рабочая программа по окр. миру 4 кл УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа по окр. миру 4 кл УМК Гармония с указанием всех формируемых УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru_4_kl_umk_garmoniya.docx | 82.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ №_______ от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__» _________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
___________И.А.Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
базовый уровень
класс 4 б
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Тарарыкова Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016 г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса.
Количество недельных часов – 2.
Количество часов в год – 68, из них 17 часов модуль предметно практико-ориентированной направленности «Край родной».
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая программа составлена с учетом плана МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М.Ольденбургской, на основе примерной программы учебного предмета «Окружающий мир», примерной основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»). Новые разделы и темы не добавлялись.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13
«О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от
25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего
образования, программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
- создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;
- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
При этом решаются следующие задачи:
- развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
2.Общая характеристика учебного предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа» и «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия успешного продолжения образования в основной школе.
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОУ всего на изучение учебного курса «Окружающий мир» на уровне начального общего образования в МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 ч (2ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 68 (2ч в неделю, 34 учебных недель), в 3 классе 68 (2ч в неделю, 34 учебных недель), в 4 классе 68 (2ч в неделю,34 учебных недель).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
5. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные универсальные учебные действия
У четвероклассника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- понимание важности здорового образа жизни;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
У четвероклассника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- наблюдать и сопоставлять выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра;
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Четвероклассник в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря),залежи разных полезных ископаемых;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
- выявлять связи живых организмов; в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследований и фиксировать их в предложенной форме;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи, макеты) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов.
Четвероклассник получит возможность научиться
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- пользоваться масштабом при чтении карт;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника или выбранной самостоятельно), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» четвероклассник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
-рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя изображения государственных зданий, исторических памятников, театров и др. объектов культуры;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
- различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков; трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
- рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края;
- находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель;
- находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и др. выдающихся деятелях России;
- оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояние народов, населяющих её.
В результате изучения правил безопасной жизни четвероклассник научится:
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
- составлять и выполнять режим дня.
в предложенной форме четвероклассник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни;
- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
6. Cодержание учебного предмета
№ п/п | Название темы | Коли чество часов | Основное содержание, темы, термины и понятия. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Ориентирование в пространстве и во времени | 5 | Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени. Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. | урок практическая работа учебная экскурсия | наблюдение эксперимент работа с книгой решение познавательных задач подготовка и представление публичного выступления в виде презентации |
2 | Способы изображения объектов окружающего мира | 7 | Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий. Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии. | урок практическая работа учебная экскурсия | слушание наблюдение систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем работа с книгой |
3 | Природные богатства России | 7 | Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. | урок практическая работа учебная экскурсия | наблюдение эксперимент работа с книгой решение познавательных задач подготовка и представление публичного выступления в виде презентации |
4 | Природные зоны и природные сообщества | 11 | Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ. Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения. | урок практическая работа учебная экскурсия | наблюдение эксперимент работа с книгой решение познавательных задач подготовка и представление публичного выступления в виде презентации |
5 | Важнейшие события в истории Отечества | 12 | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во времена правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 Мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним. | урок проектная деятельность | слушание систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем работа с книгой |
6 | Материки, океаны, страны и народы Земли | 8 | Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России. | практическая работа учебная экскурсия проектная деятельность урок | решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем слушание наблюдение систематизация знаний работа с книгой |
7 | Край родной | 17 | Географическое положение области и Рамонского района. Герб и флаг области и Рамонского района. Воронеж-колыбель российского флота. Строительство кораблей в с. Ступино и Рамони. Роль Ольденбургских в развитии Рамони. Край во время Вов 1941-1945гг. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего края. Туристическое направление развития района. Культурные традиции и ценности. Рамонский край – родина глиняной игрушки. Карачунские свистушки. Мастера современной рамонской игрушки. Заповедники Воронежской области. Реки, озера края. Искусственные водоемы. Использование водоемов в хозяйственной деятельности. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр родного края. | проектная деятельность учебная экскурсия викторина игра-путешествие конкурсы | наблюдение работа с книгой решение познавательных задач подготовка и представление публичного выступления в виде презентации |
