Урок окружающего мира "Охрана природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Содержательная цель: выявление теоретических основ о способах охраны природы. |
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока |
ФИО учителя | Комина Ольга Ивановна |
Предмет | Окружающий мир (УМК Развивающая система Л.В.Занкова) |
Класс | 4 |
Тема | Охрана природы. |
Тип урока | Урок систематизации знаний. |
Цель урока | Содержательная цель: выявление теоретических основ о способах охраны природы. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности. |
Задачи | Обучающие: расширить и дополнить знания учащихся об экологических проблемах, продолжить знакомство с Красной книгой, показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, умение рассуждать, делать выводы; развивать речь, словарный запас. Воспитывающие: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры. |
Универсальные учебные действия | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
|
Оборудование | Компьютер, проектор, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриева, презентация по теме «Охрана природы», раздаточный и справочный материал. |
Формы работы | Групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная |
Этапы урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель приветствует детей, настраивает их на работу. Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «Добрый день!» - говорит и большим, и детям. День добрым быть должен, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет. -Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1Проверка домашнего задания. (работа по карточкам) Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. -Что мы изучали на прошлом уроке? - Что такое научно – техническая революция? Когда она началась? -Какое значение для человека имела научно – техническая революция? - Назовите основные направления, по которым развивается научно – техническая революция?(скорости, технические устройства, создание синтетических, искусственных материалов, уменьшение размеров устройств, бытовая техника) Карточка № 1. 1.Что такое научно-техническая революция? ______________________________________ ______________________________________ 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды- б)Металлический прибор для глажения- в)Устройство для обогрева помещения- г)Шкаф для хранения продуктов в холоде- д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них- Карточка № 2. 1.Перечисли современные научно-технические достижения 20-21 века: 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды- б)Металлический прибор для глажения- в)Устройство для обогрева помещения- г)Шкаф для хранения продуктов в холоде- д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них- -Проверка карточек. 2.2. А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения.
- Какой вопрос вызвал у вас разногласия? - Почему? 3.Постановка проблемы. - Как результаты научно – технической революции повлияли на природу? -Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? 4.Целеполагание. -Какую тему сегодня будем изучать на уроке? -А для чего мы будем изучать эту тему? - Что нам предстоит выяснить на уроке? (способы охраны природы) -Научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Вы согласны с этим утверждением? -Для того чтобы ответить на этот вопрос однозначно нам необходимо разбиться на 5 групп. 5.Открытие нового знания. Практическая работа (работа в группах) I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова) II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»? (учебник стр. 60-61) III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями (учебник стр. 61) IV группа «Защитники природы» будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» и области? (учебник стр. 62-64) V группа «Охрана растений и животных» будет искать ответ на вопрос «Куда заносятся растения и животные находящиеся на грани вымирания»? -Когда была учреждена Красная книга ? -Какие животные и растения туда заносятся? -Какого цвета ее страницы? (черный, красный, желтый, зеленый., белый, серый) -Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? -Выступление групп. 1 группа: Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Эколог - человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой. Конвенция – Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу. Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы. Заказник – лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений. Лесопарк - лесной массив в городе. Красная книга –список названий редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. 2 группа: Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека. Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться к животным, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей природы и отдельных ее компонентов. Из поколения в поколение передавалось «табу» — запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого «Русская правда»-ограничение добычи лебедей, бобров и других ценных животных. -Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. -Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…» -Петр 1 запретил добычу полезных ископаемых. - Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса. Почему же? Тревожные факты!!!
3 группа: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле.
