разработка урока окружающего мира "Где на Земле теплее" (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (2-й класс).
Тема: Где на Земле теплее?
Цели деятельности учителя:
– ознакомить школьников с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют объяснять мир: характеризуют природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):
Регулятивные: работают по предложенному учителем плану, планируют решение учебной задачи, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы и необходимую информацию в учебнике, в иллюстрациях, слайдах; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме как животные и растения приспосабливаются к условиям своего обитания; логические – анализируют наблюдения, делают выводы.
Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, развивают умение слушать и понимать других, допускают существование различных точек зрения.
Оборудование: глобус, лампа, рисунки холодного, умеренного и жаркого поясов, плакат «Смена времён года» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», компьютер, проектор, презентация, учебник 2 класса «Окружающий мир» ч.1 « Наша планета Земля». Авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
( 1 мин.)
(8 мин.) | 3 – Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи и улыбнитесь друг другу. - О чём шла речь на прошлом уроке? (Мы говорили о смене времён года.) – Почему на Земле наблюдается такой процесс? (Земля вращается (обращается) вокруг Солнца, ось наклонена под углом и поэтому в разное время по-разному распределяется тепло по поверхности Земли.) – Сегодня мы продолжим разговор о том, как распределено тепло по поверхности Земли. Работа в группах. 4 Каждой группе предлагаются загадки. – Отгадайте загадки. 1. Где на Земле в июне зима? 2. Где в декабре самый короткий день? 3. Какая наклонённая воображаемая линия на Земле является причиной возникновения разных времён года? 4. То пологие, то крутые, то ласковые, то палящие… Что это? Объясните каждое прилагательное. 5. Где в декабре не бывает зимы, не бывает ночи, но кругом снег? 6. Есть ли на нашей планете место, где нет зимы, осени и весны и день всегда равен ночи? – Давайте поищем его на глобусе и порассуждаем. Скажите, с чем были связаны все загадки? (Загадки касались времён года и продолжительности дня.) – Как вы считаете, везде ли на Земле есть времена года и как они протекают? Ответы детей. – Покажите место на глобусе, о котором шла речь на прошлом уроке. Что являлось причинами возникновения там времён года? (Мы считаем, что это место находится между экватором и полюсом. Земная ось наклонена. Поэтому солнечные лучи в разное время по-разному обогревают одну и ту же поверхность планеты. Это происходит из-за разного угла наклона солнечных лучей. Если лучи пологие (косые), греют они слабо. Сильнее всего нагревают поверхность Земли крутые (прямые) солнечные лучи.) – Говорили мы о других местах на нашей планете? (Мы решили, что везде происходит примерно то же самое.) – Какой вопрос у вас возникает? (Что же происходит в других частях планеты, например, на полюсах и на экваторе?) Слайд 2. Определяем основной вопрос урока. – О чём сегодня пойдёт разговор на уроке? – Можно так сформулировать ваши вопросы. Как распределяется тепло по поверхности Земли в разных её точках в разное время в течение года? – Сегодня мы продолжим наши наблюдения. – Составим план урока. План. 3 3 Дети вместе с учителем планируют свою деятельность на уроке. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
(15 мин.) | 1 4 4 7 2 – Давайте посмотрим на нижнюю часть плаката «Смена времён года» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Какого цвета не видно в зале? (Белого. Фокусник держит шар наклонённым от зрителей, и они его не видят.) – Может ли фокусник спрятать от зрителей другие цвета? – Почему на Северном полюсе Земли зимой не видно солнца? – А теперь понаблюдайте за освещением на нашем макете (глобус – Земля, лампа – Солнце). Дети ставят глобус в нужное положение (ось отвёрнута от лампы и направлена на макет Полярной звезды) и наблюдают за происходящим. И приходят к выводу, что в данном положении Антарктида, Южный полюс постоянно освещён Солнцем. – А что в этот момент происходит на Северном полюсе? Понаблюдайте. (Мы думаем, что в это время на Северном полюсе зима. Интересно, что здесь солнечные лучи не освещают поверхности Земли. Здесь долгая ночь.) Слайды 3,4,5. Работа в учебнике. – Проверьте свои выводы на с. 65. Как называются эти места на Земле? Тепло там или нет? Дети высказывают свои версии и согласуют их с учебником. Арктика и Антарктика – здесь очень холодно зимой и холодно летом. На глобусе эти места обозначены белым цветом, т.