Урок окружающего мира "Охрана природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Содержательная цель: выявление теоретических основ о способах охраны природы.

 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Комина Ольга Ивановна

Предмет

Окружающий мир  (УМК Развивающая система Л.В.Занкова)

Класс

4

Тема

Охрана природы.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цель урока

Содержательная цель: выявление теоретических основ о способах охраны природы.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.

Задачи

Обучающие: расширить и дополнить знания учащихся об экологических проблемах,  продолжить знакомство с Красной книгой, показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, умение рассуждать, делать выводы; развивать речь, словарный запас.

 Воспитывающие: способствовать  воспитанию ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей,
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ;
  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • смысловое чтение, как осмысление цели чтения;
  •  знаково – символическое моделирование.

Коммуникативные:

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;
  • планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать предложенную оценку учителя и одноклассников;

Личностные:

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного и здоровьесберегающего поведения;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

Оборудование

Компьютер, проектор, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриева, презентация по теме «Охрана природы», раздаточный и справочный материал.

Формы работы

Групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

  1.  Организационный момент.

Учитель приветствует детей, настраивает их  на работу.

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«Добрый день!» - говорит и большим, и детям.

День добрым быть должен, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

-Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.

  1. Актуализация знаний .

2.1Проверка домашнего задания. (работа по карточкам)

Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним,  что мы уже знаем.

-Что мы изучали на прошлом уроке?

- Что такое научно – техническая революция? Когда она началась?

-Какое значение для человека имела научно – техническая революция?

- Назовите основные направления, по которым развивается  научно – техническая революция?(скорости, технические устройства, создание синтетических, искусственных материалов, уменьшение размеров устройств, бытовая техника)

Карточка № 1.

1.Что такое научно-техническая революция?

______________________________________

______________________________________

2.Назови предмет бытовой техники по описанию:

а)Сосуд для кипячения воды-

б)Металлический прибор для глажения-

в)Устройство для обогрева помещения-

г)Шкаф для хранения продуктов в холоде-

д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них-

Карточка № 2.

1.Перечисли современные научно-технические достижения 20-21 века:

2.Назови предмет бытовой техники по описанию:

а)Сосуд для кипячения воды-

б)Металлический прибор для глажения-

в)Устройство для обогрева помещения-

г)Шкаф для хранения продуктов в холоде-

д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них-

-Проверка карточек.

2.2. А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения.

№ п/п

Утверждения

да

нет

1

Компьютеры ускорили процесс обработки информации.

+

2

Работа за компьютером экономит  ваше время для отдыха.

+

3

Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье.

+

4

Пища, приготовленная в микроволновке полезна.

+

5

Современный транспорт улучшает нашу жизнь.

+

+

- Какой вопрос вызвал у вас разногласия?

- Почему?

3.Постановка проблемы.

- Как результаты научно – технической революции повлияли на природу?

-Какая проблема встала перед людьми в конце XX века?

4.Целеполагание.

-Какую тему сегодня будем изучать на уроке?

-А для чего мы будем изучать эту тему?

- Что нам предстоит выяснить на уроке?  (способы охраны природы)

-Научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Вы согласны с этим утверждением?

-Для того чтобы ответить на этот вопрос однозначно нам необходимо разбиться на 5 групп.

5.Открытие нового знания.

Практическая работа (работа в группах)

I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова)

II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?

(учебник стр. 60-61)

III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями  (учебник стр. 61)

IV группа «Защитники природы» будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» и области? (учебник стр. 62-64)

V группа «Охрана растений и животных» будет искать ответ на вопрос   «Куда заносятся растения и животные находящиеся на грани вымирания»?

-Когда была учреждена Красная книга ?

-Какие животные и растения туда заносятся?

-Какого цвета ее страницы? (черный, красный, желтый, зеленый., белый, серый)

-Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?

-Выступление групп.

1 группа:

 Экология -   наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Эколог -  человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой.

Конвенция –  Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу.

Заповедник –  заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

Заказник –  лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений.

Лесопарк -  лесной массив в городе.

 Красная книга –список названий  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

2 группа:

Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От  знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.

Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться к животным, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей природы и отдельных ее компонентов. Из поколения в поколение передавалось «табу» — запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого  «Русская правда»-ограничение добычи лебедей, бобров и других ценных животных.

-Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом  Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

-Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»

-Петр 1 запретил добычу полезных ископаемых.

- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса. Почему же?

Тревожные факты!!!

  • За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.
  • Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на  2 процента ( это 20 га за сутки)
  • Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.
  • Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
  • От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.
  • Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

3 группа:

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле.

  • Была принята Конвенция по ограничению торговли редкими животными и растениями.
  • Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.
  • Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту  окружающей среды.
  • Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.
  • 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли»  
  • 22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
  • Волонтерское движение нашей школы (сбор макулатуры, участие в городских конкурсах: «Кормушки, домики  птицам», уборка мусора).

4 группа:

На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время их более 101:

-Астраханский (1919 год,60 видов рыб, лаборатория по разведению осетровых рыб, царство птиц, кабаны, норки, енотовидные собаки, камышовые коты, лотос),

 -Ильменский минералогический  ( На Южном урале,1920 год, редкие минералы, самоцветы)

 -Приокско – Террасный (около Москвы, разные природные сообщества: от ельников до степей)

 -Кандалакшский (за Полярным кругом, на Кольском полуострове. разная природа- лес, тундра, каменные утесы)

5 ученик

-Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

-Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?  