4 группа: На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время их более 101: -Астраханский (1919 год,60 видов рыб, лаборатория по разведению осетровых рыб, царство птиц, кабаны, норки, енотовидные собаки, камышовые коты, лотос), -Ильменский минералогический ( На Южном урале,1920 год, редкие минералы, самоцветы) -Приокско – Террасный (около Москвы, разные природные сообщества: от ельников до степей) -Кандалакшский (за Полярным кругом, на Кольском полуострове. разная природа- лес, тундра, каменные утесы) 5 ученик -Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. -Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? 1-виды исчезающие. Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это быстро исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить.(альбатрос, снежный барс, красный волк, амурский тигр) 2-виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается.(морж, розовый фламинго, джейран 3-виды редкие. Они записаны на белых страницах. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.(белый медведь) 4-виды неопределённые. Названия этих животных расположились на серых страницах. Эти животные до сих пор мало изучены.(слоновая черепаха) 5-виды восстановленные. Они записаны на зелёных страницах. Это животные, которых удалось спасти от вымирания.(зубр.речной бор, лось) 6-исчезнувшие виды. Это чёрные страницы. Этих животных мы больше никогда не увидим. Их нет на нашей планете. (саблезубый тигр, странствующий голубь, большерогий олень. морская корова) - А как сейчас можно защитить природу? (создать заповедники, национальные парки,заказники) -Да, ребята, одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание заповедников и национальных парков. (слайд 2) - Посмотрите на карту Российской Федерации. На ней показаны существующие в нашей стране заповедники. Главное отличие заказников и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных. (Слайд 3) Виды заповедников: -комбинированный; -ландшафтный; -биосферный; - минералогический Физминутка 6.Включение нового знания в систему знаний и повторений. -Чтение в учебнике информации о заповедниках. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Работа в парах по учебнику и сбор информации об 1 понравившемся заповеднике России по плану, запись информации в тетрадь: -где находится (показать на карте); -вид заповедника; -когда был образован; -природные условия; -растения и животные заповедника; -занятия ученых в заповеднике. -Проверка работы в парах (Слайды 4-10 Астраханский заповедник, 11-14 Ильменский заповедник, 15-17 Приокско-Террасный заповедник, 18-21 Кандалакшский заповедник)
- А на территории нашей области есть заповедники? ( Нет. В Саратовской области есть Хвалынский национальный парк) (Презентация) 8.Рефлексия -Что нового узнали на уроке? Какие открытия сегодня сделали? -Достигли ли вы поставленной цели урока? -Каким способом достигали целей? -Кто больше всех помогал на уроке? -Оцените свою работу на уроке смайликом. -А сейчас составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
9.Домашнее задание (дифференцированное): 1.обязательное: стр.60-65 пересказ, ТПО № 76,77 (экологические проблемы нашего края, растения и животные Красной книги нашего края) 2.творческое: выполните мини-проект: а)«Преобрази свой двор» (нарисовать или сделать макет своего двора ) б)«Правила поведения на природе в знаках»(нарисовать знаки правил поведения на природе) в)«Стань природе другом» (сочинить стихотворение «Береги природу») Карточка № 1. 1.Что такое научно-техническая революция? ______________________________________ ______________________________________ 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды- б)Металлический прибор для глажения- в)Устройство для обогрева помещения- г)Шкаф для хранения продуктов в холоде- д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них- Карточка № 2. 1.Перечисли современные научно-технические достижения 20-21 века: 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды- б)Металлический прибор для глажения- в)Устройство для обогрева помещения- г)Шкаф для хранения продуктов в холоде- д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них-
I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова) Экология - Эколог - Конвенция- Заповедник – Заказник- Лесопарк- Красная книга – II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»? (учебник стр. 60-61) III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями (учебник стр. 61) IV группа «Защитники природы» будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» ? (учебник стр. 62-64) V группа «Охрана растений и животных» будет искать ответ на вопрос «Куда заносятся растения и животные находящиеся на грани вымирания,исчезновения»? -Когда была учреждена Красная книга ? -Какие животные и растения туда заносятся? -Какого цвета ее страницы? -Что обозначает цвет страниц?
План сбора информации о заповеднике: -где находится (показать на карте): -вид заповедника:
-когда был образован:
-природные условия:
-растения и животные заповедника:
-занятия ученых в заповеднике: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Природа залечивает свои раны" Школа 2100
Данный урок знакомит учащихся с природными факторами восстановления экосистем...
Урок окружающего мира "Природа и рукотворный мир" 1 класс "Гармония".
Конспект урока окружающего мира для 1 класса....
Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"
Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...
урок окружающего мира "Природа и мы" 1 класс
Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"....
Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова
Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...
Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс
Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...
Урок окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"
Урок разработан соответствует ФГОС...