Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.
Цели:
- познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.
- создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.
Урок построенс использованием технологии критического мышления. Материалы содержат конспект, презентацию и раздаточный материал к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Расы Земли" | 46 КБ |
Приложение 1 к уроку "Расы Земли" | 26.5 КБ |
Приложение 2 к уроку "Расы Земли" | 317.5 КБ |
Презентация к уроку "Расы Земли" | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Белобородова С.Н.
Тема урока: Расы Земли, 4 класс.
Цели:
- познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.
- создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.
Универсальные учебные действия
Предметные
осмысление того, что "Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли".
Метапредметные:
Познавательные: извлечение необходимой информации из текста («Инсерт»), иллюстрации, словаря;
Преобразование информации из одной формы в другую («Концептуальная таблица», «Кластер»).
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи, формирование умения взаимодействовать в малых группах, умение высказывать свою точку зрения и пытаться обосновывать, искать ответы в тексте.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель, умение работать со справочной литературой, оценивать.
Личностные:
способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умению видеть в каждом; собеседнике, прежде всего Человека; способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
1.Этап «Вызов» | (слайд №1) Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Мы живём с вами на одной большой планете. - Как называется наша планета? На земле живёт много людей. Все они похожи друг на друга, но и разные, т.е. отличаются одни от других. ( слайд № 2) -Чем дети отличаются друг от друга? Что их объединяет? - Как вы думаете, чем похожи все люди на Земле? - А чем отличаются люди друг от друга? (слайд №3) В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос. Найдите определение в толковом словаре. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа. Запишите определение «раса». | Дети рассматривают слайды и высказывают свои предположения. (Земля) (Они умеют думать, говорить, у всех людей похожие строения тела. Бывают весёлыми и грустными, добрыми и злыми). (Толстые и худые, высокие и низкие, отличаются цветом кожи, разрезом глаз). Дети записывают в тетрадь. Стр. 122. Раса – так называют особую группу людей, которая по внешним, принадлежащим только ей признакам, отличается от других (европеоидная, монголоидная, негроидная) |
Стадия «Осмысление» Приём «Чтение с пометками» | Читаем текст и делаем в тексте пометки. «V» - знаю; «+»- это для меня новое; «-» - противоречит моим первоначальным представлениям; «?»- хочу узнать. Что вы знали? -Что было для вас новым? -Что захотелось узнать? Слайды 4,5,6 | Приложение № 1 Читают и делают пометки на полях. |
Приём «Концептуальная таблица» | А сейчас давайте сравним расы. Результаты занесём в таблицу. Работать будем в группах. Слайд 7 Давайте вместе определим сравнительные линии. Проверка (слайд 8) Слайд № 9 У детей на столах 6 фотографий представителей 3 рас. Проверка. Слайд № 10. Используя знания, полученные на уроке, построить кластер «Расы Земли»
Люди разделяются не только на расы, но и на народы. Всего учёные насчитывают на Земле около 3000 народов. Каждый из них отличается своей культурой – песнями, костюмами, сказаниями, а так же языком, на котором люди думают и говорят(слайд № 11). Д/З стр.86-89 – читать. Найти ответ на вопрос В чём отличие расы от народа? - А сейчас, поделитесь впечатлением об уроке. -Что, на ваш взгляд, было самым интересным? - О чём захотелось узнать поподробнее из других источников? -К каким источникам вы можете обратиться? | Дети выделяют цвет кожи, волосы, глаза, нос. Заполняют коллективно таблицу. Приложение № 2 Дети выполняют практическую работу, используя концептуальную таблицу. Дети доказывают, почему они отнесли фотографии к данным расам. Дети составляют кластер |
Практическая работа. Классификация. Работа в группе. | ||
Стадия «Рефлексия» Приём «Кластер» | ||
Этап «Домашнее задание» |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Расы Земли
Все вопросы, связанные с происхождением и эволюцией человека, образованием рас, изучает наука антропология. Одним из разделов антропологии является - расоведение - наука, изучающая человеческие расы. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем облике.
Российские антропологи выделяют три расы.
1). Негроидная раса. Отличительными признаками негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Так же для негроидов характерны очень широкий, но слабовыступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы, редкая растительность на лице и теле.
2). Европеоидная раса. Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них характерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на груди.
3). Монголоидная раса. Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые и жесткие. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра.
По мнению ученых, многие расовые признаки помогли людям приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в поколение. Можно предположить, что особенности негроидов складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды могут находиться под палящими лучами солнца без головного убора и почти без одежды. От вредных лучей солнца их предохраняет темная кожа, черные курчавые волосы, особенности строения носа (широкий, большие ноздри), утолщенные губы. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые европеоиды, гораздо хуже переносят солнечные лучи, особенно от них страдают рыжеволосые. У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях роль приспособления играли кожная складка, во внутреннем уголке глаза и развитая складка верхнего века, защищающая от ветра и пыли.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 4 класс, "Как дом вышел из-под земли"
создать условия для уточнения знаний уч-ся об образе жизни, жилищах наших предков; дать представление о различных типах жилищ различных народов...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Планета Земля"
Презентация содержит иллюстрированный материал на тему "Планета Земля". 1 класс....
Презентация к уроку ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс. "Наша Земля"
Формы земной поверхности. Наша ЗЕМЛЯ!!!...
План – конспект урока «Окружающий мир» 1 класс.Тема: "Как открывали новые земли"
Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся....
Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.
Урок был проведён в соответствии с требованиями ФГОС и построен, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"
Класс: 3 УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...