1-виды исчезающие.

Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это  быстро исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить.(альбатрос, снежный барс, красный волк, амурский тигр)

2-виды сокращающиеся.

Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается.(морж, розовый фламинго, джейран

3-виды редкие.

Они записаны на белых страницах. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.(белый медведь)

4-виды неопределённые.

Названия этих животных расположились на серых страницах. Эти животные до сих пор мало изучены.(слоновая черепаха)

5-виды восстановленные.

Они записаны на зелёных страницах. Это животные, которых удалось спасти от вымирания.(зубр.речной бор, лось)

6-исчезнувшие виды.

Это чёрные страницы. Этих животных мы больше никогда не увидим. Их нет на нашей планете. (саблезубый тигр, странствующий голубь, большерогий олень. морская корова)

- А как сейчас  можно защитить природу? (создать заповедники, национальные парки,заказники)

-Да, ребята, одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание заповедников и национальных парков.  (слайд 2)

- Посмотрите на карту Российской Федерации. На ней показаны  существующие в нашей стране заповедники.  Главное отличие заказников и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных. (Слайд 3)

Виды заповедников:

-комбинированный;                                                  

-ландшафтный;                                                          

-биосферный;                                                                    

 - минералогический  

Физминутка                                                

6.Включение нового знания в систему знаний и повторений.

-Чтение в учебнике информации о заповедниках.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Работа в парах по учебнику и сбор информации об 1 понравившемся  заповеднике России  по плану, запись информации в тетрадь:

-где находится (показать на карте);  

-вид заповедника;                                            

 -когда был образован;                  

-природные условия;                  

  -растения  и животные заповедника;                                    

-занятия ученых в заповеднике.

-Проверка работы в парах (Слайды 4-10 Астраханский заповедник, 11-14 Ильменский заповедник, 15-17 Приокско-Террасный заповедник, 18-21 Кандалакшский заповедник)

 

- А на территории нашей области есть заповедники?  (  Нет. В Саратовской области есть Хвалынский национальный парк)  (Презентация)

8.Рефлексия

-Что нового узнали на уроке? Какие открытия сегодня сделали?

-Достигли ли вы поставленной цели урока?

-Каким способом достигали целей?

-Кто больше всех помогал на уроке?

-Оцените свою работу на уроке смайликом.

-А сейчас составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Природа
  • Загрязненная, беззащитная.
  • Сохранять, беречь, любить.
  • Природа требует бережного отношения.
  • Жизнь.

9.Домашнее задание (дифференцированное):

1.обязательное: стр.60-65 пересказ, ТПО № 76,77 (экологические проблемы нашего края, растения и животные Красной книги нашего края)

2.творческое: выполните  мини-проект:

а)«Преобрази свой двор» (нарисовать или сделать макет своего двора )

б)«Правила поведения на природе в знаках»(нарисовать знаки правил поведения на природе)

в)«Стань природе другом» (сочинить  стихотворение  «Береги природу»)

Карточка № 1.

1.Что такое научно-техническая революция?

______________________________________

______________________________________

2.Назови предмет бытовой техники по описанию:

а)Сосуд для кипячения воды-

б)Металлический прибор для глажения-

в)Устройство для обогрева помещения-

г)Шкаф для хранения продуктов в холоде-

д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них-

Карточка № 2.

1.Перечисли современные научно-технические достижения 20-21 века:

2.Назови предмет бытовой техники по описанию:

а)Сосуд для кипячения воды-

б)Металлический прибор для глажения-

в)Устройство для обогрева помещения-

г)Шкаф для хранения продуктов в холоде-

д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них-

№ п/п

Утверждения

да

нет

1

Компьютеры ускорили процесс обработки информации.

2

Работа за компьютером экономит  ваше время для отдыха.

3

Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье.

4

Пища, приготовленная в микроволновке полезна.

5

Современный транспорт улучшает нашу жизнь.

I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова)

Экология -  

Эколог -  

Конвенция-

Заповедник –  

Заказник-

Лесопарк-

 Красная книга –

II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?

(учебник стр. 60-61)

III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями  (учебник стр. 61)

IV группа «Защитники природы» будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» ? (учебник стр. 62-64)

V группа «Охрана растений и животных» будет искать ответ на вопрос   «Куда заносятся растения и животные находящиеся на грани вымирания,исчезновения»?

-Когда была учреждена Красная книга ?

-Какие животные и растения туда заносятся?

-Какого цвета ее страницы?

-Что обозначает цвет страниц?

  • Чёрная –
  • Красная –
  • Жёлтая –
  • Зелёная –
  • Серая
  • Белая

План сбора информации о заповеднике:

-где находится (показать на карте):

-вид заповедника:  

                                         

 

-когда был образован:  

               

-природные условия:    

             

 

-растения  и животные заповедника:    

                           

-занятия ученых в заповеднике:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Природа залечивает свои раны" Школа 2100

Данный урок знакомит учащихся с природными  факторами восстановления экосистем...

Урок окружающего мира "Природа и рукотворный мир" 1 класс "Гармония".

Конспект урока окружающего мира для 1 класса....

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

урок окружающего мира "Природа и мы" 1 класс

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"....

Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова

Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс

Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...