Итого | 68 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки изучения | Дата фактическая | Примечания |
1 | Путешествия – источник знаний | 01-02.09.2016 | ||
2 | Природные явления и счет времени. | 05-09.09.2016 | ||
3 | Историческое время. Лента времени. | 05-09.09.2016 | ||
4-5 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по компасу. | 12-16. 09.2016 | ||
6 | Способы изображения предметов. Масштаб и его использование. | 19-23.09.2016 | ||
7 | План местности. Топографические знаки. | 19-23.09.2016 | ||
8 | Географические и исторические карты. | 26-30.09.2016 | ||
9 | Глобус – модель Земли. | 26-30.09.2016 | ||
10 | Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта. | 03-07.10.2016 | ||
11 | Земля – планета Солнечной системы. | 03-07.10.2016 | ||
12 | Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю. | 10-14.10.2016 | ||
13-14 | Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России. | 10-14.10.2016 17-21.10.2016 | ||
15 | Горные породы и минералы, их образование, разведка и добыча. | 17-21.10.2016 | ||
16 | Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве. | 24-28.10.2016 | ||
17 | Горючие полезные ископаемые, их использование. | 24-28.10.2016 | ||
18-19 | Альтернативные источники энергии. | 31.10.2016- 04.11.2016 | ||
20 | Природные зоны России. | 14-18.11.2016 | ||
21 | Суровая Арктика. | 14-18.11.2016 | ||
22 | Ранимая тундра. | 21-25.11.2016 | ||
23 | Зона лесов. | 21-25.11.2016 | ||
24 | Степные просторы. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
25 | Жаркие пустыни. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
26 | Природные зоны России. Обобщающий урок. | 05-09.12.2016 | ||
27 | Природа гор. | 05-09.12.2016 | ||
28 | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах | 12-16.12.2016 | ||
29 | Болота, их значение для природы и человека. | 12-16.12.2016 | ||
30 | Жизнь луга | 19-23.12.2016 | ||
31 | Восточные славяне, их соседи. | 19-23.12.2016 | ||
32 | Образование Древнерусского государства. | 26-28.12.2016 | ||
33 | Край, в котором мы живем. Географическое положение Воронежской области и Рамонского района. | 16-20.01.2017 | ||
34 | Крещение Руси. | 16-20.01.2017 | ||
35 | Герб и флаг Воронежской области и Рамонского района. | 23-27.01.2017 | ||
36 | Как распалась Древняя Русь. | 23-27.01.2017 | ||
37 | Животный и растительный мир Воронежской области. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
38 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в XII веке. Как объединяли и освобождали Русь. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
39 | Водоемы Воронежской области. | 06-10.02.2017 | ||
40 | Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного. | 06-10.02.2017 | ||
41 | Заповедники Воронежской области. | 13-17.02.2017 | ||
42 | Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых. | 13-17.02.2017 | ||
43 | Российская империя при Петре I. Петр I в Воронежском крае. | 20-24.02.2017 | ||
44 | Развитие Российской империи при правлении Екатерины II. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России. | 20-24.02.2017 | ||
45 | Петр I в Воронежском крае. Экскурсия в школьный музей. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
46 | Россия до 1917 года. Исторические события в России в начале XX века. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
47 | Исторические события в Рамони в начале XX века. Экскурсия в школьный музей. | 06-10.03.2017 | ||
48 | Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы. | 06-10.03.2017 | ||
49 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Наш край в годы ВОВ. | 13-17.03.2017 | ||
50 | Советский Союз в послевоенные годы. | 13-17.03.2017 | ||
51 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Освобождение сёл Рамонского района. | 20-24.03.2017 | ||
52 | Начало перестройки. Современная Россия. | 20-24.03.2017 | ||
53 | Кем и чем гордится Россия. | 03-07.04.2017 | ||
54 | Океаны Земли. Жизнь в море. | 03-07.04.2017 | ||
55 | Кем и чем гордится Воронежский край. | 10-14.04.2017 | ||
56 | Крупнейший материк Земли, его природа, население. | 10-14.04.2017 | ||
57 | Кем и чем гордится Воронежский край. | 17-21.04.2017 | ||
58 | Африка, ее природа. Исследователи Африки | 17-21.04.2017 | ||
59 | Кем и чем гордится Воронежский край. | 24-28.04.2017 | ||
60 | Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки | 24-28.04.2017 | ||
61 | Сельское хозяйство Воронежской области и Рамонского района. | 02-05.05.2017 | ||
62 | Австралия. Уникальные растения и животные материка. Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка. | 02-05.05.2017 | ||
63 | Сельское хозяйство Воронежской области и Рамонского района. | 10-12.05.2017 | ||
64 | Страны и народы мира. Земля – планета жизни. | 10-12.05.2017 | ||
65 | Промышленность Воронежской области и Рамонского района. | 15-19.05.2017 | ||
66 | Страны и народы мира. Земля – планета жизни. | 15-19.05.2017 | ||
67-68 | Резерв | 22-26.05.2017 |
Календарно-тематическое планирование модуля «Край родной»
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки изучения | Дата фактическая | Примечания |
1 | Край, в котором мы живем. Географическое положение Воронежской области и Рамонского района. | 16-20.01.2017 | ||
2 | Герб и флаг Воронежской области и Рамонского района. | 23-27.01.2017 | ||
3 | Животный и растительный мир Воронежской области. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
4 | Водоемы Воронежской области. | 06-10.02.2017 | ||
5 | Заповедники Воронежской области. | 13-17.02.2017 | ||
6 | Российская империя при Петре I. Петр I в Воронежском крае. | 20-24.02.2017 | ||
7 | Петр I в Воронежском крае. Экскурсия в школьный музей. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
8 | Исторические события в Рамони в начале XX века. Экскурсия в школьный музей. | 06-10.03.2017 | ||
9 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Наш край в годы ВОВ. | 13-17.03.2017 | ||
10 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Освобождение сёл Рамонского района. | 20-24.03.2017 | ||
11 | Кем и чем гордится Россия. | 03-07.04.2017 | ||
12-14 | Кем и чем гордится Воронежский край. | 10-14.04.2017 17-21.04.2017 24-28.04.2017 | ||
15-16 | Сельское хозяйство Воронежской области и Рамонского района. | 02-05.05.2017 10-12.05.2017 | ||
17 | Промышленность Воронежской области и Рамонского района. | 15-19.05.2017 |
8. Учебно-методическое обеспечение
Класс | Программа | Учебник | Учебно-методическое обеспечение |
4 | Гармония | Поглазова, О.Т., Шилин, В.Д. Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2частях. -8-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 176 с.: ил. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Демонстрационный экземпляр глобуса;
- Комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- Комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- Демонстрационный экземпляр флюгера;
- Демонстрационный экземпляр барометра;
- Демонстрационный экземпляр бинокля;
- Демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- Демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
- Посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
- Измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
- Компьютер;
- Презентационные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Гармония
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по окружа...
Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру для 4класса (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Гармония"
Рабочая программа по окружающему миру НОО 1-4класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...