к. они круглый год покрыты снегом. Интересно, что половину года длится полярный день или полярная ночь. Ещё эти места можно назвать холодным поясом. – Какая линия на глобусе ограничивает холодный пояс? (Эта линия – полярный круг.) Слайд 6. – Что происходит на экваторе? Понаблюдайте и сделайте вывод. Работа в группах. – Сравните свои выводы с учебником. Прочитайте об этом на с. 66. Заполните макет. У каждой группы на столе лежит заготовка для разукрашивания. После наблюдения дети делают вывод, что будет происходить на экваторе. Жаркий пояс. Вместо зимы и лета различаются сухой и дождливый сезон. Солнечные лучи имеют самый маленький угол наклона. Здесь очень жарко. – Обозначены ли границы жаркого пояса на глобусе? Как называются эти линии? (Да, это прерывистые линии на глобусе. Они называются тропики.) Слайды 9,10,11. – Найдите в учебнике, как называется тот пояс, который располагается между жарким и холодным. Знаком ли он вам? Что вы можете рассказать об этом поясе? Слайды 7, 8. (Умеренный пояс. Мы живём в умеренном поясе. Солнце по-разному в разное время года освещает поверхность. Различаются четыре времени года. Летом самые длинные дни, зимой – самые короткие. Осенью и весной есть дни равноденствия, когда день равен ночи.) – Отметьте на рисунке все данные об этом поясе. – Вернёмся к вопросу нашего урока: Как распределяется тепло по поверхности Земли в разных её точках в разное время в течение года? – Сможете ли вы теперь на него ответить? Как же можно назвать эти пояса? Сколько таких поясов? Слайд 13. Найдите ответ в учебнике. Какова тема нашего урока? Теперь мы можем ответить на вопрос урока? Слайд 14. – Что мы сейчас делали? – Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе? | |
4. Самостоятельное применение знаний. ( 12 мин.) | 4 3 Максимум. Работа в группах. – Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей республике. Каждая группа во время путешествия выполнит свое задание. 1-я группа. « Географы». Ребята этой группы выясняли географическое положение республики, особенности климата
2-я группа. « Ботаники». Ребята расскажут нам какие растения произрастают в нашей республике, условия их обитания и попробуют выяснить как приспособились растения к жаркому климатую
3-я группа. « Зоологи» Ребята этой группы работали над следующими вопросами: какие животные обитают в Калмыкии и как они приспособились к жаркому климату. 4-я группа. «Экологи» Ребята выясняли есть ли экологические проблемы в республике и как с ними бороться. Каждая группа выступает и защищает свой проект. – Какую работу мы сейчас выполняли? | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Итог урока. ( 2 мин.) Рефлексия. ( 2 мин.) | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - Ребята, у меня на столе остался лежать цветок – тюльпан. Я забыла отдать его группе «Ботаников». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне? - Замечательно. У вас на столе лежат белые конверты, а в них желтые и красные тюльпаны. Если вам понравился урок, возьмите тюльпан и прикрепите его на глобус. - Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасной. Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"
Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».
Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу. ...
методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"
Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...
Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.
Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.Цели:познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разны...
Урок окружающего мира "Кладовые земли" 4 класс Программа Гармония
Урок о полезных ископаемых. Полезные ископаемые нашей области....
Урок окружающего мира "Океаны Земли" 2 класс
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по программе "Гармония"...