

Заключение

              Освоение учебника математики УМК «Планета знаний» в Кстовском районе началось с 2006 - 2007 учебного года в рамках работы региональной ОЭП кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО  на базе МОУ СОШ № 7 (ныне МОУ Лицей).

Проанализировав итоги трех лет обучения математике по новому учебнику, мы пришли к выводу, что учебник предполагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, логического мышления и творческих способностей каждого школьника. Материал учебника является доступным для учеников. Ни один раздел не вызвал существенных затруднений при изучении в первом, во втором классах и в третьем классе. На начальном этапе учащиеся овладели запланированными обще-интеллектуальными и обще-учебными умениями.

 Проведенное анкетирование детей в целях определения школьной мотивации, показало, что 100 % их с удовольствием посещают школу, и это тоже радует.

                Четвертый год я с огромным удовольствием посещаю  семинары по обмену опытом учителей, работающих по-новому УМК на базе НИРО, МОУ СОШ  № 41, а также ВШЭ г. Нижнего Новгорода. Для учителей начальных классов Кстовского района провела открытые уроки по теме: «Сравниваем двузначные числа», «Как разделить число на 4?», «Решение нестандартных задач». На школьном и районном методических объединениях, неоднократно рассказывала  учителям об особенностях учебника математики М.И. Башмакова и М.Г. Нефедовой, о новых методах,  приемах и формах работы, предлагаемых авторами, выступила с сообщением на Августовской конференции учителей Кстовского района. В результате количество учителей, работающих по УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой увеличилось до 19%, и, как следствие, была организована и плодотворно работает творческая группа учителей начальных классов, руководителем которой я являюсь.

На заседаниях группы присутствуют не только учителя, работающие по УМК «Планета знаний», но и те, кто изъявил желание работать по новым учебникам в следующем учебном году, а, следовательно, состав нашей группы будет увеличиваться, а опыт овладения УМК -  расти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».Анализ текста как средство формирования самостоятельности мышления младших школьников.

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило:...

Мастер-класс "ТРИЗ- педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников"

Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во в...

Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".

Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать....

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...